Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы психотерапии с семьями, имеющими детей и подростков с нарушениями поведения.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На первой и второй стадиях, вне зависимости от клинического диагноза, поставленного подростку, семейная психотерапия носит универсальный характер — предпочтение следует отдавать индивидуальным методам работы с подростками и членами их семей. Ликвидация напряженных конфликтных отношений осуществляется в процессе односторонних встреч психотерапевта с каждым членом семьи, вовлеченным в конфликт, в ходе которых происходит эмоциональное отреагирование и вовлечение психотерапевта участниками психотерапии в свои неразрешенные конфликты. Необходимо внимательно выслушать представителей сторон, находящихся в состоянии конфронтации, дать им возможность разрядить аффект, встречными вопросами изменить ход беседы от монолога к конструктивному диалогу с врачом. На этих стадиях осуществляется подготовка участников психотерапии к совместным встречам. Должны учитываться взаимные претензии, намечается круг обсуждаемых проблем, предугадываются возможные реакции в ходе семейной дискуссии, отвергаются те из проблем, решение которых могло бы привести к еще большему обострению конфликта. В результате раздельных встреч с родителями и подростками психотерапевт оказывается в роли посредника между ними. Для каждой из сторон он передает только ту информацию, которая могла бы послужить основой для примирения или сближения позиций сторон. После эмоционального отреагирования обоим сторонам разъясняются сущность и причины конфликта; родителям объясняются также особенности характера подростка, мотивы его поведения, подросткам — особенности характера родителей, их позиция по актуальным для подростка вопросам. Таким образом, на этой стадии производится рационализация и интерпретация осознаваемых членами семьи конфликтных отношений, связывающих их в определенный тип семейной дисгармонии. В реконструктивной стадии производится попытка привить подросткам позитивные навыки поведения и обучение родителей и подростков, гармоничным отношениям между собой. Здесь следует переходить к групповым методам психотерапии. Оптимальными по составу следует считать малые группы, включающие 5—7 подростков из разных семей со схожими жизненными проблемами и нарушениями поведения. Параллельно им создается группа родителей численностью до 10—14 человек. При формировании подростковой группы также следует учитывать соответствие ее членов по возрасту, родству интересов и увлечений. Со сформированными группами должно проводиться как минимум по 1 занятию в неделю.
Первые занятия с группой подростков преследуют цель ее сплочения, знакомства ее членов друг с другом, выяснения общности взглядов, интересов, жизненных судеб. По предложению психотерапевта после его вступительного слова, в котором сообщается цель и тема встречи, каждому члену группы предлагается рассказать о себе в том объеме, который они считают приемлемым для себя, объяснить причины лечения у психиатра и т. д. Каждое занятие начинается с обсуждения текущих новостей жизни, событий в лечебном учреждении. В дальнейшем применяются те методы психотерапии, которые способствуют как неосознаваемой перестройке отношений, так и активной сознательной перестройке отношений, представляющей собой высшую цель психотерапии. Невербальные методы психотерапии — психодиагностический рисунок, психогимнастика, пантомима и др.— достаточно эффективны и могут выступать либо как единственные в рамках семейной психотерапии подростков с невротическими расстройствами на фоне акцентуаций характера (тики, логоневроз, фобии), либо в качестве подготовительных, сплачивающих психотерапевтическую группу, предваряющих методы вербальной психотерапии. На занятиях по психодиагностическому рисунку можно рекомендовать такие темы: «Мои друзья», «Моя семья», «Психотерапевтическая группа», «Мое представление о счастье» и т. д. В этих рисунках видно какое место отводит себе подросток в семье, компании сверстников, кто пользуется его симпатиями и антипатиями. При психогимнастике главным средством коммуникации в группе подростков является двигательная экспрессия. Участникам группы предлагаются вначале различные задания, преследующие цель сплочения группы, создания атмосферы оживленности, игры, доверия — игра «в ладошки», «передача» предмета, «поднятие» тяжестей и пр. В дальнейшем подростки средствами пантомимы пытаются выразить отношение к ним в семье, в группе, показать свое отношение к родителям, к сверстникам, свои неосуществленные мечты, опасения, надежды и пр. Точно также в специально подобранной группе подростки могут пытаться изобразить содержание своих болезненных переживаний, психотравмирующих ситуаций- Полученная информация в дальнейшем подвергается индивидуальной или групповой вербальной интерпретации.
