Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профилактика употребления ПАВ в сфере досуга
Согласно Концепции, необходимо осуществить организацию профилактической работы на уровне дома, двора, уличного микросоциума, школьного микрорайона. Нужны программы формата «Образовательное учреждение-микрорайон-семья». Цель – обеспечение преемственности и непрерывности воспитательно-профилактической работы в образовательной среде. Формы работы:
Содержание работы:
Магистральной целью профилактики, согласно Концепции, является воспитание успешного и эффективного молодого человека, обладающего психическим и нравственным здоровьем [15:151-179]. Таким образом, Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР) в образовательной среде обозначила основные цели профилактики на государственном и на региональном уровне и даёт ориентиры для согласованного взаимодействия школы, семьи, досуговой среды. Это – главное достоинство программы. Эти идеи сохраняют свою актуальность и сейчас. Но есть и серьёзные недостатки. Во-первых, несмотря на заявленную цель профилактики употребления всех видов ПАВ, в документе в основном речь идёт о профилактике наркомании, изредка упоминается ранняя алкоголизация и совсем не упоминается курение. Между тем, именно с алкоголя и табака начинается процесс приобщения к одурманивающим веществам. Во-вторых, выстраивая систему профилактики в образовательной среде, авторы ничего не говорят о мировоззренческой составляющей. Хотя мировоззренческие знания не являются единственно необходимыми или определяющими в профилактике употребления одурманивающих веществ, совсем без них не обойтись даже в начальной школе. В-третьих, в этом документе, как и в других государственных документах, не используются понятия «трезвость», «трезвый образ жизни», а это значит, что цель профилактики чётко не обозначена, главная стратегия, которую преследуют создатели программы – «уменьшение вреда» – задержать процесс вовлечения, снизить, отсрочить. Трезвый идеал не всегда достижим, но если он будет обозначен, то ясным будет и направление пути.
Во всех зарубежных профилактических программах указывается, что образовательные программы эффективны только тогда, когда на государственном уровне проводится чёткая антиалкогольная/антитабачная/антинаркотическая политика. Следовательно, профилактика в образовательной среде должна рассматриваться в неотрывной связи с государственной политикой в целом. Выводы к главе 1
Основная литература
Глава 2. Подходы к трезвенному воспитанию в образовательном процессе
2.1. Методологические подходы к образовательному процессу Подход в педагогическом смысле – это «методологическая ориентация учителя или руководителя учреждения, побуждающая к использованию определённой характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и способов педагогической деятельности» [35:69]. «Подход отражает, в той или иной мере, оформленную концептуализацию педагогической реальности» [6:38]. Понятие «подход» понимается как комплексное педагогическое средство, включающее три основных компонента:
Образовательный процесс необходимо осуществлять на основе определённых методологических подходов. В современной педагогической литературе существует ряд описаний педагогических подходов.
С нашей точки зрения, в трезвенном воспитании без широкого понимания образовательного процесса в целом не обойтись. Поэтому мы рассмотрим методологические подходы к трезвенному воспитанию на двух уровнях: общепедагогическом и специальном (профилактическом). Общепедагогический уровень помогает понять общую картину образовательного процесса. Специальный (профилактический) уровень раскрывает специфику процесса трезвенного воспитания. Рассмотрим эти подходы. Общепедагогические подходы Педагогическая мысль разработала десятки различных общепедагогических подходов к образованию, причём образование понимается как единство обучения, воспитания и развития. Наиболее известны классификации Н. Ф. Головановой, В. В. Анисимова, Г. К. Селевко [6:38-47; 1:217; 36:69-73]. Опираясь на данные предшествующих исследований, мы предлагаем свою классификацию подходов, представляющих интерес с точки зрения профилактики. Формирующий подход Сторонников этого подхода (И. З. Гликман, А. И. Кочетов, Б. Т. Лихачёв, Г. Н. Филонов) отличает убеждённость, что воспитание ребёнка напрямую зависит от воспитательного воздействия словом, примером, делом. Технологически воспитание на основе формирующего подхода организуется в поведенческой модели: «показать образец» – «объяснить» – «упражнять». Формирующая технология позволяет управлять поведением ребёнка через поощрение социально положительных действий и ограничение социально неприемлемых. В основе модели лежит бихевиористический взгляд на личность. «Воспитание как формирование» всегда ориентировано на систему устойчивых мотивов воспитанников, на основе которых вырабатываются определённые качества личности. Набор этих качеств напрямую связан с политикой и идеологией. Отсюда – «Правила для учащихся», «Кодекс чести» и т. п. Отказываться от формирующего подхода в трезвенном воспитании, на наш взгляд, не следует. Трезвость – это в какой-то мере и идеологическое понятие. Те учебные заведения, которые в свои Уставы, Правила для учащихся, Кодексы чести включают запреты на употребление одурманивающих веществ, на фоне массовой наркотизации только выигрывают. Культурологический подход Культурологический подход базируется на идее интеграции личности в мировую культуру и заключается в опоре на следующую закономерность: воспитание личности будет более эффективным, если оно интегрировано в контекст культуры (В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, С. Ю. Курганова, Н. Е. Щуркова).
