Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Резонанс в музыкальнойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
АКУСТИКЕ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ Резонанс используется главным образом для усиления звучания и формирования нужного тембра. Музыкальный энциклопедический словарь МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК РЕЗОНАТОРЫ Духовые музыкальные инструменты яв- ляются... резонаторами, снабжаемыми... приспособлениями для изменения их резо- нирующей способности, по желанию иг- рающего на них музыканта. Музыкальная акустика. Под ред. Н.А. Гарбузова Музыкальные инструменты различных народов и эпох ярко де- монстрируют нам важнейшую роль резонаторов как усилителей звука. Эолова арфа, изобретение которой приписывается монаху- иезуиту Атанасиусу Кирхеру (1601-1680), обладавшая нежным, но весьма слабым звуком, получила пропуск на сцены музыкальных театров, лишь приобретя резонатор. Впрочем, прототипом совре- менной арфы, вероятно, можно считать и более древние струнные инструменты с резонансными полостями и деками. Наиболее яркой аналогией голосовому аппарату певца служат духовые музыкальные инструменты: органы- медные и дере- вянные. Знакомство с механизмами их звукообразования нам весьма важно для понимания роли резонаторов и в певческом про- цессе. Поскольку описание музыкальных инструментов можно найти в распространенных учебниках по музыкальной акустике, в частности, в замечательной книге под редакцией Н.А. Гар- бузова «Музыкальная акустика», я обращаю внимание читате- лей лишь на некоторые особо важные для нас свойства музы- кальных инструментов. Во-первых, все духовые инструменты, их корпуса- это и есть прежде всего резонаторы, звуковысотными свойствами ко- торых управляет музыкант путем либо изменения длины резонато- ра (медные, тростиевые), либо выбора той или иной звучащей тру- бы-резонатора, как в органах (рис. 4). Искусство резонансного пения 35 Рис. 4. Органные трубы. А - закрытая деревянная труба, Б - открытая деревянная тру- ба, В - открытая металлическая труба, Г - закрытая металлическая труба, Д - язычко- вая труба (по: Модр, 1959). 36 В. П. Морозов Во-вторых, возбудитель тона в духовых, как в язычковом орга- не, или в медных трубах (губы трубача) и, тем более, в деревянных (гобой, фагот), находится в сильной зависимости от корпуса- резонатора данного инструмента. Так, в гобое и фаготе язычок- возбудитель сам по себе может издавать практически лишь один высокий тон. Однако под действием резонатора инструмента (на- страиваемого музыкантом на разные тоны в процессе игры пу- тем изменения его длины нажатием клавиш) язычок издает разные тоны, высота которых продиктована резонатором-инструментом. Это очень важное свидетельство сильнейших обратных в л и я н и й р е зо н а т о р а н а к о л е б а н и я в и б р а т о р а, ч т о н е - сомненно имеет место в определенной мере и в голосовом аппарате человека (см. § 3.5.). «Командная роль» резонатора как генератора музыкального тона ярко проявляется в лабиальных органных трубах (рис. 4 А, Б, В, Г). Как известно, возбудителем трубы-резонатора является шум, образующийся в результате рассечения струи воздуха ще- лью (лабиумом), т.е. звук (шум), не имеющий ничего общего с музыкальным. Тем не менее, труба-резонатор органа «конст- руирует» из этого абсолютно негармоничного шума прекрасно звучащий музыкальный тон, соответствующий по длине волны удвоенной длине органной трубы (для открытых труб) и учетве- ренной (для закрытых). Таким образом, органная труба с полным основанием может быть названа не только резонатором, но и генератором звука и его источником, ибо не назовешь же музыкальным тоном шум воздушной струи, рассекаемой лабиальной щелью. Шум этот не более, чем возбудитель истинного источника и генератора му- зыкального тона, которым является органная труба-резонатор. Это еще одно замечательное свойство органных труб-резонаторов, ко- торое позволяет нам провести определенные аналогии их с ролью надставной трубы (т.