![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТРИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЗАКОНА РЕЗОНАНСА
Первый закон. Резонатор является усилителем ко- л е б а н и й в о з д е й с т в у ю щ е й н а н е г о в о з б у ж д а ю щ е й силы. В этом легко убедиться, приставив звучащий камертон к корпусу резонатора: еле слышный звук камертона возрастает до такой силы, что становится слышным в большой аудитории. Тео- ретически резонанс увеличивает амплитуду колебаний резони- рующего тела до бесконечности. Это явление отражено на графике (см. рис. 2). Теоретическая кривая амплитуды резонансных ко- лебаний (1) уходит в бесконечность (.). Это означает, что тело практически должно разрушиться, так как не может бесконечно изменять свою форму и размеры, что реально и происходило в случаях, описанных в § 1.1. Искусство резонансного пения 31 В действительности же это происходит редко, поскольку дейст- вуют факторы, сдерживающие бесконечное усиление резонансных колебаний: потери на трение, тепло, сопротивление упругих сил колеблющегося тела, ибо нельзя его бесконечно сжать или растя- нуть и т.п. В результате реальная кривая резонанса выглядит, как на рис. 2 (кривая 2): значительный, но конечный подъем в точке резонанса (.0). Второй закон.Резонатор избирательно реагирует на ч а с т о т у в о з д е й с т в у ю щ е й н а н е г о в о з б у ж д а ю щ е й силы: усиливает только те колебания, которые соответствуют его собственной резонансной частоте. На рис. 2 это иллюст- рируется тем, что максимальный подъем (пик) резонансных кривых - как теоретической (кривая 1), так и реальной (кривая 2) - происходит только в точке совпадения частоты воздействующей силы (со) и соб- ственной резонансной частоты (.о) резонирующего тела. Рис. 2. График резонанса пока- зывает, что амплитуда (раз- мах) колебаний резонирующе- го тела теоретически возраста- ет до бесконечности (кри- вая 1). В реальных же услови- ях при наличии сдерживаю- щих сил сопротивления R (см. формулу резонанса внизу) ам- плитуда возрастает до конеч- ных размеров (кривая 2). Указанные закономерности - первый и второй законы резонанса - отражены в формуле резонанса, приведенной под графиком рис. 2. Символы формулы означают: U - энергия резонансных колебаний (например частиц воздуха в резонаторе), соответствующая их ампли- туде; А - амплитуда возбуждающей силы (например внешних звуковых колебаний); со - частота воздействия возбуждающей силы (например час- тота колебания голосовых связок певца); .0- собственная резонансная частота резонатора; R- величина активного сопротивления колебатель- ному процессу (т.е. сумма сил, указанных в описании первого закона). По формуле (1) получается следующее. Предположим для начала, что силы, препятствующие резонансным колебаниям, отсутствуют, т.е. R=0. Тогда энергия колебаний и их амплитуда будет зависеть только 32В.П. Морозов от разности (.0-.) и достигает бесконечности при условии (.0-.=0), т.е. при равенстве резонансной и возбуждающей частоты. Если же активное сопротивление R не равно нулю, то мы получаем некую конечную вели- чину реальных резонансных колебаний. Причем резонанс оказывается тем меньше, чем больше потери на активное сопротивление (R). Формула (1) и график (рис. 2) показывают также, что резонатор реагирует не только на одну-единственную частоту, соответствую- щую его резонансной частоте (.0), но и на близкие к этой частоте ко- лебания. При этом величина резонанса убывает по мере возрастания различий между резонансной (.0) и возбуждающей (со) частотой, на- пример по мере повышения или понижения высоты звука по отноше- нию к высоте собственного резонансного тона резонатора. С о б с т в е н н а я р е з о н а н с н а я ч а с т о т а р е з о н а т о р а з а - висит от его размеров и формы, прежде всего от его объема: чем больше объем, тем ниже резонансная частота. В этом легко убедиться, если подуть (сбоку) в горлышко бутылок разного раз- мера или уменьшать объем одной бутылки, заполняя ее водой. Так, стандартная поллитровая бутылка будет менять свой резонансный тон от ноты mi (частота 164,8 Гц), когда она пустая, и до ноты laв2 (830,6 Гц), когда почти полная. Помимо объема на резонансную частоту влияет площадь отверстия или, как его называют, «горла» резонатора (рис. 3), соединяющего его с атмосферой: чем шире отверстие «горла», тем выше резонансный тон. Влияет также и длина «горла» резонатора: удлинение «горла» понижает ре- зонансную частоту и наоборот. Закономерности эти позволяют вычислить собственный резонансный тон резонатора Гельмгольца (рис. 1) по формуле (2): Рис. 3. Схематическое изображение резонатора Гельмгольца, общий вид которого представлен на рис. 1 и формула резонатора Гельмгольца. где Fo~ резонансная частота (Гц), V— объем резонатора (в см3), S- площадь «горла» резонатора (см ), L - длина «горла» резонатора (см), с - скорость звука в воздухе (344 м/сек), В - узкое отверстие прикладывается к уху для прослушивания резонирующего тона. Примечательно, что резонатор Гельмгольца применялся им и для практических целей: с его помощью Гельмгольц анализировал обертоновый состав речевых гласных, применяя резонаторы раз- ных объемов (см. § 3.3.). Искусство резонансного пения 33 Третий закон.Резонатор усиливает колебания, соот- ветствующие его собственной частоте, не требуя практически никакой дополнительной энергии. Откуда же резонатор берет энергию для усиления, например, звука? Ведь согласно за- кону сохранения энергии, если энергия где-то увеличилась, то со- ответственно, где-то она должна уменьшиться. Однако никакого нарушения закона сохранения энергии здесь не происходит. Дело в том, что любой источник звуковых колебаний (назовем его виб- ратор), например камертон, струна скрипки или голосовые связки певца, способен превратить в звук лишь небольшую часть своей колебательной энергии. Другая же значительно большая часть расходуется непроизводительно: на преодоление трения, беспо- лезное тепло и т.п. Поэтому коэффициент полезного дей- ствия вибратора без резонатора весьма невелик - ничтожные доли процента. Это объясняется тем, что акустические вибраторы - ножки камертона, струны скрипки, голосовые связки человека и другие имеют, как правило, слишком малые размеры, чтобы заста- вить колебаться большие массы воздуха, т.е. создать сильный звук. Иными словами, малые вибраторы не согласованы со свойст- вами звуковой воздушной среды. Ввиду этого они нуждаются в посредниках для эффективного превращения их колебательной энергии в звуковые волны. В качестве такого рода посредников и выступают различного рода резонаторы. Их чудесная роль согласно третьему закону резонанса состоит в том, что они увели- чивают силу зву ка, не потр ебляя при этом никакой внешней дополнительной энергии (как, например, элек- тронные усилители), т.е. придают вибратору как бы «даровую» энергию за счет повышения его коэффициента полезного действия. В этом легко убедиться на примере электрокамертона или теле- фонного наушника, питаемого от электрогенератора: если приста- вить к наушнику резонатор, то звук усилится, а потребление энер- гии наушник ом останется на прежнем уровне (судя по миллиам- перметру, включенному в цепь генератора - наушника). Это чу- десное свойство резонаторов широко используется в музыкальных инструментах и в работе голосового аппарата певца. 2-4056 34 ______________________ В.П. Морозов_____________________ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.02 с.) |