Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глобальная урбанизация и рост церкви

Поиск

До недавнего времени задача распространения вести в городах рассматривалась только как задача для церкви в Северной Америке, Европе и Австралии. Традиционные методы евангелизации, которые больше не эффективны в северном полушарии, за исключением их использования среди иммигрантов, прекрасно показали себя в южном полушарии. Среди пасторов и церковного руководства США, которые, возможно, крестят лишь несколько человек в год, стало модным совершать короткие поездки в развивающиеся страны и возглавлять там кампании, в результате которых крещение принимают сотни и даже тысячи в день. С объявлением ООН в 2007 году, что большинство населения мира в настоящее время живет в городах, церковное руководство в южном полушарии начинает осознавать, что урбанизация сейчас – реальность, на которую они также должны обратить внимание.

Пятнадцать из двадцати крупнейших городов на земном шаре находятся в развивающихся странах. Из всех континентов в Африке наблюдаются самые быстрые темпы роста городского населения и во всем южном полушарии люди оставляют деревни и переселяются в города. Города стали наиважнейшим «миссионерским полем», хотя большинство церквей расположено в маленьких городках и сельской местности, где население все уменьшается. Церковь должна изменить свое отношение в этих странах, иначе феноменальные темпы роста вскоре останутся в прошлом.

По крайней мере, в трех больших городах в развивающихся странах адвентистами было проведено исследование, посвященное миссионерской деятельности в городах. По данным этих исследований можно определить, что будет необходимо, чтобы охватить этот расцветающий сектор мировых метрополий. К сожалению, это исследование было похоронено в академических библиотеках и руководители деноминации обращали на него мало внимания, если вообще обращали. Я суммировал здесь некоторые ключевые находки, как для общего знакомства с ними, так и для способствования проведению дальнейшего исследования по этой важной теме.

 

Сан Пауло, Бразилия

Сан Пауло – крупнейший город в Латинской Америке и третий по величине город в мире. Имея население около 18 миллионов человек, он занимает примерно такую же площадь, как Нью-Йорк, и является важнейшим промышленным центром на континенте, где находятся заводы, выпускающие сталь, автомобили, станки, потребительские товары, лекарства и компьютеры. Этот город начал быстро развиваться в 1960-х и, в качестве раннего примера, он по многим направлениям является путеводителем по урбанизацию, которая сейчас происходит в южном полушарии.

Адвентистская миссионерская деятельность началась в Сан Пауло в 1894 году, а к 1906 году была организована церковь количеством членов 33 человека. Темпы роста церкви подскочили в 1920-х и составили около 10 процентов в год в 1930-х, 1940-х и 1950-х. Рост действительно начался в 1960-х и 1970-х годах, период, на котором сосредоточился в своей докторской диссертации Джоэл Сарли в университете Андрюса. Он значительно упал в 1980-х и 1990-х годах и составил всего три процента в год в первые пять лет нового тысячелетия, что не намного отличается от Северной Америки. Сарли был руководителем деноминации в Бразилии, когда проводил свои исследования, и продолжил служение в качестве помощника секретаря Пасторской Ассоциации Генеральной Конференции с 1992 года до ухода на пенсию в 2004 году.

Контекстуальные факторы очень важны для роста городской церкви, утверждает Сарли. «Быстрый процесс индустриализации» был ключом к росту церкви в Сан Пауло. «Развитие адвентизма в Сан Пауло во многом зависит от нашего понимания социологических факторов». Стратегия распространения Евангелия «должна учитывать социологические характеристики населения и подчеркнуть социальную привлекательность адвентистской церкви. …Отношение общества к церкви может либо продвигать, либо мешать ее евангельской деятельности». (стр.93)

Миграция молодежи из сельской местности в город до сих пор является важным фактором значительного роста адвентистской церкви в Сан Пауло, делает вывод Брюс Мойер в более недавнем исследовании. (Ministry, ноябрь 1992). Сарли описал, как на пике притока людей в город, «мигранты из определенных областей Бразилии предпочитали селиться в тех же пригородах, где жили мигранты из тех же областей». Он пришел к выводу, что «принцип однородности, несомненно, был одним из факторов, способствовавших росту адвентистской церкви в Сан Пауло». (стр.94). Мойер рассказал мне, что во время своей поездки в Сан Пауло в 1992 году он наблюдал приток в город одиноких, молодых людей, которые находили друзей в церкви и, рано или поздно, принимали крещение, устраивались и заводили семьи. Неясно, снизился ли темп миграции в 1990-х годах или просто адвентистская церковь больше сосредоточилась на внутренней деятельности и перестала работать с молодыми мигрантами.

То же явление происходит сегодня на всем южном полушарии, так как новые поколения африканцев, латиноамериканцев и азиатов продолжают покидать маленькие города и деревни, и переезжают в крупнейшие города. В основном, причиной переезда служит работа и образование, но не только это. Города представляют модернизацию, демократию, современную культуру и новые возможности. Эта молодежь приезжает в город, чтобы стать новыми людьми и оставляют в прошлом традиционную культуру и религию. Неудивительно, что именно это делает их открытыми для Евангелия.

