Профилактика употребления ПАВ в сфере досуга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика употребления ПАВ в сфере досуга



Согласно Концепции, необходимо осуществить организацию профилактической работы на уровне дома, двора, уличного микросоциума, школьного микрорайона. Нужны программы формата «Образовательное учреждение-микрорайон-семья». Цель – обеспечение преемственности и непрерывности воспитательно-профилактической работы в образовательной среде.

Формы работы:

  • общественные клубы;
  • учреждения дополнительного образования детей;
  • центры социально-реабилитационной направленности.

Содержание работы:

  • благоустройство микрорайона,
  • конкурсы на лучшие дворовые площадки;
  • помощь в устройстве на работу подростков во время каникул и т. п.

Магистральной целью профилактики, согласно Концепции, является воспитание успешного и эффективного молодого человека, обладающего психическим и нравственным здоровьем [15:151-179].

Таким образом, Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР) в образовательной среде обозначила основные цели профилактики на государственном и на региональном уровне и даёт ориентиры для согласованного взаимодействия школы, семьи, досуговой среды. Это – главное достоинство программы. Эти идеи сохраняют свою актуальность и сейчас. Но есть и серьёзные недостатки.

Во-первых, несмотря на заявленную цель профилактики употребления всех видов ПАВ, в документе в основном речь идёт о профилактике наркомании, изредка упоминается ранняя алкоголизация и совсем не упоминается курение. Между тем, именно с алкоголя и табака начинается процесс приобщения к одурманивающим веществам.

Во-вторых, выстраивая систему профилактики в образовательной среде, авторы ничего не говорят о мировоззренческой составляющей. Хотя мировоззренческие знания не являются единственно необходимыми или определяющими в профилактике употребления одурманивающих веществ, совсем без них не обойтись даже в начальной школе.

В-третьих, в этом документе, как и в других государственных документах, не используются понятия «трезвость», «трезвый образ жизни», а это значит, что цель профилактики чётко не обозначена, главная стратегия, которую преследуют создатели программы – «уменьшение вреда» – задержать процесс вовлечения, снизить, отсрочить.

Трезвый идеал не всегда достижим, но если он будет обозначен, то ясным будет и направление пути.

Во всех зарубежных профилактических программах указывается, что образовательные программы эффективны только тогда, когда на государственном уровне проводится чёткая антиалкогольная/антитабачная/антинаркотическая политика. Следовательно, профилактика в образовательной среде должна рассматриваться в неотрывной связи с государственной политикой в целом.

Выводы к главе 1

  1. В своём развитии трезвенная мысль прошла долгий и тернистый путь от первого предположения о том, что посредством сурового наказания можно предупредить пьянство, до современных теорий и практик формирования трезвого образа жизни.
  2. Появление собриологической теории, которая сейчас оформляется в отдельную науку собриологию – объективный итог творческих поисков путей сохранения естественной трезвости и её восстановления в случае утраты. Ключевыми понятиями для собриологии являются «трезвость», «трезвенник», «трезвый образ жизни», «трезвение», «трезвеннический/трезвенный».
  3. Трезвость, в светском понимании, – это естественное биологическое состояние человеческого организма, свободное от отравлений любыми одурманивающими веществами, сознательный отказ от их употребления, а трезвенник – это человек, который сознательно сохраняет естественную трезвость или навсегда восстановил её в случае утраты. В православном понимании, – это ещё и нравственная категория, которая выходит за рамки просто неупотребления одурманивающих веществ и предполагает здравомыслие и состояние трезвения, т. е. постоянной бдительности сердца против всего аморального и дурного.
  4. Психосоциальная модель ставит своей целью повышение психологических и социальных защитных факторов личности.
  5. Субъектами профилактики употребления АТН являются: во-первых, государство и регионы; во-вторых, региональная образовательная среда: семейная среда, среда образовательного учреждения, досуговая среда.

