Лава 4. Трезвенное воспитание детей на ранних ступенях развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лава 4. Трезвенное воспитание детей на ранних ступенях развития



  • 4.1. Возрастные особенности развития
    • 4.1.1. Младенчество
    • 4.1.2 Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
    • 4.1.3 Дошкольное детство
  • 4.2. Цель, задачи, принципы и содержание раннего трезвенного воспитания
    • 4.2.1. Актуальность раннего трезвенного воспитания
    • 4.2.2. Цель и задачи раннего трезвенного воспитания
    • 4.2.3. Принципы раннего трезвенного воспитания детей
    • 4.2.4. Содержание раннего трезвенного воспитания
  • 4.3. Диагностика ранней антинаркотической устойчивости
    • 4.3.1. Методы опроса дошкольников
    • 4.3.2. Методы опроса родителей дошкольников
  • 4.4. Методы раннего трезвенного воспитания
    • 4.4.1. Общие методы воспитания
    • 4.4.2. Трезвенное воспитание в младенческом и преддошкольном возрасте
      • 4.4.2.1. Трезвая воспитательная среда
      • 4.4.2.2. Метод условного рефлекса
    • 4.4.3. Методы трезвенного воспитания дошкольников (старше 3 лет)
      • 4.4.3.1. Метод активной трезвости
      • 4.4.3.2. Программа «Борьба со злом»
    • 4.4.4. Рекомендации родителям дошкольников
      • 4.4.4.1. Классификация заботливых родителей
      • 4.4.4.2. Рекомендации родителям, которые позволяют себе выпить и закурить
      • 4.4.4.3. Рекомендации родителям, которые живут трезво
  • Выводы к главе 4

Возрастные особенности развития

Как физическое, так и духовное развитие тесно связано с возрастом. Для правильного управления процессами развития уже в далёком прошлом делались попытки классифицировать периоды человеческой жизни (Коменский, Штрац, Бюллер, Горлок, Левитов, Выготский, Ванек, Шванцер и др.).

В современной отечественной науке широким признанием пользуется следующая периодизация психического развития в детстве:

1) младенчество (1-ый год жизни);

2) преддошкольный возраст/раннее детство (1-3 года);

3) дошкольный возраст/детство (3-6 лет); младший дошкольный возраст (3-4 года); средний дошкольный возраст (4-5 лет); старший дошкольный возраст (6-6 лет);

4) младший школьный возраст (6-7 – 10 лет);

5) подростковый возраст/отрочество (11-14-15);

6) юность (15-18-21) [6:7-8].

Известна притча о мудреце. Когда женщина с шестимесячным ребёнком на руках пришла к мудрецу, чтобы спросить его, когда ей следует начать воспитание своего ребёнка, то он ответил ей: «О, женщина, ты уже опоздала на целых полгода». Известна народная пословица: «Воспитывай ребёнка, когда он ещё поперёк лавки лежит».

Учёные, педагоги, писатели разных стран (Ф. М. Достоевский, В. М. Бехтерев, А. С. Макаренко – Россия; А. В. Сухомлинский – Украина; Ж.-Ж. Руссо, М. Монтень – Франция; М. Спенсер – Англия) утверждали, что воспитание нужно начинать с младенчества.

В. М. Бехтерев: «Недостатки физического и нравственного развития, приобретённые в младенчестве и возрасте первого детства, часто вообще составляют непреодолимое зло, с которым уже не удаётся справиться в позднейшем возрасте, несмотря на всевозможные старания родителей и усилия врачей и педагогов».

Ф. М. Достоевский: «…Один учёный немец сказал, что всякий ребёнок, достигнув первых лет жизни, уже приобретает целую треть идей и познаний, с которыми ляжет стариком в могилу…».

А. С. Макаренко: «Главные основы воспитания закладываются до пяти лет, а затем воспитание человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет» [2:10-11].

Младенчество

Здоровый новорождённый (0-2 месяца) обладает разными видами чувствительности – тактильной, температурной, болевой, вкусовой. Есть поразительные данные о возможностях новорождённых и младенцев первых недель жизни к имитации – способности имитировать вытягивание губ, высовывание языка и т. д.

Человеческий детёныш – самый беспомощный на свете. Любое отношение к предмету осуществляется только через и посредством взрослого человека. Поэтому принято говорить о новорождённом как о максимально социальном существе. В младенческом возрасте (от 2 месяцев до года) ведущей деятельностью становится непосредственное эмоциональное или ситуативно-личностное общение. Объект деятельности – другой человек. К концу первого года жизни ребёнок говорит 5-6 слов, у него выражена интонация просьбы, лепетные звуки соотносятся с лицами и предметами. Пассивное владение словом опережает в своём развитии активную речь. В 9 месяцев ребёнок демонстрирует своё понимание словесных конструкций, например, обхватывает шею матери в ответ на предложение «Обними маму», приносит мяч в ответ на просьбу это сделать и т. п. К концу первого года жизни возрастают имитационные способности ребёнка (качать куклу, укладывать спать Мишку), закладываются психофизиологические основы для раннего обучения, что всегда учитывалось в народной педагогике: созданы детские игрушки, колыбельные, потешки, прибаутки. А в настоящее время предпринимаются попытки раннего (буквально с первых дней жизни) направленного обучения детей чтению и другим специальным навыкам [6:157-181]. Кризис первого года жизни выражается в том, что у ребёнка обнаруживаются собственные желания, упрямство в достижении желаемого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (0.004 с.)