Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Профессионально-трудовое обучение в системе комплексной реабилитации детей и подростков с нарушениями поведения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В кратком словаре понятий и терминов по профессиональной ориентации профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека в будущем к перемене профессии, адаптироваться к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики. В психологическом словаре под редакцией Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. это понятие трактуется как многообразный сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Шавир П.А. предполагает, что профессиональное самоопределение - это длительный процесс, окончание которого может быть только тогда, когда у человека сформировалось положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Кухарчук A.M. и Ценципер А.Б. под профессиональным самоопределением понимают "самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, и соотнесения их с требованиями профессии." Большинством авторов профессиональное самоопределение рассматривается как сложный диалектический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных профессиональных планов и намерений, реалистического образа - представления себя как профессионала. Профессиональное самоопределение, являясь составной частью жизненного самоопределения, предполагает соединение личностных планов и запросов общества, предъявляемых всем ходом общественного развития, но при обязательном приоритете личностных запросов. Все определения профессионального самоопределения имеют некоторые отличия, что не является обязательно ошибочным, так как речь идёт о научном термине, который, во-первых, на разных этапах научного развития выражает и реализует определённые ступени движения науки, и естественно, что самоопределение не может быть рассмотрено как вполне законченное, а во-вторых, на какой-то данный момент каждое из понятий может быть зафиксировано как сложившееся. Понятие "профессиональное самоопределение" не является застывшим, оно развивается по мере того, как меняется наше представление о его сущности, как воздействуют на него объективные и субъективные факторы. Вместе с тем можно выделить и ряд общих положений: - личность является объектом и субъектом профессионального - цель профессионального самоопределения - это определить - профессиональное самоопределение - это часть развития Организация процесса формирования профессионального самоопределения школьников с позиции образовательных учреждений интернатного типа должна включать оказание помощи в получении воспитанниками знаний о себе, о мире профессий, соотнесение этих знаний в процессе выполнения профессиональных проб, развитие у них способности профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. По своей внутренней структуре профессиональное самоопределение - опосредованный акт поведения, побуждающий школьника к достижению цели, которое является внутренней подготовкой отсроченного или затрудненного действия и результатом предшествующей духовной деятельности, включающей в себя: осознание стоящих перед ним задач, выдвижение цели, выбор соответствующих средств для ее достижения. Как известно, выраженность в поведении позитивных и негативных проявлений мотивационной, волевой, эмоциональной регуляции зависит от индивидуальных особенностей, ценностных ориентации, собственного жизненного опыта конкретной личности. Следовательно, самоопределение (в том числе и профессиональное) носит сугубо индивидуальный характер. Как особый, сознательно выделенный момент оно не обязательно должно выступать в каждом волевом действии, но оно все же существенно. Педагогическая практика и материалы исследований показывают, что чаще всего на начальном этапе важно выявить сформулированное желание выбрать ту или иную профессию. Осознанность профессионального самоопределения проявляется в понимании мотивов выбора профессии, в самооценке личных качеств, в знании сущности профессиональной деятельности, в представлениях об общественной ценности, избираемой профессии. Действенность профессионального самоопределения проявляется в готовности совершать целый ряд различных частных действий, ведущих к осуществлению конечной цели, целенаправленную познавательную и трудовую активность. Устойчивость профессионального самоопределения проявляется в его относительной стабильности независимо от ситуативных условий и характеризуется единством намерений, интересов, мотивов, притязаний. Помня об интегративном единстве эмоциональной, волевой, познавательной сторон проявления профессионального самоопределения, мы выделяем их лишь в целях изучения и формирования последнего. Так, познавательная сторона профессионального самоопределения фиксируется в одних случаях как интерес, в других - как познавательная активность; эмоциональная сторона проявляется в удовлетворенности /неудовлетворенности/, гордости, разочаровании и др. Каждая из сторон самоопределения на разных этапах развития личности отличается большей или меньшей выраженностью. Так, профессиональное самоопределение школьников характеризуется ярко выраженной волевой направленностью. Она проявляется в настойчивости, целеустремленности, в сознательном отношении к возможностям реализации профессионального самоопределения. Проявление форм профессионального самоопределения исследователи связывают с компонентами его внутренней структуры. Этими компонентами являются: выраженный (сформированный) интерес к определенной сфере деятельности; желание личности выбрать профессию или специальность в соответствующей сфере деятельности; готовность к познанию сущности и содержания труда по избираемой профессии; стремление и умение определить путь профессионального образования. Таким образом, процесс формирования профессионального самоопределения школьников является сложным и многосторонним; как любой сложный процесс, он проходит в своем развитии различные стадии, или этапы; формирование профессионального самоопределения школьников взаимосвязано с профессиональными интересами, знания- ми, умениями, личностными