![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ГЛАВА 2. РЕЗОНАНС В МУЗЫКАЛЬНОЙ
АКУСТИКЕ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ Резонанс используется главным образом для усиления звучания и формирования нужного тембра. Музыкальный энциклопедический словарь МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК РЕЗОНАТОРЫ Духовые музыкальные инструменты яв- ляются... резонаторами, снабжаемыми... приспособлениями для изменения их резо- нирующей способности, по желанию иг- рающего на них музыканта. Музыкальная акустика. Под ред. Н.А. Гарбузова Музыкальные инструменты различных народов и эпох ярко де- монстрируют нам важнейшую роль резонаторов как усилителей звука. Эолова арфа, изобретение которой приписывается монаху- иезуиту Атанасиусу Кирхеру (1601-1680), обладавшая нежным, но весьма слабым звуком, получила пропуск на сцены музыкальных театров, лишь приобретя резонатор. Впрочем, прототипом совре- менной арфы, вероятно, можно считать и более древние струнные инструменты с резонансными полостями и деками. Наиболее яркой аналогией голосовому аппарату певца служат духовые музыкальные инструменты: органы- медные и дере- вянные. Знакомство с механизмами их звукообразования нам весьма важно для понимания роли резонаторов и в певческом про- цессе. Поскольку описание музыкальных инструментов можно найти в распространенных учебниках по музыкальной акустике, в частности, в замечательной книге под редакцией Н.А. Гар- бузова «Музыкальная акустика», я обращаю внимание читате- лей лишь на некоторые особо важные для нас свойства музы- кальных инструментов. Во-первых, все духовые инструменты, их корпуса- это и есть прежде всего резонаторы, звуковысотными свойствами ко- торых управляет музыкант путем либо изменения длины резонато- ра (медные, тростиевые), либо выбора той или иной звучащей тру- бы-резонатора, как в органах (рис. 4). Искусство резонансного пения 35 Рис. 4. Органные трубы. А - закрытая деревянная труба, Б - открытая деревянная тру- ба, В - открытая металлическая труба, Г - закрытая металлическая труба, Д - язычко- вая труба (по: Модр, 1959). 36 В. П. Морозов Во-вторых, возбудитель тона в духовых, как в язычковом орга- не, или в медных трубах (губы трубача) и, тем более, в деревянных (гобой, фагот), находится в сильной зависимости от корпуса- резонатора данного инструмента. Так, в гобое и фаготе язычок- возбудитель сам по себе может издавать практически лишь один высокий тон. Однако под действием резонатора инструмента (на- страиваемого музыкантом на разные тоны в процессе игры пу- тем изменения его длины нажатием клавиш) язычок издает разные тоны, высота которых продиктована резонатором-инструментом. Это очень важное свидетельство сильнейших обратных в л и я н и й р е зо н а т о р а н а к о л е б а н и я в и б р а т о р а , ч т о н е - сомненно имеет место в определенной мере и в голосовом аппарате человека (см. § 3.5.). «Командная роль» резонатора как генератора музыкального тона ярко проявляется в лабиальных органных трубах (рис. 4 А, Б, В, Г). Как известно, возбудителем трубы-резонатора является шум, образующийся в результате рассечения струи воздуха ще- лью (лабиумом), т.е. звук (шум), не имеющий ничего общего с музыкальным. Тем не менее, труба-резонатор органа «конст- руирует» из этого абсолютно негармоничного шума прекрасно звучащий музыкальный тон, соответствующий по длине волны удвоенной длине органной трубы (для открытых труб) и учетве- ренной (для закрытых). Таким образом, органная труба с полным основанием может быть названа не только резонатором, но и генератором звука и его источником, ибо не назовешь же музыкальным тоном шум воздушной струи, рассекаемой лабиальной щелью. Шум этот не более, чем возбудитель истинного источника и генератора му- зыкального тона, которым является органная труба-резонатор. Это еще одно замечательное свойство органных труб-резонаторов, ко- торое позволяет нам провести определенные аналогии их с ролью надставной трубы (т.