Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сопоставление средней частоты низкой певческой форманты (НПФ)Содержание книги
Поиск на нашем сайте И соответствующей ей теоретической длины резонатора с Длиной ротоглоточного тракта по экспериментальным данным Измеряемые показатели Басы Баритоны Тенора Частотное положение НПФ; экспери- ментальные данные по: В.П. Морозов, 1977, (Гц) 380-540 в ср. 460 450-540 в ср. 495 540-640 в ср. 590 Теоретическая длина ротоглоточного резонатора, соответствующая частоте НПФ (расчетные данные автора), (см) 28,6 25,9 20,4 Реальная длина ротоглоточного канала; по рентгенологическим дан- ным Л.Б. Дмитриева, (1968), (см) 23,3-25,0 21,5-24,0 19,0-22,0 Но ротоглоточный резонанс - не единственная причина проис- хождения НПФ. Экспериментальные исследования вибрации грудной клетки певца (Морозов, 1977) показали, что в ее спектре наиболее сильно выражена область НПФ, т.е. около 400-600 Гц, что свидетельствует о резонансе трахеи на эти частоты. Об этом же говорят расчетные данные В.Н. Сорокина (Сорокин, 1992). Прямые исследования резонанса трахеи, проведенные еще певца (Story, Titze, Hoffman, 1996) и, в частности, переменной площади ротового отверстия, величина поправки на импеданс может, естественно, варьировать в определенных пределах. 1 Следует заметить, что при пении наиболее звучных и эффектных нот верхней части диапазона частота НПФ у всех типов голосов может занимать более высокое частотное положение (на- пример, у Ф. Шаляпина до 550 Гц, о чем свидетельствуют компьютерные исследования его голо- са - Морозов, 1996а). Это обстоятельство может привести к лучшему совпадению расчетных и реальных длин ротоглоточного тракта басов, баритонов и теноров, приведенных в табл. 2. Искусство резонансного пения 65 Г. Фантом с соавторами (Fant, Ishizaka, Sundberg, 1972), а также О. Фуджимурой и И. Линдквистом (Fujimura, Lindqvist, 1964) с помощью вводимых в трахею через трахеотомическое отверстие миниатюрного излучателя звука и микрофона, показали, что она имеет первый резонанс около 640 Гц, что соответствует нашим данным. Наконец, теоретические расчеты резонанса трахеи исходя их гипотезы признания ее закрытой органной трубой, резонирую- шей, как известно, на звуки с длиной волны =4L, где L - длина закрытой трубы), показывают, что трахея, длина которой вместе с крупными бронхами составляет около 14-18 см (Шапурнов, 1939), должна усиливать звуки в полосе 470-610 Гц, т.е. в полосе НПФ, что и подтверждается экспериментально. Таким образом, если в формировании ВПФ участвует один над- гортанный резонатор, то в образовании НПФ - два, причем самых крупных резонатора: ротоглоточная полость в целом и трахеоб- ронхиальная полость. При этом вклад грудного резонатора весьма велик. Профессор А. Крейдль называет его «могучим... придаю- щим голосу свойственную ему силу». Здесь уместно также привес- ти мнение проф. С.Н. Ржевкина, впервые обнаружившего и опи- савшего НПФ: «Нижний резонатор (трахея, бронхи) должен, ко- нечно, играть важную роль в определении характера функциони- рования связок, так как... факторы, определяющие первичный тон связок, зависят не только от структуры и натяжения самих связок, но и от реакции переменного воздушного давления в подсвязоч- ном пространстве. Вопрос о резонансе нижних полостей приобре- тает важную роль в объяснении явлений постановки певческого голоса» (Ржевкин, 1936). В целом исследования показывают, что роль певческих резонато- ров состоит в усилении не основного тона, как это характерно, на- пример для органа, а двух основных формантных областей спектра: ВПФ (2400-3500 Гц) и НПФ (400-600 Гц), т.е. резонансная система певца наиболее эффективно усиливает звуки в пределах примерно трех октав 400-3500 Гц (sol1—sol4). Ниже и выше этих пределов ам- плитуда спектра певческого голоса прогрессивно убывает. К обсуждению результатов Значительная спектральная вариабельность речевых гласных (рис. 10 б) обусловливается столь же выраженной их артикуляци- онной вариабельностью. Речевые гласные, как известно, форми- руются путем значительного перекрытия, фактически разделения ротоглоточного канала языком в разных местах на переднюю и 3-4056 66 В.