е. верхних резонаторов) голосового аппарата певца, образующих в функциональной взаимосвязи с голосовыми связками (а также и с нижним резонатором!) единый генератор певческого звука (см. § 3.2.). Длина волны, генерируемая открытой органной трубой, теорети- чески равная удвоенной длине трубы, на самом деле оказывается не- сколько длиннее этой величины. Удлинение ее вызвано тем, что, выходя из открытого конца трубы, резонирующая звуковая волна встречает слабое сопротивление окружающего воздуха (импеданс) и по этому как бы выпячивается из выходного отверстия трубы наружу на величину около 5-10%. При этом, чем больше диаметр тру- Искусство резонансного пения 37 бы, тем больше удлиняется волна. Но удлинение волны означает по- нижение звука. Поэтому длина органных труб и других духовых все- гда несколько короче теоретически вычисленной для каждого инстру- мента. Различные музыкальные мастера на основе своего опыта дела- ли поправки к длине резонаторов инструментов. Так, известный французский органный мастер Кавайе-Колль (Cawaille-Coll) дал такую формулу для открытых цилиндрических труб-резонаторов: L=L0 -1,67·D (3) где L - фактическая длина трубы; Lo - длина полуволны издавае- мого ею звука (½.); D - диаметр трубы. Я привожу эти данные, чтобы пояснить, что голосовой аппарат певца как «духовой музыкальный инструмент» (такая аналогия при- знается всеми исследователями) также подчиняется данной законо- мерности и ее необходимо учитывать даже при весьма приблизитель- ных расчетах длины волны низкой певческой форманты (см. § 3.2.2.), а также при объяснении некоторых специфических певческих ощуще- ний (см. гл. 5). Корпуса-резонаторы духовых музыкальных инструментов по- мимо того, что они командуют звуковысотным строем каждого инструмента, придают им и специфические тембры за счет гене- рирования обертонов разной частоты и амплитуды. В струнных музыкальных инструментах роль резонаторов как усилителей звука и генераторов тембра также весьма велика, но не распространяется на звуковысотные свойства инструментов, которыми целиком заведуют струны. Высота тона (F 0), издаваемого струной, пропорциональна ее натяжению и жесткости (Г) и об- ратно пропорциональна длине (L) и толщине, т.е. колеблющейся массе (М)1. Именно поэтому струны рояля (гитары, арфы и др.) для низких звуков более длинные и толстые, а для высоких звуков - тонкие, короткие и сильней натянуты. Корпуса струнных, в отличие от духовых, усиливающих опре- деленные тоны, являются множественными резонаторами, усиливающими звуки всего звуковысотного диапазона, свойственно- го каждому, например смычковому инструменту (скрипка, альт, вио- лончель, контрабас и др.), с характерным преимущественным усиле- нием тонов, специфических для тембра каждого типа инструмента: для скрипки - si-do1, для альтов - 1а, для виолончели Fa-Sol. 38 В. П. Морозов Рис. 5. Схема образования звука в открытой (слева и справа) и в закрытой (в центре) ор- ганных трубах. Струя воздуха через канал А и камеру В под давле- нием вытекает через узкую щель С и при этом рас- секается острым краем губы D образуя шум, из ко- торого труба-резонатор формирует чистый тон. Вы- сота тона зависит от длины трубы: открытая труба дает звук, длина волны которого в два раза больше длины трубы, а длина волны звука закрытой трубы в четыре раза больше ее длины. У открытых частей трубы всегда создается пучность Е (максимальная амплитуда звуковых колебаний), а у закрытых - узел С (минимум амплитуды). Если в середине ор- ганной трубы проделать даже небольшое отверстие а (рис. 5, справа), то там также образуется пучность, и труба будет звучать на октаву выше. На этом ос- нован механизм регулирования высоты звука флей- ты. Помимо основного тона органные трубы- резонаторы, также