Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От традиционной миоэластическойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ТЕОРИИ Резонансная теория искусства пения (РТИП) не является проти- вопоставлением миоэластической теории голосообразования (МЭТ), но вместе с тем существенно отличается от нее целым ря- дом особенностей. 1. МЭТ рассматривает внутреннюю работу гортани, т.е. меха низмы колебания голосовых связок, а РТИП рассматривает роль резонаторов в певческом голосообразовании как наименее изучен ную часть голосового аппарата. 2. МЭТ говорит только о работе голосовых связок, ни словом не упоминая о резонаторах, а РТИП - о взаимодействии резона торов с работой дыхания и гортани, т.е. о работе всего голосового аппарата как целостной системы. В частности, РТИП указы вает на механизмы сильнейшего обратного воздействия резона торов на работу гортани (а также и дыхания) и рассматривает три вида сил такого рода воздействия: акустические, пневмати ческие и рефлекторные. 3. МЭТ рассматривает работу голосовых связок с позиций только одной науки - физиологии, а РТИП - работу голосового 340_____________________ В.П. Морозов____________________ аппарата (в том числе и гортани) с позиций трех наук: акустики, физиологии и психологии. 4. МЭТ - чисто научная теория, имеющая ограниченное ис- пользование в певческой практике, а РТИП- научно-практи- ческая теория. Ее основные положения взяты из практики вы- дающихся певцов и педагогов, научно объяснены и направлены на совершенствование практических методов работы над голосом. РТИП не только объясняет феномен резонансного пения, но и ука- зывает пути овладения резонансной певческой техникой СЕМЬ ВАЖНЕЙШИХ ФУНКЦИЙ ПЕВЧЕСКИХ РЕЗОНАТОРОВ В рамках РТИП впервые определяются и рассматриваются семь важнейших функций певческих резонаторов: 1) энергетическая - как свойство резонаторов усиливать певческий; 2) генераторная - резонаторы как неотъемлемая часть общей системы генерации и излучения певческого звука; 3) фонетическая - формирование гласных и согласных, дикция; 4) эстетическая - обеспечение ос- новных эстетических свойств певческого голоса (звонкость, мяг- кость, полетность, тип голоса, вибрато); 5) защитная - семь меха- низмов защиты гортани и голосовых связок от перегрузок и трав- мирования; 6) индикаторная - вибрация резонаторов как индикатор (показатель) их активности и физологическая основа настройки резо- наторной системы; 7) активизирующая - вибрация резонаторов как рефлекторный механизм повышения тонуса гортани, голосовых свя- зок и всего голосового аппарата в целом (эффект Малютина). Положительный акустический эффект активизации резона- торов основан на их свойстве как усилителей звука - значительно повышать эффективность КПД (коэффициент полезного дейст- вия) голосового аппарата. Модельные опыты показывают, что простейший резонатор способен усилить звук на 30-40 дБ, т.е. в сотни и тысячи раз (по звуковой энергии), не потребляя при этом никаких дополнительных притоков энергии от источника звука, а только лишь за счет повышения КПД, т.е. за счет пре- вращения большей части физических затрат певца в звуковую энергию. Это дает основание назвать прибавку в силе звука, кото- рую дают резонаторы, «даровой энергией». Известный афоризм «Петь на проценты, не затрагивая основного капитала» отражает стремление опытных певцов максимально использовать в пении «даровую энергию» резонаторов. Искусство резонансного пения 341 Энергетическая функция певческих резонаторов проявляется так- же в их свойстве придавать голосу полётность, т.е. способность озвучивать большие концертные залы, хорошо слышаться на фоне оркестра («резать оркестр») и при этом не только за счет большой си- лы звука, но и при пении mezzo voce и даже piano. Это свойство голо- са прекрасно охарактеризовал Дж. Лаури-Вольпи: «Голос, лишенный резонанса, - мертворожденный и распространяться не может». Доказательство ведущей роли резонаторов в формировании ос- новных эстетических и акустических свойств певческого голоса отнюдь не означает отрицания важнейшей роли гортани, голосо- вых связок и дыхательного аппарата. Однако голосовые связки - ввиду их малых размеров (1,5-2,5 см) и несогласованности с воз- душной средой - не могут считаться эффективным источником го- лосообразования и составляют с окружающими их резонаторами голосового тракта певца (ротоглоточная полость, а также нижние дыхательные пути, т.е. грудной резонатор) взаимосвязанную авто- колебательную систему (см.: Музыкальная акустика, 1954), в ко- торой звучащим телом становится уже воздух, заключенный в дыхательных путях-резонаторах. Это намного увеличивает эф- фективность голосового аппарата как генератора певческого голо- са и освобождает голосовые связки от опасного перенапряжения. Психологический аспект резонансного пения состоит, в частно- сти, в научно-экспериментальном доказательстве целесообразно- сти и необходимости перемещения главного фокуса певческих ощущений с области голосовых связок (образ «голосовой щели», «голосовой борьбы» и т.п., что нередко практикуется и культиви- руется) на область певческих резонаторов и связанные с их актив- ностью вибрационные певческие ощущения. Рассмотренные выше функции певческих резонаторов реали- зуются в пении не изолированно, а находятся в тесном взаимо- действии друг с другом. Тем не менее, выделение указанных функций резонаторов представляется оправданным по причине их различной роли в ра- боте голосового аппарата певца, т.е. ввиду достаточно очевидной специфичности каждой из них. Семь функций певческих резо- наторов существуют как теоретически, так и реально, т.е. оказывают то или иное реальное воздействие на работу голосового аппарата певца. Практическая работа вокального педагога сво- дится к управлению этими функциями певческих резонаторов и оптимальной их настройке. Важнейшими механизмами такого ро- да настройки являются: 1) ориентация сознания (и подсознания) 342 В.П. Морозов певца на вибрационные ощущения, отражающие активность резо- наторов; 2) особая организация певческого дыхания, с обязатель- ным участием диафрагмы и с параллельной ликвидацией ненуж- ных мышечных движений и напряжений; 3) широкое использование психологических, эмоционально-образных и метафорических пред- ставлений о работе голосового аппарата певца (метод «как будто») с целью максимальной активизации резонаторных и оптимизации ды- хательных процессов (и работы гортани). Рассмотрению этих меха- низмов посвящены третья, четвертая и пятая главы монографии. РТИП О МЕХАНИЗМАХ ЗАЩИТЫ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.160 (0.01 с.) |