Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личностно-ориентированный подход
Многие прогрессивные воспитательные школы использовали в своих системах именно этот подход – вальдорфская школа Р. Штейнера (1861-1925), школа М. Монтессори (1870-1952). Личностно-ориентированный подход рассматривает механизмы формирования личности (системы отношений и качеств личности) как самоцель образования, достижению которой подчинены его содержательные и образовательные компоненты. Личность при этом играет приоритетную системообразующую роль. В личностно-ориентированном подходе воспитание опирается на индивидуальные особенности личности. Главное в человеке – его личный духовный опыт. При традиционной парадигме образования цели общего среднего образования определялись, прежде всего, социальным заказом (требованиями общества к формированию личности с заданными свойствами строителя коммунизма), т. е. личность формировалась по определённому проекту, заданному социальной системой. Педагогам оставалось лишь придать этим идеологическим установкам научную форму, т. е. представить как модель личности. Личностно-ориентированная парадигма предполагает становление свободной, развитой, образованной, социально мобильной личности, способной принимать самостоятельные решения в различных ситуациях и нести за них ответственность, стремящейся к самообразованию в течение всей жизни. Одним из важнейших требований личностно-ориентированного подхода является сотрудничество субъектов учебного процесса, субъект-субъектные отношения. При этом часто декларируется необходимость «равнопартнёрского» взаимодействия учителя и учащегося. Поскольку личностно-ориентированный подход опирается на индивидуальные запросы и особенности учащегося, он предполагает тщательное изучение личности. Однако в христианско-педагогической концепции русского философа В. В. Зеньковского, где тема личности является центральной, указывается, что слепое поклонение личности не затрагивает основной тайны в человеке. Оно ведёт к педагогическому анархизму, к отрицанию объективных причин воспитания, что, по мнению В. В. Зеньковского, можно найти в сочинениях Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого и их последователей [24:90-97]. Деятельностный подход В работах С. Я. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева рассматривается схема: потребность, мотивы, действия, условия, операции, результаты. Н. К. Платонов даёт упрощённую схему: цель – мотив – способ – результат.
В этом подходе деятельность учащихся сориентирована на активизацию мотивационно-потребностной, процессуальной и содержательной сторон. При этом цели выполняют ориентирующую и регулирующую функцию. Они должны быть реальными, учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанника, быть личностно-значимыми для ученика; быть общественно значимыми и соответствовать гуманистическим представлениям о человеке. Поэтому под целью воспитания понимается некий идеал, который должен быть достигнут в результате воспитания. Учитель, реализуя деятельностный подход, должен видеть всю иерархию целей: от самых общих, модельных до целей уровня коллектива, отдельно взятого ученика, отдельно взятой ситуации. В реальной педагогической практике целостно реализуются и мотивационно-потребностная, и процессуальная, и содержательная сторона деятельности, но с учётом отдельно взятой личности. Поэтому более эффективным, по мнению В. В. Анисимова, является личностно-деятельностный подход [1:217]. Общая структура деятельности характеризуется следующим:
В личностно-ориентированном подходе для трезвенного воспитания важны идеи «равнопартнёрского» взаимодействия учителя и учащегося и тщательное изучение личности. И такой подход оправдан, когда необходимо работать с конкретной личностью. Смешанный личностно-деятельностный подход лучше применять, когда целевая группа – целый коллектив, потому что личность формируется в деятельности, во взаимодействии с окружающим миром и друг с другом.
Гуманистический подход Гуманистический подход к воспитанию (Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов) базируется на уважении к человеку. Наивысшей ценностью является Личность, которая имеет право на свободу, счастье, достойную жизнь. Гуманизм опирается на гуманистическое мировоззрение и предполагает воспитание и развитие гуманистического мировоззрения у воспитанников. Для реализации гуманистического подхода необходимо, чтобы ценностные ориентации и педагогов, и воспитанников всё больше приближались к человеческим качествам, свойствам, чувствам. Приоритетным должно стать воспитание духовно и физически здоровой личности: гражданина, патриота, трудолюбивого человека, творческой саморазвивающейся личности. В. В. Анисимов предлагает следующие принципы гуманистического воспитания:
В процессе реализации гуманистического подхода основными задачами являются следующие:
Гуманистический характер воспитания закреплён Законом РФ «Об образовании» (гл.1, ст.2). Однако не всё так просто с гуманистическим подходом. С позиций христианской антропологии главной ценностью является не человек, а Бог, высшая сила, высший нравственный закон, который никому не дано нарушать. Человек был провозглашён высшей ценностью и мерой всех вещей лишь в эпоху Возрождения, и с этим в значительной мере связан кризис христианства, а вместе с ним и упадок традиционных нравственных ценностей [38]. Компетентностный подход Под компетентностным подходом понимается не только наличие предметных знаний, но и надпредметных социальных, коммуникативных, когнитивных, информационных компетентностей, т. е. умений пользоваться предметными и метапредметными знаниями [2:57-62]. Компетенция социальная – это социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Компетенция учителя профессиональная – владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков педагогической деятельности, характеризующих личность учителя как носителя определённых ценностей, идеалов [20:62]. Компетентностный подход – это интегральный подход, объединяющий целый ряд других подходов. К принципам компетентностного подхода относятся:
Другие подходы
В современной педагогике существуют и другие подходы. В «Энциклопедии образовательных технологий» приводится список, содержащий описание около 30 технологий: акмеологический, валеологический, гуманистический, детерминистский, деятельностный, диагностический, интегральный, информационный, коммуникативный, комплексный, личностно-ориентированный, поисковый (исследовательский, творческий), практико-ориентированный, природосообразный, проблемный, системный, ситуативный (тактический, стратегический), социокультурный (культурно-исторический), средовой, стохастический (статистический), целостный, ценностный, образовательно-когнитивный, эмоционально-волевой, теоретико-понятийный подходы. В современной отечественной педагогике это самое подробное описание существующих образовательных технологий. Перечислим лишь те из них, которые могут представлять интерес для трезвенного воспитания. Диагностический подход – это построение образовательной технологии на основе процедур диагностики. Поисковый, исследовательский, творческий подходы подразумевают включение в педагогический процесс педагогического поиска, исследования, творчества. Проблемный подход основывается на постановке, выявлении и решении проблем. Ключевыми понятиями являются проблема как противоречие между известным и неизвестным, проблемная ситуация, проблемная задача. Системный подход. Сущность системного подхода заключается в том, что он становится методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познаётся как система – упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых содействует развитию личности ребёнка в образовательном учреждении. Целостный (комплексный) подход рассматривает педагогический процесс как целостный объект, объединённый едиными общими характеристиками. Аспектный подход предполагает рассмотрение явления с каких-либо отдельных сторон [36:69-73]. Таким образом, педагогической наукой разработано значительное число интересных и эффективных подходов, часто взаимосвязанных друг с другом, дополняющих друг друга, входящих в состав друг друга. Они являются базой для успешной образовательной деятельности в современных условиях в целом, и трезвенного воспитания в частности. Главное, в чём сходится большинство авторов, это то, что воспитание должно быть антропологическим, личностно-ориентированным.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.008 с.) |