Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подростковый возраст/отрочество
Анализ подросткового возраста – одна из самых спорных проблем возрастной психологии. Неоднозначно толкуется содержание ведущей деятельности, перечень новообразований. Единство мнений исследователей состоит лишь в том, что подростковый возраст – это период наиболее интенсивного развития личности. Обычно этот период соотносится с возрастом от 10-11 до 14-15 лет. Способность к рефлексии направляется на самого себя. Основные психологические потребности ребёнка – стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости («эмансипации»). Для подростков характерны неустойчивость настроения, противоречивость, ранимость, депрессивные переживания. Важнейшим новообразованием является чувство взрослости. Появляется выраженный интерес к своей внешности. Интенсивно усваиваются формы поведения, связанные с половой принадлежностью. «Чувство взрослости» – это психологический симптом начала подросткового возраста, «новообразование сознания» (Д. Б. Эльконин). Это период полового созревания, появления полового влечения. В примитивных культурах подростковый кризис и связанные с ним проблемы отсутствуют, т. к. в этих культурах нет поляризации поведения взрослого и ребёнка, переход к статусу взрослого переходит постепенно, что опровергает гипотезу о биологической обусловленности кризиса полового созревания. Главные причины – социальные: период учёбы в индустриальном обществе затягивается. Социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания. Подростковый возраст характеризуется как возраст завышенных притязаний: не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят подростка к многочисленным конфликтам с окружающими и протестному поведению. Ведущей деятельностью остаётся учебная, но в психологическом плане она отступает на второй план. Д. Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей в этом возрасте является общение со сверстниками. Если ребёнок не может занять своего места в системе общения ровесников, он «уходит» со школы и психологически, и часто буквально. В интимно-личном общении со сверстниками усваиваются моральные нормы и ценности. Согласно точке зрения Д. И. Фельдштейна, ведущей деятельностью подросткового возраста является общественно-полезная, социально признаваемая и одобряемая деятельность. По мнению исследователя, групповой характер общения преобладает в том случае, если социально значимая деятельность отсутствует.
Переходность психики подростка состоит в том, что сохраняется склонность к реакциям, присущим для детей помладше:
Собственно подростковые реакции:
Важным направлением психического развития является формирование стратегий или способов преодоления проблем. Эти способы могут быть конструктивными и неконструктивными. Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление трудностей, а именно:
Неконструктивные способы решения проблем направлены не на причину, а на уход от проблемы. Это:
Познавательное развитие характеризуется тем, что формируется теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление. Л. С. Выготский считал проблему интересов «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка» и выделял несколько групп интересов («доминант»):
Почему в этом возрасте так важны жизненные цели, выходящие за пределы текущих интересов? Представление о себе самом («Я-концепция») – центральное новообразование старшего подросткового возраста. Многие переживания, связанные с отношением к себе как личности, отрицательные. Поэтому так важно учить подростка находить в себе сильные стороны [15:242-261]. Именно в подростковом возрасте могут состояться первые «дебюты» с пробами алкоголя и табака. Подростка толкают к этому и стремление следовать «моде», и поиски сомнительной романтики, но чаще всего – стремление к самоутверждению любой ценой, в частности, когда не удаётся самоутвердиться в чём-то значительном: в учёбе, в общении, в общественно значимой деятельности, в спорте. Подростковый возраст – пора активного взросления. Значит, нужно помочь подростку стать взрослым, но в чём-то положительном, посредством формирования истинной, а не ложной системы ценностей. Юность Граница между подростковым возрастом и юностью условна. В одних схемах периодизации возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подростничества, в других – относят к юности. Юность – пора взросления. Многие исследователи сходятся на том, что отнесение к юности связано со специфическим задачами развития. Р. Хавигхерс в период взросления выделил такие задачи развития:
В юности происходит принципиальное изменение в размышлениях о будущем. Теперь предметом обдумывания становится не конечный результат, а пути и способы достижения. Ведущей деятельностью признаётся учебно-профессиональная (Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев). И. В. Дубровина считает, что о профессиональном самоопределении говорить ещё рано, что в старших классах формируется лишь готовность к самоопределению, т. е. к участию в общественно полезном труде.
В интеллектуальном развитии преобладает формально-логическое и операциональное мышление. Интерес к учёбе в старших классах повышается. Складывается более реалистичная Я-концепция. Положительная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказываются на постановке перспективных целей и стремлении к их достижению. Отрицательная Я-концепция приводит к пассивности, одиночеству, деградации, асоциальному поведению. Юность – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Это период расцвета умственной деятельности, жизненных планов и ценностных ориентаций [15:261-282]. Вырабатываются научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические ориентации, появляется заинтересованное, личностное отношение к смыслу жизни. Юность – противоречивая пора. Ощущение расцвета физических и интеллектуальных сил создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие. Но юности свойственны и противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания. Юношеская эмоциональность часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью оценок, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом. Это отражение собственного морального поиска, стремление критически осмыслить «азбучные истины» и уже потом принять их как свои. В трезвенном воспитании юность – благоприятная пора. Если юноше, девушке удалось к этому возрасту сохранить естественную трезвость, то им уже проще объяснить, для чего нужно оставаться трезвым. Ведь они мечтают о будущей карьере, любви, счастливой семейной жизни. Трезвый выбор, сделанный в юности – это устойчивый выбор. К сожалению, если в детском и подростковом возрасте естественная трезвость была сломлена (как правило, в современной России это происходит через приобщение к пиву и табаку), то воспитать трезвое отношение к жизни уже гораздо труднее. Кроме того, к пиву и табаку нередко присоединяются наркотики.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.146 (0.014 с.) |