Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психогигиена. Психопрофилактика. ПсихотерапияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Актуальность темы: Жизнь в современном обществе характеризуется все возрастающим темпом, огромным количеством новой информации, неблагоприятными экологическими условиями. Это приводит к катастрофическому росту состояний психоэмоционального напряжения, последствием которых нередко становятся психогенные психические расстройства и психосоматические заболевания. Соматические и психические заболевания все чаще хронифицируются, формируя у больного специфическую «внутреннюю картину болезни» и нередко приводя к развитию нозогенных психических расстройств. Увеличивается количество семейных проблем и проблем с подрастающим поколением. Своевременное использование принципов психогигиены, психопрофилактики и реабилитации, широкое использование психотерапевтических методов могут помочь современному человеку обрести душевное равновесие, достойно справляться с ежедневными нагрузками, строить благополучную семейную жизнь, растить здоровое потомство. Цель обучения (общая): уметь проводить основные мероприятия по психогигиене и психопрофилактике в общемедицинской практике, определять показания к основным психотерапевтическим вмешательствам.
Для оценки исходного уровня знаний предлагается выполнить следующие задания:
Задание №66. Обучение детей правилам поведения на воде относится к мерам: А. Профилактики B. Гигиены C. Пропаганды D. Общей медицины E. Психотерапии
Задание №67. Внимательное выслушивание жалоб больного и сочувственное отношение к его проблемам основывается на теории личности: А. Гуманистической B. Психодинамической C. Когнитивной D. Поведенческой E. –
Задание №68. Больной К., 34 года. Обратился к терапевту с жалобами на головные боли, раздражительность, сниженное настроение. Сомато-неврологически – в пределах возрастной нормы. Процесс постановки диагноза должен быть начат с: А. Сбора анамнеза B. Консультации невропатолога C. Консультации психиатра D. МРТ-исследования E. ЭКГ-исследования
Если при выполнении приведенных выше заданий возникли затруднения, необходимо обратиться к следующей литературе: 1. Вiтенко Н.В. Загальна та медична психологiя. - К., 1996, стор.76-89. 2. Василенко В.Х. Внутренние болезни. - М., 1978, стр. 22-31, 46-54, 68-79. 3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000, 592с.
Содержание обучения: Психогигиена и психопрофилактика (от греч. hygienos — целебный и prophylaktikos — предохранительный) — области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций. Психическое здоровье подразумевает благополучие всего организма. Психогигиенические мероприятия имеют профилактическое значение в отношении психической (психогенных расстройств, алкоголизма, нарко- и токсикоманий) и соматической патологии. Например, соблюдение требований психогигиены помогает в предупреждении инфарктов, мозговых инсультов, гипертонической болезни; гигиенический режим питания является мерой профилактики церебрального атеросклероза; занятия физкультурой и спортом поддерживают и физическое, и психическое здоровье. Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Психогигиена как научная отрасль медицинской психологии изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей. В психогигиене выделяют следующие разделы: 1. возрастная психогигиена, 2. психогигиена быта, 3. психогигиена семейной жизни, 4. психогигиена трудовой деятельности и обучения. Раздел возрастной психогигиены включает психогигиенические исследования и рекомендации, относящиеся прежде всего к детскому и пожилому возрасту, так как различия в психике ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека значительны. Психогигиена детского возраста базируется на особенностях психики ребёнка и обеспечивает гармонию её формирования. Формирующаяся нервная система ребёнка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребёнка. Основными условиями воспитания являются: - развитие и тренировка процессов торможения, - воспитание эмоций, - обучение преодолению трудностей. В школьные годы необходимо учитывать нагрузки и перегрузки, равномерное распределение которых способствует гармоничному формированию личности и интеллекта ребенка, развитию чувства ответственности, дисциплины, установок на труд. В подростковом возрасте серьезного психогигиенического подхода требуют вопросы выбора профессии, вопросы, связанные с сексуальной жизнью, вопросы профилактики злоупотребления психоактивными веществами. Психогигиенические проблемы имеют свою специфику в пожилом и старческом возрасте, когда на фоне падения интенсивности обмена веществ снижается общая работоспособность, функции памяти и внимания, заостряются характерологические черты личности. Психика пожилого человека становится более уязвимой для психических травм, особенно болезненно переносится ломка жизненного стереотипа в связи с выходом на пенсию, уходом детей из родительского