е. верхних резонаторов) голосового аппарата певца, образующих в функциональной взаимосвязи с голосовыми связками (а также и с нижним резонатором!) единый генератор певческого звука (см. § 3.2.). Длина волны, генерируемая открытой органной трубой, теорети- чески равная удвоенной длине трубы, на самом деле оказывается не- сколько длиннее этой величины. Удлинение ее вызвано тем, что, выходя из открытого конца трубы, резонирующая звуковая волна встречает слабое сопротивление окружающего воздуха (импеданс) и по этому как бы выпячивается из выходного отверстия трубы наружу на величину около 5-10%. При этом, чем больше диаметр тру- Искусство резонансного пения 37 бы, тем больше удлиняется волна. Но удлинение волны означает по- нижение звука. Поэтому длина органных труб и других духовых все- гда несколько короче теоретически вычисленной для каждого инстру- мента. Различные музыкальные мастера на основе своего опыта дела- ли поправки к длине резонаторов инструментов. Так, известный французский органный мастер Кавайе-Колль (Cawaille-Coll) дал такую формулу для открытых цилиндрических труб-резонаторов: L=L0 -1,67·D (3) где L - фактическая длина трубы; Lo - длина полуволны издавае- мого ею звука (½.); D - диаметр трубы. Я привожу эти данные, чтобы пояснить, что голосовой аппарат певца как «духовой музыкальный инструмент» (такая аналогия при- знается всеми исследователями) также подчиняется данной законо- мерности и ее необходимо учитывать даже при весьма приблизитель- ных расчетах длины волны низкой певческой форманты (см. § 3.2.2.), а также при объяснении некоторых специфических певческих ощуще- ний (см. гл. 5). Корпуса-резонаторы духовых музыкальных инструментов по- мимо того, что они командуют звуковысотным строем каждого инструмента, придают им и специфические тембры за счет гене- рирования обертонов разной частоты и амплитуды. В струнных музыкальных инструментах роль резонаторов как усилителей звука и генераторов тембра также весьма велика, но не распространяется на звуковысотные свойства инструментов, которыми целиком заведуют струны. Высота тона (F0), издаваемого струной, пропорциональна ее натяжению и жесткости (Г) и об- ратно пропорциональна длине (L) и толщине, т.е. колеблющейся массе (М)1. Именно поэтому струны рояля (гитары, арфы и др.) для низких звуков более длинные и толстые, а для высоких звуков - тонкие, короткие и сильней натянуты. Корпуса струнных, в отличие от духовых, усиливающих опре- деленные тоны, являются множественными резонаторами, усиливающими звуки всего звуковысотного диапазона, свойственно- го каждому, например смычковому инструменту (скрипка, альт, вио- лончель, контрабас и др.), с характерным преимущественным усиле- нием тонов, специфических для тембра каждого типа инструмента: для скрипки - si-do1, для альтов - 1а, для виолончели Fa-Sol. 38В. П. Морозов Рис. 5. Схема образования звука в открытой (слева и справа) и в закрытой (в центре) ор- ганных трубах. Струя воздуха через канал А и камеру В под давле- нием вытекает через узкую щель С и при этом рас- секается острым краем губы D образуя шум, из ко- торого труба-резонатор формирует чистый тон. Вы- сота тона зависит от длины трубы: открытая труба дает звук, длина волны которого в два раза больше длины трубы, а длина волны звука закрытой трубы в четыре раза больше ее длины. У открытых частей трубы всегда создается пучность Е (максимальная амплитуда звуковых колебаний), а у закрытых - узел С (минимум амплитуды). Если в середине ор- ганной трубы проделать даже небольшое отверстие а (рис. 5, справа), то там также образуется пучность, и труба будет звучать на октаву выше. На этом ос- нован механизм регулирования высоты звука флей- ты. Помимо основного тона органные трубы- резонаторы, также как и все духовые