Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В представлениях и высказыванияхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мастеров о технике пения Резонансная природа акустических свойств голоса мастеров академического пения как объективных показателей их во- кальной техники наилучшим образом согласуется с их субъек- тивными представлениями о технике пения и основными певческими ощущениями. Как уже говорилось, мастеров отличает многообразие индивидуальных особенностей пения. Но обратим внимание прежде всего на наиболее общие, типичные для них вы- сказывания и представления о роли: 1) резонаторов, 2) певческого дыхания, 3) ощущения гортани и голосовых связок, 4) образно- эмоциональных представлений, 5) представлений о целостности голосового аппарата. 12—4056 354 В. П. Морозов 1. Резонанс - это самое главное... «Резонанс! Да ведь это самое главное у нас в пении!», - с этими словами народного арти- ста СССР И.И. Петрова-Краузе так или иначе соглашаются все мастера вокального искусства, с мнениями которых мне приходи- лось знакомиться (см. Приложение 1). Мнения эти выражены по- разному, чаще всего с чувством большой профессиональной убеж- денности и заинтересованности. И даже когда в их лексиконе не встречается сам термин «резонанс», резонансная природа их пения и психологические представления о резонансной певческой технике от- ражаются в таких словах, как «маска» (Ф. Шаляпин, М. Каллас и др.), «близкий звук» (или «звук под носом», как говорил И.С. Козловский), «гармоническая доска» (Ф. Ламперти о головном резонансе) и т.п. Есть также все основания связывать резонансную природу голоса певца с методологическими воззрениями и высказываниями его педа- гога. И, как правило, выясняется, что именно резонансная методоло- гия педагога оказывается наиболее эффективной и плодотворной для воспитания многих поколений певцов, как, например, это характерно для школы великого Эверарди, среди учеников которого был и Д. Усатов, ставший впоследствии учителем Ф.И. Шаляпина (о во- кально-педагогическом методе Эверарди см. в Приложении 1). Число вокалистов, знающих цену резонансу и стремящихся созна- тельно или интуитивно использовать его даровую энергию для со- вершенствования голоса, несомненно много больше приведенных мною примеров в Приложении 1; к ним принадлежат ведущие про- фессора Московской, Санкт-Петербургской и ряда других консерва- торий и музыкальных вузов страны, талантливые представители гру- зинской школы пения, возглавляемой Н. Андгуладзе (Апакидзе, 1987), замечательные мастера вокального искусства наших бывших союзных республик, ныне - стран СНГ и других государств, конечно же в «стране певцов»- Италии (Данова, 1996), Испании (Доминго, 1989), Польше (Вайда-Королевич, 1965), Болгарии (Попова, 2001) и в других странах (см. Нестеренко, 1964). И проблема техники резонансного пения во всех этих странах также актуальна, как и в нашей стране. Это безусловно ин- тернациональная (международная) проблема вокального искусства. Научному доказательству наиважнейшей и многообразной роли резонанса в пении посвящена большая глава 3, где впервые рас- сматриваются семь функций резонаторов, и, конечно же, вся книга от начала и до конца. Резонансная природа певческой техники мастеров впервые обоснована законами акустики (ре- зонаторы дают голосу «даровую энергию» за счет повышения КПД голосового аппарата - гл. 1,2, 3), физиологии (управление резонаторами осуществляется с помощью виброчувствительно- Искусство резонансного пения 355 сти- гл. 3, 4) и, наконец, психологии (роль эмоционально- образных представлений и воображения в управлении резонанс- ными процессами - гл. 5). 2. «Искусство пения - это искусство дыхания». Этому завету старых вокальных педагогов следуют все мастера вокально- го искусства. Ибо пренебрежение этим золотым правилом певче- ского искусства («Дышите, как угодно!») грозит многими непри- ятностями, вплоть до потери голоса, даже для певца, щедро во- кально одаренного от природы, как это случилось с замечательным солистом «Ла Скала» Джузеппе Ди Стефано в полном рассвете его творческих сил (см. Монтарсоло, 2001). Печальную певческую судьбу Ди Стефано предсказал Лаури-Вольпи, который отмечал у него опасный для певца дисбаланс верхнего и нижнего резонато- ров (в пользу последнего) и злоупотребление баритональным тем- бром (Лаури-Вольпи, 1972). Но в чем секрет певческого дыхания или «колумбово яйцо», по выражению Магды Оливьеро? Согласно РТИП, секрет певческого дыхания мастеров в том, что дыхательный аппарат выполняет у них двойную роль, т.е. не только роль мехов, чисто пневматическую функцию, но и одно- временно роль резонатора (совмещение дыхания и резонанса). Таким образом, мастера психологически не разделяют в своем представлении «посыл звука» и «посыл дыхания», но объединяют эти два понятия в одно образное представление: «озвученное резонирующее дыхание» (Н. Гяуров, Дж. Барра, А. Ардер, М. Мирзоева и др.). При этом они стараются наполнить этим резо- нирующим озвученным дыханием весь голосообразующий такт, чтобы все звучало и резонировало, и добиваются психологического ощущения участия в пении всего организма (И. Петров, Е. Об- разцова, М. Оливьеро). Объективной основой этих психологических представлений о резонирующем дыхании являются мощные вибрационные ощущения как результат активности резонаторов. При этом они не замыкают внутри себя это резонирующее дыхание (которое они ощущают как некое вибрирующее тело), а стараются вывести его на- ружу (это и есть собственно голос!) и чувствуют его как бы вне себя («под носом», как И. Козловский, «как шар» Е. Нестеренко или «в дальних рядах зала» С. Лемешев, В. Луканин и др. - См. Приложение 1, а также соответствующие разделы текста книги -5.1.8.). 356 В.П. Морозов В достижении резонирующего дыхания огромная, я бы даже сказал, решающая роль принадлежит диафрагме, о чем говорят все мастера вокального искусства. Эта важнейшая физиологи- ческая основа резонансной техники пения подробно рассмот- рена и объяснена в гл. 4.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.248 (0.007 с.) |