![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системе вокального слуха певца
Как мною показано в ряде работ, вокальный слух (ВС) - это не просто хорошо развитый музыкальный слух; вокальный слух - это специфическая способность певцов и вокальных педагогов, осно- ванная на взаимодействии слуховых ощущений певческого голоса с мышечными, вибрационными, кожно-тактильными ощу- щениями, а также зрительными ассоциациями и представлениями, сопровождающими процесс пения (Морозов, 1965, 1967, 1977; Алексеева, 1993). Для поющего хорошо развитый ВС - важнейшее средство самоконтроля процесса певческого голосообразования. Для слушателя, особенно вокального педагога, ВС - необходимое профессиональное свойство, позволяющее по звуку голоса поюще- го (ученика) определять механизмы образования певческого голо- са, например недостатки вокальной техники, связанные с непра- вильным использованием дыхания, резонаторной системы, зло- употреблением мышечным напряжением гортани и т.п., и наряду с этим - определять признаки правильного пения, совершенства профессиональной певческой техники. Полисенсорная природа вокального слуха (взаимодействие раз- ных органов чувств) проявляется в том, что эстетические характе- ристики голоса, даваемые слушателем, не ограничиваются чисто акустическими определениями, т.е. слуховым восприятием {звон- Искусство резонансного пения 165 кий-глухой, высокий-низкий), но заимствуются из области других сенсорных ощущений, например зрительных (яркий-тусклый, светлый-темный), кожно-тактильных (мягкий-жесткий, теплый- холодный) или мышечных (легкий-тяжелый) и даже вкусовых (голос бывает сладкий, кислый, с горечью) и т.п., а также характе- ризуют физиологические особенности образования звука в голосо- вом аппарате человека (грудной, горловой, носовой, напряженный, свободный, вялый, резонирующий) и даже состояние здоровья (бо- лезненный), самочувствия (усталый) и т.п. Поскольку ВС основан на одновременном параллельном вос- приятии, сопоставлении и учете информации о певческом процес- се, поступающей в центральную нервную систему поющего по многим чувствующим каналам (органам чувств), в психологии пе- ния возникает проблема значимости для певца тех или иных певческих ощущений. Роль собственно слуховых ощущений, безусловно, велика. Однако известно, что певец слышит свой собственный голос со- всем иначе, чем слушатели, и тем более - сидящие в зале на боль- шом расстоянии от певца. В значительной степени это вызвано тем, что собственный голос певца действует на его слух не только извне, но и изнутри, проникая в среднее ухо через евстахиеву тру- бу и вибрацию тканей. Кроме того, голос певца подвергается по- рой весьма сильному маскирующему (заглушающему) воздейст- вию музыкального сопровождения (оркестр, хор), искажается аку- стикой зала. В результате слуховые ощущения собственного голоса не дают певцу адекватного о нем представления. Поэтому слух певца, как бы изощрен он ни был, не может полностью обеспечить эффек- тивного регулирования необходимых качеств певческого голоса. Что касается мышечных ощущений, то, несмотря на их очевидную важность, роль их сводится к осведомлению сознания певца лишь о тех мерах, которые певец предпринимает для обра- зования звука того или иного качества, участия дыхания, артику- ляционных органов и др., но не о результатах этих мер, поскольку мышца не воспринимает и не контролирует звук. И.М. Сеченов пи- сал: «Человек, умеющий петь, знает, как известно, наперед, т.е. ранее момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управ- ляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назна- ченный музыкальный тон» (Сеченов, 1952). Но этого знания, осно- ванного на мышечном чувстве, точнее на мышечной памяти (как надо поставить те или иные мышцы) отнюдь недостаточно, чтобы произвести звук не просто определенной высоты и громкости, но 166 В. П. Морозов звук резонансный, т.е. максимально резонирующий во всех по- лостях голосового тракта, верхних и нижних резонаторах, и к тому же звук «близкий», т.е. особенно хорошо резонирующий на выходе звуковой волны из ротового отверстия, ярко ощущаемый певцом в верхних резонаторах в области «маски». А эти ощущения и контроль за работой резонаторов дает уже не мышечное чувство, а вибрационное. Е.В. Образцова (в интервью): «- Я всегда пользуюсь закрытым звуком - пение М с закрытым ртом. Если у меня отзвучивают резона- торы, то я знаю, что я в форме. Если же не отзвучивают, я начинаю нервничать. Подхожу к роялю, пробую все-таки распеваться, обнару- живаю сразу, что действительно что-то не в порядке. Тогда начинаю настраиваться уже медленно, с первой октавы, с siв и захватываю всю первую октаву. Мне нужно обязательно, чтобы в резонаторы попала моя переходная нота laв.Если она в закрытом звуке попадает, если мо- гу схватить 1ав закрытым звуком, значит голос пойдет дальше». Значит, для вас показателем певческого состояния являются специфические вибрационные ощущения в области маски? Да. Я по ним ориентируюсь. Даже весь театральный оперный мир об этом уже знает. Когда я приезжаю, меня приветствуют: «м-м- м!» (смеется). Так меня и зовут: м-м-м. «Подпольная кличка». <...