Культурологический подход к воспитанию ориентирует педагога, прежде всего, на то, что именно русская культура, народные традиции, национальная педагогика должны стать основой воспитательного процесса. Поэтому говоря о культурологическом подходе к воспитанию русского человека нельзя обойти такие особенности русской культуры, как воспитание человека с ориентацией на духовно-нравственные ценности, развитие его христианской морали, утверждение идеи соборности, неприятие эгоизма и индивидуализма. Рассматривая и обобщая основные идеи культурологического подхода к воспитанию, В. И. Андреев пишет: «одной из приоритетных целей воспитания является развитие личности как человека культуры; 2) эффективность воспитания во многом зависит от уровня общей культуры (нравственной, физической, эстетической и т. д.), а также его профессиональной культуры; 3) в воспитании в качестве базиса и приоритета должна быть национальная культура и соответственно этнопедагогика; 4) в воспитании необходимо учитывать социокультурную ситуацию; 5) уровень культуры родителей играет важную, а порой решающую роль в воспитании личности; 6) достижения мировой культуры должны быть выделены в контексте процесса воспитания» [1:217-231]. Культурологический подход к трезвенному воспитанию ориентирует педагога на то, что в русской культуре трезвости всегда было больше, чем пьянства. Трезвость в православии – нравственная категория. Трезвость в исламе – единственная альтернатива. Социализирующий подход Методологические основания социализирующего подхода (В. Г. Бочаров, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, М. В. Шакурова, В. Р. Ясницкая) заложили представители прагматических идей разных философских и социологических направлений (Дж. Дьюи и др.). Идеи социального воспитания были с энтузиазмом восприняты советской педагогикой в 20-е года ХХ столетия. В рамках этой концепции удавалось результативно решать вопросы школьного самоуправления, организации школьных кооперативов, объединение детей по интересам. Сущность социализирующего воспитания сводится к следующему:
Социализирующий подход уделяет специальное внимание основным институтам социализации – семье, школе, сообществу сверстников. Социализирующий подход в трезвенном воспитании означает вовлечённость учащихся в борьбу за трезвый образ жизни, в добровольческую деятельность. Трезвенная деятельность учащихся способствует выработке у них социально значимых качеств, обретению личного жизненного опыта, создаёт условия для усвоения норм, ценностей и установок трезвости. Синергетический подход Синергетический подход к воспитанию (В. А. Игнатова, С. В. Кульневич, Н. М. Таланчук, С. С. Шевелева) сложился на основе самоорганизации сложных систем (Герман Хакен). В силу нестабильности современной жизни и информационного хаоса в воспитании нелегко установить, какие преобразования мотивационно-ценностной системы личности происходят под воздействием педагога, а какие в результате собственных духовных поисков, приобретения жизненного опыта. Иногда достаточно случайности (флуктуации), чтобы «одним ударом» истребить самые дурные наклонности и закоренелые привычки (К. Д. Ушинский). С позиций синергетического подхода можно объяснить и эффективность «метода взрыва», применяемого А. С. Макаренко для исправления воспитанников. Синергетический подход отстаивает значимость внутреннего потенциала личности, который обязан учитываться в процессе педагогического влияния. Любая реальная жизненная ситуация всегда связана для ребёнка с проблемой выбора, для решения которой недостаточно выученных правил поведения и запечатлённых в памяти жизненных ситуаций. Главные тенденции изменения личности возникают в области ценностей и нравственных установок. Синергетический подход к трезвенному воспитанию означает опору на внутренний потенциал личности, сосредоточенность воспитательных усилий на формировании мотивационно-ценностного отношения к трезвости как основы для принятия положительных решений в ситуации выбора. Герменевтический подход Герменевтический подход (А. Ф. Закирова, В. П. Зинченко, Ю. В. Сенько, И. Ф. Сулима). В основе подхода лежит герменевтика – философская теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений (В. Дильтей, Г. Гадамер, Э. Гуссерль). С позиций герменевтики, воспитание – это обращение к психическому опыту субъекта, который проявляется как переживание. Поэтому важными атрибутами воспитательного процесса становятся песни, стихи, эссе, автобиографические записки, дневники, письма. Эти продукты детского творчества должны быть приняты воспитателем – не оценены, а именно приняты как личностная ценность ребёнка. Воспитатель признаёт особую важность системы ценностей ребёнка. Воспитывающее влияние нацелено не на разрешение проблем, а на идентификацию ценностей. Герменевтический подход, который понимается как переживание, очень важен для формирования ценностного отношения к трезвости. Только логические формы образования являются недостаточными. Необходимо использовать и весь арсенал внелогических форм: песни, стихи, художественные фильмы, литературу, произведения живописи и т. д.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.83.20 (0.066 с.) |