В представлениях и высказываниях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В представлениях и высказываниях



Мастеров о технике пения

Резонансная природа акустических свойств голоса мастеров

академического пения как объективных показателей их во-

кальной техники наилучшим образом согласуется с их субъек-

тивными представлениями о технике пения и основными

певческими ощущениями. Как уже говорилось, мастеров отличает

многообразие индивидуальных особенностей пения. Но обратим

внимание прежде всего на наиболее общие, типичные для них вы-

сказывания и представления о роли: 1) резонаторов, 2) певческого

дыхания, 3) ощущения гортани и голосовых связок, 4) образно-

эмоциональных представлений, 5) представлений о целостности

голосового аппарата.

12—4056

354 В. П. Морозов

1. Резонанс - это самое главное... «Резонанс! Да ведь это

самое главное у нас в пении!», - с этими словами народного арти-

ста СССР И.И. Петрова-Краузе так или иначе соглашаются все

мастера вокального искусства, с мнениями которых мне приходи-

лось знакомиться (см. Приложение 1). Мнения эти выражены по-

разному, чаще всего с чувством большой профессиональной убеж-

денности и заинтересованности. И даже когда в их лексиконе не

встречается сам термин «резонанс», резонансная природа их пения и

психологические представления о резонансной певческой технике от-

ражаются в таких словах, как «маска» (Ф. Шаляпин, М. Каллас и др.),

«близкий звук» (или «звук под носом», как говорил И.С. Козловский),

«гармоническая доска» (Ф. Ламперти о головном резонансе) и т.п.

Есть также все основания связывать резонансную природу голоса

певца с методологическими воззрениями и высказываниями его педа-

гога. И, как правило, выясняется, что именно резонансная методоло-

гия педагога оказывается наиболее эффективной и плодотворной для

воспитания многих поколений певцов, как, например, это характерно

для школы великого Эверарди, среди учеников которого был и

Д. Усатов, ставший впоследствии учителем Ф.И. Шаляпина (о во-

кально-педагогическом методе Эверарди см. в Приложении 1).

Число вокалистов, знающих цену резонансу и стремящихся созна-

тельно или интуитивно использовать его даровую энергию для со-

вершенствования голоса, несомненно много больше приведенных

мною примеров в Приложении 1; к ним принадлежат ведущие про-

фессора Московской, Санкт-Петербургской и ряда других консерва-

торий и музыкальных вузов страны, талантливые представители гру-

зинской школы пения, возглавляемой Н. Андгуладзе (Апакидзе, 1987),

замечательные мастера вокального искусства наших бывших союзных

республик, ныне - стран СНГ и других государств, конечно же в «стране

певцов»- Италии (Данова, 1996), Испании (Доминго, 1989), Польше

(Вайда-Королевич, 1965), Болгарии (Попова, 2001) и в других странах

(см. Нестеренко, 1964). И проблема техники резонансного пения во всех

этих странах также актуальна, как и в нашей стране. Это безусловно ин-

тернациональная (международная) проблема вокального искусства.

Научному доказательству наиважнейшей и многообразной роли

резонанса в пении посвящена большая глава 3, где впервые рас-

сматриваются семь функций резонаторов, и, конечно же,

вся книга от начала и до конца. Резонансная природа певческой

техники мастеров впервые обоснована законами акустики (ре-

зонаторы дают голосу «даровую энергию» за счет повышения

КПД голосового аппарата - гл. 1,2, 3), физиологии (управление

резонаторами осуществляется с помощью виброчувствительно-

Искусство резонансного пения 355

сти- гл. 3, 4) и, наконец, психологии (роль эмоционально-

образных представлений и воображения в управлении резонанс-

ными процессами - гл. 5).

2. «Искусство пения - это искусство дыхания». Этому

завету старых вокальных педагогов следуют все мастера вокально-

го искусства. Ибо пренебрежение этим золотым правилом певче-

ского искусства («Дышите, как угодно!») грозит многими непри-

ятностями, вплоть до потери голоса, даже для певца, щедро во-

кально одаренного от природы, как это случилось с замечательным

солистом «Ла Скала» Джузеппе Ди Стефано в полном рассвете его

творческих сил (см. Монтарсоло, 2001). Печальную певческую

судьбу Ди Стефано предсказал Лаури-Вольпи, который отмечал у

него опасный для певца дисбаланс верхнего и нижнего резонато-

ров (в пользу последнего) и злоупотребление баритональным тем-

бром (Лаури-Вольпи, 1972).

Но в чем секрет певческого дыхания или «колумбово яйцо», по

выражению Магды Оливьеро?

Согласно РТИП, секрет певческого дыхания мастеров в том, что

дыхательный аппарат выполняет у них двойную роль, т.е. не

только роль мехов, чисто пневматическую функцию, но и одно-

временно роль резонатора (совмещение дыхания и резонанса).

Таким образом, мастера психологически не разделяют в своем

представлении «посыл звука» и «посыл дыхания», но объединяют

эти два понятия в одно образное представление: «озвученное

резонирующее дыхание» (Н. Гяуров, Дж. Барра, А. Ардер,

М. Мирзоева и др.). При этом они стараются наполнить этим резо-

нирующим озвученным дыханием весь голосообразующий такт,

чтобы все звучало и резонировало, и добиваются психологического

ощущения участия в пении всего организма (И. Петров, Е. Об-

разцова, М. Оливьеро).

Объективной основой этих психологических представлений о

резонирующем дыхании являются мощные вибрационные

ощущения как результат активности резонаторов. При этом они не

замыкают внутри себя это резонирующее дыхание (которое они

ощущают как некое вибрирующее тело), а стараются вывести его на-

ружу (это и есть собственно голос!) и чувствуют его как бы вне себя

(«под носом», как И. Козловский, «как шар» Е. Нестеренко или «в

дальних рядах зала» С. Лемешев, В. Луканин и др. - См. Приложение

1, а также соответствующие разделы текста книги -5.1.8.).

356 В.П. Морозов

В достижении резонирующего дыхания огромная, я бы даже

сказал, решающая роль принадлежит диафрагме, о чем говорят

все мастера вокального искусства. Эта важнейшая физиологи-

ческая основа резонансной техники пения подробно рассмот-

рена и объяснена в гл. 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.235 (0.019 с.)