ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тип голоса певца в свете РТИП



Тип певческого голоса - важнейшая эстетическая категория в

музыкальном искусстве. Деление на различные типы голосов -

бас, баритон, тенор, меццо сопрано, сопрано и др. - обусловлено

художественными особенностями образов героев вокальных про-

изведений (оперные партии, романсы и др.), требованиями ан-

самблевого, хорового пения (хоровые партии).

Число типов певческих голосов имеет тенденцию увеличиваться

за счет дифференциации основных типов, например: бас - высокий,

центральный, низкий (профундо), октавист; тенор - лирический,

драматический и др., а также за счет присвоения «права

гражданства» промежуточным типам голосов (средний между ба-

ритоном и тенором и т.п.) Вследствие этого некоторые классифи-

________________ Искусство резонансного пения _____________83

кации типов певческих голосов насчитывают до нескольких десят-

ков, как например, классификация Р. Юссона- 17 мужских и 19

женских типов. Аналогичная классификация была предложена

П. Чесноковым (1961), причем она близка классификации Р. Юссо-

на, на что впервые обратил внимание и проанализировал это сход-

ство профессор Московской консерватории Б.М. Ляшко. Одновре-

менно умножается число критериев, по которым производится это

деление (акустические, физиологические, анатомические, нейроп-

сихологические показатели и др.). Проблема правильного опреде-

ления типа голоса весьма важна, так как определяет судьбу певца -

пение не своим типом голоса ведет к деградации и профзаболева-

ниям певца вплоть до профнепригодности.

В этой связи нами был предложен достаточно надежный и дос-

ту пный м етод опр еделения тип а го лоса певца п о

о с о б е н н о ст я м ф о р м а н т н о й с т р у к ту р ы сп е к т р а е г о г о -

лоса (Морозов, 1977). Тип певческого голоса, как известно, харак-

теризуется доступным для певца звуковысотным диапазоном (бас

Mi-mi1, тенор do-do2 и т.п.). Однако не менее и даже более важным

является тембровый критерий, ибо художественно-эстетические осо-

бенности партий, например Онегина и Ленского, требуют прежде

всего известных тембровых различий (густой, мужественный тембр

драматических голосов и светлый, нежный звук легких лирических

голосов). Поэтому если тенор (по тембру) не имеет теноровых верхов,

то этим не приобретает право считаться баритоном и т.п.

Поскольку же объективным эквивалентом тембра яв-

ляется спектр звука, мы избрали этот показатель для определе-

ния типа певческого голоса. При этом наш метод основан не на слу-

чайном определении спектра, например, какой-либо одной или не-

скольких гласных, а на среднестатистической интегральной кар-

тине спектра голоса певца, полученной в результате пения им целого

вокального произведения - арии или романса (и даже нескольких).

Исследования интегральных спектров басов, баритонов и тено-

ров показали следующие их особенности. Во-первых, каждый из

этих типов голосов характеризуется тремя максимумами

спектра, которые обусловлены, соответственно, тремя певческими

формантами (высокой певческой формантой, низкой певческой

формантой, а также средней певческой формантой - СПФ). Во-

вторых, чем выше тип голоса, тем выше по частотной шкале рас-

положены указанные форманты (см. табл. 4).

Хочу заметить, что точные частотные значения пределов фор-

мантных областей у разных типов певческих голосов могут быть

84 В.П. Морозов

скорректированы за счет увеличения числа обследованных, но

тенденция безусловно останется прежней - чем выше тип го-

л о с а , т е м в ы ш е ч а с т о т а е г о о с н о в н ы х ф о р м а н т н ы х

областей. Эта закономерность распространяется и на категорию

женских типов голосов, вплоть до самых высоких. Таким образом,

специфические тембровые качества разных типов певческих голо-

сов обусловлены частотным расположением основных певческих

формант, прежде всего НПФ и ВПФ.

Таблица 4

Частотное значение основных формантных областей





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.007 с.)