Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системе «дыхание - гортань - резонаторы»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Однако в действительности вопрос с взаимодействием дыхания, гортани и резонаторов обстоит значительно сложнее, как это пока- зывает детальное его рассмотрение с современных научных пози- ций и, в частности, - в контексте РТИП (см. рис. 63). Во-первых, связи между рассматриваемыми частями голосового аппарата носят не однонаправленный (односторонний), а дву- сторонний характер. Так, если голосовые связки воздействуют на резонаторы (назовем это прямым или активным воздейст- вием), то и резонаторы тут же начинают воздействовать но голосо- вые связки. Назовем это обратным или реактивным воздей- ствием (см. § 3.5.3). Отметим тут же, что обратное воздействие ре- _______________ Искусство резонансного пения ____________ 197 зонаторов на голосовые связки настолько сильное, что изменяет режим их работы, например, при фонации разных гласных они ра- ботают по-разному в зависимости от гласной: на «А» плотность их смыкания оказывается наименьшей и значительно увеличивается при пении «О» и особенно «У». Это было объективно установлено еще в 1952 году рентгено-томографическими исследованиями Р. Юссона и А. Джиана (Husson, Dgian, 1952) и объяснено разным акустическим сопротивлением, которое оказывают резонаторы на работу голосовых связок, т.е. сильным обратным воздейст- вием резонаторов на гортань. Некоторые исследователи сделали из этого неверный вывод, что гласные «родятся» уже в гортани на уровне голосовой щели, а на са- мом деле гласные образуются в резонаторах, а резонаторы в результате обратного воздействия на голосовые связки и заставляют их работать в разных режимах, изменяя не только плотность их смыкания, но и спектр колебания (см. об этом также § 3.5.3., З.2.1.). Но резонаторы воздействуют на работу голосовых связок не только сверху, со стороны артикуляционного аппарата, но и снизу, со стороны грудного резонатора, усиливая в спектре их вибрации частоты, характерные для грудного резонанса, т.е. низкую певче- скую форманту (см. § 3.2.2., 3.5.4.). Таким образом, не только гортань воздействует на резонаторы, по- сылая в них звуковые волны (на рис. 62 и 63 одна стрелка направлена от гортани к резонаторам), но и резонаторы, значительно усиливая те или иные группы обертонов, посылают эти усиленные звуковые вол- ны обратно в гортань и тем самым изменяют характер колебаний голосовых связок. На рис. 63 это явление изображено в виде стрелки, направленной обратно от резонаторов к гортани. Наконец, воздействие резонаторов не ограничивается областью гортани, но простирается и дальше- на работу дыхания! Это было прекрасно показано в рентгенографических исследованиях Н.И. Жинкина (Жинкин, 1958). Он обнаружил, что при фонации различ- ных гласных купол диафрагмы совершает своеобразные пара- доксальные движения, колеблясь то вверх (при фонации И), то вниз (при фонации А). Это было объяснено необходимостью соз- дания разных уровней подсвязочного давления: на И давления требуется больше, а на А меньше, по причине опять-таки воз- действия резонаторов, создающих на И значительно боль- шее сопротивление, чем на А (см. об этом также: В.П. Морозов, 1967, с. 135, рис. 38). Здесь, как мы видим, резонаторы регулируют уже не акустическую, а пневматическую силу воздейст- 198 _____________________ В.П. Морозов_____________________ вия дыхания на гортань и голосовые связки. И здесь, естественно, они выступают не как акустические резонаторы, а как воздухоносные полости, регулирующие давление воздуха в той или иной части голосового тракта. Гортань, разумеется, также может оказывать свое воздействие на работу дыхательного аппарата: чем плотнее смыкаются голосовые связки и чем более они напрягаются и становятся жестче1 (что неизбежно происходит при необходимости увеличения силы голоса и его высоты), тем более активным должно быть дыхание, чтобы обеспечить необходимое подсвязочное давление. Здесь действует закон противодействия: любое действие вызывает противодействие. Например, поднимая груз, наша рука испытывает противодействие, равное весу груза; брошенный в стену мяч испытывает как бы противодействие с ее стороны и отскакивает в обратном направлении и т.п. Таким образом, установлено, что резонаторы не только под- вергаются воздействию гортани и дыхания, но и сами оказывают на гортань и дыхание свое обратное воздействие, фактически управляя их работой. 4.8.2. О неавтономности работы гортани:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.105 (0.007 с.) |