Сарли также заметил, что «некоторые пригороды Сан Пауло хуже поддаются евангелизации, чем другие». Он не согласен, что «некоторые церкви в Сан Пауло быстро выросли благодаря их связи с народными движениями, и…они должны являться примером для церкви в целом» в больших городах». (стр.96) Он также выражает озабоченность «высоким коэффициентом отступничества среди новообращенных членов» и утверждает, что большую роль в этом сыграла «сосредоточенность адвентистского евангелизма на обращении отдельной личности» вместо того, чтобы принимать большее участие в общественной жизни и развивать в церкви сильное чувство братства. (стр.95-96)

Распространение вести «рядовыми членами церкви является наиболее эффективным во всем процессе евангелизации», заключает Сарли. (стр.97) В то время в городе было «около 200 церквей, и только в сорока из них пасторы получали зарплату. Поэтому большинство церквей должно возглавляться рядовыми членами». (стр.98) Это создало условия для эффективного городского служения. «Динамичные действия членов церквей Сан Пауло послужили причиной необычайного роста адвентистской церкви». (стр.99) Но Сарли увидел недостаток этого фактора. Нужно было более четко преподать для служения рядовых членов церкви основы Библии, помочь людям установить свои духовные дары и всецело посвятить себя на служение. «Эта теологическая концепция Павла не обсуждается», вместо этого «она принимается нашими церквами, как стиль жизни». И все же, «по мере роста экономического и социального уровней некоторых церквей, евангельская работа, чаще всего, выполняется оплачиваемыми служителями». (стр.105)

Постоянные мероприятия церковной жизни сыграли более важную роль в невероятном росте в Сан Пауло, чем евангельские программы для широкой публики, инициированные и управляемые конференцией. «Каждое воскресенье по вечерам во всех церквах… проводятся евангельские встречи. Члены церкви приглашают своих друзей и родственников, и, используя аудио-визуальные средства, пасторы и молодежь рассказывают об адвентистских доктринах. Воскресные евангельские собрания являются чрезвычайно важным элементом в жизни церквей. Такая… практика… еженедельно открывает новые возможности для свидетельства, и, естественно, с ней связаны другие миссионерские мероприятия». (стр.99) Хотя для описания этих мероприятий, Сарли использует термин «общественный евангелизм», фактически, они больше похожи на две вещи, на которые сегодня часто ссылаются во вновь образуемой церкви – это служение малых групп и программа ученичества, представленная серией уроков, проводимых с новыми членами и другими. Связь с церковью обычно возникает задолго до решения о крещении. В контексте обычного братства и богослужений всегда присутствовали наставления в вере. Эти воскресные вечерние собрания сделали евангелизацию естественным процессом, вместо того, чтобы делать евангелизм событием.

Еще одна находка данного исследования связана с наиболее эффективной ролью для пасторов. Так как «пасторы не могут нести всю ответственность за развитие церквей среди взрывного населения Сан Пауло», -пишет Сарли, - «они должны действовать больше как помощники или «тренеры» членов церкви». (стр.100) Он призывает пасторов развивать свои тренерские способности, поддерживая и уполномочивая рядовых членов церкви. Не ясно, насколько серьезно адвентистские пасторы в городе восприняли его рекомендацию. Правда, что число пасторов выросло быстрее, чем число церквей и, вместе с этим, темпы роста церквей снизились.

Сарли также отмечает, что чем дольше пастор остается в определенном месте, тем эффективнее становится его служение. «Исследования, проведенные администрацией Конференции Восточного Сан Пауло, среди пасторов и рядовых членов церкви показали, что пастор должен быть руководителем церкви, по крайней мере, пять лет, потому что когда церковь спокойна, зная, что их пастор будет с ними долго, они желают посвятить себя долгосрочным планам реального роста». Ссылаясь на Питера Вагнера, преподающего рост церкви в Теологической семинарии Фуллера и ветерана протестантского миссионерского служения в Латинской Америке, Сарли делает вывод, что «изучение роста церкви показывает, что требуется, по крайней мере, четыре года для того, чтобы настоящий рост хотя бы начался». (стр.102) Удивительно, что руководители деноминации в Латинской Америке уже в конце 1970-х годов знали о связи между сроком пребывания пастора на одном месте и ростом церкви, когда руководители церкви в Америке были почти помешаны на постоянном перемещении пасторов с места на место.

Основание церквей также важно для роста церкви, утверждает Сарли. Вдобавок к тому, что во многих частях города необходимы церкви, чтобы людям не нужно было далеко ездить на богослужения, существует также проблема контекстуализации. «Было бы намного лучше идти туда, где живут люди, чем просить их прийти туда, где у нас есть церкви». Сарли описывает, как быстро действовало руководство Конференции Сан-Пауло, когда выделялись земли для застройки пригородов. Они «воспользовались низкой ценой, по которой продавалась земля, и купили около 60 участков в тех новых районах. …Сегодня на каждом из этих участков есть хорошая церковь с активными членами». (стр.103) Там было «девять больших церквей, насчитывающих более тысячи членов, и еще 190 церквей, насчитывающих, в среднем, 150 членов каждая. (стр.104) Материнские церкви побуждались открывать новые приходы, начав в Сан-Пауло движение открытия церквей, которое продолжается по сей день. Согласно недавним статистическим отчетам, в городе есть 1 112 организованных церквей и 1 109 новых церквей.

