ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДЫХАНИЕ - ГОРТАНЬ - РЕЗОНАТОРЫ



КАК СИСТЕМА

Дыхание, гортань и резонаторы - это, как известно, три основные

части голосового аппарата, работающие в тесном взаимодействии

друг с другом и представляющие собой единую систему.

Возникает законный вопрос: какие силы связывают эти части в

единое целое? Каковы физиологические механизмы, объединяющие

дыхательный аппарат, гортань и резонаторы певца в одну

функциональную систему для целей певческого голосообразования?

Вопрос далеко не праздный, поскольку дыхательный аппарат

возник в процессе эволюции отнюдь не для пения, а для обеспече-

ния организма кислородом. И лишь потом, спустя миллионы лет, он

стал «по совместительству» служить и целям голосообразования.

Гортань также изначально возникла как орган защиты нижних

дыхательных путей от попадания, например, пищи, воды и т.п. То

же самое резонаторы - это прежде всего воздухоносный дыхатель-

ный тракт, по которому движется воздух в легкие и обратно, а в

верхней части - еще и тракт для поступления пищи. Мало того -это

еще и «помещение» для первичной ее обработки с помощью зубов,

языка, глотания (отсюда «глотка») и т.п. И лишь потом, опять-таки

через миллионы лет, эти органы стали служить нам уже

дополнительно и для голосообразования, приспособившись для речи

и пения.

Приспособление это оказалось удивительным, поскольку счи-

тается, что голосовой аппарат не очень-то эффективный акустиче-

Искусство резонансного пения 195

ский орган. И это действительно так, ибо КПД его в речевом ре-

жиме работы составляет ничтожные доли процента (по данным

Ван ден Берга, например). Между тем лучшие певцы способны

извлекать из своего голосового аппарата звуки поразительной

силы и восхитительной красоты. Как это им удается? Происхо-

дит это, как мы уже знаем, за счет максимального исполь-

зования резонаторов и конечно же- за счет наиболее эф-

фективного взаимодействия их с работой гортани и дыхания.

«Здесь весь секрет!», - как говорит Е.В. Образцова (и другие вели-

кие певцы; см. Приложение 1).

Здесь существует две проблемы.

Во-первых, как сам певец представляет и ощущает это взаимодей-

ствие резонаторов и дыхания (о гортани великие предпочитают умал-

чивать). Это субъективная психологическая и очень важ-

ная (!) сторона вопроса. О ней мы поговорим в следующей главе.

Во-вторых, как это взаимодействие осуществляется в действи-

тельности, т.е. с точки зрения объективных акустико-

физиологических закономерностей. Обратимся к де-

тальному изучению этого вопроса.

Традиционно связь дыхания, гортани и резонаторов рассматри-

валась упрощенно: дыхание воздействует на голосовые связки, а

голосовые связки, порождая звук, воздействуют на резонаторы,

возбуждают их (см. рис. 62). Какие-то обертоны усиливаются, ка-

кие-то заглушаются, и в результате мы говорим или поем. При

этом добавляется, что гортань заведует силой, высотой и тембром

в зависимости от плотности смыкания голосовых связок. Секрет

прост - говорите и пойте на здоровье.

Такое упрощенное представление было характерно для раннего

периода формирования теории голосообразования со времен

М. Гарсиа и Г. Гельмгольца (середина XIX столетия). Но, как ни

странно, такую схему можно встретить еще и сегодня в руково-

дствах по речи и пению. Отметим кратко три ее основные особен-

ности (по характеру связей между дыханием, гортанью и резона-

торами, - см. рис. 62).

Во-первых, связи между частями голосового аппарата в этой

упрощенной схеме носят однонаправленный характер, т.е.

воздействие направлено в одну сторону: от дыхательного аппарата

к гортани и от гортани к резонаторам.

Во-вторых, связи эти одномодальные по характеру воздей-

ствующей силы: от дыхания к гортани действует только одна си-

ла - воздушное давление (назовем эту связь пневматической),

196 В. П. Морозов

а от гортани к резонаторам- звуковая волна, т.е. связь акусти-

ческая и тоже только одна.

В-третьих, какой-либо прямой связи резонаторов с дыханием в этой

упрощенной схеме не предусмотрено (контур схемы не замкнут).

Рис. 62. Схема традиционного упрощенного представления связей резонаторов (рез.) с

гортанью (горт.) и дыханием (дых.). Силы этих связей однонаправленные, прямые и

одномодальные.

Рис. 63. Схема связей резонаторов с гортанью и дыханием согласно РТИП. Связи дву-

сторонние, т.е. прямые и обратные, и разномодальные, т.е. разнохарактерные по своей

физиологической природе.

Обозначение сил взаимодействия:

Пн1 - пневматическое прямое воздействие (дыхание); Ак1 - акустическое прямое воздействие

1 - силы прямого воздействия; 2 - силы обратного (реактивного) воздействия





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.113.182 (0.007 с.)