![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учение А.А. Ухтомского о доминанте
...Наши доминанты стоят между нами и реальностью. Общий колорит, под кото- рым рисуются нам мир и люди, в чрезвы- чайной степени определяется тем, каковы наши доминанты и каковы мы сами. А.А. Ухтомский Пониманию механизмов воздействия психики на всю нашу двигательную активность, в том числе активность по формирова- нию резонансной техники пения, во многом способствует учение академика А.А. Ухтомскоого о доминанте1 (Ухтомский, 1966). Сам А.А. Ухтомский - профессор Ленинградского университета - был, кстати говоря, большим любителем и знатоком церковного пения (Ухтомский, 1910). Доминанта по Ухтомскому- это главен- ствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, ко- торый возникает в результате каких-либо соматических (телесных) потребностей организма (жажда, голод, половое влечение и т.п.) или более сложных жизненных, эмоциональных, интеллектуаль- ных и творческих интересов, мотиваций, увлечений человека. До- минанта-это образ чего-либо, сильно желаемого человеком. Доминанта обладает весьма важными свойствами, объясняющими особенности нашего поведения в различных жизненных ситуациях. Отметим два полезных для нас свойства доминанты. Во-первых, поскольку очаг возбуждения в определенных центрах или облас- тях нервной системы является наиболее сильным, доминирующим по сравнению с другими центрами, то он становится как бы руко- водящим в действиях и поступках человека и как бы окрашивает сознание в соответствующие тона и краски. Чувство голода, на- пример, или зубная боль или увлеченность какой-либо идеей («одержимость») заставляют нас действовать в определенном на- правлении. Во-вторых, доминирующий очаг возбуждения подав- ляет, тормозит, ослабляет возбудимость других нервных областей и центров мозга. В результате этого человек (или животное, поскольку доминанта в своем низшем проявлении свойственна и животным) пе- рестает реагировать на события, не связанные с доминантой. Любопытные опыты были проделаны при регистрации биотоков слуховых центров у кошки. Если кошка находится в нормальном со- стоянии, она слышит удары метронома; об этом свидетельствуют вспышки биотоков слуховых центров, соответствующие ритму метро- нома. Но вот кошке показали мышь и... биотоки исчезли. Их затормо- 1 Термин происходит от лат. dominans - господствующий. Искусство резонансного пения 257 зил возникший сильный очаг возбуждения от зрительных центров моз- га, поскольку кошка все свое внимание переключила на мышь. Точно так же и мы люди - когда увлеченно занимаемся каким-либо важным делом, часто перестаем видеть и слышать, что твориться вокруг. Этот второй механизм доминанты (Ухтомский назвал его со- пряженным торможением)- весьма полезное психофизио- логическое свойство, поскольку позволяет сосредоточить все воз- можности организма для решения главной (в данный момент), подчас жизненно важной задачи. При обучении резонансному пению доминанта играет весьма важную роль. Выработка доминанты на образ ре- зонансного пения, концентрация внимания на основной задаче - максимальной активизации резонаторов с помощью вибрационных ощущений- помогает нам не только наилучшим образом достигнуть этого, но и отвлечь сознание от нежелательного вторжения его в работу гортани. И наоборот, доминирование у певца гортанно-связочных ощу- щений непроизвольно тормозит резонансные ощущения и, следователь- но, мешает овладению резонансной техникой пения. Доминанта певческой техники формируется годами и, раз воз- никнув, весьма трудно угасает и перестраивается. Поэтому счаст- лив тот певец, который сам или с помощью хорошего педагога сразу идет по пути формирования доминанты резонансной техники пения. И наоборот, можно только посочувствовать тому, кто сразу не приобрел этой благодатной доминанты. Целесообразная певческая доминанта - осознание важности ов- ладения резонансной техникой пения и приобретение ее навыков - формируется не только «снизу», т.е. чисто опытным путем, но и «сверху», т.е. с помощью ознакомления и осознания основных акустических, физиологических и психологических положений РТИП. К.Д. Ушинский писал: «Сначала мы ведем нервы туда, куда нам надо, а потом уже сами нервы ведут нас туда, куда им надо», т.е. согласно сформированному навыку, привычки или доминанте. Таким образом, доминанта, будучи сформированной, руководит нашими действиями и навыками в зависимости от того, на основании какой идеи ив каких нервных центрах она сформирована. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.004 с.) |