Уровень и структура заболеваемости (по обращаемости) подростков 14-15 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровень и структура заболеваемости (по обращаемости) подростков 14-15 лет



Вайнбаум Я. С. и др.

В 14 Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. посо­бие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, T.А.Родионова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 240 с.

ISBN 5-7695-0723-3

В учебном пособии раскрывается понятие гигиены как науки и учеб­ной дисциплины, рассматривается воздействие различных факторов, будь то внешняя среда или физические нагрузки, на здоровье людей, занима­ющихся физической культурой и спортом. Приводятся сведения о гигие­ническом нормировании физических нагрузок при занятиях физической культурой и спортом, о гигиеническом обеспечении занятий физической культурой и спортивных тренировок.

Книга может быть полезна также учителям физкультуры.

УДК 613.72

ББК 75.0

ã Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.Д., 2002

ISBN 5-7695-0723-3 ã Издательский центр «Академия», 2002

Предисловие

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образо­вательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников и обучающихся. «Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» (ст. 12) перед образовательными и дошкольными уч­реждениями всех типов поставлены задачи сохранения, укреп­ления и улучшения здоровья учащихся и детей дошкольного воз­раста, формирования у них устойчивой потребности в физиче­ском совершенствовании и здоровом образе жизни. Ведущая роль в реализации этих законодательных актов принадлежит препода­вателю физической культуры. Именно он наиболее компетентен в вопросах возрастной и спортивной физиологии, профилакти­ке болезней и коррекции функциональных нарушений у детей, именно он должен овладеть одним из самых эффективных средств сохранения и укрепления здоровья детей — методикой физичес­кого воспитания.

Поэтому гигиена физического воспитания и спорта как учеб­ная дисциплина имеет большое общеобразовательное и специ­альное значение для студентов и специалистов в области физи­ческой культуры. Она занимает одно из главных мест в ряду других дисциплин учебного плана факультетов физической культуры пе­дагогических вузов, формируя общую и профессиональную куль­туру студентов — будущих педагогов, специалистов в области фи­зической культуры и спорта.

Знания по этой учебной дисциплине во многом помогают пре­дупредить заболевания, скорректировать функциональное состо­яние организма человека средствами физической культуры и спорта, повысить устойчивость организма к действию неблаго­приятных факторов внешней среды.

Гигиена физического воспитания и спорта как отрасль меди­цинских знаний и как отрасль педагогической науки и практики способствует решению общих задач — сохранения, укрепления и повышения уровня здоровья населения страны, формирования гармонического физического развития подрастающего поколения и продления периода активного долголетия взрослого населения.

Знание и соблюдение основных гигиенических принципов, тре­бований и рекомендаций по организации занятий физической культурой и спортом значительно повышают их оздоровитель­ную эффективность и обеспечивают возможность достижения спортсменами высоких спортивных результатов без ущерба для здоровья.

В настоящем учебном пособии приведены основные теорети­ческие положения, отражающие современные научные взгляды и представления о различных факторах внешней среды и их воздей­ствии на здоровье людей, а также о влиянии занятий физической культурой и спортом на здоровье человека. Детально рассмотрены вопросы нормирования физических нагрузок для лиц разного пола и возраста при занятиях физической культурой и спортом, про­блемы гигиенического обеспечения физической культуры и заня­тий отдельными видами спорта. Эти вопросы представлены во вза­имосвязи с оздоровительным принципом и основными задачами физического воспитания.

Глава 1 ГИГИЕНА КАК ОТРАСЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ

Гигиена (от греч. hygieinos — здоровый) — одна из старейших об­ластей медицинских знаний, наука, цель которой — охрана здоровья и профилактика заболеваний человека. Это наука о сохранении, ук­реплении и повышении здоровья общества.

С этой целью необходимо изучать влияние различных факторов внешней среды, в том числе физических нагрузок, на функцио­нальное состояние организма человека, состояние его здоровья и работоспособность. Английский ученый Э.А. Парксе считал, что «ос­новная задача этой науки заключается в том, чтобы сделать разви­тие человека наиболее совершенным, упадок жизни — наименее быстрым и смерть — наиболее отдаленной».

Под внешней средой понимается сложный комплекс природ­ных, социальных, бытовых, производственных и других факто­ров, в которых протекает жизнь, труд и отдых человека на протя­жении всей его жизни.

