![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объективная реальность и его защитная роль
Нижний резонатор (трахея, бронхи) должен, конечно, играть важную роль в определении характера функционирования связок, так как... факторы, определяющие первичный тон связок, зависят не только от структуры и натяжения самих связок, но и от реакции переменного воздушного давления в подсвязочном пространстве. Вопрос о резонансе нижних полостей при- обретает важную роль в объяснении явле- ний постановки певческого голоса. С.Н. Ржевкин Грудной резонатор признают большинство певцов и вокальных педагогов, так как на практике они чувствуют его воздействие на голос. Однако встречаются вокалисты (и методисты), отрицающие реальность грудного резонатора. По их мнению, трахеобронхиаль- ная полость не может служить резонатором, так как: 1) паренхима легких сильно поглощает звук, что делает резонанс невозможным; 2) трахеобронхиальная полость не может изменять свой объем и форму и, следовательно, настройку; 3) она не имеет выхода в ок- ружающее пространство и т.п. Эти основные аргументы противников грудного резонатора не состоятельны по причинам, излагаемым ниже. Прямые исследования резонанса трахеи Прямые исследования резонанса трахеи, проведенные круп- нейшим шведским ученым, автором акустической теории речеоб- разования Г. Фантом совместно с И. Сундбергом и другими (Fant et al., 1972), а также более ранние исследования О. Фуджимуры и И. Линдквиста (Fujimura, Lindgvist,1964) с помощью опускания в трахеобронхиальную полость человека1 миниатюрного излучателя звука и микрофона (через трахеотомическое отверстие, проделан- ное ниже уровня гортани по медицинским показаниям) показали наличие ясно выраженных резонансов трахеобронхиальной полос- ти: 640 Гц, что соответствует низкой певческой форманте, а также 1400 Гц и 2850 Гц, что примерно соответствует средней (речевой) и высокой певческим формантам. Исследования доктора физико- 1 В качестве испытуемых были обследованы трахетомированные люди, т.е. имеющие по медицинским показаниям трахетомическое дыхательное отверстие, ведущее непосредст- венно в трахею. 148 _____________________ В.П. Морозов______________________ математических наук В.Н. Сорокина показали наличие в трахеоброн- хиальной полости близких к данным Фанта (Fant et al., 1972) по час- тоте основных резонансов, а именно: 479 Гц, 1434 Гц, 2391 Гц и даже 3355 Гц (!), а также некоторых промежуточных резонансов. Это гово- рит о том, что грудной резонатор может усиливать не только низкую певческую форманту (400-600 Гц), но и более высокочастотные об- ласти спектра голоса вплоть до высокой певческой форманты (2400 Гц у мужчин и 3300 Гц у высоких женских голосов). Виброметрические исследования Грудного резонанса Мои ранее проведенные прямые исследования вибрации грудной клетки певцов (Морозов, 1967; 1970; 1977) показали наличие в спектрах вибрации практически тех же резонансных областей с сильным преобладанием первого резонанса (в области .400-600 Гц). Если во время речи или пения приложить руку к груди или горта- ни, то можно ощутить ясно выраженное мелкое дрожание этих по- верхностей. Явление это часто называют «голосовым дрожанием» или «грудным дрожанием», если дело касается дрожания грудной клетки. В старых учебниках физиологии дрожание грудной клетки известно под термином fremitus pectorales. Условимся называть эти дрожатель- ные колебания поверхности голосового аппарата вибрационны- ми колебаниями или просто вибрацией и не будем смеши- вать этот термин с термином вибрато певческого голоса, обозна- чающим, как мы уже знаем, совсем другое явление. Каковы же происхождение и сила этих вибрационных колебаний? Ка- ковы их особенности в разных участках голосового тракта, и, наконец, что дает певцу ощущение этих вибрационных колебаний во время пения? Обычно происхождение вибрационных колебаний вокальные пе- дагоги связывают с явлением резонанса в полостях голосового тракта. Что это соответствует действительности, было показано опять-таки еще Гельмгольцем. Если резонатор резонирует, то стенки его прихо- дят в сотрясение, соколебание с воздушной массой резонатора. Виб- рация стенок резонатора по способу, предложенному Гельмгольцем, легко