Глава 5. Трезвенное воспитание в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Трезвенное воспитание в школе



  • 5.1. Возрастные особенности развития в школьном возрасте
    • 5.1.1. Младший школьный возраст
    • 5.1.2. Подростковый возраст/отрочество
    • 5.1.3. Юность
    • 5.1.4. Половые особенности развития в школьном возрасте
  • 5.2. Цели, задачи и содержание трезвенного воспитания в школе
    • 5.2.1. Начальная школа (1-4 классы)
    • 5.2.2. Основная школа (5-9 классы)
      • 5.2.2.1. 5-6 классы
      • 5.2.2.2. 7-9 классы
    • 5.2.3. Старшая школа (10-11 классы)
  • 5.3. Принципы профилактической работы в школе
    • 5.3.1. Обзор отечественных и зарубежных источников
    • 5.3.2. Собриологические принципы построения профилактических образовательных программ
  • 5.4. Методы трезвенного воспитания
    • 5.4.1. Образовательная (информационно-педагогическая) модель трезвенного воспитания
      • 5.4.1.1. Трезвенное воспитание на уроках
      • 5.4.1.2. Трезвенное воспитание во внеурочной деятельности
    • 5.4.2. Психолого-коммуникативная модель трезвенного воспитания
      • 5.4.2.1. Упражнения на коррекцию эмоционально-волевых качеств
      • 5.4.2.2. Игры-активаторы
      • 5.4.2.3. Другие психологические и коммуникативные упражнения и игры
    • 5.4.3. Социальная модель трезвенного воспитания
  • 5.5. Диагностика антинаркотической устойчивости
    • 5.5.1. Методы диагностики
      • 5.5.1.1. Наблюдение
      • 5.5.1.2. Устный опрос
      • 5.5.1.3. Анкетирование
      • 5.5.1.4. Метод «незаконченный рассказ»
      • 5.5.1.5. Метод незаконченных предложений
      • 5.5.1.6. Метод рисуночных тестов
      • 5.5.1.7. Метод «баллотирования»
      • 5.5.1.8. Метод АТН
    • 5.5.2. Анализ и обработка результатов исследования
    • 5.5.3. Диагностика на разных ступенях развития
  • Выводы к главе 5

Возрастные особенности развития в школьном возрасте

Младший школьный возраст

Переход в начальную школу – важнейший этап в развитии ребёнка. У него появляются новые серьёзные обязанности – учиться, соблюдать дисциплину на уроке и в школе; приходится выдерживать школьные нагрузки. Согласно концепции Э. Эриксона, в период от 6 до 12 лет происходит приобщение ребёнка к трудовой жизни общества, вырабатывается трудолюбие. В этой трудной ситуации нельзя бросать ребёнка в надежде, что он «сам справится», но следует избегать и излишней опеки.

Ведущей деятельностью младшего школьника является учёба. Важнейшей заботой учителя и родителей должно стать сохранение мотивации ребёнка к учению. В системе развивающего обучения, признанной современной отечественной школой, ученик – субъект обучения. Центральная задача младшей школы – формирование умения учиться. Это влечёт за собой смену методов обучения: учебная задача формулируется как поисково-исследовательская, меняется характер взаимодействия между учителем и учеником, между учащимися. Неуспешность в основном виде деятельности – учёбе – может обернуться рядом проблем: нарушением общения с одноклассниками, учителем, другими детьми, снижением самооценки, нарастанием агрессии или тревожности. Поэтому важно вовремя установить причины школьной дезадаптации и по возможности устранить их.

В 7-11 лет активно формируется мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребёнка. Важнейшими новообразованиями возраста становятся стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников.

К концу этого периода снижается роль учёбы как основного вида деятельности и всё больше выходит на первый план общение с ровесниками. Если в учёбе накопились проблемы, то при переходе из начальной школы в основную статус неблагополучного ученика обычно сохраняется.

В психологической литературе существует несколько принципиальных позиций относительно возраста 7-11 лет. Одни исследователи считают этот возраст началом стабильного подросткового периода (Л. С. Выготский), другие – частью критического (Л. И. Божович). В периодизации Д. Б. Эльконина этот период рассматривается как кризис между стабильными младшим школьным и подростковым возрастами [15:224-238].

В начальной школе могут проявиться первые серьёзные проблемы дезадаптации личности: неблагополучная семья, неуспешность в учении, нарушение отношений с учителем и сверстниками. Именно они могут склонить ребёнка к асоциальному поведению, в том числе наркотическому. Поэтому так важно оказать необходимую психологическую и социальную помощь как можно раньше. На отношение к алкоголю и табаку в этом возрасте огромное влияние оказывает пример и авторитет значимых взрослых: родителей, учителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.004 с.)