как и все духовые инструменты, генерируют гармонические обертоны. Резонансные свойства корпуса смычковых зависят от его разме- ров (объема), толщины стенок и конструктивных особенностей (не вполне разгаданных, как у знаменитых скрипок Страдивари). Недав- ние исследования вибрации корпусов скрипок известных кремон- ских мастеров с помощью лазерной техники показали, что спектр их излучения имеет формантные частоты, близкие к женскому певче- скому голосу. Это, естественно, повышает эмоционально-эстети- ческое воздействие тембра данных скрипок на слушателей. Рис. 6. Тембр лучших скрипок напоминает тембр певческого голоса и это подтверждают акустические исследования. В спектре звука этих скрипок имеются максимумы, соответст- вующие области низкой певческой форманты (0,4-0,6 кГц) и высокой певческой форманты (2-3 кГц). На левом рисунке спектры 11 скрипок итальянских мастеров, на правом - 10 со- временных хороших скрипок (по: A. Runnemalm et al., 1998). Искусство резонансного пения 39 О ГОЛОСОВЫХ РЕЗОНАТОРАХ БРАТЬЕВ НАШИХ МЕНЬШИХ На истинных поклонников и ценителей прекрасного соловьиное пение производит глубокое впечатление и заставляет их не- редко проливать слезы умиления. А. Брэм Если в конструкции музыкальных инструментов проявляется вековой опыт человека, то в строении голосовых аппаратов жи- вотных, равно как и нашего голосового органа, - опыт природы и мудрость Создателя. Между звуками музыкальных инструментов и голосами живот- ных, несмотря на их очевидные различия, есть и существенное сходство: и те и другие должны быть слышны на достаточно большом расстоянии - одни со сцены для удовольствия слушате- лей в зале, а другие - для оповещения сородичей о весьма важных жизненных событиях. Так, песня соловья, имеет смысл призывной любовной серенады, а заодно и предупреждения соперникам, что этот участок леса уже занят для гнездования. Но о пернатых пев- цах попозже, а сначала о других. Кто не слышал многоголосый хор весенних лягушек, собрав- шихся в болоте на свадебные церемонии?! Голоса их слышны чуть-ли не за сотню метров. Подойдите незаметно, чтобы не спуг- нуть, присмотритесь: у квакушек по бокам рта выросли пузыри- резонаторы! И конечно же для того, чтобы солистов было слышно издалека: мало ли какая лягушка где-то далеко в соседнем болоте на концерт опаздывает. Но что там лягушки. Даже подводные обитатели - рыбы и те умудряются использовать воздушные резонаторы! Давайте опустим в воду гидрофон (подводный микрофон) в пору икроме- тания горбылевых, и мы услышим... барабанный бой. Эти звуки издаются рыбами в результате ритмических мышечных сокраще- ний их плавательного пузыря, наполненного воздухом. Барабаны, как известно, широко используются человеком в различных риту- альных музыкальных действах. Но рыбы придумали их раньше. Ну а у крупногабаритных братьев наших резонаторы помощ- ней. Трубный глас оленя («Всех, любовию сгорая, всех зову на смертный б-о-о-о-й») раздается на километры в округе, усиленный мощным грудным резонатором-трахеей. Грозен бас этот для со- перников и не менее сладок для олених. И те и другие спешат на зов рогатого дуэлянта... 40 В.П. Морозов У обезьян-ревунов (название вполне подходящее) имеются для усиления голоса огромные горловые мешки-резонаторы - по несколько литров воздуха! Это уже не просто голосовой аппарат. Это поистине «дальнобойное акустическое орудие», пробивающее многие километры лесной чащи! Такова сила резонанса, взятого на вооружение этими лесными «вокалистами». А теперь о птицах, чьи мелодические трели милее нашим му- зыкальным вкусам. Недаром Н.