Неблагоприятные изменения условий внешней среды, превы­шающие по своему уровню и качеству приспособительные воз­можности организма человека, могут нарушить сформировавши­еся в процессе онто- и филогенеза взаимоотношения организма человека с внешней средой и привести к формированию различ­ных функциональных отклонений или развитию патологических процессов в организме.

Резкие колебания метеорологических условий, значительное заг­рязнение воздуха, неблагоприятные бытовые и производственные условия, недоброкачественная вода, длительное физическое и пси­хическое перенапряжение, недостаточный или избыточный уро­вень двигательной активности, нерациональное питание — основ­ные факторы, которые могут привести к кратковременному обра­тимому или стойкому нарушению состояния здоровья человека.

Один из ведущих методологических принципов гигиены — прин­цип единства организма и среды: организм и среда рассматривают­ся как неразрывное целое, основные элементы единой системы «организм — среда».

Именно на основе изучения особенностей влияния различных факторов внешней среды на организм человека разрабатываются гигиенические рекомендации, нормы и правила создания благо­приятных условий труда, быта, отдыха и занятий физической куль­турой.

Объектом гигиены выступают различные группы населения, у которых необходимо проводить профилактику различных заболе­ваний. Предметом гигиены как науки является изучение процесса взаимодействия организма с различными факторами внешней среды. В связи с этим гигиенические мероприятия носят вероят­ностный, преимущественно популяционный характер и удовлет­воряют запросы больших групп населения, а не отдельного че­ловека.

Они направлены на повышение устойчивости организма чело­века к возможным неблагоприятным влияниям окружающей сре­ды, улучшения состояния здоровья, физического развития, по­вышения работоспособности и продления активного долголетия. Для этого применяются следующие гигиенические методы:

оптимизация условий и режимов труда и отдыха;

рациональное питание;

оптимизация двигательной активности;

закаливание.

При решении частных гигиенических задач используются са­мые разные методы.

Методы изучения внешней среды и ее влияния на здоровье населения

Условно они делятся на две основные группы: методы, с по­мощью которых изучается гигиеническое состояние факторов внешней среды, и методы, позволяющие оценить реакцию орга­низма на воздействие того или иного внешнего фактора.

Метод санитарного обследования или описания. На основании его результатов объективно оценивается санитарная ситуация, фор­мируется рабочая гипотеза о возможном влиянии гигиенических факторов на здоровье населения. Объектом наблюдения может быть санитарное состояние населенного пункта, спортивных сооруже­ний, дошкольных и школьных общеобразовательных учебных уч­реждений, источников водоснабжения и т.д. Обычно пользуются картами санитарного обследования, в которых перечисляются глав­ные вопросы, подлежащие выяснению. Однако санитарное опи­сание не позволяет получить количественную и качественную оценку факторов внешней среды. В связи с этим широко применя­ется комплекс физических, химических, бактериологических, радиологических, социологических, токсикологических, клини­ческих, физиологических, биохимических и санитарно-статистических, математико-статистических методов исследования.

Результаты исследований сопоставляются с соответствующи­ми гигиеническими нормами и правилами, и на основании этого дается гигиеническое заключение о санитарном состоянии изуча­емого объекта.

Физические методы исследования позволяют оценить микро­климатические условия окружающей среды: уровень освещенно­сти, шума, температуры и влажности, направления и скорости движения воздуха и т. д.

Химические методы исследования необходимы для оценки хи­мического состава воздушной среды и почвы, качества воды, био­логической ценности продуктов питания и т.д.

Бактериологические методы исследования используются для оценки бактериальной обсемененности воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов и других объектов, которые могут служить источником или переносчиком возбудителей инфекционных за­болеваний.

Токсикологические методы исследования применяются для оцен­ки действия различных химических веществ на организм человека и установления их предельно допустимых концентраций (ПДК) в воде, воздухе, почве.

Клинические и физиологические методы исследования позволя­ют выявить наиболее ранние неблагоприятные функциональные изменения в организме человека, возникающие при воздействии на него различных факторов внешней среды.

Социологические и санитарно-статистические методы иссле­дования дают возможность оценить количественные взаимодей­ствия между факторами внешней среды и здоровьем и физичес­ким развитием различных групп населения: рождаемость, забо­леваемость, продолжительность жизни, смертность и другие по­казатели.

Метод гигиенического эксперимента позволяет изучить влияние факторов окружающей среды на организм человека или живот­ных как в естественных, так и в лабораторных условиях.