Из всех существующих методов вербальной рациональной психотерапии наиболее адекватным для группы подростков и родителей является метод «анонимного обсуждения» С. С.Либиха. Подросткам предлагается высказать свои суждений по поводу приведенных психотерапевтом примеров — неизвестных им подростков, ранее лечившихся, с подробным семейным анамнезом и достоверным катамнезом, в которых наиболее ярко представлены типы личностной дисгармонии и нарушений поведения и вскрывается их генез. В ходе дискуссии у членов группы появляется возможность идентификации собственного жизненного пути с предложенным примером, а затем построения «модели собственного будущего» с активным принятием или отверганием позитивных форм поведения. Наиболее заинтересованными в психотерапии оказываются подростки с акцентуациями характера («позитивно настроенные» к психотерапии), особенно те из них, которые подвергались в семье третированию, жестокому обращению и которые в лечебном учреждении получили необходимую им заботу и внимание. Поэтому в подростковую психотерапевтическую группу следует включать 4—6 подростков с акцентуациями характера и неврозоподобными расстройствами и не более 2-х психопатов, которые плохо поддаются психотерапии, не стремятся к доверительному контакту с врачом, негативно настроены по отношению к психотерапии. Вслед за лидерами и «позитивно настроенными» подростками при помощи психотерапевта включаются в групповой процесс и остальные члены группы. Эта активность поощряется различными стимулами — одобрение психотерапевта, групповое одобрение, расширение режима в отделении при соответствующих клинических показаниях, учащение свиданий с родственниками, пробные отпуска. В случаях амбулаторного лечения с целью поощрения подростка подключаются родители, которые по совету психотерапевта санкционируют посещение подростком концертов, дискотек и т. д. В ходе обсуждения предложенных психотерапевтом тем — «Знакомство», «Свободное время», «Увлечения», «Поп-музыка», «Вино», «Побеги из дома, кто от этого страдает и как?», «Нарушения поведения и риск наказания», «Что меня устраивает в семье, а что — нет?», «Как я понимаю счастье?»— могут возникнуть в развитие их и другие темы. В таких случаях спонтанно возникшие темы при единодушном одобрении группы разрабатываются столь долго, пока не теряют терапевтической эффективности и актуальности. Психотерапевт руководит ходом дискуссии, но стремится не подавлять активности подростков и поощряет их к свободному обмену мнениями. Те же анонимные случаи, но с акцентированием внимания на поведении родителей, на взаимоотношениях в семьях предлагаются для обсуждения в группах родителей. С родителями, проявляющими негативное отношение к групповым занятиям, следует проводить индивидуальные занятия в плане интерпретации их семейных проблем и поисков конкретных форм разрешения конфликтов.
Раздельные групповые занятия подростков и родителей не исключают, а дополняют работу психотерапевта с отдельно взятой семьей. Занятия с отдельно взятой семьей начинаются сразу после эмоционального отреагирования конфронтирующих сторон и представляют собой в строгом смысле слова собственно семейную психотерапию. Здесь существенную помощь оказывает применение методики конструктивного спора С. Кратохвила и метод вербальной дискуссии. Методика конструктивного спора обучает членов семьи, приглашенных психотерапевтом на встречу с подростком, откровенно высказать свои претензии и обиды, открыто выразить свои чувства, но в то же время учитывать желания, потребности, отрицательные и положительные качества своего противника. Психотерапевт до и во время сеанса психотерапии подсказывает участникам дискуссии приемлемые формы высказываний, призывает их не столько к доказыванию собственной правоты, а к поискам рационального зерна в высказываниях и поведении соперников. Рассмотрим несколько конкретных форм семейной психотерапии в зависимости от типа семейной дезорганизации и типа неправильного воспитания. Наиболее патогенными являются «ригидные псевдосолидарные семьи» и коррелирующий с этим типом семьи тип воспитания «доминирующая гиперпротекция», а также типы воспитания — гипопротекция, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Ригидная псевдосолидарная семья и воспитание по типу доминирующей гиперпротекции. У подростков, воспитывающихся в таких условиях, среди прочих нарушений поведения наиболее часто встречается агрессия в отношении родителей, представляющая собой уродливые проявления реакции эмансипации. Перед психотерапевтом в процессе знакомства с семьей развертывается последовательность целей и задач, которые необходимо достичь и разрешить в ходе семейной психотерапии — адекватное психологическое воздействие на тип акцентуации или психопатии, синдром нарушений поведения, тип неправильного воспитания и тип семьи. На диагностической стадии трудности возникают вследствие низкой вовлекаемости членов семьи в коммуникативные процессы, настороженности, недоверчивости, повышенной тревожности. Максимум информации о семье может быть получен от подростка при помощи психологического исследования его отношения к родителям, восприятия им их характерологических особенностей. При скрытности, сопротивлении попытка психотерапевта воссоздать истинную картину семейных отношений показано на диагностической стадии с диагностической же целью использование методики конструктивного спора или невмешательство в спонтанно возникший конфликт с взаимной эмоциональной агрессией на встрече лидера-родителя с подростком. Последующий за ним взаимный отказ от свиданий психотерапевт использует для раздельных встреч, на которых он выслушивает претензии и жалобы конфликтующих сторон с тем, чтобы перейти через роль посредника к роли руководителя на занятиях с отдельно взятой семьей.