> Слово «распевка» для меня звучит неверно! Не распеваться нужно, а настраивать аппарат, чтобы все взаимодействовало в определенном рабочем ритме - резонатор головной, грудной, ребра, диафрагма, зу- бы, мышцы. Нужно все это настроить с умом, а не просто разогревать, не раскрикивать аппарат. <...> Настройка резонаторов, а не раскачка и разогрев. Звук только мягкий, озвученный с вибра то летит через оркестр (Образцова, 1994). Таким образом, мышечное чувство и мышечная память несо- мненно важный, обязательный, но не единственный, точнее, не- достаточный компонент вокального слуха. Более того, при обуче- нии резонансному пению мышечное чувство собственно и «вы- учивается» у вибрационной чувствительности, «как надо поста- вить все мышцы, управляющие голосом», как писал Сеченов, что- бы звук был резонансным. Слуховой контроль здесь также недос- таточен, как мы уже знаем, а мышца «глуха», звук не воспринимает. Вибрационное же чувство звук воспринимает (как вибрацию) и контролирует голос естественно, не извне, а изнутри голосового аппарата в момент его формирования в резонаторах. И в этом отношении виброчувствительность является наиважнейшим помощником слуха в регулировании акустических и эстетических качеств певческого голоса. Преимущество вибрационного чувства по сравнению со слухом состоит в том, что оно не подвержено искажающим влияниям вышеуказанных факторов, воздействующих Искусство резонансного пения 167 на слух певца. Поэтому слух певца и нуждается в тесном функцио- нальном взаимодействии не только с мышечной системой, но и с вибрационной чувствительностью, которая, кстати говоря, состоит со слухом в ближайшем генетическом родстве, будучи эволюционной предшественницей и прародительницей слуха. В онтогенезе слуховой кортиев орган формируется из вибрационного рецептора, а кроме то- го, проводящие пути и центры слуха и виброчувствительности нахо- дятся в тесной анатомо-физиологической взаимосвязи. Рис. 56. Марио Ланца в роли Э. Карузо. Вибрационная чувствительность дает возможность ощутить вибрацию резона- торов не только изнутри, но и снаружи. В частности, активность грудного резона- тора хорошо ощущается даже по вибра- ции одежды, если, например, взяться за лацканы пиджака или фрака, как это де- лает Марио Ланца на этой фотографии. Важнейшая роль вибрационных ощущений состоит в том, что они, являясь индикатором активности резонаторов, по- зволяют певцу добиваться их максимальной озвученности путем оптимальной настройки, т.е. изменений их объема и формы. А это, как показывают научные исследования и практика выдающихся певцов, является наиважнейшим условием для достижения высо- ких эстетических и технических качеств профессионального пев- ческого голоса. «Голос, лишенный резонанса, - мертворожденный и распространяться не может», - повторим мы слова известного солиста «La Scala» Дж. Лаури-Вольпи. Таким образом, в резонанс- ной теории и практике пения вибрационной чувствительности от- водится наиважнейшая роль. 168 В. П. Морозов Рис. 57. Схема взаимодействия разных органов чувств в процессе регулирования пев- ческого голоса (по: Морозов, 1967). Стрелкой слева направо обозначены прямые воздействия центральной нервной системы (ЦНС) на голосовой аппарат. Стрелками справа налево -обратные с в я з и голосовой функции, т.е. сигналы органов чувств о процессе голосообразования. Приприорецепция - мышечное чувство; барорецепция - ощущение степени воздушного давления в легких; виброрецепция - вибрационная чувствительность. Все сказанное показывает, что слух, вибрационная чувстви- тельность и мышечное чувство составляют в пении теснейшее и неразрывное функциональное единство, обеспечивающее эффек- тивное управление певческим процессом по принципу обратных регулирующих связей. Существенную роль при этом играет и кожно-тактильная рецепция как индикатор не только тактильных, но и вибрационных воздействий, а также зрение, играющее немаловажную роль в формировании эмоционально- образных представлений певца о собственном голосе. На этом ос- новании функциональное единство указанных сенсорных систем в певческом процессе и названо нами вокальным слухом. Та- ким образом, ВС - это не просто слух, но сложное полисенсор- ное чувство, возникающее как результат взаимодействия Искусство резонансного пения 169 многих сенсорных систем. Благодаря тесной функциональ- ной связи между этими системами, ВС обеспечивает не только ре- гулирование собственного голоса певца, но и возможность понять механизмы голосообразования у любого другого поющего челове- ка путем внутреннего моделирования его певческого процесса собственными певческими ощущениями. АКТИВИЗИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ Активизирующая функция резонаторов проявляется в том, что вибрация их стенок (при достаточной интенсивности, т.