Гигиенические требования реализуются различными путями. Один из них — санитарное законодательство. Для контроля за его выполнением установлен предупредительный и текущий санитар­ный надзор за проектированием и строительством городов, по­селков, промышленных предприятий, спортивных сооружений, различных образовательных учреждений. В Российской Федерации предупредительный и текущий санитарный надзор поручен орга­нам санитарно-эпидемиологического надзора.

Гигиена как отрасль медицинской науки состоит из отдель­ных отраслей: гигиены окружающей среды, гигиены питания, гигиены детей и подростков, гигиены труда, радиационной ги­гиены, военной гигиены, социальной гигиены, гигиены физи­ческой культуры и спорта. Гигиена тесно связана с санитарией. Санитария (от лат. sanitas — здоровье) — отрасль здравоохране­ния, содержание которой — разработка и проведение практичес­ких санитарно-гигиенических и противоэпидемических меро­приятий.

Гигиена физического воспитания и спорта

Гигиена физического воспитания и спорта — это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся: условий внешней среды, в которых протекают занятия физическими упражнениями; орга­низации и содержания занятий физическими упражнениями; объ­ема и интенсивности физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями; характера питания; технического оснащения и экипировки спортсменов.

На основе изучения влияния этих факторов разрабатываются гигиенические рекомендации, нормы и правила. Они обеспечи­вают создание благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом, повышения их оздоровительной эффек­тивности, общей и специальной (спортивной) работоспособно­сти, уровня спортивных результатов без ущерба здоровью зани­мающихся.

Цель гигиены физического воспитания и спорта состоит в про­филактике различных заболеваний, связанных с воздействием фак­торов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физи­ческими упражнениями, повышении оздоровительной эффектив­ности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физиче­ской культурой и спортом.

Предметом гигиены физического воспитания и спорта как на­уки является изучение процесса взаимодействия организма чело­века с различными факторами физической культуры и спорта.

Основная задача гигиены физического воспитания и спорта со­стоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической куль­туры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического раз­вития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

К основным гигиеническим средствам, применяемым для это­го, относятся:

оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;

рациональное питание;

оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физи­ческими упражнениями;

закаливание.

История возникновения гигиены физического воспитания и спорта насчитывает сотни лет. Уже в далекой древности делались попытки рас­сматривать физическое воспитание как средство оздоровления. Для этого кроме физических упражнений использовались различные общеукрепляющие гигиенические средства (баня, массаж, закаливание и др.).

В XVII в. в трудах К. Славинецкого и Я.Коменского впервые были поставлены вопросы взаимосвязи физического воспитания и гигиены. Физическое воспитание рассматривалось как система воспитания, в ко­торой выделялись и формулировались специальные целенаправленные задачи укрепления здоровья и совершенствования физического разви­тия занимающихся.

Впервые эта система получила научное обоснование в XVIII—XIX вв. в России. Основоположником теории физического образования и воспи­тания стал Петр Францевич Лесгафт. Его научно-педагогическая дея­тельность началась в стенах Петербургской медико-хирургической ака­демии. Он защитил диссертацию доктора медицины (1865), а затем — доктора хирургии (1868). К числу наиболее крупных работ П. Ф.Лесгафта принадлежат «Руководство по физическому воспитанию детей школьно­го возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отно­шении анатомии к физическому воспитанию».

П.Ф.Лесгафт заложил медико-биологические основы учения о фи­зическом воспитании, которые послужили предпосылкой не только для разработки теории и методики физического воспитания, но также физио­логии и гигиены физических упражнений и спорта.

Ближайшим последователем Лесгафта был В.В.Гориневский, автор первых отечественных руководств по гигиене физических упражнений.

В дальнейшем научные исследования в области физической культуры и спорта, включая проблемы гигиены и спортивной медицины, велись в институтах физической культуры, где сосредоточились лучшие научные силы страны в данной области знаний, формировались новые идеи и направления, готовились кадры молодых ученых.

Особенно большое значение для развития гигиены физического вос­питания и спорта имело создание кафедр гигиены в двух старейших ин­ститутах физической культуры России, которые возглавили: в Институте им. П. Ф.Лесгафта — А.Ф.Сулима-Самойло (1919) и в Центральном ин­ституте — В.Е.Игнатьев (1920), одновременно бывшие и первыми рек­торами этих институтов.

