Исследования речевого голоса Ф. Шаляпина




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследования речевого голоса Ф. Шаляпина



Мало людей обладают таким обаянием,

как Шаляпин. В его существе живет

странная волшебная сила, и когда он гово-

рит, его голос звучит подобно органу...

Шведская газета "Stokholms dagblad" (9.05.1930)

ЕСЛИ певческий голос Ф.И. Шаляпина - предмет многочислен-

ных обсуждений знатоков, критиков, журналистов, коллег и про-

сто восторженных почитателей его таланта, то о речевом голосе

великого певца в литературе встречаются лишь немногие упоми-

нания. Судя по ним (см. эпиграф), Шаляпин обладал удивительно

красивым органоподобным речевым голосом под стать его изуми-

тельному певческому звуку. К счастью, одна единственная запись

речевого голоса Шаляпина, сделанная им в Америке в 1922 г., со-

хранилась. Это стихотворение С. Надсона «Грезы»', в котором

речь идет о певце (паже), покорившем своим пением королеву и

толпу придворных.

Почему Шаляпин избрал именно это стихотворение для применения

своего гениального артистического таланта к речевой декламации?

Здесь, по-видимому, было несколько причин психологического свойст-

ва, и объясняются они близостью содержания стихотворения «Грезы»

личностным переживаниям и жизни самого Шаляпина. Ведь Шаляпин в

прошлом - как бы такой же «безвестный паж», которого когда-то даже

не приняли в хор, по его собственному признанию, а ныне (1922-й год)

триумфально покоряющий толпы любителей вокала. В 1901 г., будучи

еще совсем молодым, он уже покорил главную «цитадель» вокального

искусства- взыскательнейшую публику театра «Ла Скала» и теперь

покоряет Америку и сцены всего мира... Его пение также вызывает

восторг и слезы умиления на глазах слушателей, а мощный голос спо-

собен сотрясать и сердца и люстры («И люстра из подвесков хрусталя

на серебре цепей, померкнув задрожала!», - декламирует Шаляпин

громовым голосом).

Наконец, есть еще слова в стихотворении Надсона, близкие сердцу

Шаляпина: «О, Родина моя! Прими меня, я твой!». Волнующее вос-

клицание, с которым буквально выкрикивает эти слова Шаляпин, о

многом говорит. Он - плоть от плоти русского народа - обречен жить

и петь на чужбине. И всю оставшуюся жизнь мечтать вернуться на

Родину, - «...мечтать, - как пишет И.С. Козловский, - с такой любо-

вью, с таким страданием...» и не иметь возможности вернуться... Это

величайшая психологическая драма певца земли русской. И недаром

Шаляпин, не имея возможности приехать в Россию, но горя желанием

1 Автор выражает признательность А.А. Терещенко и Л.В. Митряеву за предоставление

для исследований пластинок с записью речевой декламации Ф.И. Шаляпиным стихотворе-

ния «Грезы».

124 _____________________ В.П. Морозов_____________________

петь для русских, уже в конце жизни в возрасте за 60 все же соверша-

ет далекое путешествие в Китай и Японию, чтобы увидеть, если не

русские земли, то лица русских людей, обосновавшихся там в эмиг-

рантских поселениях, и петь для них: «Пятнадцать лет я пел на рус-

ском языке перед иностранными аудиториями, - заявил великий ар-

тист, - а теперь с энтузиазмом и особым наслаждением буду петь в

Харбине перед русской аудиторией!». <...> «От Харбина у меня впе-

чатление такое, будто я попал в чисто русский город, с русскими ли-

цами, русским кондовым бытом. Когда я третьего дня совершал про-

гулку по вашей «5-й Авеню» - Китайской улице, меня несказанно ра-

довали русские вывески русских же магазинов; навстречу то и дело

попадались русские лица; мне на минуту показалось, что я попал в

российские края» (цит. по: Мелихов, 1998).

Но давайте включим проигрыватель и послушаем, как Шаляпин

читает стихотворение «Грезы».

Когда еще дитя, за школьною стеной С наивной

дерзостью о славе я мечтал, Мне в грезах виделся

пестреющий толпою Высокий мраморный

залитый светом зал. Был пир... веселый пир в

честь юной королевы...

...Слышим мы величественные звуки знакомого шаляпинского

голоса, сохраняющего черты его певческого звука. Мы слышим

хорошо резонирующий в грудном и верхних резонаторах звук «на

опоре», безупречную, как и в пении, четкость дикции и орфоэпии.