А. Римский-Корсаков делал специ- ально нотные записи птичьих голосов и вводил их в звучание большого симфонического оркестра. Так, в опере «Снегурочка» встречается звучание голоса кукушки, любимого композитором снегиря и других птиц. Некоторые считают, что Л. Бетховен в Пасторальной симфонии использовал мелодии пения соловья, пе- репела, кукушки и песню иволги. Своеобразие пения птиц трудно передать средствами инструментальной музыки. Поэтому некото- рые композиторы предпочитают вводить звучание птичьих голо- сов в музыкальное произведение, так сказать, в натуральном виде. Итак, птицы - виртуозные музыканты, не только вдохновляющие композиторов, но и выступающие солистами в сопровождении сим- фонических оркестров! В чем же тайна птичьей голосистости? Как, очевидно, предвидит читатель, ответ однозначен: в мак- с и м а л ь н о м и с п о л ь з о в а н и и р е з о н а т о р о в! Птицы обладают весьма оригинально устроенным «музыкаль- ным инструментом». По сравнению с голосовым аппаратом чело- века он имеет как черты сходства, так и признаки существенных различий. Сходство в том, что оба эти голосовых аппарата при- надлежат к типу духовых «музыкальных инструментов», звук в них образуется за счет движения воздуха, выдыхаемого из легких. Воздушная струя приводит в колебание упругие перепонки, кото- рые и рождают звуковую волну. У человека такими перепонками, или вибраторами (источником звука), являются голосовые связки, расположенные в гортани. У трубача роль вибратора выполняют вибрирующие губы, особым образом вставленные в мундштук ду- хового музыкального инструмента. Долгое время считали, что голосовой аппарат птиц устроен так же, как и у человека. Однако оказалось, что у пернатых певцов не одна гортань, а целых две: верхняя (larings), как у всех млекопитающих, и, кроме того, нижняя (sirings). Причем главная роль в образовании звуков принадлежит как раз не верхней, а именно нижней гортани, устроенной очень сложно. Искусство резонансного пения 41 Рис 7. Тайна птичьей голосистости в том, что у них имеется вторая (нижняя) певческая гортань и сложная система резонаторов, роль которых выполняет увеличенная трахея: А - серый гусь; Б - абиссинский гусь; В- черный кракс; Г- тетерев; Д— птица-трубач (по: В.Д. Ильичев, 1975) Наличие нижней гортани - это оригинальное эволюционное приобретение птиц, не встречающееся у других животных. Распо- лагается нижняя гортань птиц в нижней части трахеи, как раз там, где трахея разветвляется на два главных бронха. 2-4056 42 В.П. Морозов Оригинальность ее строения заключается в том, что она имеет не один вибратор, или источник звука, как у человека и всех дру- гих млекопитающих, а два или даже четыре (!) вибратора, рабо- тающих независимо друг от друга. Таким образом, голосовой ап- парат птицы представляет собой как бы мини-оркестр (дуэт или квартет), при помощи которого птица и исполняет виртуозные «музыкальные произведения». Строение нижней «певческой» гор- тани птиц так сложно и так значительно различается у разных ви- дов птиц, что у исследователей до сих пор нет единого мнения о механизмах ее работы. Образование у птиц второй гортани в нижнем отделе трахеи дало возможность использовать трахею в качестве сильнейших резонаторов. У многих птиц трахея сильно разрастается, увели- чиваясь в длину и в диаметре. Увеличиваются в объеме также и брон- хи, в каждом из которых у многих птиц находится по независимому источнику звука (две гортани). Движениями тела и натяжением спе- циальных мышц птица может в значительной степени изменять фор- му этой сложной системы резонаторов и таким образом управлять звуковысотными и тембральными свойствами своего голоса. Ритмические характеристики звука зависят от работы верхней гортани, выступающей в роли своеобразного стоп-крана на пути звукового потока и работающей в рефлекторном содружестве с нижней гортанью. Голосовой аппарат птиц по своим размерам занимает значи- тельную часть тела (гортань вместе с резонаторами). Особенно это характерно для маленьких певчих птичек. Поэтому в процесс пе- ния у них вовлекается весь организм. Понаблюдаем хотя бы за вездесущей певчей птичкой зябликом, когда он, сидя на каком- либо видном месте, исполняет