качествами, самообразованием, самовоспитанием, успехом; процесс формирования профессионального самоопределения осуществляется под воздействием сложного комплекса взаимосвязанных факторов: школы-интерната, общественности, системы средств массовой информации; необходима и важна специальная работа, направленная на развитие, закрепление и реализацию профессионального самоопределения. Процесс формирования профессионального самоопределения в условиях образовательного учреждения интернатного типа рассматривается как совокупность последовательных операций, направленных на получение знаний о воспитаннике, о мире профессионального труда, соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности. Отметим, что развитие, становление, закрепление и реализация профессионального самоопределения школьников в условиях образовательных учреждений интернатного типа зарождается еще в школе под руководством педагогов и при квалифицированной помощи специалистов. Это дает возможность учащимся самостоятельно соотнести собственные запросы, реальности жизни и свои потенциальные возможности; а педагогам - создать условия для совместной проверки адекватности их выбора. Несомненно, что это требует выработки новых, нетрадиционных решений, вариативности содержания и гибкости форм работы по формированию профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната, а закрепление и реализация этого процесса протекают уже по месту работы или учебы. Поэтому создание условий для осознанного профессионального самоопределения детей, с нарушениями поведения воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах особенно актуально, так как они плохо подготовлены к профессиональному самоопределению. Отсутствие осознанного жизненного и профессионального плана является одной из причин того, что многие молодые люди, вышедшие из сиротских учреждений, становятся криминальными элементами, кончают жизнь самоубийством. До сих пор не создана система социальной и психологической адаптации подростков после выхода их из сиротских заведений. Работа по вышеуказанной проблематике должна опираться на современные подходы к проблеме профессионального самоопределения молодежи, а также учитывать психофизиологические особенности детей, с нарушениями поведения. Среди детей и подростков, воспитывающихся в детских домах, школа-интернатах, немало трудновоспитуемых, социально дезадаптированных несовершеннолетних. Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации и, прежде всего, от семьи и школы. Поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростков в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт. Большинством авторов профессиональное самоопределение рассматривается как сложный диалектический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных профессиональных планов и намерений, реалистического образа - представления себя как профессионала. Профессиональное самоопределение, являясь составной частью жизненного самоопределения, предполагает соединение личностных планов и запросов общества, предъявляемых всем ходом общественного развития, но при обязательном приоритете личностных запросов. Все определения профессионального самоопределения имеют некоторые отличия, что не является обязательно ошибочным, так как речь идёт о научном термине, который, во-первых, на разных этапах научного развития выражает и реализует определённые ступени движения науки, и естественно, что самоопределение не может быть рассмотрено как вполне законченное, а во-вторых, на какой-то данный момент каждое из понятий может быть зафиксировано как сложившееся. Понятие "профессиональное самоопределение" не является застывшим, оно развивается по мере того, как меняется наше представление о его сущности, как воздействуют на него объективные и субъективные факторы. Вместе с тем можно выделить и ряд общих положений: - личность является объектом и субъектом профессионального - цель профессионального самоопределения - это определить - профессиональное самоопределение - это часть развития этой личности. Организация процесса формирования профессионального самоопределения школьников с позиции образовательных учреждений интернатного типа должна включать оказание помощи в получении воспитанниками знаний о себе, о мире профессий, соотнесение этих знаний в процессе выполнения профессиональных проб, развитие у них способности профессиональной адаптации в современных социально -экономических условиях. Исследования показывают, что формирование представлений о своей будущей профессии у воспитанников сиротских учреждений и учащихся идут разными путями. В общеобразовательной школе на протяжении подросткового возраста число профессий, которые выбирают ребята, увеличивается. В детском доме, школе-интернате наблюдается обратная картина: с возрастом количество выбираемых профессий начинает концентрироваться вокруг тех специальностей, которым обучают в техникумах, куда будут направлены воспитанники после 9 класса. Профессиональные намерения воспитанников сиротских учреждений носят неопределенный характер или совсем отсутствуют. Подростки часто не указывают конкретную профессию, а говорят: "Я хотел бы получить хорошую специальность". Это свидетельствует о незнании воспитанниками сиротских учреждении мира профессии, их содержательной стороны, в том числе и будущей профессии. Изучение профессиональных намерений выпускников сиротских учреждений показало, что для них наиболее престижными являются такие профессии, как водитель автомобиля, маляр, крановщик. Выбор этих профессий обусловлен легкостью приобретения, а так же тем, что в них можно сравнительно быстро реализовать стремление получить экономическую самостоятельность. Психологический анализ профессионального самоопределения показывает, что этот процесс в сиротском заведении существенно отличается от обычной школы. В обычной школе вначале формируются некоторые идеальные представления о своей будущей профессии, которые впоследствии (8-9 классы) сменяются вполне реальными. Причем часто возникают достаточно сложные, противоречащие отношения между этими представлениями. У воспитанников сиротских учреждений достаточно рано складываются реалистические представления о своей будущей профессии. Особых усилий при выборе профессии требует формирование системы внутренней регуляции, навыков самоанализа, самовоспитания, а так же формирование жизненных и профессиональных планов. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, что создает весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности воспитанника сиротского учреждения. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут хорошо овладеть общеобразовательными предметами, не теряли веру в себя, а так же в то, что они вырастут полезными гражданами страны. Необходимо сформировать у них далекую перспективу профессиональной деятельности, расширять круг интересов. Подготовка к профессиональному самоопределению воспитанников сиротских учреждений должна начинаться рано.