е. в случае оптимальной настройки резонаторной системы) оказывает активи- зирующее (стимулирующее) воздействие на голосовую функцию, прежде всего на сами резонаторы, на работу гортани и голосовых связок. Явление носит чисто физиологический рефлекторный (не- произвольный) характер, т.е. раздражение виброрецепторов через центральную нервную систему приводит к повышению тонуса и активности голосового аппарата. Таким образом, имеет место са- м о с т и м у л я ц и я г о л о с о в о г о а п п а р а т а п е в ц а . Еще врачом-фониатром Е.Н. Малютиным (Малютин, 1912) было показано, что внешнее вибрационное воздействие благотворно влияет на голосовую функцию при ее нарушении типа фонастении (слабость голоса) и афонии (потеря голоса). Для лечебных целей Е.Н. Малютиным был изготовлен специальный стенд в виде кресла для пациентов. Вибрация кресла осуществлялась механическим устройством с электродвигателем. Подвергнувшись такому вибра- ционному воздействию, многие пациенты обретали утраченный голос. Распространенные сегодня вибромассажеры могут с успе- хом служить этой же цели. В естественных условиях при хорошей резонансной технике пения раздражение виброрецепторов особенно сильным оказыва- ется в определенных точках (зонах) голосового тракта, где фоку- сируются резонансные звуковые волны. Как уже указывалось (см. предыдущий раздел), это точки Морана над верхними резцами у басов, например область маски, а также область трахеи. Поскольку зоны особенно сильной резонансной вибрации реф- лекторно стимулируют голосовой аппарат, они называются реф- лексогенными зонами. Юссон отмечает рефлексогенную зону в области задней стенки глотки и мягкого неба, распростра- няющуюся и на твердое нёбо. Он называет эту область активи- з и р у ю щ и м н е б н ы м п о л е м . 6—4056 170 В.П.Морозов В качестве экспериментального доказательства Юссон ссылает- ся на свои исследования с Гардом (Юссон, 1974), в которых было показано, что анестезия нёбного свода кокаином приводит к потере певцом звонкости голоса. Верный своей нейрохронаксической теории, он утверждает, что анестезия приводит к потере тонуса го- лосовых связок. Однако в свете РТИП это явление имеет и другое объяснение: анестезия приводит к потере чувствительности вибро- рецепторов и нарушению индикаторной функции резонаторов и, как следствие, к неспособности певца контролировать уровень ВПФ в своем голосе. Крупнейший и талантливейший итальянский вокальный педагог Дж. Барра постоянно добивался у певцов вибрационных ощущений на губах (так называемый «близкий звук»), и эту область (в случае возникновения вибрационных ощущений) также можно отнести к активизирующим рефлексогенным зонам. Кроме того, он добивался подобных вибрационных ощущений в области грудной клетки, даже спины, что связано с так называемым «резонирующим дыханием». Об этом же пишет С.Я. Лемешев в своих книгах, адресованных молодым певцам, а также эстонский педагог А. Ардер (см. Приложение 1). К рефлексогенным активизирующим зонам относятся также но- соглотка, носовая полость и придаточные пазухи носа: гайморовы полости, решетчатый лабиринт, лобные пазухи, т.е. все «резонато- ры-индикаторы» (см. предыдущий раздел). По этой причине резо- наторы-индикаторы могут быть названы и резонаторами- активизаторами, как, впрочем, и все остальные резонаторные полости голосового тракта певца. Важность резонаторов-индикаторов как активизирующих зон доказывается на практике. Так, воспаление их в случае простудных заболеваний ведет к потере их виброчувствительности и, как следствие, - к потере резонансного механизма пения. Одна извест- ная певица, народная артистка СССР, сообщила мне, что когда за- болела гайморитом, то потеряла голос (ощущение близкого звука), хотя голосовые связки были у нее в порядке. Она вновь обрела близкую позицию звука лишь после излечения гайморита. Известны также подобные отрицательные влияния на голос да- же незначительного трахеита, а также воспалительных явлений в носоглотке, т.е. рефлексогенной зоне, по Юссону. Недаром поэтому старые опытные вокальные педагоги говорили: «Певец, береги свою носоглотку, как скрипач бережет своего Страдивари!». Искусство резонансного пения 171 Основной вывод. Все сказанное свидетельствует о важнейшей роли виброчувствительности в обеспечении резонансной певче- ской техники. Вполне естественно, что раздражение виброрецеп- торов сопровождается поглощением определенной части энергии звуковых волн в голосовом тракте. Иногда высказываются мнения, что такого рода поглощение звуковых волн является бесполезной тратой акустической энергии голоса (идущей на якобы бесполез- ное сотрясение стенок голосового тракта). Однако мы видим, что эти сотрясения, т.е. вибрация стенок голосового тракта отнюдь не бесполезный эпифеномен певческого процесса. Ибо эта, погло- щенная голосовым трактом некоторая часть энергии голоса, обес- печивает две важнейшие функции певческих резонаторов: инди- каторную и активизирующую и в конечном итоге в стократ восполняется той прибылью в силе и красоте голоса, которую да- рит певцу резонансная техника пения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.022 с.) |