Основная литература

  1. Аникин С. С. Информационное пространство как фактор становления трезвенного мировоззрения: Монография / С. С. Аникин; Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2004. – С. 8
  2. Башарин К. Г. Дорогой знаний. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2007. – С. 85
  3. Доклад «Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меру противодействия». http://optimalist.narod.ru/doclad.pdf
  4. Колесов Д. В. Учителю о наркомании. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт. – 1999. – С. 28-30.
  5. Комитет экспертов ВОЗ по проблемам, связанным с потреблением алкоголя. Второй доклад. Серия технических докладов ВОЗ, доклад № 944.
  6. Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, утверждённой распоряжением Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года (№1563-р). http://правительство.рф/gov/results/12407/
  7. Коняев В. А. Что такое трезвость? // Соратник. – 2001. – июнь. – С. 3.
  8. Коростин М., Трушов В. И рыбку скушать, и косточками не подавиться // АиФ-Липецк. – 2011. – №13. – С. 20.
  9. Красовский К. Трезвенники. http://www.adic.org.ua/mnat/
  10. Маюров А. Н. Основные термины и понятия, применяемые в антинаркотической воспитательной профилактической работе с подростками и молодёжью. – Н. Новгород, 2004. – С. 177; 198-199.
  11. Михайлов В. А. Здоровый образ жизни в православном понимании. // Трезвение. Газета Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение». – 2008. – №7. – С. 4; №8. – С 4.
  12. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.9. Ск-Ун. – М.: Большая Российская энциклопедия, ООО «ТД», «Изд-во Мир книги». – 2007. – 512 с.
  13. Temperance movements. http://en.wikipedia.org/wiki/Temperance_movements
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. №561 «О Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы. http://www.narkotiki.ru/jrussia_5991.html
  15. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодёжи. – М.: Academia. АМК и ПРО, 2001. – 183 с.
  16. Распоряжение правительства РФ от 30 декабря 2009 г. №2128-Р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г.» http://bazazakonov.ru/doc/?ID=1621879
  17. Словарь Оптималиста (составитель и редактор Е. Батраков). Абакан, 2001. – 60 с.
  18. Справочное пособие по ресурсам помощи Липецка и Липецкой области для зависимых от наркотиков и алкоголя, ВИЧ-инфицированных, родственников и специалистов. – Липецк: Липецкая областная общественная организация «Родители – против наркотиков», 2009. – 64с.
  19. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: около 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия. Институт русского языка им. В. Виноградова. – 4-е изд., Дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.
  20. Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля / Сост. Н. В. Шахматова и др. – Спб.: ИД «Весь». – 2004. – 736с.
  21. Трезвость и трезвение. // Трезвение. – 2008. – №6. – С. 3.
  22. Федотов М. И. Чувашия – без табака // Профилактика табакокурения в молодёжной среде. М.: Институт психологии и педагогики, 2009. – С. 65-67.
  23. Указ Президента Российской Федерации № 690 от 9 июня 2010 года «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года». http://www.narkotiki.ru/jrussia_6800.html
  24. Шичко Г. А. Классификация людей в зависимости от их отношения к алкогольным «напиткам». http://www.optimalist.narod.ru/shichko8.htm
  25. Федеральный закон Российской Федерации от 22.12.2008 №268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=82841
  26. Халтурина Д. А., Коротаев А. В. Алкогольная катастрофа. Как остановить вымирание России? // Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России. М.: ЛЕНАНД, 2008. – С. 46-47. http://www.arhiv.tvereza.info/books/alcokatastrofa.rar

Глава 2. Подходы к трезвенному воспитанию в образовательном процессе

  • 2.1. Методологические подходы к образовательному процессу
  • 2.2. Общепедагогические подходы
    • 2.2.1. Формирующий подход
    • 2.2.2. Культурологический подход
    • 2.2.3. Социализирующий подход
    • 2.2.4. Синергетический подход
    • 2.2.5. Герменевтический подход
    • 2.2.6. Аксиологический (ценностный) подход
    • 2.2.7. Антропологический подход
    • 2.2.8. Эко-психотерапевтический подход
    • 2.2.9. Личностно-ориентированный подход
    • 2.2.10. Деятельностный подход
    • 2.2.11. Гуманистический подход
    • 2.2.12. Компетентностный подход
    • 2.2.13. Другие подходы
  • 2.3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
    • 2.3.1. Кризис духовности и национальная русская идея
    • 2.3.2. Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания
    • 2.3.3. Особенности православного воспитания
    • 2.3.4. Ценностный компонент духовно-нравственного воспитания
    • 2.3.5. Условия усвоения духовно-нравственных ценностей
    • 2.3.6. Концепция развития и воспитания безопасной/жизнеспособной личности
  • 2.4. Специальный (профилактический) подход к трезвенному воспитанию
    • 2.4.1. Зарубежные модели школьных профилактических программ
    • 2.4.2. Отечественные модели школьных профилактических программ
      • 2.4.2.1. Дореволюционный этап
      • 2.4.2.2. Ранний послереволюционный этап
      • 2.4.2.3. Современный этап
  • Выводы к главе 2

2.1. Методологические подходы к образовательному процессу

Подход в педагогическом смысле – это «методологическая ориентация учителя или руководителя учреждения, побуждающая к использованию определённой характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и способов педагогической деятельности» [35:69].