П. Морозов заднюю части. При этом чем уже перегородка, тем слабее акусти- ческая взаимосвязь между перед- ним и задним резонаторами (со- гласно модели сдвоенного резо- натора Гельмгольца и современных теорий речеобразования) (Г. Фант, В.Н. Сорокин). Это обе- спечивает фонетическую разно- качественность речевых звуков и необходимую разборчивость речи. Однако, значительные сужения ротоглоточного тракта, образуемые языком (а также губами) в речи, сильно мешают в пении, создают препятствия для выхода звуковой энергии, уменьшают силу голоса. Поэтому классическим правилом вокальной педагогики считается положение языка на дне ротовой полости при минимальных его движениях для артикуляции гласных, а также достаточно широко открытый рот (Sundberg, 1987) (см. фото Э. Карузо). Существовала даже специальная машинка, изобретенная в свое время Джиральдони (и сегодня, конечно, отвергнутая), которая при обучении певца вставлялась ему в рот, не позволяя языку сильно подниматься в пении, а губам сближаться. Рентгенологические исследования показали большую стабильность артикуляционного аппарата в пении по сравнению с речью (Дмитриев, 1968). Об этом же говорит и практика известных мастеров вокала (Е. Образцова, Н. Гяуров, Тоти даль Монте и др.). Таким образом, модель сдвоенного резонатора Гельмгольца, характерная для речи, преобразуется в пении (по крайней мере приближается к этому) в модель открытой органной трубы (что продиктовано его аналогией с амбушюрными духовыми музы- кальными инструментами), резонирующей на частоту НПФ. Это и подтвердили наши эксперименты. Другой резонатор НПФ - трахеобронхиальный (или грудной) - работает уже по типу закрытой органной трубы, выполняя роль нижней резонирующей камеры, устанавливаемой в язычковых ор- ганных трубах под вибратором и сонастроенной с верхней основ- Рис. 18. Э. Карузо поет верхнее do2 (по: Sonninen, 1968). _________________ Искусство резонансного пения_____________ 67 ной трубой для стабилизации колебаний язычка. Подобно этой нижней камере, известной у органных мастеров под термином «башмак» (Музехольд, 1925, с. 32), грудной резонатор свое влия- ние на спектр звука оказывает путем воздействия на режим коле- бания голосовых связок (Ржевкин, 1936). Гортань поэтому нахо- дится между двумя самыми крупными резонаторами, усиливаю- щими НПФ и достаточно сложным образом взаимодействую- щими между собой по частотно-фазовым соотношениям резонан- сов. При благоприятных условиях этого взаимодействия реактив- ные силы верхнего и нижнего резонансов суммируются и оказы- вают сильнейшее влияние на работу голосового источника, значи- тельно облегчая колебательный процесс голосовых складок и ос- вобождая певца от чрезмерных гортанных усилий по производству звука. По субъективным ощущениям лучших певцов в этот мо- мент они как бы перестают замечать работу гортани и голосо- вых связок и вместе с тем начинают ощущать сильные вибраци- онные воздействия в различных участках голосового тракта в результате максимальной активизации резонансных процессов в ротоглоточном и грудном резонаторах. Указанные вибрацион- ные ощущения являются для певца индикатором активности ре- зонаторов и лежат в основе регуляции резонансных процессов в голосовом аппарате по принципу обратной связи (поиска мак- симальных вибрационных ощущений). Опытные певцы, как правило на интуитивном уровне, обладают способностью оптимизировать взаимосвязь верхнего и нижнего резонансов (в частности - путем регулирования вертикального по- ложения гортани, оптимизации артикуляторных и дыхательных механизмов и в первую очередь - активности диафрагмы. См.: Об- разцова, 1994), добиваясь мощного усиления спектра в области НПФ. Акустическое взаимодействие ротоглоточного и грудного резонансов- это