Об эстетической роли впф и нпф 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об эстетической роли впф и нпф



Высокая певческая форманта сача по себе

прелестна... напоминает соловьиную трель.

Г. Комякова, слушательница курса по РТИП

Как же резонаторы облагораживают «неприличные» звуки гор-

тани? Во-первых, резонаторы сглаживают резкие толчки воздуха,

продвигающиеся через их сомкнутые края, придавая им плавную

синусоидальную форму, т.е. превращая в звуковые колебания. Во-

вторых, резонаторы преобразуют спектр гортанных импульсов. Он

представляет собой набор обертонов уменьшающейся (к высоким

частотам) амплитуды, т.е. не содержит никаких усиленных облас-

тей. Как было показано в § 2.2., резонаторы сильно видоизменяют

унылое однообразие гортанного звука, создавая мощные зоны уси-

ленных обертонов, т.е. НПФ и ВПФ, которые и придают певче-

_________________ Искусство резонансного пения ____________ 81_

скому звуку характерный певческий тембр: ВПФ - чарующую

слух звонкость, «серебристый» оттенок, а НПФ - мягкость, мас-

сивность, «бархатистость», объемность звука.

В свое время автором были проведены опыты, доказывающие

важнейшую эстетическую роль ВПФ в восприятии певческого го-

лоса (Морозов, 1967, 1977). Голоса выдающихся певцов (Ф. Шаля-

пина, Э. Карузо, С. Лемешева и др.), содержащие в норме высокий

уровень ВПФ, при удалении ее из спектра голоса (с помощью по-

лосовых электроакустических фильтров) теряют практически все

свои достоинства - звучат тускло, напряженно, глухо. Некоторые

слушатели отмечают, что голос приобретает «старческий» тембр,

теряется разборчивость речи, полетность звука. Сама же ВПФ,

звучащая изолированно, производит впечатление «соловьиных

трелей, «сказочной музыки» и т.п. (см. об этом также § 3.4.8. «Го-

лос Шаляпина как эстетический эталон»).

Поскольку ВПФ можно выделить из голоса певца и измерить ее

относительный уровень в спектре в % (как величину электриче-

ского напряжения в полосе прозрачности 1/3 октавного фильтра по

отношению к напряжению всего сигнала в целом), величину эту я

предложил в свое время назвать «коэффициентом звонкости

голоса» (Кзв)- Опыт показал, что использование данного условного

показателя более адекватно (на слух) отражает понятие звонкости

голоса, чем оценка по соотношению мощности (как квадратичного

показателя напряжения) в дБ, т.к. в этом случае большему Кзв будет

соответствовать меньшее число дБ со знаком минус. В мужских

голосах хороших профессиональных певцов Кзв достигает 30, 40 и

даже 50% как, например у Шаляпина (см. рис. 12), а не-

профессиональные голоса содержат всего 5, 10, 15% ВПФ. У жен-

щин Кзв «имеет право» быть меньше, чем у мужчин, по причине

более высокочастотного состава спектра женского певческого го-

лоса (Морозов, 1977). Важная роль ВПФ состоит в том, что она

находится в области максимальной чувствительности слуха и тем

самым способствует увеличению громкости певческого голоса,

слышимости на большом расстоянии («полётность звука») и поме-

хоустойчивости как свойстве преодолевать маскирующее воздей-

ствие музыкального сопровождения, «резать оркестр», по образ-

ному выражению дирижеров (Морозов, 1977; Sundberg, 1987).

Отфильтровывание или даже частичное подавление НПФ также

неблагоприятно сказывается на голосе: он становится «жидким»,

«пустым», чрезмерно «колючим» и т.п., поскольку НПФ придает

голосу «мягкость» и массивность. Таким образом, обе певческие

82 ______________________ В.П. Морозов______________________

форманты оказываются важными для голоса, и нарушение гармо-

нического баланса между уровнями ВПФ и НПФ приводит к

ухудшению его эстетических качеств.

Это необходимо иметь в виду при реставрации грамзаписей

певческих голосов мастеров прошлого, например Ф. Шаляпина.

Как нередко бывает, фирмы звукозаписи, руководствуясь ГОСТами,

предписывающими снижение шумов, неизбежных для старых

грампластинок, вместе с шумами удаляют и ВПФ, т.е. «с водой

выплескивают и ребенка». Мне не раз приходилось слышать с

огорчением такие лишенные ВПФ, буквально выхолощенные пере-

записи на современные долгоиграющие пластинки, а теперь и CD, до

неузнаваемости испорченных голосов Шаляпина, «короля баритонов»

М. Баттистини, Э. Карузо, Б. Джильи и многих других великих мас-

теров. В то же время, иногда по радио можно услышать голоса с ис-

кусственно чрезмерно поднятым уровнем высоких частот (ВПФ), что

также приводит к отрицательному эстетическому впечатлению.

Таким образом, певческие резонаторы, формирующие ВПФ и

НПФ, придают голосу певца не только силу, но и характерные эс-

тетические качества. Качества эти носят, во-первых, общий

типологический характер для всех певцов академического

жанра (например, необходимая стабильность формантных облас-

тей; необходимый минимум коэффициента звонкости не менее 20-

28% у теноров, 25-30% у баритонов и басов, необходимая ров-

ность Кзв на всех певческих гласных и др.). Во-вторых, тембровые

качества певческого голоса носят выраженный индивидуаль-

ный характер, что также составляет эстетическую ценность

певческого голоса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.011 с.)