ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СТРОЕНИЯ РЕЗОНАТОРОВ У ПЕВЦОВ



...Остужев посмотрел в горло Шаляпину

и увидел там... Боже! Что он там увидел!?

Глотка она казалась шире шеи Шаляпина,

нёбо - оно высоко поднималось сводом под

самые глаза Шаляпина... Язык- он трепе

тал и покорно располагался около самых

корней зубов. В горле не было ни одной лиш

ней детали и все оно рассматривалось как

чудесное архитектурное сооружение...

И. Андроников. Горло Шаляпина

В числе многих факторов, определяющих способность человека

к профессиональному пению (см.: Лемешев, 1982, 1987; Ламперти,

1913 и др.) следует безусловно отнести и индивидуальные особен-

ности строения резонаторов голосового тракта.

Еще в 1898 г. врач-фониатр Е.Н. Малютин установил влияние

на певческий голос особенностей строения небного свода, который

он считал важной частью верхнего резонатора. Оказалось, что у

хороших певцов небный свод имеет высокое расположение

в форме купола, круто спускающегося к корням зубов передней

стенкой. У неудачных певцов небный свод не имеет столь высоко-

го купола, расположен низко и его передняя стенка полого спуска-

ется к корням зубов. Таким образом, по Малютину - чем выше

небный свод (как увидел его Остужев у Шаляпина!) и чем ближе

его купол к передним зубам, тем это благоприятнее для певца.

172 В.П. Морозов

Крутизну небного свода Малютин измерял при помощи оловянной

пластинки, которую он выгибал по поверхности твердого нёба от зу-

бов к мягкому нёбу. Для количественной оценки певческого качества

небного свода он предложил простой метод (рис. 58): отношение высо-

ты купола (Р) в его наиболее высокой точке (А) к расстоянию до зубов (q).

Так, у хорошего колоратурного сопрано (А. Фострём) это соотношение

оказалось равным 1,22, а у неудавшегося всего 0,68, см. рис. 58 (Малютин

эти коэффициенты умножал на 100, чтобы получились целые числа).

Рис. 58. Расчет певческого качества нёбного

резонатора (по: Е.Н. Малютин, 1898).

Х=0,68

Х=1,22

Рис. 59. Сравнительная оценка купола нёбного резонатора у неудавшейся певицы

(слева) и знаменитого во времена Малютина сопрано А. Фострём (справа).

Как мы видим, близость купола к передним зубам у обеих певиц примерно одинакова 19 и 18 мм соот-

ветственно, но высота купола у Фострём намного больше (22 мм), чем у неудавшейся певицы (13 мм).

Эти наблюдения Малютина, безусловно, имеют связь с резонан-

сом звуковых волн в ротоглоточном резонаторе, в частности - с

возможностью ощущать этот резонанс у корней передних зубов, т.е.

в точке Морана (см. § 3.6.). Если же небный свод очень низкий и

полого спускается к передним зубам, то, по всей видимости, здесь

не может возникнуть никаких сильных резонаторных ощущений; во

всяком случае, они значительно затруднены. Сам Малютин считал,

что высокий купол твердого нёба благоприятствует проникновению

звуковых волн в придаточные пазухи носа и ощущению певцом

«маски» (т.е. вибрации резонаторов-индикаторов; см. § 3.6.).

Кроме глубины свода твердого нёба Малютин обнаружил связь

качества голоса с шириной твердого нёба: у высоких голо-

_________________ Искусство резонансного пения ____________173

сов оно узкое, а у низких- широкое (Малютин, 1898, 1912). Он

приводит в своих печатных трудах гипсовые слепки твердого нёба

разных певцов. В частности, у Шаляпина твердое нёбо оказалось

значительно шире, чем у Собинова. Кроме того, твердое нёбо Ша-

ляпина отличалось от других явно заметной правильностью гео-

метрических форм, что, по-видимому, и восхитило Остужева, ко-

гда он заглядывал в горло Шаляпину (см. эпиграф).

В свете РТИП более широкое твердое нёбо может благоприят-

ствовать усилению более низких компонентов спектра голоса, что

и наблюдается экспериментально при сравнении спектров низких

и высоких голосов (см. §3.2.).

