Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Грудного резонатора на спектр голосаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Несмотря на то, что грудной резонатор отделен от окружающе- го пространства вибратором (голосовой щелью), он оказывает влияние на спектр звука. Это доказано еще старыми опытами Пёджета, установившего на моделях сдвоенного резонатора Искусство резонансного пения 153 Гельмгольца независимость спектра излучаемого им звука от места расположения вибратора - на любом из краев сдвоенного резо- натора или посередине, что соответствует модели голосового ап- парата человека, т.е. расположению гортани между грудным и верх- ними резонаторами. Рис. 52. Модели сдвоенных резонаторов, сконструированные Пёджетом для имитации звука различных гласных. Цифрами обозначены резонансные частоты (Гц) каждой из полостей, соответствующие первой и второй формантам речевых гласных. Возбудите- лем резонаторов служил пищик-вибратор (аналог голосовых связок); на рисунке изо- бражен в левой части каждой модели. Важно отметить, что двухформантные звуки, образующиеся в результате резонанса в каждой из этих полостей-резонаторов, возникают независимо от того, в к а к о м месте располагается вибратор (т.е. пищик -- аналог голосовых связок): перед двумя резонаторами, между резонаторами или после резонаторов, т.е. на выходе звука из сдвоенного резонатора. Таким образом, эти модели Пёджета - эмпирическое доказательство влияния грудного резонатора на спектр звука певческого голоса. Любопытную аналогию такого рода - расположение вибратора между двумя резонаторами, один из которых является как бы замкнутым и имеет выход в окружающее пространство только че- рез вибратор, - находим у А. Музехольда. Он пишет: «У язычковой [органной] трубы, с «проходящим язычком» устраи- вается более длинный «башмак» (воздушная камера), дабы находя- щийся в нем столб воздуха мог поддерживать колебания язычка. Именно в этом «башмаке» при достаточной длине его образуются также колебания в виде стоячей волны (т.е. резонанс. - В.М.), которые во время звучаний трубы заметны в виде сильных, легко ощутимых рукой сотрясений стенок башмака. Между прочим, я мог легко убе- диться в том, что колебания происходят в пространстве, находящемся под язычком, из того, что я брал в рот мундштук «проходящего» язычка (из регистра «vox humana а») и вдувал в него воздух; при этом я чувствовал сильные вибрации в горле и дальше до глубины груди, которые можно было и снаружи ощущать рукою, прикасаясь к груди. Это самое явление, как известно, проявляется и при пении так 154 В.П. Морозов называемыми грудными звуками. Но для того чтобы происходящие в «башмаке» сотрясения могли поддерживать колебания язычка, те и другие должны быть одновременными. Теоретически это осуществля- ется лучшее всего, когда длина «башмака» соответствует ¼ длины волны основного тона язычковой трубы» (Музехольд, 1925). Очень интересный опыт! В данном случае дыхательный аппарат Музехольда выполнял как бы функцию мехов органной трубы и вместе с тем служил продолжением нижнего резонатора органной трубы. В результате чего сильные резонансные колебания, которые возникали в резонаторе трубы, распространялись на весь дыхательный тракт человека. И мало того, что они распространя- лись, они вызывали хорошо ощутимые колебания стенок дыха- тельных органов, проникая даже в легкие. Возникает вопрос, как же резонатор, отделенный от окружаю- щего пространства пищиком (модель голосовых связок) или языч- ком-вибратором, как в органной трубе, может оказать свое влия- ние на спектр звука? Согласно теории, это влияние изолированный от внешней среды резонатор оказывает путем воздействия на режим колебаний вибратора - пищика, как в модели Пёджета, язычка, как в органной трубе, или голосовых связок, как в случае певческого голоса. А именно: он усиливает те состав- ляющие спектра, которые соответствуют его собственной резо- нансной частоте изолированного от внешней среды резонатора. Реальность такого механизма работы грудного резонатора признает и крупнейший акустик, исследователь певческого голоса, доктор физико-математических наук, профессор С.Н. Ржевкин (см. эпиграф). Таким образом, свое влияние на спектр певческого голоса груд- ной резонатор оказывает путем воздействия на режим колебаний голосовых связок; под действием резонатора голосовые связки начинают колебаться так, что это приводит к значительному усилению в спектре голоса низкой певческой форманты. Физически это означает, что будет облегчен про- цесс вовлечения в соколебание с резонирующей воздушной средой более обширных участков голосовых складок, обеспечена большая плотность и вместе с тем легкость их смыкания и размыкания. Это явление и наблюдается при грудном типе фонации при хорошей сонастройке нижнего и верхнего ротоглоточного резонаторов: пе- вец как бы перестает замечать голосовые связки, дыхание как будто не касается их (Барра). Автоматизм вибрации голосовых связок, поддерживаемый резонансом, приводит к образованию сильного и красивого звука, как будто безо всяких усилий, легко и свободно Искусство резонансного пения 155 достигается кантилена, естественность, четкость дикции, траты дыхания становятся минимальными, что, кстати и приводит к уве- личению КПД процесса голосообразования. Именно эти ощущения и представления мастеров пения (см. Приложение 1) и породили известное золотое правило: «Петь на проценты, не трогая основно- го капитала» (М. Рейзен, А. Иванов, Г. Вишневская, М. Дейша- Сионицкая и др.). В.Н. Сорокин также придерживается такого мнения, что гор- тань «прозрачна» для резонирующих в грудном резонаторе звуко- вых волн и при этом придает большое значение взаимодействиям резонансов трахеобронхиальной и ротоглоточной полостей (Соро- кин, 1985). Совершенно очевидно, что соотношения этих резонан- сов могут быть для певца благоприятными или неблагоприятными, в зависимости от сонастройки резонаторов, что и составляет одну из важнейших основ постановки певческого голоса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.8 (0.009 с.) |