дома, смертью одного из супругов. Поддержанию психического здоровья в пожилом возрасте способствует соблюдение общегигиенических правил и режима дня, прогулки на свежем воздухе, неутомительный труд. Психогигиена труда и быта. Значительную часть времени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональное отношение к труду. Выбор профессии - ответственный шаг в жизни каждого человека, поэтому необходимо, чтобы выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности. Только при этом труд может приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, а в конечном счете, и психическое здоровье. В психогигиене труда немаловажную, роль играет промышленная эстетика: современные формы машин; удобное рабочее место, хорошо оформленное помещение. Целесообразно оборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической разгрузки, уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональное состояние работающих. Изучением и улучшением гигиенических и психогигиенических условий труда людей в различных отраслях производства занимается эргономика как особая научная дисциплина о труде, объединяющая данные психологии, физиологии, анатомии, гигиены, педагогики и других областей знаний о человеке. Одним из важных разделов психогигиены труда является гигиена интеллектуального труда, которая разрабатывает дифференцированные гигиенические нормы умственных нагрузок для различных возрастных категорий, занимается вопросами активного отдыха в зависимости от условий труда человека, который отдыхает. Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настроению. И наоборот, грубость, резкий или пренебрежительный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей. Дружный и сплочённый коллектив на производстве может создать благоприятный психологический климат. Люди, которые «всё принимают слишком близко к сердцу», придают незаслуженное внимание мелочам, не умеют тормозить отрицательные эмоции. Им следует воспитывать в себе правильное отношение к неизбежным в повседневной жизни трудностям. Для этого необходимо учиться правильно, оценить происходящее, управлять своими эмоциями, а когда нужно, и подавить их. Серьезной проблемой психогигиены является изучение влияния на организм человека средств массовой информации, телевидения, радио, компьютерной техники. Психогигиена семейной жизни. В психогигиеническом аспекте брака важны возраст вступления в брак, достаточное количество времени для того, чтобы будущие супруги лучше узнали друг друга, достаточная информированность о наследственности супругов, зрелость представлений о семье и супружеской жизни. Одна из важнейших задач психогигиены – помощь в создании гармоничной половой жизни, поскольку неправильно построенная половая жизнь делается нередко мучительной тайной человека, источником внутренних и внешних конфликтов, приводя к целому ряду психических и сексуальных расстройств от неврозов до импотенции у мужчин и фригидности у женщин. Семья представляет собой группу, в которой закладываются основы личности, происходит её начальное развитие. Характер взаимоотношений между членами семьи существенно влияет на судьбу человека и поэтому обладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом. Благоприятная атмосфера в семье создается при наличии взаимного уважения, любви, дружбы, общности взглядов. Большое влияние на формирование отношений в семье оказывают эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость. Такая обстановка способствует созданию счастливой семьи - непременному условию правильного воспитания детей. Психогигиена занимается вопросами подготовки к браку, к созданию условий гармоничных браков, а также разработкой системы мероприятий, направленных на упрочение гармонии сохраняющейся семьи. Психопрофилактика – раздел медицинской психологии, который занимается разработкой и внедрением в практику мер по предупреждению психических болезней, переходу их в хроническую форму, а также по реабилитации психически больных. Отмечается тесная связь понятий психопрофилактики и психогигиены. Их разграничение (особенно первичной психопрофилактики и психогигиены) достаточно условно. Психогигиена главной своей целью имеет сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни, а психопрофилактика направлена на предупреждение психических расстройств. Т.