Опыты Е.Н. Малютина уже в наше время продолжил зубной

врач С.Л. Ямштекин. В целом он подтвердил наблюдения Малю-

тина, но обнаружил ряд дополнительных особенностей. В частно-

сти, неблагоприятное влияние на голос оказывают а) большая дли-

на мягкого нёба (и, соответственно, короткое твердое нёбо),

б) наклон верхних зубов во внутрь ротовой полости и, наконец,

в) имевшиеся у некоторых неудачных певцов выпуклости на своде

твердого нёба (Ямштекин, 1976). Все эти «архитектурные несо

вершенства» мешают хорошему резонансу и, как следствие, за

трудняют певческий процесс. Относительно последнего несовер

шенства, т.е. выпуклостей небного свода, известна такая аналогия:

даже небольшая вмятина на корпусе медного духового инструмента

(труба, волторна и др.) способна ухудшить его звуковые качества.

Данные Ямштекина убеждают нас еще и потому, что он доби-

вался улучшения голосообразования у певцов путем устранения

архитектурных недостатков твердого нёба с помощью специаль-

ных пластмассовых пластинок, т.е. практически искусственного

твердого нёба, прикрепляемого к естественному твердому небу.

Впрочем, подобными пластинками улучшал качество голоса и сам

Е.Н. Малютин.

Подтверждением этих интересных опытов могут служить и другие

наблюдения особенностей твердого нёба у выдающихся певцов.

Так, по свидетельству В.Н. Кудрявцевой-Лемешевой, у С.Я.

Лемешева «был высокий круглый купол твердого нёба. Причем

маленький язычок мягкого нёба при вдохе почти исчезал. Обра-

зовывался очень хороший резонатор. Возникало такое ощуще-

ние, что все естественно проточно, так хорошо резонаторы со-

единялись с дыханием» (см. Приложение 1: С.Я: Лемешев. См.

также в Приложении 1 высказывания Н. Гяурова и М. Рейзена о роли

купола твердого нёба).

174 _____________________ В. П. Морозов_______________________

Исследования Е.Н. Малютина и С.Л. Ямштекина согласуются

также с мнением опытных ленинградских фониатров -

профессора В.Г. Ермолаева и кандидата медицинских наук Н.Ф.

Лебедевой. Они считают, что особенности строения твердого

нёба и его размеры характеризуют тип певческого голоса

(высокие, средние, низкие голоса) наряду с рядом других

показателей - строением и размерами гортани и голосовых

связок, а также трахеи: у низких голосов все конструктивные

элементы нёба, гортани, трахеи крупнее, чем у высоких. Кольца

трахеи (и, соответственно, ее диаметр) - широкие и хорошо

просматриваются при ларингоскопии, а у высоких голосов

трахея узкая и кольца не просматриваются (Ермолаев, Лебедева,

Морозов, 1970). Последний признак- ширина трахеи-

свидетельствует уже о роли грудного резонатора как усилителя

низкой певческой форманты, поскольку показано, что ее

частотное положение тем ниже, чем ниже тип голоса (см. §3.2.2.

иЗ.5.4.).

Ко всему сказанному о строении небного свода следует доба-

вить, что вокальную одаренность певца, конечно же, определяет

не один показатель, например строение твердого нёба, а целый

комплекс и других, не менее важных особенностей. В частно-

сти, нельзя забывать, что резонансные свойства голоса опреде-

ляют не только твердые костные стенки резонаторов, но и мяг-

кие, мышечные подвижные и поддающиеся процессу трениров-

ки: глотка, щеки, губы, положение языка, гортани, мягкого нё-

ба, наконец, даже трахея, благодаря значительным изменениям

ее объема во время вдоха и выдоха (см.: Оганесян, 1958; Harris,

1959). Именно эти подвижные стенки резонаторов при их опти-

мальной установке и могут в значительной степени компенси-

ровать не вполне благоприятное строение нёбного свода и дру-

гих «архитектурных несовершенств».

