Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дыхание - гортань - резонаторыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
КАК СИСТЕМА Дыхание, гортань и резонаторы - это, как известно, три основные части голосового аппарата, работающие в тесном взаимодействии друг с другом и представляющие собой единую систему. Возникает законный вопрос: какие силы связывают эти части в единое целое? Каковы физиологические механизмы, объединяющие дыхательный аппарат, гортань и резонаторы певца в одну функциональную систему для целей певческого голосообразования? Вопрос далеко не праздный, поскольку дыхательный аппарат возник в процессе эволюции отнюдь не для пения, а для обеспече- ния организма кислородом. И лишь потом, спустя миллионы лет, он стал «по совместительству» служить и целям голосообразования. Гортань также изначально возникла как орган защиты нижних дыхательных путей от попадания, например, пищи, воды и т.п. То же самое резонаторы - это прежде всего воздухоносный дыхатель- ный тракт, по которому движется воздух в легкие и обратно, а в верхней части - еще и тракт для поступления пищи. Мало того -это еще и «помещение» для первичной ее обработки с помощью зубов, языка, глотания (отсюда «глотка») и т.п. И лишь потом, опять-таки через миллионы лет, эти органы стали служить нам уже дополнительно и для голосообразования, приспособившись для речи и пения. Приспособление это оказалось удивительным, поскольку счи- тается, что голосовой аппарат не очень-то эффективный акустиче- Искусство резонансного пения 195 ский орган. И это действительно так, ибо КПД его в речевом ре- жиме работы составляет ничтожные доли процента (по данным Ван ден Берга, например). Между тем лучшие певцы способны извлекать из своего голосового аппарата звуки поразительной силы и восхитительной красоты. Как это им удается? Происхо- дит это, как мы уже знаем, за счет максимального исполь- зования резонаторов и конечно же- за счет наиболее эф- фективного взаимодействия их с работой гортани и дыхания. «Здесь весь секрет!», - как говорит Е.В. Образцова (и другие вели- кие певцы; см. Приложение 1). Здесь существует две проблемы. Во-первых, как сам певец представляет и ощущает это взаимодей- ствие резонаторов и дыхания (о гортани великие предпочитают умал- чивать). Это субъективная психологическая и очень важ- ная (!) сторона вопроса. О ней мы поговорим в следующей главе. Во-вторых, как это взаимодействие осуществляется в действи- тельности, т.е. с точки зрения объективных акустико- физиологических закономерностей. Обратимся к де- тальному изучению этого вопроса. Традиционно связь дыхания, гортани и резонаторов рассматри- валась упрощенно: дыхание воздействует на голосовые связки, а голосовые связки, порождая звук, воздействуют на резонаторы, возбуждают их (см. рис. 62). Какие-то обертоны усиливаются, ка- кие-то заглушаются, и в результате мы говорим или поем. При этом добавляется, что гортань заведует силой, высотой и тембром в зависимости от плотности смыкания голосовых связок. Секрет прост - говорите и пойте на здоровье. Такое упрощенное представление было характерно для раннего периода формирования теории голосообразования со времен М. Гарсиа и Г. Гельмгольца (середина XIX столетия). Но, как ни странно, такую схему можно встретить еще и сегодня в руково- дствах по речи и пению. Отметим кратко три ее основные особен- ности (по характеру связей между дыханием, гортанью и резона- торами, - см. рис. 62). Во-первых, связи между частями голосового аппарата в этой упрощенной схеме носят однонаправленный характер, т.е. воздействие направлено в одну сторону: от дыхательного аппарата к гортани и от гортани к резонаторам. Во-вторых, связи эти одномодальные по характеру воздей- ствующей силы: от дыхания к гортани действует только одна си- ла - воздушное давление (назовем эту связь пневматической), 196 В. П. Морозов а от гортани к резонаторам- звуковая волна, т.е. связь акусти- ческая и тоже только одна. В-третьих, какой-либо прямой связи резонаторов с дыханием в этой упрощенной схеме не предусмотрено (контур схемы не замкнут). Рис. 62. Схема традиционного упрощенного представления связей резонаторов (рез.) с гортанью (горт.) и дыханием (дых.). Силы этих связей однонаправленные, прямые и одномодальные. Рис. 63. Схема связей резонаторов с гортанью и дыханием согласно РТИП. Связи дву- сторонние, т.е. прямые и обратные, и разномодальные, т.е. разнохарактерные по своей физиологической природе. Обозначение сил взаимодействия: Пн1 - пневматическое прямое воздействие (дыхание); Ак1 - акустическое прямое воздействие 1 - силы прямого воздействия; 2 - силы обратного (реактивного) воздействия
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.72.32 (0.005 с.) |