«Подход отражает, в той или иной мере, оформленную концептуализацию педагогической реальности» [6:38].

Понятие «подход» понимается как комплексное педагогическое средство, включающее три основных компонента:

  • основные понятия, используемые в образовательном процессе;
  • принципы как исходные положения или правила осуществления педагогической деятельности, которые и оказывают главное влияние на отбор содержания, форм и способов организации образовательной деятельности;
  • методы и приёмы построения образовательного процесса [36:69].

Образовательный процесс необходимо осуществлять на основе определённых методологических подходов. В современной педагогической литературе существует ряд описаний педагогических подходов.

С нашей точки зрения, в трезвенном воспитании без широкого понимания образовательного процесса в целом не обойтись. Поэтому мы рассмотрим методологические подходы к трезвенному воспитанию на двух уровнях: общепедагогическом и специальном (профилактическом).

Общепедагогический уровень помогает понять общую картину образовательного процесса.

Специальный (профилактический) уровень раскрывает специфику процесса трезвенного воспитания.

Рассмотрим эти подходы.

Общепедагогические подходы

Педагогическая мысль разработала десятки различных общепедагогических подходов к образованию, причём образование понимается как единство обучения, воспитания и развития. Наиболее известны классификации Н. Ф. Головановой, В. В. Анисимова, Г. К. Селевко [6:38-47; 1:217; 36:69-73].

Опираясь на данные предшествующих исследований, мы предлагаем свою классификацию подходов, представляющих интерес с точки зрения профилактики.

Формирующий подход

Сторонников этого подхода (И. З. Гликман, А. И. Кочетов, Б. Т. Лихачёв, Г. Н. Филонов) отличает убеждённость, что воспитание ребёнка напрямую зависит от воспитательного воздействия словом, примером, делом. Технологически воспитание на основе формирующего подхода организуется в поведенческой модели: «показать образец» – «объяснить» – «упражнять». Формирующая технология позволяет управлять поведением ребёнка через поощрение социально положительных действий и ограничение социально неприемлемых. В основе модели лежит бихевиористический взгляд на личность.

«Воспитание как формирование» всегда ориентировано на систему устойчивых мотивов воспитанников, на основе которых вырабатываются определённые качества личности. Набор этих качеств напрямую связан с политикой и идеологией. Отсюда – «Правила для учащихся», «Кодекс чести» и т. п. Отказываться от формирующего подхода в трезвенном воспитании, на наш взгляд, не следует. Трезвость – это в какой-то мере и идеологическое понятие. Те учебные заведения, которые в свои Уставы, Правила для учащихся, Кодексы чести включают запреты на употребление одурманивающих веществ, на фоне массовой наркотизации только выигрывают.

Культурологический подход

Культурологический подход базируется на идее интеграции личности в мировую культуру и заключается в опоре на следующую закономерность: воспитание личности будет более эффективным, если оно интегрировано в контекст культуры (В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, С. Ю. Курганова, Н. Е. Щуркова).

Культурологический подход к воспитанию ориентирует педагога, прежде всего, на то, что именно русская культура, народные традиции, национальная педагогика должны стать основой воспитательного процесса. Поэтому говоря о культурологическом подходе к воспитанию русского человека нельзя обойти такие особенности русской культуры, как воспитание человека с ориентацией на духовно-нравственные ценности, развитие его христианской морали, утверждение идеи соборности, неприятие эгоизма и индивидуализма.

Рассматривая и обобщая основные идеи культурологического подхода к воспитанию, В. И. Андреев пишет: «одной из приоритетных целей воспитания является развитие личности как человека культуры; 2) эффективность воспитания во многом зависит от уровня общей культуры (нравственной, физической, эстетической и т. д.), а также его профессиональной культуры; 3) в воспитании в качестве базиса и приоритета должна быть национальная культура и соответственно этнопедагогика; 4) в воспитании необходимо учитывать социокультурную ситуацию; 5) уровень культуры родителей играет важную, а порой решающую роль в воспитании личности; 6) достижения мировой культуры должны быть выделены в контексте процесса воспитания» [1:217-231].