В этой связи напомню читателям вполне оптимистическую концов-

ку рассказа И. Андронникова о горле Шаляпина: «Остужев пришел до-

мой, взял зеркало, открыл рот и ... Боже, что он там увидел!. Горло - вот

такое, как у пивной бутылки, нёбо - как потолок в подвале, а дальше...

тьма непроглядная... (положил зеркало безнадежным жестом).

Но он стал заниматься. Прошло 40 лет. Остужев показал горло

Андронникову и он увидел в горле Остужева примерно то, что когда-

то Остужев у Шаляпина. (Кстати, и голос Остужева в это время отли-

чался прекрасным тембром и силой). Андронников пришел домой,

взял зеркало и увидел примерно то, что Остужев когда-то у себя в

горле. Но он (как и Остужев когда-то) не унывает. Ведь есть еще вре-

мя. "Посмотрим, что будет через 40 лет"».

Искусство резонансного пения 175

Если говорить серьезно, то следует заметить: чем более одарен

певец от природы всеми необходимыми качествами, включая ана-

томо-физиологические особенности строения и работы голосового

аппарата, тем легче ему, безусловно, дается достижение вокально-

го мастерства и тем более он склонен, к сожалению, игнорировать

серьезное обучение. Но вместе с тем, для любого певца, в том числе

и скромно одаренного, мастерство это все же достигается ра-

зумным и упорным трудом, и без чего даже весьма одаренный от

природы певец, как говорят, не состоится.

Ф. Шаляпин: «Явообще не верю в одну спасительную силу та-

ланта, без упорной работы, - выдохнется без нее самый большой та-

лант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через

пески» (Шаляпин, 1957).

Ф. Ламперти: «Серьезное обучение часто наскучивает, но не

должно забывать, что успех единственно достигается постоянством в

упражнениях голоса. Хороший метод необходим во всяком изучении;

он тем более нужен в музыке, которая хотя и черпает главную силу в

природном даровании, но не может достигнуть совершенства без по-

мощи техники» (Ламперти, 1913).

И сегодня у нас есть все основания добавить - не может без по-

мощи резонансной техники пения. Обратимся в последующих

главах к ее более детальному рассмотрению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ОСНОВНОЙ ВЫВОД К ГЛАВЕ 3

Итак, мы рассмотрели впервые обозначенные нами семь основ-

ных и важнейших функций певческих резонаторов голосового ап-

парата певца: 1) энергетическую- как свойство резонаторов уси-

ливать певческий голос за счет повышения КПД голосового аппа-

рата; 2) генераторную - резонаторы как неотъемлемая часть общей

системы генерации и излучения певческого звука; 3) фонетиче-

скую - формирование гласных и согласных, дикция; 4) эстетиче-

скую - обеспечение основных эстетических свойств певческого голо-

са (звонкость, мягкость, полетность, тип голоса, вибрато); 5) защит-

ную - семь механизмов защиты гортани и голосовых связок от пере-

грузок и травмирования; 6) индикаторную - вибрация резонаторов

как индикатор (показатель) их активности и физологическая основа

настройки резонаторной системы; 7) активизирующую - вибрация

резонаторов как рефлекторный механизм повышения тонуса гортани,

голосовых связок и всего голосового аппарата в целом.

Рассмотренные выше функции певческих резонаторов реали-

зуются в пении не изолированно, а находятся в тесном взаимо-

176______________________В.П. Морозов______________________

действии друг с другом. Так, энергетическая и генераторная

функции взаимосвязаны уже потому, что обе обеспечивают уси-

ление звука певческого голоса, хотя роль генераторной функции

существенно шире (формирование тембра, дикции и др.). Обе эти

важнейшие функции - энергетическая и генераторная - фактиче-

ски связаны со всеми другими функциями певческих резонаторов.

Так, генераторная функция связана с эстетической, поскольку

обеспечивает красоту тембра певческого голоса, и с фонетической,

поскольку обеспечивает четкость дикции, ровность вокальных

гласных и др. Энергетическая функция определяет не только генера-

торную, но и индикаторную, так как именно энергия резонирующих

звуковых волн воздействует на вибрационные рецепторы внутренней

поверхности голосового тракта и вызывает вибрационные ощущения,

столь важные для настройки резонаторной системы в пении. Нако-

нец, понятно, что индикаторная функция резонаторов связана с акти-

визирующей, поскольку, помимо сигнализации нашему сознанию об

активности резонаторов, оказывает и стимулирующее (активизирую-

щее) влияние на работу голосового аппарата (эффект Малютина).