На этих занятиях обсуждаются анонимные случаи с различными способами преодоления гиперпротекции: 1. «Родители ослабили гиперпротекцию, разрешили подростку свидания и встречи с его сверстниками и сверстницами, изменилось его отношение к родителям, стал охотно рассказывать о себе, своих планах». 2. «Родители продолжали подслушивать телефонные разговоры девочки-подростка, звонили к родителям ее приятеля, оскорбляли их, жаловались на нее учителям. Девочка бросила семью, уехала из города к тете, где прожила две недели. В дальнейшем угрожала родителям самоубийством». 3. «Подросток согласен все вечера проводить дома, посвящать все свое свободное время только приготовлению уроков, но единственно просит разрешения посещать два раза в неделю секцию карате», Психотерапевт спрашивает мнение членов семьи, интересуется какой вариант разрешения ситуации им больше импонирует и по каким соображениям. Кроме того, обсуждаются и непосредственные проблемы конкретной семьи. Психотерапевт всячески защищает положительные качества подростка, не вмешивается, когда подросток подвергается справедливой критике родителей, переводит ход дискуссии на положительные качества родителей при попытках подростка «учинить на глазах психотерапевта расправу» над ними. Если подросткам показано включение в психотерапевтическую группу сверстников, то их родителям включение в родительские группы практически противопоказано. Иногда эффективным оказывается знакомство родителей с родителями другого подростка, уже нашедшими способы реконструкции нарушенных отношений и преодоления своей гиперпротекции. Неполная семья и воспитание по типу гипопротекции. В данном случае имеется в виду тот тип неполной семьи, который представляет собой исходное состояние длительной деструкции семьи. С таким типом семейной дезорганизации коррелирует тип воспитания гипопротекция, способствующий развитию у подростков с гипертимной, неустойчивой и конформной акцентуациями, с гипертимной и неустойчивой психопатиями таких нарушений поведения как манкирование учебой и уклонение от трудовой деятельности, алкоголизация, делинквентное поведение. При такой ситуации психотерапевт сталкивается с таким кругом задач, как гипопротекция и ее последствия, характерологические отклонения и нарушения поведения. Приходится иметь в виду, что структура семьи оказывается стабильно нарушенной, что личностные особенности воспитывающего родителя зачастую квалифицируются как психопатические, поэтому прогноз психотерапии неблагоприятен в большинстве случаев. Более адекватной оказывается интенсивная индивидуальная рациональная и групповая психотерапия подростка. Содержанием индивидуальной психотерапии является коррекция неправильного отношения к родителям, помощь в осознании подростком новой для себя роли — помощника в семье, заместителя некоторых функций отсутствующего родителя. Содержанием групповой вербальной психотерапии подростков может быть обсуждение тем, названия которых мы уже цитировали. Большое значение следует придавать поощрению активности подростков в группе.