Как раскаты грома, нарастает и ниспадает сила звука, волнами пе-

рекатывается, то повышаясь, то понижаясь, интонация. Меняются

тембровые краски голоса, рисующего яркие эмоциональные кар-

тины происходящего в королевском замке...

Звуковысотную интонацию голоса Шаляпина, декламирующего

стихотворение «Грезы», проанализировала И.И. Силантьева и за-

фиксировала ее в нотной записи (см. рис. 38). При этом она дает

свои интересные комментарии.

И. Силантьева: «Ф. Шаляпин наполняет интонации психологиче-

ским содержанием, передает и состояние, и настроение, и даже жест.

Взлетающая и опадающая, как легкий шарф, интонация, заключенная

в словах «безвестный паж», - это исполненный сожаления глубокий

вздох; но упрямо повторяющиеся последующие звуки и впрямь твер-

дят: «я властвую толпой!». Изящная, грациозная интонация воспроиз-

водится Шаляпиным в словах «как королева ниц склонилась»; толпу

рыцарей декламатор изображает рядом повторяющихся звуков одина-

ковой длительности. Очи дев воздеты - и интонация увлекает вообра-

жение вверх; слезы их бегут долу - и интонация никнет. Кульминация

на словах «и льется песнь моя широкими волнами» достигает звука

«ре» - того самого звука, который венчал вздох пажа, звука, который

Искусство резонансного пения 125

на полтона выше «королевского», - ведь паж победил свою госпожу!

Целотонный нисходящий звукоряд - поступь утвердившегося в своем

искусстве безвестного певца - следует после кульминационного звука,

вознесенного на чистой квинте, и эта волна возвращается к своему бе-

регу - тонике, чтобы начать новый разбег - новую строфу».

Рис. 38. Звуковысотная интонация речевого голоса Ф.И. Шаляпина при декламации

стихотворения «Грезы» (по: Силантьева, 2001).

Проведенный нами компьютерный анализ звуковысотной ин-

тонации голоса Шаляпина показал достаточно хорошую степень

совпадения с нотной записью И.И. Силантьевой. На рис. 39 по-

казана гистограмма распределения высоты голоса Шаляпина

при чтении фрагмента стихотворения, представленного в нот-

ной записи И. Силантьевой. Как показывает гистограмма, наи-

более часто встречающаяся (доминирующая) высота речевого

голоса Шаляпина - fa -sol. Общий диапазон высоты звуков - от

re до re1, то есть немного больше одной октавы. Таким образом,

Шаляпин в речи использует лишь часть своего более чем двух-

октавного диапазона, но этого вполне достаточно, как мы слы-

шим, для подчеркивания всех эмоционально-художественных

нюансов стихотворения «Грезы».

126 В.П. Морозов

Рис. 39. Гистограмма распределения высоты речевого голоса Ф. Шаляпина при чтении

стихотворения С. Надсона «Грезы». Высота столбиков показывает относительное чис-

ло звуков (%), произнесенных с той или иной высотой (обозначена внизу нотными

знаками и в Гц).

Обратимся теперь к рассмотрению спектральных особенностей

речевых звуков голоса Шаляпина. На рис. 40 - спектр его гласной

О, выделенной в слове «грозОю» во фразе «И мощною грозОю

гремит». Хорошо видно, что в данном речевом звуке имеется мак-

симум F7 на частоте 2418,8 Гц, практически соответствующий

частоте ВПФ певческого голоса Шаляпина. Причем уровень этой

высокой речевой форманты (ВРФ, назовем ее так) Шаляпина в

данном звуке достигает весьма большой величины (37,1%; см.

рис. 40), отчего голос приобретает грозный звенящий тембр, как

при выражении гнева (на рис. 36).

Но зададим себе вопрос: может быть и в других хороших ре-

чевых голосах имеется точно такая же высокая речевая форманта?

Для ответа на этот вопрос мы проанализировали голос нашего

выдающегося диктора радио Юрия Левитана. Его могучий, вели-

чественный, необычайно красивого тембра бас часто звучал по ра-

дио во время Великой Отечественной войны, передавая последние

известия с фронта, обращения верховного главнокомандующего

Сталина к народу и армии, вселял в сердца людей уверенность в

победе. Недаром Гитлер, говорят, обещал 100 тысяч марок за жи-

вого или мертвого Левитана, настолько велика была сила психоло-

гического воздействия его голоса, внесшего неоспоримый вклад в

победу над врагом.