С 1930 по 1942 г. кафедрой гигиены в Институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта руководил В.А. Волжинский. Именно его труды послу­жили научно-методической основой курса гигиены в институтах физичес­кой культуры и научной работы в этой области. В.А. Волжинский сформу­лировал задачи, содержание гигиены как учебной дисциплины. Им был написан первый учебник гигиены для физкультурных учебных заведений.

В Институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта научные иссле­дования в области гигиены физического воспитания и спорта проводи­лись также и на кафедре физического развития детей, возглавляемой крупным специалистом дошкольной гигиены Л.И. Чулицкой. Широкие исследования проводились и в существовавшей в 30-х годах XX в. гигие­нической лаборатории этого же института. Ею руководил крупнейший ученый в области гигиены физического воспитания и спорта Алексей Алексеевич Минх. Он же возглавил в 1947 г. кафедру гигиены в Цент­ральном институте физической культуры.

В течение многих лет научные исследования в области гигиены физи­ческого воспитания детей и подростков проводились в отделе гигиены физического воспитания НИИ гигиены детей и подростков Министер­ства здравоохранения СССР под руководством А.Г. Сухарева и Л.И. Абросимовой. Сотрудниками отдела разработаны гигиенические рекомендации по закаливанию детей и подростков, нормированию физических нагрузок для школьников разных возрастно-половых групп, обосновано применение различных средств физического воспитания с оздоровитель­ной целью.

В результате многолетних научных исследований в области ги­гиены физического воспитания и спорта определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта: изучение вли­яния условий внешней среды на здоровье занимающихся физи­ческой культурой и спортом и их оздоровление; разработка гиги­енических мероприятий, способствующих укреплению здоровья занимающихся физическими упражнениями и спортом; повыше­ние работоспособности, выносливости, обеспечение роста спортивных достижений.

Эти задачи и определили конкретное содержание курса гигие­ны физического воспитания и спорта как раздела науки и учеб­ной дисциплины: гигиена воздушной среды, воды, почвы, гиги­ена планирования, строительства и эксплуатации спортивных со­оружений, личная гигиена, закаливание, питание спортсменов, гигиена тренировки, гигиеническое обеспечение занятий в от­дельных видах спорта.

В последние годы получены ценные научные данные, позволя­ющие осуществлять гигиеническое обеспечение занятий физичес­кой культурой и спортом с учетом возрастных, половых и про­фессиональных функциональных возможностей и индивидуаль­ных особенностей занимающихся, климатических и других внеш­них факторов.

Занятия физическими упражнениями, независимо от их формы и содержания, обязательно должны содействовать укреплению здо­ровья занимающихся, это полностью соответствует оздоровитель­ной направленности всей системы физического воспитания.

Реализация оздоровительного принципа физического воспита­ния возможна лишь при условии, что педагог по физической куль­туре, тренер по виду спорта будут знакомы с основными положе­ниями гигиены и усвоят, по выражению Ф. Ф. Эрисмана, «гигие­нический способ мышления».

Только зная о возможном неблагоприятном воздействии сни­женной или избыточной двигательной активности, недостаточ­ной или избыточной физической нагрузки, нерационального пи­тания и режима тренировочных занятий, неудовлетворительных условий проведения тренировок, можно получить нужный резуль­тат от занятий физическими упражнениями.

Таким образом, студентам факультетов физической культуры и преподавателям физического воспитания, тренерам необходи­мы знания основ гигиены для правильной организации занятий физическими упражнениями, нормирования физических нагру­зок, организации и материально-технического обеспечения тре­нировочного процесса в отдельных видах спорта, питания зани­мающихся и т.д.

Без соблюдения соответствующих гигиенических норм и тре­бований в процессе занятий физической культурой и спортом нельзя обеспечить оптимальные условия для нормального физи­ческого развития, сохранения и укрепления здоровья занимаю­щихся физическими упражнениями, для повышения спортивных достижений.

Контрольные вопросы и задания

1. Как развивалась гигиена физического воспитания и спорта в Рос­сии?

2. В чем состоит вклад П.Ф.Лесгафта в развитие гигиены физического воспитания и спорта в России?

3. Сформулируйте определение гигиены как науки.

4. Перечислите цели и задачи гигиены.

5. Что является предметом изучения гигиены как науки?

6. Перечислите основные методы гигиенических исследований.

7. Сформулируйте определение гигиены физического воспитания и спорта как науки.

8. Укажите основные цели и задачи гигиены физического воспитания и спорта?