Культурологический подход к трезвенному воспитанию ориентирует педагога на то, что в русской культуре трезвости всегда было больше, чем пьянства. Трезвость в православии – нравственная категория. Трезвость в исламе – единственная альтернатива.

Социализирующий подход

Методологические основания социализирующего подхода (В. Г. Бочаров, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, М. В. Шакурова, В. Р. Ясницкая) заложили представители прагматических идей разных философских и социологических направлений (Дж. Дьюи и др.). Идеи социального воспитания были с энтузиазмом восприняты советской педагогикой в 20-е года ХХ столетия. В рамках этой концепции удавалось результативно решать вопросы школьного самоуправления, организации школьных кооперативов, объединение детей по интересам.

Сущность социализирующего воспитания сводится к следующему:

  • воспитание подрастающего поколения в социуме, в гуще жизни;
  • целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для успешной социализации;
  • педагогическая организация приобретения воспитанниками личностного жизненного опыта, опыта поведения в деятельности;
  • педагогическая защита детства (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних);
  • педагогически организованное освоение личностью норм, ценностей, установок, принятых в обществе;
  • педагогическая поддержка творческой самореализации личности в социуме.

Социализирующий подход уделяет специальное внимание основным институтам социализации – семье, школе, сообществу сверстников. Социализирующий подход в трезвенном воспитании означает вовлечённость учащихся в борьбу за трезвый образ жизни, в добровольческую деятельность. Трезвенная деятельность учащихся способствует выработке у них социально значимых качеств, обретению личного жизненного опыта, создаёт условия для усвоения норм, ценностей и установок трезвости.

Синергетический подход

Синергетический подход к воспитанию (В. А. Игнатова, С. В. Кульневич, Н. М. Таланчук, С. С. Шевелева) сложился на основе самоорганизации сложных систем (Герман Хакен). В силу нестабильности современной жизни и информационного хаоса в воспитании нелегко установить, какие преобразования мотивационно-ценностной системы личности происходят под воздействием педагога, а какие в результате собственных духовных поисков, приобретения жизненного опыта. Иногда достаточно случайности (флуктуации), чтобы «одним ударом» истребить самые дурные наклонности и закоренелые привычки (К. Д. Ушинский). С позиций синергетического подхода можно объяснить и эффективность «метода взрыва», применяемого А. С. Макаренко для исправления воспитанников.

Синергетический подход отстаивает значимость внутреннего потенциала личности, который обязан учитываться в процессе педагогического влияния. Любая реальная жизненная ситуация всегда связана для ребёнка с проблемой выбора, для решения которой недостаточно выученных правил поведения и запечатлённых в памяти жизненных ситуаций. Главные тенденции изменения личности возникают в области ценностей и нравственных установок. Синергетический подход к трезвенному воспитанию означает опору на внутренний потенциал личности, сосредоточенность воспитательных усилий на формировании мотивационно-ценностного отношения к трезвости как основы для принятия положительных решений в ситуации выбора.

Герменевтический подход

Герменевтический подход (А. Ф. Закирова, В. П. Зинченко, Ю. В. Сенько, И. Ф. Сулима). В основе подхода лежит герменевтика – философская теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений (В. Дильтей, Г. Гадамер, Э. Гуссерль).

С позиций герменевтики, воспитание – это обращение к психическому опыту субъекта, который проявляется как переживание. Поэтому важными атрибутами воспитательного процесса становятся песни, стихи, эссе, автобиографические записки, дневники, письма. Эти продукты детского творчества должны быть приняты воспитателем – не оценены, а именно приняты как личностная ценность ребёнка. Воспитатель признаёт особую важность системы ценностей ребёнка. Воспитывающее влияние нацелено не на разрешение проблем, а на идентификацию ценностей. Герменевтический подход, который понимается как переживание, очень важен для формирования ценностного отношения к трезвости. Только логические формы образования являются недостаточными. Необходимо использовать и весь арсенал внелогических форм: песни, стихи, художественные фильмы, литературу, произведения живописи и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.83.20 (0.066 с.)