![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Протокольная правда» и правда
Художественного воображения Важность воображения я полагал в том, что оно помогает преодолевать в работе все механическое и протокольное. Ф.И. Шаляпин Воображение в искусстве играет исключительно важную роль и на нем строится как овладение резонансной техникой пения, так и сценическое поведение певца, его жизнь на сцене в образе героя. И в обоих этих случаях талантливый певец-актер сталкивается с не- обходимостью замены реальной действительности вообра- жаемой действительностью. Термин «протокольная правда» принадлежит Шаляпину (Этот гений - Федор Шаляпин, 1995, с. 355). Он гневно протестовал про- тив попыток бездарных режиссеров ввести на оперную сцену не- нужные элементы реальной действительности. Например, против нелепого передвижения по сцене статистов с «мешками муки» за спиной во время исполнения арии Мельника в опере Даргомыж- ского «Русалка», якобы для придания большей реальности образу Мельника. Уж Шаляпин ли не знал, как исполнить образ Мельника реалистичным! Причем сделать это не декорациями и гримом, а голосовыми и актерскими средствами, в основе которых ле- жало гениальное шаляпинское художественное воображение, бо- лее реальное, чем сама жизнь. Более реальное, поскольку талант- ливый певец, актер-художник наделяет создаваемый им образ не столько конкретными жизненными деталями, сколько обобщен- ными социальными характеристиками, свойственными данному герою, а кроме того - и собственным к нему отношением, рожден- ным опять-таки творческим художественным воображением, т.е. собственным видением прежде всего психологических свойств изображаемого сценического героя. Спрашивается: при- чем здесь «мешки с мукой», которые просто мешали Шаляпину творить очередной сценический шедевр - психологический точный портрет Мельника - силой своего внутреннего художест- венного воображения, этой проникновенной «интонацией вздоха», как сам Шаляпин говорил, скупыми, но психологически удиви- тельно точными шаляпинскими жестом и мимикой. Кстати, существует немало фотографий других певцов в роли Мельника в сцене сумасшествия (после гибели дочери), когда к нему приходит князь («Какой я мельник?! Ворон я!», - гневно бросает он князю и т.д.). Если сравнить эти портреты, изображающие гнев раз- _______________ Искусство резонансного пения ___________ 237 ными певцами, то можно увидеть неприятные и даже отталкивающие черты лица у других певцов, и только у Шаляпина гнев Мельника- ворона не содержит этих отталкивающих натуралистических деталей, т.е. «протокольной правды» гнева (см. рис. 37). Иными словами, гнев Мельника-Шаляпина (так же, кстати, как и страх «Бориса») сце- ничен, как бы облагорожен необычайно развитым у Шаляпи- на чувством меры, чувством сценической правды, отли- ч а ю щ е й с я о т п р а в д ы « п р о т о к о л ь н о й » . Шаляпин, как известно, был непревзойденным мастером грима, сам гримировал свое лицо и даже руки, не доверяя этого важного дела ни одному гримеру. Но главное в искусстве Шаляпина был не физический грим красок, а психологический грим, который был намного точнее и сильнее грима красок и который он великолеп- но демонстрировал в своих сольных концертах безо всякого грима, и наконец, который мы слышим в любой из его грамзаписей. Другой наш выдающийся певец И.С. Козловский также протес- товал против переноса на сцену ненужной реальности, например - против замены искусственного фонтана (изображающего воду иг- рой света) в опере «Борис Годунов» Мусоргского на естественный, разбрызгивающий воду и мешающий петь, или против появления Татьяны босиком в сцене встречи с Онегиным и др. «Нельзя пар- тию сумасшедшего петь в опере и стремиться к тому, чтобы внеш- нее проявление было таким же, как в драме, - писал также И.С. Козловский. - Потому что в драме это проявление ближе к жизни. Но в опере- музыка, ритм. И это принципиально меняет дело. Тут должна господствовать форма оперы, а не натурализм» (Козловский, 1992). Проблема соотношения и различий между реальной жизненной («протокольной») правдой и правдой сценической, художествен- ной возникла и обсуждалась давно. Еще Ф. Ламперти сказал об этом замечательные слова: «Правдоподобие, более чем правда, принадлежит к области искус- ства и художника. Чем более душа артиста благородна, вдохновенна, тем более человеческое творчество отличается от действительного и стремится к правдоподобному, от правдоподобного к чистой фантазии. Поэт старается уловить в личностях не частные и проходящие чер- ты, а общие и постоянные, и театр есть настоящее поприще искусст- венности; здесь все искусственно, начиная с действия и кончая набе- ленными и нарумяненными лицами актеров. Красоты природы являют- ся и в театр, но сквозь призму изящного вкуса; а последний везде и всегда сопровождает плоды воображения различных народов и племен». 238 ___ В.П. Морозов_____________________ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.005 с.) |