Таким образом, выделенные нами функции резонаторов в про-

цессе пения осуществляются в тесном взаимодействии. Тем не ме-

нее выделение указанных функций резонаторов представляется

оправданным по причине их разнообразной роли в работе голосо-

вого аппарата певца, т.е. ввиду достаточно очевидной специ-

фичности каждой из них.

В целом, можно сказать так: выделенные нами семь функций

певческих резонаторов взаимосвязаны, но специфичны.

Они существуют как теоретически, так и реально, т.е. ока-

зывают воздействие на работу голосового аппарата певца. Прак-

тическая работа вокального педагога сводится к управлению

этими функциями певческих резонаторов и оптимальной их на-

стройке. Важнейшими механизмами такого рода настройки явля-

ются: 1) ориентация сознания (и подсознания) певца на вибраци-

онные ощущения, отражающие активность резонаторов; 2) особая

организация певческого дыхания, с обязательным участием диа-

фрагмы и с параллельной ликвидацией ненужных мышечных

движений и напряжений; 3) широкое использование психологиче-

ских, эмоционально-образных и метафорических представлений о

работе голосового аппарата певца (метод «как будто») с целью

максимально активизировать резонаторные и оптимизировать ды-

хательные процессы (и работу гортани). Рассмотрению этих меха-

низмов посвящены последующие главы монографии.

Искусство резонансного пения 177

Основной вывод.Все изложенное позволяет нам сформулиро-

вать общий вывод к главе 3: основным (ведущим) условием ов-

ладения резонансной техникой пения является принцип макси-

мальной активизации резонансной системы голосового аппарата

певца. Ввиду особой важности этого вывода РТИП, повторим его в

более расширенной формулировке, указывающей уже и на путь

достижения результата: основным принципом резонанс-

н о г о п е н и я я в л я е т с я м а к с и м а л ь н а я а к т и в и з а ц и я

в с е й р е з о н а н с н о й с и с т е м ы п е в ц а , ч т о д о с т и г а е т с я с

п о м о щ ь ю в и б р о ч у в с т в и т е л ь н о с т и к а к и н д и к а т о р а

а к т и в н о с т и р е з о н а т о р о в .

Это первый из четырех основных принципов резонансного пения.

Об остальных принципах речь пойдет в последующих разделах книги.

Подчеркнем еще раз, что первый принцип резонансного пения

вытекает из экспериментально-теоретических исследований пев-

ческого голосового аппарата как биоакустической системы и прежде

всего - из основного, поистине сказочного свойства резонаторов -

способности повышать в десятки и сотни раз коэффициент полезного

действия любой акустической системы без каких-либо дополнитель-

ных энергетических затрат (но естественно- при условии ее опти-

мальной сонастройки и согласовании с работой других частей звуко-

образующего аппарата). Рассмотренные в гл. 3 семь функций певче-

ских резонаторов, достаточно детально поясняют и теоретически

обосновывают этот основной принцип резонансного пения.

Все остальное - работа гортани и дыхания - в конечном итоге,

как мы увидим далее, подчинено этой важнейшей вокально-

технической задаче, то есть максимальному повышению КПД го-

лосового аппарата. Потому как никакие мышечные движения сами

по себе не являются оправданными, если они не ведут к достиже-

нию максимального акустического эффекта при минимальных фи-

зических затратах.

Сказанное не означает, что работа дыхания и гортани может

быть какой угодно. Отнюдь нет! Резонансный принцип - искусст-

во резонансного пения - накладывает свой отпечаток на работу

всего голосового аппарата в целом, предъявляет особые требова-

ния к работе гортани и дыхания.

В следующей главе мы и обратимся к рассмотрению этого важ-

нейшего раздела РТИП - механизмов взаимодействия резонаторов

с работой гортани и дыхания.

178______________________В.П. Морозов____________________





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.023 с.)