непременное, я считаю, и важнейшее условие профессиональной резонансной техники пения (наряду с меха- низмом образования ВПФ). Создание математической модели работы голосообразующего тракта с учетом реактивных сил воздействия ротоглоточного и грудного резонаторов на автоколебательный процесс голосовых складок представляется весьма сложной задачей и, по мнению ря- да специалистов (Сорокин, 1992; Коцубинский, 2001), еще оконча- тельно не решенной. Тем не менее определенные подходы к реше- нию проблемы высказаны в данных работах. Выводы из этих работ позволяют полагать, что при определенных условиях может быть 68 ______________________ В.П. Морозов_____________________ достигнута автосинхронизация колебаний голосовых связок с резо- нансными процессами в трахее и ротоглоточной полости. А это озна- чает в сущности значительное повышение акустической эффективно- сти (КПД) голосообразующего аппарата как системы в целом, увели- чение мощности звука, улучшение тембровых качеств голоса. Практика выдающихся мастеров показывает, что максимальная активизация резонансных процессов в голосовом аппарате обеспе- чивает высокие профессиональные эстетические качества певче- ского голоса - красоту тембра, звонкость, яркость, полетность зву- ка как способность его озвучивать большие концертные залы, а также помехоустойчивость как свойство преодолевать маскирую- щее воздействие плотного звукового сопровождения («резать ор- кестр», по выражению дирижеров), наконец, неутомимость голоса, его профессиональную выносливость и певческое долголетие на профессиональной сцене. В этой связи любопытны высказывания выдающихся вокали- стов о резонансной технике пения: «Большой профессиональный голос не может быть развит без помощи резонаторов. Именно резонанс придает голосу силу, богатство тембра и профессио- нальную выносливость... Должна быть связь: дыхание- и резона- торы. Здесь весь секрет» (народная артистка СССР Е.А. Об- разцова, 1994). «Голос, лишенный резонанса, -мертворожденный и распространяться не может» (Дж. Лаури Вольпи - известынй итальянский певец, солист «Ла Скала», 1972). «У нас в пении нет никаких секретов и никаких других возможностей, кроме резонан- са. Поэтому резонаторную настройку, верный механизм голосо- образования нельзя терять ни при каких ситуациях. Потеряв ре- зонанс, перестаешь быть певцом» (Дж. Барра - крупнейший итальянский вокальный педагог, 1975). Таким образом, выдающиеся мастера вокального искусства все- гда придавали и придают большое значение резонаторам голосо- вого тракта как средству повышения эффективности голосообра- зования. Их метафорический девиз: «Петь на проценты, не тро- гая основного капитала», с акустической точки зрения и означает повышение с помощью резонаторов КПД певческого процесса, ко- торый в речи составляет ничтожные доли процента (С.Н. Ржевкин, Ван ден Берг), а в пении, как нами показано, значительно возрас- тает (Морозов, 1996а; Morozov, 2000). Таким образом, выдающиеся певцы демонстрируют способность создавать высокоэффективную акустическую систему из малоэффективных акустических элементов (дыхание, гортань, резонаторы), и в этом отношении Искусство резонансного пения 69 практика искусства пения идет пока что впереди научных теорий. Но смысл теоретических изысканий состоит в последовательном приближении к истине в различного рода вероятностных описани- ях сложнейших акустических процессов, происходящих в «живом музыкальном инструменте» - голосовом аппарате певца. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ Фонетическая функция резонаторов состоит в формировании ре- чевых звуков, как в речи, так и в пении, что связано с работой наибо- лее подвижного из всех резонаторов - ротовой полости, а также гло- точной. Фонетическая роль резонаторов - наиболее изученная и тра- диционно упоминаемая во всех фонетических и вокальных трудах. 3.3.1. Резонансная теория речеобразования Г.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.013 с.) |