свою незамысловатую демонстра- тивную песенку с характерным росчерком в конце. Все тельце птички трясется от напряжения, шейка вытянута, маленький ротик широко раскрыт, как воронка, давая простор переполняющим его грудь звукам, слегка растопыренные крылышки и хвостик трепе- щут в такт издаваемым трелям. Пение целиком захватывает птицу эмоционально и физически. Разнообразие в строении голосового аппарата и способах издавания звука соответствует и разнообра- зию самих звуков голоса пернатых певцов. Они простираются от низких басовых криков, характерных для гусей, уток, ворон, резо- наторы которых имеют большой объем, до высочайших мелодиче- ских свистов у певчих птиц из семейства воробьиных, имеющих маленькие резонаторные полости. Искусство резонансного пения 43 В начале 60-х годов в голосе птиц были обнаружены даже ульт- развуковые обертоны, не воспринимаемые слухом человека (за- рянка, просянка, серая славка, зеленушка и др.). Ультразвуковые обертоны голоса у певчих простираются до 50 000 колебаний в се- кунду. Встречаются даже некоторые виды птиц, песня которых це- ликом состоит из ультразвуков. Мы видим, как эта птичка широко раскрывает рот и вся напрягается, несомненно издавая звуки, но самих звуков не слышим, так как они находятся выше пределов нашей слуховой чувствительности, то есть в области ультразвуков. Столь же недоступны для нашего слуха оказываются и темпо- ритмические возможности пения многих птиц. По мнению Грин- волта, разрешающие возможности птичьего голосового аппарата в этом отношении в 50-100 раз превышают возможности слуха че- ловека. Таким образом, мы, люди, слышим голоса птиц совсем не так, как сами птицы, воспринимая звуковой узор, генерируемый чудо-голосовым аппаратом птицы, лишь частично. РЕЗОНАТОРЫ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА ПЕВЦА Заговорив о живых резонаторах, рассмотрим кратко строение голосового аппарата человека. Рис. 8. Схема голосообразующего тракта че- ловека в сагиттальном разрезе (по: Морозов, 1977). 1 - мягкое нёбо, 2 - язык, 3 - задняя стенка глотки, 4 - контуры шейных позвонков, 5 - контуры черпаловидных хрящей гортани, 6 - подсвязочное пространство, 7 - полость трахеи, 8 - бронхи, 9 -носовая полость, 10 - твердое нёбо, 11 - зубы, 12 -верхняя губа, 13 - ротовая полость, 14 - полость глотки, 15 - надгортанник, 16 - надгортанное пространство, 17- голосовые связки. 44 В.П. Морозов Голосовой аппарат певца принято делить на три части в со- ответствии с особым функциональным назначением этих частей. 1. Гортань с голосовыми связками 1 (см. рис. 8, поз. 17). Этот орган называем вибратором и возбудителем звука. Термин «голосовой источник» в свете РТИП не предпочтителен, о чем бу- дет специальный разговор далее (§§ З.1., 3.2.). 2. Дыхательный аппарат- общеупотребительный термин, синонимов не требует, хотя иногда называем энергетической сис- темой, так как дыхание - изначальный поставщик энергии голосу. Включает легкие, трахею, бронхи (рис. 8, поз. 7, 8), дыхательные мышцы, межреберные, брюшные, диафрагму, а также гладкую мускулатуру бронхов. 3. Резонаторы, или резонаторная система, поскольку резонаторов много и они в процессе пения объединяются (или не объединяются - это у кого как!) в единую взаимосвязанную систе- му, т.е. единый звучащий комплекс. Звучащим телом в певческих резонаторах является воздух, ограниченный стенками дыхательного тракта, а не сами стенки, как иногда приходится слышать. Другое дело, что стенки голосового тракта приходят в соколе- бание с резонирующим в полостях воздухом и певец ощущает эти колебания, например, в области грудной клетки (в результате ре- зонанса трахеи) или лицевых тканей в области «маски» (резонанс в носовой полости или в гайморовых пазухах), или в области твер- Термин голосовые связки в настоящее время, по рекомендации анатомов, заменен тер- мином голосовые складки. Тем не менее вокалисты