обнаруживается довольно простым способом: маленький сур- гучный шарик, подвешенный на ниточке и касающийся стенки резо- натора, заметно отпрыгивает, как только резонатор начинает резони- ровать. Поэтому вокальные педагоги, конечно, правы, когда судят о грудном резонансе по силе грудного дрожания, а о р е з о н а н с е в в е р х н и х п о л о с т я х - п о в и б р а ц и и л и ц е - в ы х ч а с т е й . Для исследования вибрационных колебаний резонаторов певца, мы применили специальные виброчувствительные элементы - вибродатчики, изготовленные примерно по такому же принципу, как и головки адапте- ров в проигрывателях пластинок или как, например, ларингофоны, упот- ребляемые летчиками для переговоров с землей (рис. 49). Искусство резонансного пения 149 Рис. 49. Различные конструкции пьезокристаллических вибродат- чиков для исследования вибрации резонаторов в процессе пения. Рис. 50. Исследование вибрации грудного резонатора с помощью контактного вибродатчи- ка, помещаемого на поверхность грудной клетки в области трахеи. Обследуемый - засл. арт. РСФСР, профессор Ленинградской консерватории С.Н.Шапошников. Справа- зав. Лабораторией по исследованию певческого голоса ЛГК В.П. Морозов. Слева - ассистент Лаборатории, студент вокального факультета ЛГК В. Попов (по: Морозов, 1977). Основой этих датчиков служил кристалл сегнетовой соли, так назы- ваемый пьезокристалл, обладающий чудесным свойством генерировать, производить электрические колебания, пропорциональные его сотрясени- 150 _____________________ В.П. Морозов______________________ ям. Будучи приложены к вибрирующей поверхности, например к грудной клетке певца или к верхним резонаторам, они преобразуют механические вибрационные колебания тела в электрические колебания соответствую- щей силы и частоты. Важно заметить, что эти вибродатчики сконструи- рованы таким образом, что они практически оказываются «глухими» к окружающим звукам при очень хорошей чувствительности к вибрации. Благодаря этому мы и можем «подслушать», что творится в различ- ных участках голосового тракта певца во время пения, узнать, как работают различные резонаторы. Для этого нам достаточно приложить вибродатчик к резонатору и записать сигналы от него на магнитную ленту. Давайте теперь включим магнитофон и послушаем магнитную запись резонаторов. Слышится легкий, звенящий, очень богатый высокими обертонами звук. Все гласные и согласные отчет- ливо прослушиваются. Слова арии хорошо разбираются. Это звучат верхние резонаторы певца, которые мы выслушиваем через ткани лицевой поверхности. Недаром же верхние резонаторы часто называют форматорами гласных. В этом мы легко убеждаемся, вы- слушивая изолированное звучание верхних резонаторов. А вот глухой, массивный звук, похожий на гудение. Гласные поч- ти невозможно различить, настолько они похожи друг на друга, слова не разобрать. Это мы поместили вибродатчик на поверхность грудной клетки певца, его грудного резонатора, или, как говорят, ренфорсато- ра, т.е. усилителя звука. Звуки же, «снятые» с области гортани, отли- чаются резкостью и сильно выраженным гортанным тембром. Для регистрации работы резонаторов вибродатчики можно комбини- ровать не только с магнитофоном, но и с другими регистрирующими приборами, например с осциллографами, подобными тем, которые при- меняются для регистрации кардиограммы, или со спектрометром. Засняв спектрограммы, мы убеждаемся, что в вибрационных колебаниях верхне- го резонатора содержится большое число высоких обертонов, и больше всего в области ВПФ, в то время как в колебаниях грудного резонатора преобладают низкие частоты, главным образом лежащие в области низкой певческой форманты (рис. 51). Последнее обстоятельство позволяет считать, что низкая певческая форманта связана по своему происхождению с грудным резонансом. Мною была показана также значительная зависимость вибра- ции грудного резонатора от типа певческого дыхания (на опоре или без опоры, с участием грудного резонатора или без участия и т.