Подход отношений в евангелизации был существенной деталью быстрого роста церкви в Сао Пауло, делает вывод Сарли. Евангелизация проходила «более эффективно, если между членом церкви и потенциальным членом церкви устанавливаются личные отношения. …Содержательная социальная вовлеченность является необходимым ингредиентом плодотворной евангельской деятельности, в то время как «евангельские организации, имеющие малый контакт или совсем не имеющие контакта с людьми, оказывают минимальное воздействие на людей в их решении присоединиться к церкви в Сан-Пауло». (стр.104)

Церковь «проводила работу, в основном, среди семей с низкими доходами, живущими в пригородах», - пишет Сарли, но в городе было много других типов людей, с которыми работа не велась. Это потребовало бы новых подходов. «Евангельская стратегия, разрабатываемая годам, в основном, направлена на почти неграмотных людей». Церкви нужно разработать «более эффективную методологию евангелизации, чтобы можно было донести весть до большего числа людей, учитывая…возраст, религиозный опыт и социально-экономический уровень» различных групп людей. Он понял, что с этим могут не согласиться те, кто привык только к традиционным методам, делая вывод, что это «представляет многозначительный вызов для адвентисткой церкви сегодня». (стр.106-107)

Малые группы сыграли важную роль в росте церкви в Сан-Пауло и их нужно расширять, пишет Сарли. «Новые члены церкви говорят, что проведение уроков по изучению Библии по домам с использованием иллюстраций является эффективным элементом, повлиявшим на принятие ими решения присоединиться» к церкви. «Больший акцент должен делаться на использование возможностей личного контакта, устанавливаемого в домашних условиях, проводя собрания малых групп в домах людей разного экономического уровня». (стр.107) Он порекомендовал проводить подготовку лидеров из числа рядовых членов церкви с помощью интерактивных методов и групповой динамики. По его наблюдениям члены «признают сегодня, что существует определенная необходимость более эффективного метода личного евангелизма…, который можно использовать в различных ситуациях, и…способствующего развитию личного творчества». (стр.109)

Газета, выпускаемая адвентистской церковью, «является самым значительным фактором», способствовавшим присоединению большого числа жителей Сан-Пауло к церкви, несмотря на то, что ее недавно закрыли. Сарли рекомендует, чтобы ее продолжили издавать и настоятельно просит, чтобы деноминация издавала газеты, которые являются ключевым элементом миссии в городах. Это было «полезным инструментом распространения адвентистской вести в больших городах с огромным населением». (стр.110) Телевидение также было эффективным средством евангелизации, замечает он, но бедные не имели доступа к телевидению, поэтому служение средств массовой информации деноминации нужно было направить на образованных и богатых людей.

Для эффективной миссионерской деятельности в городе была нужна «Систематическая оценка работы», обнаружил Сарли. «Исследовательский инструмент, предназначенный для периодического измерения роста церкви и для оценки относительной эффективности различных используемых методов», помог бы обеспечить информацию, необходимую для планирования и уйти от постоянного использования старых методов, ставших традиционными. Достижение цели должно измеряться, иначе цели - всего лишь ненужное украшение. «Местная церковь должна быть готова оценить то, чему она себя посвятила». (стр.111)

 

Кампала, Уганда

Являясь типичным примером урбанизации, которая изменяет лицо Африки, в 1969 году Кампала насчитывала немногим более 300 000 жителей. Сегодня его население составляет почти 1,5 миллиона человек и в год оно увеличивается на четыре процента. Согласно переписи населения Уганды 2002 года, в 20 городах проживало 30 000 человек. Так исторически сельскохозяйственная страна торопиться стать урбанизированной. Согласно церковным книгам, в адвентистской церкви насчитывается 155 000 членов, хотя проведенный правительственным бюро статистики в 2006 году опрос показал, что два процента населения - более 400 000 человек – считают себя адвентистами. Миссионерская работа началась в деревнях и там и продолжалась до недавнего времени. В настоящее время почти половина членов из области Кампалы.

Натиниэль М. Валемба в 1988 году написал докторскую диссертацию в университете Андрюса, анализируя влияние урбанизации на церковь в Африке и предлагая новую модель роста городских церквей. Его исследование основывалось на интервью с адвентистскими пасторами в Кампале и опросе членов церквей. В настоящее время он является вице-канцлером университета Восточной Африки, в Баратоне в Кении. В новой модели одиннадцать факторов были названы решающими для продолжительной жизнеспособности местных церквей в контексте урбанизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.23 (0.011 с.)