инструменты, генерируют гармонические обертоны. Резонансные свойства корпуса смычковых зависят от его разме- ров (объема), толщины стенок и конструктивных особенностей (не вполне разгаданных, как у знаменитых скрипок Страдивари). Недав- ние исследования вибрации корпусов скрипок известных кремон- ских мастеров с помощью лазерной техники показали, что спектр их излучения имеет формантные частоты, близкие к женскому певче- скому голосу. Это, естественно, повышает эмоционально-эстети- ческое воздействие тембра данных скрипок на слушателей. Рис. 6. Тембр лучших скрипок напоминает тембр певческого голоса и это подтверждают акустические исследования. В спектре звука этих скрипок имеются максимумы, соответст- вующие области низкой певческой форманты (0,4-0,6 кГц) и высокой певческой форманты (2-3 кГц). На левом рисунке спектры 11 скрипок итальянских мастеров, на правом - 10 со- временных хороших скрипок (по: A. Runnemalm et al., 1998). Искусство резонансного пения 39 О ГОЛОСОВЫХ РЕЗОНАТОРАХ БРАТЬЕВ НАШИХ МЕНЬШИХ На истинных поклонников и ценителей прекрасного соловьиное пение производит глубокое впечатление и заставляет их не- редко проливать слезы умиления. А. Брэм Если в конструкции музыкальных инструментов проявляется вековой опыт человека, то в строении голосовых аппаратов жи- вотных, равно как и нашего голосового органа, - опыт природы и мудрость Создателя. Между звуками музыкальных инструментов и голосами живот- ных, несмотря на их очевидные различия, есть и существенное сходство: и те и другие должны быть слышны на достаточно большом расстоянии - одни со сцены для удовольствия слушате- лей в зале, а другие - для оповещения сородичей о весьма важных жизненных событиях. Так, песня соловья, имеет смысл призывной любовной серенады, а заодно и предупреждения соперникам, что этот участок леса уже занят для гнездования. Но о пернатых пев- цах попозже, а сначала о других. Кто не слышал многоголосый хор весенних лягушек, собрав- шихся в болоте на свадебные церемонии?! Голоса их слышны чуть-ли не за сотню метров. Подойдите незаметно, чтобы не спуг- нуть, присмотритесь: у квакушек по бокам рта выросли пузыри- резонаторы! И конечно же для того, чтобы солистов было слышно издалека: мало ли какая лягушка где-то далеко в соседнем болоте на концерт опаздывает. Но что там лягушки. Даже подводные обитатели - рыбы и те умудряются использовать воздушные резонаторы! Давайте опустим в воду гидрофон (подводный микрофон) в пору икроме- тания горбылевых, и мы услышим... барабанный бой. Эти звуки издаются рыбами в результате ритмических мышечных сокраще- ний их плавательного пузыря, наполненного воздухом. Барабаны, как известно, широко используются человеком в различных риту- альных музыкальных действах. Но рыбы придумали их раньше. Ну а у крупногабаритных братьев наших резонаторы помощ- ней. Трубный глас оленя («Всех, любовию сгорая, всех зову на смертный б-о-о-о-й») раздается на километры в округе, усиленный мощным грудным резонатором-трахеей. Грозен бас этот для со- перников и не менее сладок для олених. И те и другие спешат на зов рогатого дуэлянта... 40 В.П. Морозов У обезьян-ревунов (название вполне подходящее) имеются для усиления голоса огромные горловые мешки-резонаторы - по несколько литров воздуха! Это уже не просто голосовой аппарат. Это поистине «дальнобойное акустическое орудие», пробивающее многие километры лесной чащи! Такова сила резонанса, взятого на вооружение этими лесными «вокалистами». А теперь о птицах, чьи мелодические трели милее нашим му- зыкальным вкусам. Недаром Н.