продолжают пользоваться традицион- ным термином голосовые связки, и этот термин встречается во всех прежних научных и ме- тодических трудах по вокальному искусству, а также в высказываниях певцов и вокальных педагогов, которые приводятся в данной книге. Поэтому для избежания путаницы в упот- реблении этих терминов, я пользуюсь в данной работе традиционным термином - голосо- вые связки (да простят меня коллеги-ларингологи за это отступление от терминологической формальности). Тем более, что анатомическая структура гортани включает как голосовые складки, состоящие из мышечной ткани, так и голосовые с в я з к и, состоящие из особых эластических волокон, пролегающих по наружным краям голосовых складок. Эти эластиче- ские тяжи, играющие важнейшую роль в певческом голосообразовании, и обозначаются термином голосовые струны или голосовые связки (ligamentum vocale) (см., например: В.Н. Тонков, т. 1, с.356). Таким образом, в гортани имеются как голосовые складки, так и голосовые связки. И звук образуется именно в результате вибрации голосовых связок (хотя, конечно, голосовые складки, также как и щито-черпаловидные мышцы и др., играют при этом важную роль). Учитывая все сказанное, у нас имеется основание употреблять и традиционный термин - голосовые связки, - подразумевая под этим голосовые связки с голосовыми складками как единый анатомо-функциональный комплекс. Это, повторяю, позволяет избежать путаницы в терминологии, поскольку термин голосовые связки встречается в цитируемой мною лите- ратуре сотни раз и у меня нет права изменять тексты цитируемых авторов. Искусство резонансного пения 45 дого нёба в «точке Морана» (резонанс в ротовой полости) и т.п. Эти ощущения безусловно можно назвать «ощущениями активно- сти резонаторов», но помнить при этом, что резонируют (т.е. сильно увеличивают амплитуду своих колебаний) объемы воз- дух а в полостях-резонаторах и колебания свои передают стенкам голосового тракта. Ощущаются они певцом с помощью виброчув- ствительности, благодаря наличию во всех живых тканях чувстви- тельных нервных окончаний (виброрецепторов), воспринимающих вибрацию и вызывающих специфические певческие резонансные (т.е. вибрационные) ощущения (см. об этом гл. 3, § 3.6. Индикаторная функция резонаторов и 3.7. Активизирующая функция). Классификацию певческих резонаторов по традиции произ- водим по топографическому, а также функциональному признакам, т.е. по месту их расположения и назначению. Так, различаем верхние резонаторы - все, что выше гортани, и нижние - трахея с крупными бронхами (рис. 8, поз. 6, 7, 8). Верхние резонаторы нередко называют надставной трубой (слово «трубка», иногда употребляемое для столь важной части голосового тракта, звучит как-то пренебрежительно), поскольку они как бы надставлены сверху над гортанью. Среди верхних резонаторов важнейшую роль в пении (и речи также) имеет ротовая полость, поскольку это наиболее подвижный из всех резонаторов, благодаря участию языка, челюсти, губ, силь- но изменяющих объем и форму ротового резонатора, что и обеспе- чивает артикуляцию гласных, как певческих, так и речевых. Важнейший резонатор - глотка (рис. 8, поз. 14), также весьма подвижная, изменчивая по объему и форме полость. Особо важную роль в пении играет небольшая по объему над- гортанная полость (рис. 8, поз. 18), образующаяся у хороших пев- цов путем сужения входа в гортань (см. гл. 3). Наконец, к резонаторам относятся носовая полость и так назы- ваемые придаточные пазухи носа. Это - гайморовы полости (по бо- кам носовой полости), основная полость, решетчатый лабиринт (в основании черепа) и лобные пазухи (в надбровных частях лобной кости). Они соединены с носовой полостью узкими проходами. Функциональную роль в пении всех названных резонаторов мы подробно рассмотрим в последующих разделах. 46 В.П. Морозов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.29 (0.014 с.) |