Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Об эстетической роли впф и нпфСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Высокая певческая форманта сача по себе прелестна... напоминает соловьиную трель. Г. Комякова, слушательница курса по РТИП Как же резонаторы облагораживают «неприличные» звуки гор- тани? Во-первых, резонаторы сглаживают резкие толчки воздуха, продвигающиеся через их сомкнутые края, придавая им плавную синусоидальную форму, т.е. превращая в звуковые колебания. Во- вторых, резонаторы преобразуют спектр гортанных импульсов. Он представляет собой набор обертонов уменьшающейся (к высоким частотам) амплитуды, т.е. не содержит никаких усиленных облас- тей. Как было показано в § 2.2., резонаторы сильно видоизменяют унылое однообразие гортанного звука, создавая мощные зоны уси- ленных обертонов, т.е. НПФ и ВПФ, которые и придают певче- _________________ Искусство резонансного пения ____________ 81_ скому звуку характерный певческий тембр: ВПФ - чарующую слух звонкость, «серебристый» оттенок, а НПФ - мягкость, мас- сивность, «бархатистость», объемность звука. В свое время автором были проведены опыты, доказывающие важнейшую эстетическую роль ВПФ в восприятии певческого го- лоса (Морозов, 1967, 1977). Голоса выдающихся певцов (Ф. Шаля- пина, Э. Карузо, С. Лемешева и др.), содержащие в норме высокий уровень ВПФ, при удалении ее из спектра голоса (с помощью по- лосовых электроакустических фильтров) теряют практически все свои достоинства - звучат тускло, напряженно, глухо. Некоторые слушатели отмечают, что голос приобретает «старческий» тембр, теряется разборчивость речи, полетность звука. Сама же ВПФ, звучащая изолированно, производит впечатление «соловьиных трелей, «сказочной музыки» и т.п. (см. об этом также § 3.4.8. «Го- лос Шаляпина как эстетический эталон»). Поскольку ВПФ можно выделить из голоса певца и измерить ее относительный уровень в спектре в % (как величину электриче- ского напряжения в полосе прозрачности 1/3 октавного фильтра по отношению к напряжению всего сигнала в целом), величину эту я предложил в свое время назвать «коэффициентом звонкости голоса» (Кзв)- Опыт показал, что использование данного условного показателя более адекватно (на слух) отражает понятие звонкости голоса, чем оценка по соотношению мощности (как квадратичного показателя напряжения) в дБ, т.к. в этом случае большему Кзв будет соответствовать меньшее число дБ со знаком минус. В мужских голосах хороших профессиональных певцов Кзв достигает 30, 40 и даже 50% как, например у Шаляпина (см. рис. 12), а не- профессиональные голоса содержат всего 5, 10, 15% ВПФ. У жен- щин Кзв «имеет право» быть меньше, чем у мужчин, по причине более высокочастотного состава спектра женского певческого го- лоса (Морозов, 1977). Важная роль ВПФ состоит в том, что она находится в области максимальной чувствительности слуха и тем самым способствует увеличению громкости певческого голоса, слышимости на большом расстоянии («полётность звука») и поме- хоустойчивости как свойстве преодолевать маскирующее воздей- ствие музыкального сопровождения, «резать оркестр», по образ- ному выражению дирижеров (Морозов, 1977; Sundberg, 1987). Отфильтровывание или даже частичное подавление НПФ также неблагоприятно сказывается на голосе: он становится «жидким», «пустым», чрезмерно «колючим» и т.п., поскольку НПФ придает голосу «мягкость» и массивность. Таким образом, обе певческие 82 ______________________ В.П. Морозов______________________ форманты оказываются важными для голоса, и нарушение гармо- нического баланса между уровнями ВПФ и НПФ приводит к ухудшению его эстетических качеств. Это необходимо иметь в виду при реставрации грамзаписей певческих голосов мастеров прошлого, например Ф. Шаляпина. Как нередко бывает, фирмы звукозаписи, руководствуясь ГОСТами, предписывающими снижение шумов, неизбежных для старых грампластинок, вместе с шумами удаляют и ВПФ, т.е. «с водой выплескивают и ребенка». Мне не раз приходилось слышать с огорчением такие лишенные ВПФ, буквально выхолощенные пере- записи на современные долгоиграющие пластинки, а теперь и CD, до неузнаваемости испорченных голосов Шаляпина, «короля баритонов» М. Баттистини, Э. Карузо, Б. Джильи и многих других великих мас- теров. В то же время, иногда по радио можно услышать голоса с ис- кусственно чрезмерно поднятым уровнем высоких частот (ВПФ), что также приводит к отрицательному эстетическому впечатлению. Таким образом, певческие резонаторы, формирующие ВПФ и НПФ, придают голосу певца не только силу, но и характерные эс- тетические качества. Качества эти носят, во-первых, общий типологический характер для всех певцов академического жанра (например, необходимая стабильность формантных облас- тей; необходимый минимум коэффициента звонкости не менее 20- 28% у теноров, 25-30% у баритонов и басов, необходимая ров- ность Кзв на всех певческих гласных и др.). Во-вторых, тембровые качества певческого голоса носят выраженный индивидуаль- ный характер, что также составляет эстетическую ценность певческого голоса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.208 (0.009 с.) |