Протокольная правда» и правда




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Протокольная правда» и правда



Художественного воображения

Важность воображения я полагал в

том, что оно помогает преодолевать в

работе все механическое и протокольное.

Ф.И. Шаляпин

Воображение в искусстве играет исключительно важную роль и

на нем строится как овладение резонансной техникой пения, так и

сценическое поведение певца, его жизнь на сцене в образе героя. И

в обоих этих случаях талантливый певец-актер сталкивается с не-

обходимостью замены реальной действительности вообра-

жаемой действительностью.

Термин «протокольная правда» принадлежит Шаляпину (Этот

гений - Федор Шаляпин, 1995, с. 355). Он гневно протестовал про-

тив попыток бездарных режиссеров ввести на оперную сцену не-

нужные элементы реальной действительности. Например, против

нелепого передвижения по сцене статистов с «мешками муки» за

спиной во время исполнения арии Мельника в опере Даргомыж-

ского «Русалка», якобы для придания большей реальности образу

Мельника. Уж Шаляпин ли не знал, как исполнить образ Мельника

реалистичным! Причем сделать это не декорациями и гримом, а

голосовыми и актерскими средствами, в основе которых ле-

жало гениальное шаляпинское художественное воображение, бо-

лее реальное, чем сама жизнь. Более реальное, поскольку талант-

ливый певец, актер-художник наделяет создаваемый им образ не

столько конкретными жизненными деталями, сколько обобщен-

ными социальными характеристиками, свойственными данному

герою, а кроме того - и собственным к нему отношением, рожден-

ным опять-таки творческим художественным воображением, т.е.

собственным видением прежде всего психологических

свойств изображаемого сценического героя. Спрашивается: при-

чем здесь «мешки с мукой», которые просто мешали Шаляпину

творить очередной сценический шедевр - психологический

точный портрет Мельника - силой своего внутреннего художест-

венного воображения, этой проникновенной «интонацией вздоха»,

как сам Шаляпин говорил, скупыми, но психологически удиви-

тельно точными шаляпинскими жестом и мимикой.

Кстати, существует немало фотографий других певцов в роли

Мельника в сцене сумасшествия (после гибели дочери), когда к нему

приходит князь («Какой я мельник?! Ворон я!», - гневно бросает он

князю и т.д.). Если сравнить эти портреты, изображающие гнев раз-

_______________ Искусство резонансного пения ___________ 237

ными певцами, то можно увидеть неприятные и даже отталкивающие

черты лица у других певцов, и только у Шаляпина гнев Мельника-

ворона не содержит этих отталкивающих натуралистических деталей,

т.е. «протокольной правды» гнева (см. рис. 37). Иными словами, гнев

Мельника-Шаляпина (так же, кстати, как и страх «Бориса») сце-

ничен, как бы облагорожен необычайно развитым у Шаляпи-

на чувством меры, чувством сценической правды, отли-

ч а ю щ е й с я о т п р а в д ы « п р о т о к о л ь н о й » .

Шаляпин, как известно, был непревзойденным мастером грима,

сам гримировал свое лицо и даже руки, не доверяя этого важного

дела ни одному гримеру. Но главное в искусстве Шаляпина был не

физический грим красок, а психологический грим, который

был намного точнее и сильнее грима красок и который он великолеп-

но демонстрировал в своих сольных концертах безо всякого грима, и

наконец, который мы слышим в любой из его грамзаписей.

Другой наш выдающийся певец И.С. Козловский также протес-

товал против переноса на сцену ненужной реальности, например -

против замены искусственного фонтана (изображающего воду иг-

рой света) в опере «Борис Годунов» Мусоргского на естественный,

разбрызгивающий воду и мешающий петь, или против появления

Татьяны босиком в сцене встречи с Онегиным и др. «Нельзя пар-

тию сумасшедшего петь в опере и стремиться к тому, чтобы внеш-

нее проявление было таким же, как в драме, - писал также

И.С. Козловский. - Потому что в драме это проявление ближе к

жизни. Но в опере- музыка, ритм. И это принципиально меняет

дело. Тут должна господствовать форма оперы, а не натурализм»

(Козловский, 1992).

Проблема соотношения и различий между реальной жизненной

(«протокольной») правдой и правдой сценической, художествен-

ной возникла и обсуждалась давно. Еще Ф. Ламперти сказал об

этом замечательные слова:

«Правдоподобие, более чем правда, принадлежит к области искус-

ства и художника. Чем более душа артиста благородна, вдохновенна,

тем более человеческое творчество отличается от действительного и

стремится к правдоподобному, от правдоподобного к чистой фантазии.

Поэт старается уловить в личностях не частные и проходящие чер-

ты, а общие и постоянные, и театр есть настоящее поприще искусст-

венности; здесь все искусственно, начиная с действия и кончая набе-

ленными и нарумяненными лицами актеров. Красоты природы являют-

ся и в театр, но сквозь призму изящного вкуса; а последний везде и всегда

сопровождает плоды воображения различных народов и племен».

238 ___ В.П. Морозов_____________________





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.005 с.)