п.) согласно инструкциям, даваемым мною певцам. В этих рабо- тах было специально установлено, что вибрация грудного резонатора, также как и верхних резонаторов (в области «маски»), не является результатом распространения в эти области вибрационных колебаний голосовых связок по твердым тканям тела, но происходит в резуль- тате резонансных явлений в воздухоносных полос- тях голосового тракта певца. Искусство резонансного пения 151 Рис. 51. Интегральные спектры вибрации грудного и верхнего резонаторов певца при пении двухоктавной гаммы 1а мажор (la1-La). Исполнитель- высоко квалифициро- ванный болгарский певец (тенор), солист Софийского оперного театра Илия Иосифов. Современный компьютерный анализ вибрации резонаторов данного певца, произведен по ее магнитофонной записи в Лаборатории по изучению певческого голоса Ленин- градской государственной консерватории им. Римского-Корсакова (60-е годы). Хорошо видно, что в спектре вибрации грудного резонатора (на середине грудины) доминирует область низкой певческой форманты (НПФ, около 420 Гц), что близко к данным В.Н. Сорокина, а в спектре вибрации верхнего резонатора (в области «маски») - высокая певческая форманта (ВПФ, около 2500 Гц). Об изменении объема и формы Грудного резонатора Трахеобронхиальная полость человека способна существенно изменять свой объем: при опускании гортани она уменьшается, а при опускании диафрагмы увеличивается за счет удлинения трахеи до 15% даже при обычном дыхании, что было установлено под рентгеном, а при певческом, очевидно, еще больше. Кроме того, она еще и значительно изменяет свой объем за счет увеличения диаметра, так как кольца трахеи не замкнутые, а подковообразные, то есть частично соединенные мышечной тканью, способной, как известно, сокращаться и расслабляться. Все это создает условия для настройки грудного резонатора на нужные частотные пара- метры. Ввиду важности для нас вопроса о свойствах трахеоброн- хиального тракта, предоставляю слово доктору медицинских наук С.А. Оганесяну, который подробно исследовал поведение трахеи и бронхов рентгеновским методом. 152 _______________________ В.П. Морозов______________________ «Следует различать следующие движения трахеобронхиального дерева: движения, связанные с дыхательной фазой, тонические движения, независимые от дыхательных, и передаточные пульса- торные движения. Обычно при вдохе наблюдается удлинение и расширение трахеи и бронхов, а при выдохе - укорочение и сужение их. <.. .> По направле- нию к периферии изменение поперечника и длины бронхов возраста- ют в связи с меньшим содержанием хрящей. Если трахея и крупные бронхи изменяют свой размер на 10-15%, то субсегментарные бронхи могут изменяться на 50-70% и до 100%. Амплитуда дыхательных перемещений бифуркации трахеи (место разделения ее на два бронха. — В.М.) в вертикальном направлении со- ставляет при глубоком дыхании 2-2,5 см, в этом случае изменение длины трахеи составляет 1,5-2 см (это средние величины). Попереч- ный диаметр трахеи может изменяться на 70%. Доля активности гладкой мускулатуры бронхов в дыхательных движениях безусловна, а существующее мнение о полной пассивности дыхательных движений бронхов - ошибочно. Мы считаем, что в дыхательном акте имеется синергизм дейст- вия поперечно-полосатых мышц грудной клетки и гладкой муску- латуры трахеобронхиального дерева, регулируемый нервной сис- темой» (Оганесян, 1958). Этими исследованиями развенчивается миф о якобы неизмен- ных размерах грудного резонатора. Как мы видим, изменения его объема и формы достаточно значительны, особенно если учесть, что кроме трахеи на его акустические свойства оказывают влияние также и крупные бронхи, а механизм регулирования резонансных свойств трахеобронхиального дерева возможен благодаря синер- гизму с дыхательными мышцами, т.е. путем правильной организа- ции певческого дыхания, положения гортани и др. (см. гл. 4.). В результате есть основание говорить о физиологической воз- можности подстройки певцом частотных характеристик грудного резонатора, точнее о сонастройке их с частотными характери- стиками верхнего ротоглоточного резонатора. Ибо только в случае такого рода сонастройки (т.е. частотно-фазового соответствия) и создаются условия для наилучшего образования низкой певче- ской форманты, в происхождении которой, согласно РТИП, участвует как верхний, так и нижний, грудной, резонаторы. О механизме влияния |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.124.74 (0.023 с.) |