Тема 15. Психолого-педагогическая и социальная работа с семьями, имеющими детей и подростков с нарушениями поведения, как главное средство профилактики эмоционально-волевых расстройств и нарушений поведения в детском возрасте. Поддерживающее лечение РДА может осуществляться врачом только в тесном контакте с родителями ребенка; на них по существу возлагается первичный контроль за динамикой терапии, от них требуется точное соблюдение всех ее условий. Поэтому в подобной беседе, предшествующей началу лечения, врач посвящает родителей во все проблемы, связанные с их ролью. В этом отношении достаточную сложность представляет установка родителей на лечение вообще. Как известно, РДА является наследственной патологией. Почти в половине наблюдаемых нами семей один из родителей или другой близкий родственник, имеющий отношение к воспитанию ребенка, сами обладают рядом либо явных психических отклонений, либо характерологическими чертами, затрудняющими контакт. В работе с ними часто приходится преодолевать их паранояльно отрицательное отношение к лечению, убеждение во вредности лекарств. Они охотно идут на предложение психолого-педагогической коррекции, часто активно ее добиваются, хотя нередко перекладывают всю коррекционную работу только на специалиста, характеризуя себя «неспособными» к рекомендуемому воспитательному подходу. Долгое время они всячески уклоняются от начала медикаментозной терапии, мотивируя это тормозящим действием лекарств на интеллектуальное развитие ребенка (часть родителей нередко обманывают врача, говоря, что лечат ребенка). Другие родители считают ребенка больным, но признаки видят лишь в стереотипиях (чаще — двигательных), которые обнаруживают это перед посторонними, либо — в фантазиях ребенка, которые расцениваются ими как причина ухода ребенка от внешнего мира. Такие родители настойчиво «контролируют» лечение и нередко недовольны медленным, по их мнению, уменьшением именно беспокоящей их, но объективно не такой значимой симптоматики. Третья группа родителей, опасаясь медикаментов, стремится к нетрадиционным методам лечения, что часто приводит к усилению страхов у ребенка (часто после сеансов экстрасенса). Реже наблюдается небрежность в проведении лечения — в семьях, где ребенок находится на попечении кого-либо из психически неполноценных родителей, достаточно безразлично относящегося к ребенку. Поэтому на враче часто лежит и проблема выбора здорового родственника, которому можно поручить контроль за лечением. Большое значение имеет совместная работа врача с психологом и педагогом. Лечение назначается не только после врачебного осмотра, но и «диагностического занятия», существенно уточняющего, а иногда — впервые обнаруживающего возможности обучения и воспитания ребенка. В последующем изменения в состоянии ребенка во время психотерапии, психологических и педагогических занятий оцениваются специалистами совместно, после чего в медикаментозное назначение могут вноситься коррективы. Следует, однако, неукоснительно придерживаться правила, что ни психолог, ни педагог ни в коем случае не должны высказывать родителям собственное мнение об ухудшении психического состояния ребенка, а тем более самим давать какие-либо советы в отношении терапии. Это делает только врач. Суммируя представленные данные и соображения об общих принципах медикаментозной коррекции РДА, мы еще раз хотели бы подчеркнуть бесспорную необходимость поддерживающей лекарственной терапии. Мы имеем печальный опыт нескольких наблюдений, когда родители категорически отказывались от лечения. В этих случаях, несмотря на активную психолого-педагогическую коррекцию, не удалось преодолеть массивных аффективных расстройств, и ребенок, даже, несмотря на высокий интеллектуальный потенциал, оказывался практически грубо дезадаптированным. Е. Р. Баенская высказывает еще одно соображение в пользу медикаментозной терапии. За 12 лет существования группы детей, непрерывно находившихся на терапии, лишь в двух случаях возникла необходимость стационирования в связи с психотическими приступами. Поэтому, возможно, не самонадеянно предположение, что очень длительная поддерживающая медикаментозная терапия, естественно, совместно с активной психолого-педагогической коррекцией, может быть профилактикой тяжелого обострения и даже психоза. Но эти оптимистические данные, к сожалению, не абсолютны. Как показывает опыт, при тяжелых формах РДА медикаментозная терапия (так же, как психолого-педагогическая коррекция) оказывается неэффективной. Обычно это случаи синдрома РДА внутри злокачественно текущей шизофрении, прогредиентных органических поражений мозга (туберозный склероз, синдром Ретта и др.). Проблема терапии РДА далека от достаточно полной разработки. Существует ряд вопросов, не затронутых совсем. Так, в общей психиатрии в последнее десятилетие широко обсуждаются вопросы лекарственного патоморфоза — изменения клинической картины в связи с длительным медикаментозным лечением. В детской психиатрии эта проблема почти не разработана, в том числе и в отношении РДА. Не исключено, что мы объективно имеем мало изменений в психопатологической картине РДА явлений привыкания, либо наоборот сенсибилизации — в связи с большой осторожностью терапии, назначением малых доз.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.012 с.) |