Глава 2 ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Современные научные представления о здоровье

Цель гигиены — здоровье человека. Однако четкого определения здоровья пока нет. Большинство специалистов согласны с форму­лировкой здоровья, данной экспертами Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, ду­шевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». По мнению ученого-медика П. В. Бунзена, здоровье — это такое психофизиологическое состояние челове­ка, которое характеризуется не только отсутствием патологических изменений отдельных органов и систем, но и такими функциональ­ными резервами организма человека, которые вполне достаточны для его эффективной биологической и социальной адаптации и со­хранения им высокой физической и умственной работоспособности в естественной среде обитания.

В оценке здоровья выделяются два признака:

социальный как мера трудоспособности, социальной активности, активного преобразующего деятельного отношения человека к миру;

личностный как здоровьесберегающая стратегия индивидуаль­ной жизни человека, степень господства его над собой и обстоя­тельствами жизни.

Кроме этого выделяются и такие признаки индивидуального здоровья, как:

оптимальная реакция организма на условия жизнедеятельно­сти на всех уровнях его организации;

динамическое равновесие организма в целом, его отдельных функциональных адаптивных систем с внешней средой;

способность человека полноценно выполнять основные соци­альные функции;

способность организма человека приспосабливаться, адапти­роваться к постоянно меняющимся условиям существования, под­держивать постоянство своей внутренней среды (гомеостаз), обес­печивать нормальную и разностороннюю жизнедеятельность;

отсутствие болезней, болезненных состояний либо болезнен­ных изменений в организме, т.е. оптимальное функционирование организма без признаков заболеваний или каких-либо функцио­нальных нарушений;

полное нравственное, физическое, психическое и социальное благополучие человека.

Один из важнейших показателей состояния здоровья — уровень функционального развития ведущих адаптивных систем организма человека. По мнению одного из крупнейших гигиенистов России А. Г. Сухарева, индивидуальное здоровье — сложный многомерный динамический процесс постоянного, активного, целесообразного приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды.

Неблагоприятные факторы окружающей среды могут негативно влиять на здоровье как отдельного человека, так и большой группы населения. Благодаря постоянным морфологическим и функ­циональным адаптивным изменениям, связанным с необходимос­тью приспосабливаться к социально-биологическим условиям, из­менениям функционального состояния ведущих адаптивных сис­тем организма, формируется устойчивость организма человека к действию неблагоприятных факторов среды. Одна из важнейших задач физической культуры состоит именно в том, чтобы помочь конкретному человеку выработать высокую устойчивость к действию комплекса неблагоприятных факторов окружающей среды.

Важнейшие элементы здоровья — высокий функциональный уровень ведущих адаптивных систем организма и социальная дее­способность. Наиболее информативный критерий обратимых ран­них изменений в состоянии индивидуального здоровья — функ­циональное состояние ведущих адаптивных систем организма и характер их возрастного развития. Существует несколько опреде­лений понятия «функциональное состояние». Под функциональным состоянием понимается состояние человека в целом с точки зрения эффективности его деятельности и задействованных в ней систем. Признаками нарушения функционального состояния организма служат: ухудшение самочувствия; снижение работоспособности и физической активности; качество сна (появление бессонницы); аппетит; повышенная раздражительность, эмоциональная неус­тойчивость; увеличение массы тела более чем на 10 кг от долж­ной; повышенная частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое — более 80 уд/мин; при переходе из положения лежа в положение стоя — более 100 уд/мин; метеочувствительность; появление одыш­ки при выполнении легких физических нагрузок; увеличение по­тливости без физических нагрузок; частые головные боли и голо­вокружение; чувство усталости после ночного сна.

Комплексное воздействие социальных, биологических, эколо­гических факторов при определенных условиях может приводить как к улучшению здоровья человека, так и к его ухудшению, осо­бенно у детей и подростков.

Именно анатомо-физиологические особенности этого возрас­та во многом определяют высокую чувствительность интенсивно растущего организма к комплексу неблагоприятных факторов ок­ружающей среды.

В связи с этим необходимы средства и методы оптимизации морфологического и функционального развития детей и подрост­ков, а также индивидуальной коррекции различных нарушений функционального состояния.

Состояние здоровья школьников и основные тенденции его изменения

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школь­ников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различ­ные функциональные отклонения, 35—40% — хронические забо­левания.

