Учение А.А. Ухтомского о доминанте




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение А.А. Ухтомского о доминанте



...Наши доминанты стоят между нами

и реальностью. Общий колорит, под кото-

рым рисуются нам мир и люди, в чрезвы-

чайной степени определяется тем, каковы

наши доминанты и каковы мы сами.

А.А. Ухтомский

Пониманию механизмов воздействия психики на всю нашу

двигательную активность, в том числе активность по формирова-

нию резонансной техники пения, во многом способствует учение

академика А.А. Ухтомскоого о доминанте1 (Ухтомский, 1966).

Сам А.А. Ухтомский - профессор Ленинградского университета -

был, кстати говоря, большим любителем и знатоком церковного

пения (Ухтомский, 1910). Доминанта по Ухтомскому- это главен-

ствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, ко-

торый возникает в результате каких-либо соматических (телесных)

потребностей организма (жажда, голод, половое влечение и т.п.)

или более сложных жизненных, эмоциональных, интеллектуаль-

ных и творческих интересов, мотиваций, увлечений человека. До-

минанта-это образ чего-либо, сильно желаемого человеком.

Доминанта обладает весьма важными свойствами, объясняющими

особенности нашего поведения в различных жизненных ситуациях.

Отметим два полезных для нас свойства доминанты. Во-первых,

поскольку очаг возбуждения в определенных центрах или облас-

тях нервной системы является наиболее сильным, доминирующим

по сравнению с другими центрами, то он становится как бы руко-

водящим в действиях и поступках человека и как бы окрашивает

сознание в соответствующие тона и краски. Чувство голода, на-

пример, или зубная боль или увлеченность какой-либо идеей

(«одержимость») заставляют нас действовать в определенном на-

правлении. Во-вторых, доминирующий очаг возбуждения подав-

ляет, тормозит, ослабляет возбудимость других нервных областей и

центров мозга. В результате этого человек (или животное, поскольку

доминанта в своем низшем проявлении свойственна и животным) пе-

рестает реагировать на события, не связанные с доминантой.

Любопытные опыты были проделаны при регистрации биотоков

слуховых центров у кошки. Если кошка находится в нормальном со-

стоянии, она слышит удары метронома; об этом свидетельствуют

вспышки биотоков слуховых центров, соответствующие ритму метро-

нома. Но вот кошке показали мышь и... биотоки исчезли. Их затормо-

1 Термин происходит от лат. dominans - господствующий.

Искусство резонансного пения 257

зил возникший сильный очаг возбуждения от зрительных центров моз-

га, поскольку кошка все свое внимание переключила на мышь. Точно

так же и мы люди - когда увлеченно занимаемся каким-либо важным

делом, часто перестаем видеть и слышать, что твориться вокруг.

Этот второй механизм доминанты (Ухтомский назвал его со-

пряженным торможением)- весьма полезное психофизио-

логическое свойство, поскольку позволяет сосредоточить все воз-

можности организма для решения главной (в данный момент),

подчас жизненно важной задачи.

При обучении резонансному пению доминанта играет

весьма важную роль. Выработка доминанты на образ ре-

зонансного пения, концентрация внимания на основной задаче -

максимальной активизации резонаторов с помощью вибрационных

ощущений- помогает нам не только наилучшим образом достигнуть

этого, но и отвлечь сознание от нежелательного вторжения его в работу

гортани. И наоборот, доминирование у певца гортанно-связочных ощу-

щений непроизвольно тормозит резонансные ощущения и, следователь-

но, мешает овладению резонансной техникой пения.

Доминанта певческой техники формируется годами и, раз воз-

никнув, весьма трудно угасает и перестраивается. Поэтому счаст-

лив тот певец, который сам или с помощью хорошего педагога

сразу идет по пути формирования доминанты резонансной

техники пения. И наоборот, можно только посочувствовать

тому, кто сразу не приобрел этой благодатной доминанты.

Целесообразная певческая доминанта - осознание важности ов-

ладения резонансной техникой пения и приобретение ее навыков -

формируется не только «снизу», т.е. чисто опытным путем, но и

«сверху», т.е. с помощью ознакомления и осознания основных

акустических, физиологических и психологических положений

РТИП. К.Д. Ушинский писал: «Сначала мы ведем нервы туда, куда

нам надо, а потом уже сами нервы ведут нас туда, куда им надо»,

т.е. согласно сформированному навыку, привычки или доминанте.

Таким образом, доминанта, будучи сформированной, руководит

нашими действиями и навыками в зависимости от того, на основании

какой идеи ив каких нервных центрах она сформирована.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.004 с.)