о., отличие психогигиены и психопрофилактики заключается в объекте их исследования и практического применения. Психогигиена направлена на сохранение психического здоровья, а психопрофилактика занимается субклиническими и клиническими нарушениями. Задачи психопрофилактики: - предотвращение действия на организм болезнетворной причины; - предупреждение развития заболевания путем раннего его диагностирования и лечения; - предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы. Задачи и методы психопрофилактики зависят от особенностей и вида психических расстройств. Важно определить природу патологии психики (функциональная или органическая), форму течения болезни (реактивная или процессуальная), обратимы или необратимы психопатологические расстройства. Имеет значение также установление соотношения социального и биологического в этиологии болезни. В предупреждении расстройств психической деятельности следует учитывать как факторы окружающей среды, так и факторы, обусловленные конституцией и преморбидным складом личности. Необходимо помнить о защитных силах организма, сохранных сторонах психики, которые психопрофилактика должна стимулировать, усиливая сопротивление организма и личности болезни и компенсируя ее последствия. Принципы психопрофилактики труда, быта, семьи и сексуальных отношений: - повышение выносливости психики к вредным воздействиям; - профилактика инфекционных заболеваний, интоксикаций и других вредных воздействий внешней среды; - изучение динамики нервно-психического состояния человека во время трудовой деятельности и в бытовых условиях, например, учет влияния различных профессиональных вредностей (факторы интоксикации, вибрации, значение перенапряжения на работе, самого характера производственного процесса); - проведение профотбора, особенно для деятельности в экстремальных условиях; - психологическая подготовка персонала к деятельности в условиях эмоциональной напряженности при одновременном повышении требовательности к квалификации персонала и отсутствии абсолютной надежности прогнозирования стрессоустойчивости; - устранение болезненных форм нервно-психического напряжения путем устранения психотравмирующей ситуации или же (наиболее оптимальный вариант) путем изменения отношения к этой ситуации личности при условии, что сама ситуация сохраняется; - коррекция нарушенных межличностных отношений, обусловливающих возникновение нервно-психического напряжения путем индивидуальной или групповой работы, а также путем использования методов семейной психотерапии; - использование комплексного подхода в проведении психопрофилактических мероприятий. Методы психогигиены и психопрофилактики включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информирование населения и т.д. Специальными задачами психогигиены и психопрофилактики являются помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т.п. Согласно классификации ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. Первичная психопрофилактика тесно связана с психогигиеной; она включает мероприятия, направленные на предупреждение инфекционных болезней, травм, психогенных воздействий, вызывающих нарушения психики, а также правильное воспитание подрастающего поколения, превентивные меры в остроконфликтных ситуациях, профилактику профессиональных вредностей, профессиональную ориентацию и профессиональный отбор, прогнозирование наследственных болезней. Вторичную психопрофилактику составляют ранняя диагностика, своевременное лечение и прогноз опасных для жизни больного состояний, а также комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики возникших психических болезней, уменьшению патологических проявлений, по облегчению течения болезни и улучшению исхода. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение неблагоприятных социальных последствий психических заболеваний; она включает реабилитационные мероприятия, предупреждение инвалидности и др. Психическое здоровье человека изменяется при воздействии различных социальных и природных факторов (развитие механизации и автоматизации на производстве и транспорте, которые ведут к повышению жизненного темпа во всех сферах и предъявляют более высокие требования к человеку, к подвижности и выносливости его основных нервных процессов; расширение социальных связей человека; воздействие средств массовой информации на психику, изменение темпа физического и психического развития человека). Перечисленные факторы могут при определенных условиях привести к возникновению и развитию психических расстройств, например пограничных состояний, что следует учитывать при разработке психопрофилактических мероприятий. Важно помнить, что в этих условиях преобразуется и сам человек, его биосоциальная структура. Необходимо также иметь в виду неизмеримые потенциальные возможности присущей ему активной адаптации. Психическая реабилитация (от лат. re — вновь, habilis — удобный, приспособленный) — система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и т. д. В основе психической реабилитации лежит представление о болезни как о разрушительном процессе в организме человека, характеризующемся не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменением его личности, сдвигами в эмоциональной сфере. Возвращение к здоровью, с точки зрения такого подхода, предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тревоги по поводу возможности ухудшения состояния и рецидива болезни и т. д. Особое внимание в психической реабилитации уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально-адаптивных качеств. Осуществление психической реабилитации требует создания психологических условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (например, организация досуга, общения, диспансеризация). Развитие теории и практики психической реабилитации непосредственным образом связано с решением проблем психопрофилактики, психотерапии, клинической психологии. Наиболее содержательное и полное определение реабилитации принято на 9-м совещании министров здравоохранения и социального обеспечения восточно-европейских стран, согласно которому реабилитация является системой государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у пострадавшего формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества. Реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни и труду после болезни, но прежде всего - личностный подход к больному человеку. В настоящее время принято различать медицинскую, профессиональную и социальную и психологическую реабилитацию. Профессиональная реабилитация включает в себя мероприятия по возвращению больному трудоспособности, прибегая к возможностям сохранившихся профессиональных навыков, пусть даже путем переквалификации. Социальная реабилитация включает в себя меры по возвращению больного в сообщество путем обеспечения соответствующих условий для его жизни в семье, должных материальных условий. Психологическая реабилитация заключается в применении различных диагностических, лечебно-восстановительных и психотерапевтических способов, направленных на активизацию внутренних сил личности для восстановления нарушенных психических функций и эмоционально-волевой устойчивости. При психических заболеваниях реабилитация имеет свои особенности, связанные в первую очередь с тем, что при них, как ни при каких других болезнях, происходят серьезные нарушения личности, ее социальных связей и отношений. Реабилитация психически больных понимается как их ресоциализация, восстановление или сохранение индивидуальной и общественной ценности больных, их личного и социального статуса. Основные принципы реабилитации: партнерство, разносторонность усилий, единство психосоциальных и биологических методов, ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий. Реабилитация представляет собой одновременно цель (восстановление или сохранение статуса личности), процесс, имеющий нейрофизиологические и психологические механизмы, и метод подхода к больному. Т.о., первоначальное представление о реабилитации как о завершающей фазе медицинской деятельности в современной медицине уступило место более широкому ее пониманию как многоэтапного динамического процесса, включающего соответственно ориентированное лечение и нацеленного на социальную реинтеграцию пациента. В настоящее время реабилитация рассматривается как направление современной медицины и одновременно как система деятельности, имеющая целью восстановление личного и социального статуса больного и использующая особый методический подход. Главной его сутью является опосредование всех проводимых мероприятий и воздействий через личность пациента. Психосоциальная реабилитация рассматривается как процесс, включающий разработку и реализацию индивидуальной программы реабилитационного обслуживания конкретных пациентов. Эти программы, составленные на основе принципов реабилитации и обязательных ресурсов реабилитационного процесса, являются инструментом достижения конечных целей реабилитации. Глобальной целью реабилитационной деятельности является улучшение социального функционирования пациента при сокращении объемов профессионального вмешательства. В качестве этапных, промежуточных или конкретных целей могут рассматриваться: - достижение независимого функционирования пациента в обществе; - преодоление нейрокогнитивного дефицита; - предупреждение повторных обострений и регоспитализаций; - развитие эффективных стратегий совладения с болезнью; - удовлетворенность пациента своей жизнью и т.д. Модель медико-социальной реабилитации предусматривает выделение трех сфер, на которые оказывается то или иное терапевтическое воздействие: · сфера повреждения (психическое расстройство, выраженное в конкретном категориальном диагнозе); · сфера функциональной недостаточности (дисфункция личности); · сфера ограничения (дефекта) социальной активности пациента. Принципиальные различия в содержании различных уровней несостоятельности пациента находят отражения при разработке целей реабилитации и методов воздействия на пациента (см. табл.). При этом лечение психического расстройства (купирование симптомов) осуществляется в обычном психиатрическом стационаре, восстановление утраченных навыков – в отделении психосоциальной реабилитации, а повышении социально-ролевого функционирования – во внебольничных условиях по месту жительства. Поэтому целесообразно выделять три этапа медико-социальной реабилитации: 1. Этап медицинской реабилитации. 2. Госпитальный этап медико-социальной реабилитации. 3. Экстрагоспитальный (внебольничный) этап социальной реабилитации.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.159 (0.015 с.) |