Интенсификация учебного процесса в образовательных учреж­дениях (государственных и негосударственных, городских и сель­ских школах, гимназиях и колледжах) ведет к дисгармоничному физическому развитию учащихся (дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем), снижению их работоспособности.

Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в I класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого (250 тыс.) выявля­ются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосуди­стой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут счи­таться здоровыми. За период обучения в общеобразовательных уч­реждениях среди учащихся в пять раз увеличивается число нару­шений органов зрения, в три раза — патология органов пищева­рения, в пять раз — нарушение осанки, в четыре раза — нервно-психических расстройств.

У 50 % детей школьного возраста отмечаются отклонения в раз­витии опорно-двигательного аппарата; у 25—30% — в сердечно­сосудистой и дыхательной системах; около 70 % детей страдают от гипокинезии. Число абсолютно здоровых детей к окончанию сред­ней школы в 1987 г. составляло 20-25%, в 1994 г. - 10-15%.

Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем про­должает неуклонно падать. В результате более 60 % призывников не достигают необходимого уровня физической подготовленности.

В первый год обучения часто появляются функциональные от­клонения в состоянии здоровья учащихся. Растет число детей 2-й группы здоровья (с 17,1 до 48,2%). При увеличении школьной нагрузки, переходе к новым условиям обучения во II классе повы­шается уровень заболеваемости (число дней, пропущенных по бо­лезни, на одного ребенка возрастает с 3,05 в I классе до 7,06 во II). По мере привыкания к школьной жизни в IV классе здоровье детей несколько улучшается (уровень заболеваемости стабилизи­руется на уровне 3,67 дня на одного ребенка). При переходе к предметному обучению в 10—11 лет вновь учащаются отклонения в состоянии здоровья. Неадекватные эмоционально-стрессовые ре­акции, препубертатная перестройка организма приводят к срыву функциональных механизмов адаптации у 81,5 % учащихся. Растет уровень заболеваемости (до 6,26 дня, пропущенных по болезни, на одного ребенка). Нарушения в состоянии здоровья в дальней­шем не только не компенсируются, а, напротив, усугубляются, достигая максимальных значений к VIII классу (7,08 дня на одно­го ребенка). В структуре заболеваний преобладает хроническая и рецидивирующая патология.

В структуре здоровья детей и подростков одно из первых мест занимают функциональные отклонения. В соответствии с классификацией Института гигиены детей и подростков (1978) дети с функциональными отклонениями относятся ко 2-й группе здоровья. В структуре функциональных отклонений на первом месте эндокринно-обменные расстройства; затем идут нарушения сер­дечно-сосудистой системы, в том числе нейроциркуляторная дистония; функциональные отклонения костно-мышечной системы; расстройства нервной системы и нарушения зрения.

С 1985 по 1997 г. на 2,5—4 кг снизился среднепопуляционный показатель массы тела подростков 15 лет, на 10—12% возросло число подростков с дефицитом массы тела и астеническим тело­сложением, на 0,5—1,5 см уменьшилась длина тела и на 4,5—8,5 см — окружность грудной клетки. Если в 1991 г. выраженный дефицит массы тела был отмечен у 12,4% юношей и 13,5% девушек этого возраста, то к концу 1997 г. у 18,8 и 19,7% соответственно. На 2,7—4,9 кг снизились и силовые возможности подростков (по по­казателям кистевой динамометрии).

Доказана тесная связь физического воспитания и состояния здоровья современных школьников. Усложнение образовательных программ, дефицит свободного времени, предпочтение пассив­ного отдыха — причины значительного дефицита двигательной активности учащихся, что проявляется в ряде неблагоприятных социально-биологических последствий, в частности снижении уровня здоровья и повышении заболеваемости.

Вызывают тревогу «подростки, часто и длительно болеющие», в частности простудными заболеваниями: более 4—6 раз в год. У них отмечен низкий уровень общей неспецифической устойчивости организма к действию метеорологических факторов (пониженной и повышенной температуре воздуха, сквознякам и др.).

За последние десятилетия число здоровых детей и подростков, а также имеющих только функциональные отклонения в стране уменьшилось почти в 1,5 раза, а количество хронически больных школьников возросло до 60 % от общего числа учащихся общеоб­разовательных школ.

Наиболее часты у школьников морфофункциональные рас­стройства — 38—45%, хронические заболевания — 45—61%, на­рушения физического и психического развития, острая заболева­емость (преимущественно простудного характера). Общий уровень заболеваемости школьников (данные по обращаемости) состав­ляет от 3 —4 тыс. случаев, в том числе частота простудных заболе­ваний - 780-950 на 1000 обследованных.