Искусство резонансного пения 127

Рис. 40. Ф. Шаляпин, «Грезы» С. Надсона. Гласная О в слове «грозОю», во фразе «И

мощною грозОю гремит...». Высокая речевая форманта F7 (отмечена затенением)

имеет относительный уровень 37,1% и расположена в области 2428,8 Гц, что соответ-

ствует ВПФ певческого голоса Шаляпина.

Рис. 41. Диктор радио, Юрий Левитан, гласная А в слове «друзьЯ». Хорошо выражен-

н а я в ы с о к а я р е ч е в а я ф о р м а н т а (о т н о с и т е л ь н ы й ур о в е н ь 31,9% и ча с т о т а

Fmax= 1439,7) не соответствует частоте ВПФ п е в ч е с к о г о голоса.

Рис. 42. Сопоставление интегральных спектров речевых гласных Ф. Шаляпина и Ю. Левитана.

Гласные Шаляпина А и О в словах пАж, толпОй, кристАльна, чистА, и льЁтся, грозОю из стихо-

творения С. Надсона «Грезы». Гласные Левитана А и О в словах госудАрства, вклАд, брАтский,

нарОдов, истОрией. Он, ПОльши, плОд, стрАн, завоевания, из зачитанного им по радио текста

последних известий. Важное отличие: высокая речевая форманта (ВРФ) Шаляпина располагает-

ся в области около 2300 Гц (что близко к ВПФ в его певческом голосе), а ВРФ Ю. Левитана в об-

ласти около 1400 Гц, что почти на 1000 Гц ниже ВРФ Шаляпина. ВРФ указаны стрелками.

128 В.П. Морозов

Что же показали исследования голоса Ю. Левитана?

Рис. 41 показывает, что в голосе диктора действительно имеется

высокая речевая форманта, придающая его голосу характерный

«левитановский» тембр. Но вершина ее располагается значительно

ниже (почти на 1000 Гц), чем ВРФ в речевом голосе Шаляпина.

Среднестатистические исследования спектров гласных в разных

словах голоса Шаляпина и Левитана (рис. 42) подтверждают эту

закономерность. Таким образом, исследования показывают, что

ВРФ в речевом голосе Шаляпина располагается в значительно бо-

лее высокочастотной области, чем в голосе Ю. Левитана, т.е. не

обязательно соответствует формантной структуре другого рече-

вого голоса (даже столь красиво звучащего, как голос диктора ра-

дио Ю. Левитана).

Проведенные нами аналогичные исследования голоса известного

драматического артиста народного артиста СССР Олега Баси-

лашвили (см. альбом спектров в Приложении 2) показали также

хорошо выраженную в его спектре ВРФ в области около 1600 Гц,

что близко в ВРФ Левитана, но также существенно ниже ВРФ Ша-

ляпина, кроме того, подобные результаты были получены при ис-

следовании голосов и других известных актеров, дикторов радио

(В. Качалов, И. Прудовский и др.).

Что касается происхождения ВРФ, то совершенно очевидно,

что оно связано с активностью резонансной системы голосового

аппарата (как и все формантные области), однако различия в час-

тоте ВРП и ВПФ столь же очевидно свидетельствуют о том, что

при образовании этих формант резонансная система у разных об-

следованных нами певцов и артистов работает по-разному.

Таким образом, нам нужно подчеркнуть здесь важную законо-

мерность: высокая форманта в речевом голосе Шаляпина, т.е.

е г о вы с о к а я р е ч е в а я ф о р м а н т а , п р ак т и ч е ск и с о о т в е т -

ствует по частоте высокой певческой форманте его

певческого голоса. Эта закономерность иллюстрируется так-

же сопоставлением данных двух частей таблицы 6: верхней части,

на которой приведены результаты определения относительного

уровня ВРФ (%) и ее частотного положения (Гц) в различных ре-

чевых гласных Шаляпина, и нижней части, на которой представ-

лены относительные уровни ВПФ (%) и ее частотное расположе-

ние (Гц) уже в его певческих гласных, выделенных из различ-

ных вокальных произведений.

Сопоставление показывает, что средние значения частотного

расположения высоких формант в речевых и певческих гласных

Искусство резонансного пения 129

Шаляпина оказываются весьма близкими (2354,9 Гц и 2513,0 Гц

соответственно в речевых и певческих гласных), т.е. практически

совпадающими, поскольку в певческих гласных Шаляпина встре-

чаются и такие значения, как в его речевых (см.: «О, если б мог

выразить в звуке...», нижняя часть табл. 6).

