Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Три замечательные закона резонансаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Первый закон. Резонатор является усилителем ко- л е б а н и й в о з д е й с т в у ю щ е й н а н е г о в о з б у ж д а ю щ е й силы. В этом легко убедиться, приставив звучащий камертон к корпусу резонатора: еле слышный звук камертона возрастает до такой силы, что становится слышным в большой аудитории. Тео- ретически резонанс увеличивает амплитуду колебаний резони- рующего тела до бесконечности. Это явление отражено на графике (см. рис. 2). Теоретическая кривая амплитуды резонансных ко- лебаний (1) уходит в бесконечность (.). Это означает, что тело практически должно разрушиться, так как не может бесконечно изменять свою форму и размеры, что реально и происходило в случаях, описанных в § 1.1. Искусство резонансного пения 31 В действительности же это происходит редко, поскольку дейст- вуют факторы, сдерживающие бесконечное усиление резонансных колебаний: потери на трение, тепло, сопротивление упругих сил колеблющегося тела, ибо нельзя его бесконечно сжать или растя- нуть и т.п. В результате реальная кривая резонанса выглядит, как на рис. 2 (кривая 2): значительный, но конечный подъем в точке резонанса (.0). Второй закон. Резонатор избирательно реагирует на ч а с т о т у в о з д е й с т в у ю щ е й н а н е г о в о з б у ж д а ю щ е й силы: усиливает только те колебания, которые соответствуют его собственной резонансной частоте. На рис. 2 это иллюст- рируется тем, что максимальный подъем (пик) резонансных кривых - как теоретической (кривая 1), так и реальной (кривая 2) - происходит только в точке совпадения частоты воздействующей силы (со) и соб- ственной резонансной частоты (.о) резонирующего тела. Рис. 2. График резонанса пока- зывает, что амплитуда (раз- мах) колебаний резонирующе- го тела теоретически возраста- ет до бесконечности (кри- вая 1). В реальных же услови- ях при наличии сдерживаю- щих сил сопротивления R (см. формулу резонанса внизу) ам- плитуда возрастает до конеч- ных размеров (кривая 2). Указанные закономерности - первый и второй законы резонанса - отражены в формуле резонанса, приведенной под графиком рис. 2. Символы формулы означают: U - энергия резонансных колебаний (например частиц воздуха в резонаторе), соответствующая их ампли- туде; А - амплитуда возбуждающей силы (например внешних звуковых колебаний); со - частота воздействия возбуждающей силы (например час- тота колебания голосовых связок певца);.0- собственная резонансная частота резонатора; R- величина активного сопротивления колебатель- ному процессу (т.е. сумма сил, указанных в описании первого закона). По формуле (1) получается следующее. Предположим для начала, что силы, препятствующие резонансным колебаниям, отсутствуют, т.е. R=0. Тогда энергия колебаний и их амплитуда будет зависеть только 32 В.П. Морозов от разности (.0-.) и достигает бесконечности при условии (.0-.=0), т.е. при равенстве резонансной и возбуждающей частоты. Если же активное сопротивление R не равно нулю, то мы получаем некую конечную вели- чину реальных резонансных колебаний. Причем резонанс оказывается тем меньше, чем больше потери на активное сопротивление (R). Формула (1) и график (рис. 2) показывают также, что резонатор реагирует не только на одну-единственную частоту, соответствую- щую его резонансной частоте (.0), но и на близкие к этой частоте ко- лебания. При этом величина резонанса убывает по мере возрастания различий между резонансной (.0) и возбуждающей (со) частотой, на- пример по мере повышения или понижения высоты звука по отноше- нию к высоте собственного резонансного тона резонатора. С о б с т в е н н а я р е з о н а н с н а я ч а с т о т а р е з о н а т о р а з а - висит от его размеров и формы, прежде всего от его объема: чем больше объем, тем ниже резонансная частота. В этом легко убедиться, если подуть (сбоку) в горлышко бутылок разного раз- мера или уменьшать объем одной бутылки, заполняя ее водой. Так, стандартная поллитровая бутылка будет менять свой резонансный тон от ноты mi (частота 164,8 Гц), когда она пустая, и до ноты laв2 (830,6 Гц), когда почти полная. Помимо объема на резонансную частоту влияет площадь отверстия или, как его называют, «горла» резонатора (рис. 3), соединяющего его с атмосферой: чем шире отверстие «горла», тем выше резонансный тон. Влияет также и длина «горла» резонатора: удлинение «горла» понижает ре- зонансную частоту и наоборот. Закономерности эти позволяют вычислить собственный резонансный тон резонатора Гельмгольца (рис. 1) по формуле (2): Рис. 3. Схематическое изображение резонатора Гельмгольца, общий вид которого представлен на рис. 1 и формула резонатора Гельмгольца. где Fo~ резонансная частота (Гц), V— объем резонатора (в см3), S- площадь «горла» резонатора (см), L - длина «горла» резонатора (см), с - скорость звука в воздухе (344 м/сек), В - узкое отверстие прикладывается к уху для прослушивания резонирующего тона. Примечательно, что резонатор Гельмгольца применялся им и для практических целей: с его помощью Гельмгольц анализировал обертоновый состав речевых гласных, применяя резонаторы раз- ных объемов (см. § 3.3.). Искусство резонансного пения 33 Третий закон. Резонатор усиливает колебания, соот- ветствующие его собственной частоте, не требуя практически никакой дополнительной энергии. Откуда же резонатор берет энергию для усиления, например, звука? Ведь согласно за- кону сохранения энергии, если энергия где-то увеличилась, то со- ответственно, где-то она должна уменьшиться. Однако никакого нарушения закона сохранения энергии здесь не происходит. Дело в том, что любой источник звуковых колебаний (назовем его виб- ратор), например камертон, струна скрипки или голосовые связки певца, способен превратить в звук лишь небольшую часть своей колебательной энергии. Другая же значительно большая часть расходуется непроизводительно: на преодоление трения, беспо- лезное тепло и т.п. Поэтому коэффициент полезного дей- ствия вибратора без резонатора весьма невелик - ничтожные доли процента. Это объясняется тем, что акустические вибраторы - ножки камертона, струны скрипки, голосовые связки человека и другие имеют, как правило, слишком малые размеры, чтобы заста- вить колебаться большие массы воздуха, т.е. создать сильный звук. Иными словами, малые вибраторы не согласованы со свойст- вами звуковой воздушной среды. Ввиду этого они нуждаются в посредниках для эффективного превращения их колебательной энергии в звуковые волны. В качестве такого рода посредников и выступают различного рода резонаторы. Их чудесная роль согласно третьему закону резонанса состоит в том, что они увели- чивают силу зву ка, не потр ебляя при этом никакой внешней дополнительной энергии (как, например, элек- тронные усилители), т.е. придают вибратору как бы «даровую» энергию за счет повышения его коэффициента полезного действия. В этом легко убедиться на примере электрокамертона или теле- фонного наушника, питаемого от электрогенератора: если приста- вить к наушнику резонатор, то звук усилится, а потребление энер- гии наушник ом останется на прежнем уровне (судя по миллиам- перметру, включенному в цепь генератора - наушника). Это чу- десное свойство резонаторов широко используется в музыкальных инструментах и в работе голосового аппарата певца. 2-4056 34 ______________________ В.П. Морозов_____________________
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.007 с.) |