За последнее десятилетие существенно изменилась структура заболеваемости (табл. 1).

Таблица 1

Примерные гигиенические нормы физических нагрузок при физическом воспитании для мальчиков (по Л.И.Абросимовой с соавт.)

Возраст, лет Дистанция, м Нормативы (время бега), мин, с
    7'00"-7'30"-8'00"
    6'00"-6'30"-7'00"
    8'30"-9'00"-9'30"
    12'00"-12'30"-13'00"
    11'00"-11'30"-12'00"
    14'00"-14'30"-15'00"
    15'20"-15'40"-16'00"
    15'00"-15'30"-16'00"

 

Одним из критериев при нормировании физических нагрузок служит кратность повышения энергетического обмена по сравне­нию с уровнем основного обмена* (табл. 56).

* Гигиеническая норма двигательной активности детей и подростков 5—18 лет – М., 1984

 

Классификация физических нагрузок по тяжести у детей и взрослых не совпадает. Так, у взрослых работа считается тяжелой, если энерготраты в 3 раза выше, чем в покое. У детей она считает­ся легкой даже при 4—6-кратном превышении обмена, при 7— 9-кратном — средней тяжести, а при 10-кратном и более — тяже­лой. Это связано с тем, что с уменьшением физических нагрузок энерготраты у детей возрастают не линейно, как у взрослых, а непропорционально быстро.

При гигиенической оценке физических нагрузок школьников во время уроков физкультуры учитываются следующие показатели: энерготраты, кратность повышения обмена, средняя ЧСС (табл. 57).

Таблица 56

Вайнбаум Яков Семенович

Коваль Валерий Иосифович

Родионова Тамара Алексеевна

Учебное пособие

Редактор Л. В. Доценко

Издательский редактор Д. В. Щербаков

Технический редактор Е. Ф. Коржуева

Компьютерная верстка: И. М. Чиркин

Корректоры Э. Г. Юрга, Н. В. Козлова

Диапозитивы предоставлены издательством.

Подписано в печать 14.11.2001. Формат 60х90/16. Гарнитура «Таймс». Бумага тип № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 15,0. Тираж 30000 экз. (1-й завод 1 - 10000 экз.). Заказ № 1182.

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия».

117342, г. Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел /факс: (095)330-1092, 334-8337

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.

410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

Вайнбаум Я. С. и др.

В 14 Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. посо­бие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, T.А.Родионова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 240 с.

ISBN 5-7695-0723-3

В учебном пособии раскрывается понятие гигиены как науки и учеб­ной дисциплины, рассматривается воздействие различных факторов, будь то внешняя среда или физические нагрузки, на здоровье людей, занима­ющихся физической культурой и спортом. Приводятся сведения о гигие­ническом нормировании физических нагрузок при занятиях физической культурой и спортом, о гигиеническом обеспечении занятий физической культурой и спортивных тренировок.

Книга может быть полезна также учителям физкультуры.

УДК 613.72

ББК 75.0

ã Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.Д., 2002

ISBN 5-7695-0723-3 ã Издательский центр «Академия», 2002

Предисловие

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образо­вательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников и обучающихся. «Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» (ст. 12) перед образовательными и дошкольными уч­реждениями всех типов поставлены задачи сохранения, укреп­ления и улучшения здоровья учащихся и детей дошкольного воз­раста, формирования у них устойчивой потребности в физиче­ском совершенствовании и здоровом образе жизни. Ведущая роль в реализации этих законодательных актов принадлежит препода­вателю физической культуры. Именно он наиболее компетентен в вопросах возрастной и спортивной физиологии, профилакти­ке болезней и коррекции функциональных нарушений у детей, именно он должен овладеть одним из самых эффективных средств сохранения и укрепления здоровья детей — методикой физичес­кого воспитания.

Поэтому гигиена физического воспитания и спорта как учеб­ная дисциплина имеет большое общеобразовательное и специ­альное значение для студентов и специалистов в области физи­ческой культуры. Она занимает одно из главных мест в ряду других дисциплин учебного плана факультетов физической культуры пе­дагогических вузов, формируя общую и профессиональную куль­туру студентов — будущих педагогов, специалистов в области фи­зической культуры и спорта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.150 (0.119 с.)