А. Римский-Корсаков делал специ- ально нотные записи птичьих голосов и вводил их в звучание большого симфонического оркестра. Так, в опере «Снегурочка» встречается звучание голоса кукушки, любимого композитором снегиря и других птиц. Некоторые считают, что Л. Бетховен в Пасторальной симфонии использовал мелодии пения соловья, пе- репела, кукушки и песню иволги. Своеобразие пения птиц трудно передать средствами инструментальной музыки. Поэтому некото- рые композиторы предпочитают вводить звучание птичьих голо- сов в музыкальное произведение, так сказать, в натуральном виде. Итак, птицы - виртуозные музыканты, не только вдохновляющие композиторов, но и выступающие солистами в сопровождении сим- фонических оркестров! В чем же тайна птичьей голосистости? Как, очевидно, предвидит читатель, ответ однозначен: в мак- с и м а л ь н о м и с п о л ь з о в а н и и р е з о н а т о р о в ! Птицы обладают весьма оригинально устроенным «музыкаль- ным инструментом». По сравнению с голосовым аппаратом чело- века он имеет как черты сходства, так и признаки существенных различий. Сходство в том, что оба эти голосовых аппарата при- надлежат к типу духовых «музыкальных инструментов», звук в них образуется за счет движения воздуха, выдыхаемого из легких. Воздушная струя приводит в колебание упругие перепонки, кото- рые и рождают звуковую волну. У человека такими перепонками, или вибраторами (источником звука), являются голосовые связки, расположенные в гортани. У трубача роль вибратора выполняют вибрирующие губы, особым образом вставленные в мундштук ду- хового музыкального инструмента. Долгое время считали, что голосовой аппарат птиц устроен так же, как и у человека. Однако оказалось, что у пернатых певцов не одна гортань, а целых две: верхняя (larings), как у всех млекопитающих, и, кроме того, нижняя (sirings). Причем главная роль в образовании звуков принадлежит как раз не верхней, а именно нижней гортани, устроенной очень сложно. Искусство резонансного пения 41 Рис 7. Тайна птичьей голосистости в том, что у них имеется вторая (нижняя) певческая гортань и сложная система резонаторов, роль которых выполняет увеличенная трахея: А - серый гусь; Б - абиссинский гусь; В- черный кракс; Г-тетерев; Д— птица-трубач (по: В.Д. Ильичев, 1975) Наличие нижней гортани - это оригинальное эволюционное приобретение птиц, не встречающееся у других животных. Распо- лагается нижняя гортань птиц в нижней части трахеи, как раз там, где трахея разветвляется на два главных бронха. 2-4056 42 В.П. Морозов Оригинальность ее строения заключается в том, что она имеет не один вибратор, или источник звука, как у человека и всех дру- гих млекопитающих, а два или даже четыре (!) вибратора, рабо- тающих независимо друг от друга. Таким образом, голосовой ап- парат птицы представляет собой как бы мини-оркестр (дуэт или квартет), при помощи которого птица и исполняет виртуозные «музыкальные произведения». Строение нижней «певческой» гор- тани птиц так сложно и так значительно различается у разных ви- дов птиц, что у исследователей до сих пор нет единого мнения о механизмах ее работы. Образование у птиц второй гортани в нижнем отделе трахеи дало возможность использовать трахею в качестве сильнейших резонаторов. У многих птиц трахея сильно разрастается, увели- чиваясь в длину и в диаметре. Увеличиваются в объеме также и брон- хи, в каждом из которых у многих птиц находится по независимому источнику звука (две гортани). Движениями тела и натяжением спе- циальных мышц птица может в значительной степени изменять фор- му этой сложной системы резонаторов и таким образом управлять звуковысотными и тембральными свойствами своего голоса. Ритмические характеристики звука зависят от работы верхней гортани, выступающей в роли своеобразного стоп-крана на пути звукового потока и работающей в рефлекторном содружестве с нижней гортанью. Голосовой аппарат птиц по своим размерам занимает значи- тельную часть тела (гортань вместе с резонаторами). Особенно это характерно для маленьких певчих птичек. Поэтому в процесс пе- ния у них вовлекается весь организм. Понаблюдаем хотя бы за вездесущей певчей птичкой зябликом, когда он, сидя на каком- либо видном месте, исполняет свою