Родители из неполных семей плохо включаются в групповую дискуссию, ведут себя пассивно, пропускают встречи с психотерапевтом, поэтому такой вид лечения для них мало целесообразен. Устранению взаимных претензий в значительной степени способствует посредническая роль психотерапевта на первой и второй стадиях семейной психотерапии, а также некоторое значение имеет конструктивный спор, в большинстве случаев трансформирующийся, несмотря на все усилия врача, в обычный эмоционально насыщенный, взаимноагрессивный конфликт. Всегда необходимо иметь в виду и в отдельных случаях давать понять родителям и подросткам, что в отношении их будут применены меры воздействия, предусмотренные законодательством. Воспитание эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Явное эмоциональное отвержение, зачастую проявляющееся в жестоком обращении с подростком, не является следствием какого-либо конкретного типа семейной дезорганизации, но отражает тяжелые осознаваемые или неосознаваемые интрапсихические конфликты родителей и нарушения их межличностных отношений. В результате такого воспитания у подростков с лабильной, сенситивной и астено-невротической акцентуациями происходит заострение характерологических черт, развиваются такие нарушения поведения как уходы из дома, асоциальное поведение в подростковой группе. Такое поведение является своеобразной компенсацией подростком своего униженного положения в семье. Кроме того, встречаются острые аффективные реакции, алкоголизация— как проявления скрытой реакции эмансипации, а также навязчивости и реже — агрессия в адрес родителей. У подростков, у которых в результате жестокого обращения родителей, формируется психопатическое развитие по эпилептоидному типу, появляются делинквеитное и криминальное поведение, алкоголизация и агрессия в адрес родителей. Таким образом, круг задач, стоящих перед психотерапевтом, представляется довольно широким. На встречах с родителями нередко приходится сталкиваться с лицемерием, боязнью раскрыть свои проблемы или, наоборот, активным наступательным поведением, стремлением свалить вину на подростка. Вследствие выраженности внутрисемейного конфликта показана возможно более длительная изоляция подростков от родителей, раздельные встречи психотерапевта с родителями и подростком. Немедленное обсуждение с родителями актуальных для данных семей проблем приводит к появлению в значительном числе случаев резистенции к семейной психотерапии, вообще к отказу от семейного лечения. Могут быть рекомендованы более короткие по времени и более частые встречи с психотерапевтом, проявление участия к личной судьбе родителей, их здоровью. Надо быть готовым к тому, что родители (скорее мать) будут испытывать потребность в эмоциональном отреагировании, признаниям, которые осветят личную биографию и биографию всей семьи в ином свете. Индивидуальная рациональная психотерапия, адресованная родителям, па стадии реконструкции нарушенных семейных отношений будет иметь примерно такое содержание: «Ваш ребенок достаточно взрослый, Вам трудно пересмотреть свое отношение к нему. Постарайтесь просто сохранять свое спокойствие в тех случаях, когда раньше поддавались чувству гнева. Хвалите его там, где Вы раньше этого не делали. Чаще интересуйтесь его успехами в школе, не наказывайте, как бы Вам этого не хотелось. Будьте ровны и спокойны. Не скупитесь на поощрения, он ждет их и поверит в них». Анализ поведения подростка, «модель собственного будущего», построенная на занятиях в группе, должны заставить его отказаться от принятых им ранее форм поведения, вернуться к родителям, тем более что вначале психотерапевтом, а затем и родителями будет подтверждено желание восстановить мир в семье. Переубеждение подростка в ходе индивидуальной психотерапии осуществляется по такой схеме: «Ты встретился с такими же подростками, как и ты сам. Ты видел — одни бросили свои старые привычки, прежних друзей и не жалеют об этом. У других так ничего и не получилось. Твое новое отношение к школе, к жизни — гарантия понимания тебя родителями. Они помогут тебе». В случае возникновения у подростков в результате отвержения и жестокого обращения невротических расстройств показано на первых двух стадиях семейной психотерапии использование симптоматических и невербальных методов. В значительной степени аналогичным образом поступает психотерапевт и при других типах неправильного поведения подростков и других вариантах неправильного воспитания. Необходимо лишь, исходя из особенностей личности и поведения членов семейной психотерапевтической группы, семейного и клинического диагнозов, гибко варьировать широко апробированными методиками индивидуальной и групповой психотерапии, менять их интенсивность и длительность психотерапевтических сеансов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.106 (0.016 с.) |