Таблица 6

Сопоставление характеристик форманты в речевом (ВРФ)

и певческом (ВПФ) голосе Ф. Шаляпина

Речевой голос Шаляпина («Грёзы» Надсона)

гласи фраза ВРФ,% ВРФ,Гц

А.. .безвестный пАж... 12,4 2361,5

О...я властвуютолпОй... 20,0 2411,6

А... кристальна и чистА... 21,8 2293,5

А...кристАльна и чиста... 25,8 2306,5

О...и льЁтся песнь моя... 28,5 2337,6

О.. .и мощною грозОю гремит... 37,1 2418,8

Среднее значение 24,3 2354,9

Певческий голос Шаляпина

гласи фраза Произведение ВПФ,% ВПФ,Гц

АдА и та со мной Ноченька 58,5 2667,0

Аза КудеЯра- Легенда о 12 разбойниках 41,4 2502,0

Оза Кудеяра-разбОйника Легенда о 12 разбойниках 57,8 2527,0

АрАзбила ты сердце мое О если б мог выразить в звуке 29,1 2371,0

ОКакОй я мельник?! Мельник в «Русалке» 27,9 2498,0

Среднее значение 42,9 2513,0

Обозначения:ВРФ, % - относительный уровень высокой форманты в речевых

гласных; ВРФ, Гц- частотное расположение высокой речевой форманты (ВРФ) в

спектре речевых гласных; ВПФ, % - относительный уровень высокой певческой

форманты в спектрах вокальных гласных; ВПФ, Гц - частота ВПФ в спектрах во-

кальных гласных.

3.4.8.9. Основные выводы

1. В певческом голосе Ф.И. Шаляпина была хорошо выражена

высокая певческая форманта (ВПФ) (группа высоких обертонов),

придающая тембру приятную на слух звонкость и полетность, т.е.

способность голоса нестись вдаль, озвучивать большие концерт

ные залы, преодолевать маскирующее влияние музыкального со

провождения.

2. В речевом голосе Шаляпина была также обнаружена группа

высоких обертонов, близкая по частоте к высокой певческой фор

манте (высокая речевая форманта, ВРФ).

5-4056

130 _____________________ В.П. Морозов____________________

3. Совпадение частотных значений высоких формант (высокой

речевой форманты и высокой певческой форманты) в речевом и

певческом голосе Шаляпина свидетельствует о природной

певческой постановке его голоса.

4. Физиологическая природа явления в свете развиваемой ав

тором резонансной теории вокальной техники (Морозов, 1996,

1998, 20016) состоит в том, что резонаторы голосового аппарата

Шаляпина по своим природным свойствам (размеры, форма)

были так устроены и функционировали, что уже в речевых

гласных образовывали высокую речевую форманту, близкую по

частоте к высокой певческой форманте и соответствующую ти

пу его певческого голоса.

5. Вследствие этого Шаляпину приходилось не слишком много

перестраивать механизм образования своего речевого голоса, что

бы получить хороший певческий звук.

6. О природной постановке голоса Шаляпина свидетельствуют

также и высказывания таких мастеров пения как Тоти Даль Монте

и других (см. начало раздела о голосе Шаляпина), равно как и при

знания самого Шаляпина.

Ф. Шаляпин: «Вмои первые годы в искусстве я занимался у учи-

телей, считавшихся блестящими. Они действительно сделали много

для моего художественного вкуса и понимания. Но методы, вырабо-

танные их «системой», не привились к моему горлу. Я обнаружил

вдруг, что мне трудно петь. Тогда я вернулся к своим методам, кото-

рыми я пользовался с тех пор, как впервые обнаружил свой голос, и -

добился естественности.

Какой же все-таки метод можно считать лучшим? С полной уве-

ренностью могу сказать, что лучшим является тот, который сам певец

считает - вернее, чувствует - для себя наиболее натуральным. Но

когда певец начинает ощущать, что продолжительное пение утомляет

его горло, значит, тут были применены неправильные методы, непра-

вильное преподавание».

7. В целом объективные исследования показали, что уникальная

художественно-исполнительская одаренность великого Шаляпина

сочеталась в нем со столь же уникальной вокальной одарен

ностью .

8. Практическое значение феномена состоит в том, что наличие

в речевом голосе певца высокой форманты, соответствую

щей по частотному положению высокой певческой форманте

его голоса, является одним из важных диагностических по

казателей природной вокальной одаренности данного певца (см.

следующий параграф).

Искусство резонансного пения 131





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.021 с.)