незамысловатую демонстра- тивную песенку с характерным росчерком в конце. Все тельце птички трясется от напряжения, шейка вытянута, маленький ротик широко раскрыт, как воронка, давая простор переполняющим его грудь звукам, слегка растопыренные крылышки и хвостик трепе- щут в такт издаваемым трелям. Пение целиком захватывает птицу эмоционально и физически. Разнообразие в строении голосового аппарата и способах издавания звука соответствует и разнообра- зию самих звуков голоса пернатых певцов. Они простираются от низких басовых криков, характерных для гусей, уток, ворон, резо- наторы которых имеют большой объем, до высочайших мелодиче- ских свистов у певчих птиц из семейства воробьиных, имеющих маленькие резонаторные полости. Искусство резонансного пения 43 В начале 60-х годов в голосе птиц были обнаружены даже ульт- развуковые обертоны, не воспринимаемые слухом человека (за- рянка, просянка, серая славка, зеленушка и др.). Ультразвуковые обертоны голоса у певчих простираются до 50 000 колебаний в се- кунду. Встречаются даже некоторые виды птиц, песня которых це- ликом состоит из ультразвуков. Мы видим, как эта птичка широко раскрывает рот и вся напрягается, несомненно издавая звуки, но самих звуков не слышим, так как они находятся выше пределов нашей слуховой чувствительности, то есть в области ультразвуков. Столь же недоступны для нашего слуха оказываются и темпо- ритмические возможности пения многих птиц. По мнению Грин- волта, разрешающие возможности птичьего голосового аппарата в этом отношении в 50-100 раз превышают возможности слуха че- ловека. Таким образом, мы, люди, слышим голоса птиц совсем не так, как сами птицы, воспринимая звуковой узор, генерируемый чудо-голосовым аппаратом птицы, лишь частично. РЕЗОНАТОРЫ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА ПЕВЦА Заговорив о живых резонаторах, рассмотрим кратко строение голосового аппарата человека. Рис. 8. Схема голосообразующего тракта че- ловека в сагиттальном разрезе (по: Морозов, 1977). 1 - мягкое нёбо, 2 - язык, 3 - задняя стенка глотки, 4 - контуры шейных позвонков, 5 - контуры черпаловидных хрящей гортани, 6 - подсвязочное пространство, 7 - полость трахеи, 8 - бронхи, 9 -носовая полость, 10 - твердое нёбо, 11 - зубы, 12 -верхняя губа, 13 - ротовая полость, 14 - полость глотки, 15 - надгортанник, 16 - надгортанное пространство, 17- голосовые связки. 44 В.П. Морозов Голосовой аппарат певца принято делить на три части в со- ответствии с особым функциональным назначением этих частей. 1. Гортань с голосовыми связками 1 (см. рис. 8, поз. 17). Этот орган называем вибратором и возбудителем звука. Термин «голосовой источник» в свете РТИП не предпочтителен, о чем бу- дет специальный разговор далее (§§ З.1., 3.2.). 2. Дыхательный аппарат- общеупотребительный термин, синонимов не требует, хотя иногда называем энергетической сис- темой, так как дыхание - изначальный поставщик энергии голосу. Включает легкие, трахею, бронхи (рис. 8, поз. 7, 8), дыхательные мышцы, межреберные, брюшные, диафрагму, а также гладкую мускулатуру бронхов. 3. Резонаторы, или резонаторная система, поскольку резонаторов много и они в процессе пения объединяются (или не объединяются - это у кого как!) в единую взаимосвязанную систе- му, т.е. единый звучащий комплекс. Звучащим телом в певческих резонаторах является воздух, ограниченный стенками дыхательного тракта, а не сами стенки, как иногда приходится слышать. Другое дело, что стенки голосового тракта приходят в соколе- бание с резонирующим в полостях воздухом и певец ощущает эти колебания, например, в области грудной клетки (в результате ре- зонанса трахеи) или лицевых тканей в области «маски» (резонанс в носовой полости или в гайморовых пазухах), или в области твер- Термин голосовые связки в настоящее время, по рекомендации анатомов, заменен тер- мином голосовые складки. Тем не менее вокалисты продолжают пользоваться традицион- ным термином голосовые связки, и этот термин встречается во всех прежних научных и ме- тодических трудах по вокальному искусству, а также в высказываниях певцов и вокальных педагогов, которые приводятся в данной книге. Поэтому для избежания путаницы в упот- реблении этих терминов, я пользуюсь в данной работе традиционным термином - голосо- вые связки (да простят меня коллеги-ларингологи за это отступление от терминологической формальности). Тем более, что анатомическая структура гортани включает как голосовые складки, состоящие из мышечной ткани, так и голосовые с в я з к и , состоящие из особых эластических волокон, пролегающих по наружным краям голосовых складок. Эти эластиче- ские тяжи, играющие важнейшую роль в певческом голосообразовании, и обозначаются термином голосовые струны или голосовые связки (ligamentum vocale) (см., например: В.Н. Тонков, т. 1, с.356). Таким образом, в гортани имеются как голосовые складки, так и голосовые связки. И звук образуется именно в результате вибрации голосовых связок (хотя, конечно, голосовые складки, также как и щито-черпаловидные мышцы и др., играют при этом важную роль). Учитывая все сказанное, у нас имеется основание употреблять и традиционный термин - голосовые связки, - подразумевая под этим голосовые связки с голосовыми складками как единый анатомо-функциональный комплекс. Это, повторяю, позволяет избежать путаницы в терминологии, поскольку термин голосовые связки встречается в цитируемой мною лите- ратуре сотни раз и у меня нет права изменять тексты цитируемых авторов. Искусство резонансного пения 45 дого нёба в «точке Морана» (резонанс в ротовой полости) и т.п. Эти ощущения безусловно можно назвать «ощущениями активно- сти резонаторов», но помнить при этом, что резонируют (т.е. сильно увеличивают амплитуду своих колебаний) объемы воз- дух а в полостях-резонаторах и колебания свои передают стенкам голосового тракта. Ощущаются они певцом с помощью виброчув- ствительности, благодаря наличию во всех живых тканях чувстви- тельных нервных окончаний (виброрецепторов), воспринимающих вибрацию и вызывающих специфические певческие резонансные (т.е. вибрационные) ощущения (см. об этом гл. 3, § 3.6. Индикаторная функция резонаторов и 3.7. Активизирующая функция). Классификацию певческих резонаторов по традиции произ- водим по топографическому, а также функциональному признакам, т.е. по месту их расположения и назначению. Так, различаем верхние резонаторы - все, что выше гортани, и нижние - трахея с крупными бронхами (рис. 8, поз. 6, 7, 8). Верхние резонаторы нередко называют надставной трубой (слово «трубка», иногда употребляемое для столь важной части голосового тракта, звучит как-то пренебрежительно), поскольку они как бы надставлены сверху над гортанью. Среди верхних резонаторов важнейшую роль в пении (и речи также) имеет ротовая полость, поскольку это наиболее подвижный из всех резонаторов, благодаря участию языка, челюсти, губ, силь- но изменяющих объем и форму ротового резонатора, что и обеспе- чивает артикуляцию гласных, как певческих, так и речевых. Важнейший резонатор - глотка (рис. 8, поз. 14), также весьма подвижная, изменчивая по объему и форме полость. Особо важную роль в пении играет небольшая по объему над- гортанная полость (рис. 8, поз. 18), образующаяся у хороших пев- цов путем сужения входа в гортань (см. гл. 3). Наконец, к резонаторам относятся носовая полость и так назы- ваемые придаточные пазухи носа. Это - гайморовы полости (по бо- кам носовой полости), основная полость, решетчатый лабиринт (в основании черепа) и лобные пазухи (в надбровных частях лобной кости). Они соединены с носовой полостью узкими проходами. Функциональную роль в пении всех названных резонаторов мы подробно рассмотрим в последующих разделах. 46 В.П. Морозов |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.037 с.) |