Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особая роль носового резонатораСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Звук должен быть в носу, но в звуке не должно быть носа. Из заветов старых педагогов Относительно роли носовой полости как резонатора мнения среди теоретиков вокала, равно как и среди самих певцов, тради- ционно расходятся. Так, известный фониатр И.И. Левидов считал носовой резонатор весьма важным в пении (Левидов, 1939), в то время как не менее известный ученый Л.Д. Работнов (Работнов, 1932) категорически ее отрицал, основываясь на своих опытах по закупориванию прохода в носовую полость у певцов, что, по его мнению, не приводило к сколько-нибудь заметному изменению тембра голоса. Метод малоубедительный, поскольку объективной регистрации тембра (спектра) не производилось из-за отсутствия у автора спектроанализирующей аппаратуры. Специфика носовой полости как резонатора в том, что он пред- ставляет собой ответвление от основного резонаторного тракта, перекрываемое поднятием мягкого нёба. Если мягкое нёбо не пол- ностью перекрывает вход в носовую полость, то это приводит к изменению спектра звука голоса в зависимости от степени акусти- ческой связи основного голосового тракта с носовой полостью (Lindqvist-Gauffin, Sundberg, 1976). Исследования Г. Фанта (1964) показали, что даже весьма малый проход в носовую полость - всего 0,16 см2- способен существенно изменить спектр, а следовательно, и тембр голоса. Обнаружить столь малый проход в носовой резонатор на рентгеновских снимках практически невозможно, поскольку мягкое нёбо, прижимаясь к задней стенке носоглотки по середине, может оставить две небольшие щелочки по краям, что вполне достаточно для акустической взаимосвязи между ротоглоточным и носовым резонаторами, подобно тому как просверливание маленького отверстия в органной трубе или флей- те изменяет ее акустическую настройку (значительно повышая тон в зависимости от места отверстия по длине трубы). Искусство резонансного пения 89 Рис. 23. Смещение вершины высокой певческой форманты в сторону высоких частот в результате сильной назализации звука (по: Морозов, 1977). 1 - вершина ВПФ нормального гласного «А» (нота mi1); 2 - вершина ВПФ того же гласного, но сильно назализованного (вокальный педагог П.Г. Тихонов, по просьбе автора). Остальные обо- значения те же, что и на рис. 9. Проведенные нами исследования спектра голоса при разной степени назализации - от ее полного отсутствия до весьма сильной с участием опытных профессиональных певцов и вокальных педа- гогов - показали существенное влияние носового резонатора на спектр голоса и его тембровые характеристики. Если значительная назализация, явно ощутимая на слух в виде носового (гнусавость) тембра, сильно смещала высокую певческую форманту (ВПФ) в более высокочастотную область (с 2500 Гц до 3000 Гц) и даже уменьшала уровень, то весьма умеренная и слабая назализация не приводила к носовому призвуку, но зато увеличивала звон- кость голоса (по сравнению с полным отсутствием назализа- ции). На спектрах это выражалось в понижении предфор- мантной ВПФ области, а т ак же в у величен ии у ровня с а м о й В П Ф. Таким образом, особая роль носового резонатора состоит в том, что он является скорее не усилителем (хотя и усиливает некоторые спектральные составляющие), а поглотителем обертонов певческого голоса, и эта его роль при определенных условиях от- 90_______________________ В. П. Морозов______________________ нюдь не отрицательна, а положительна. Исследования показали, что слабая, едва ощутимая певцом назализация благоприятно ска- зывается на тембре голоса увеличением его коэффициента звонко- сти за счет поглощения (подавления) излишних обертонов 1800— 2000 Гц, т.е. в предформантной зоне по отношению к ВПФ (Ермо- лаев, Морозов, Парашина, 1964). Помимо акустического эффекта умеренная назализация оказы- вает и положительный физиологический эффект, обеспечи- вая индикаторную функцию носового резонатора, ощуще- ние певцом высокой позиции звука, так называемой «маски» и др. (см.§ 3.6. и 3.7. «Индикаторная и активизирующая функции резо- наторов»). Недаром мастера пения и опытные вокальные педагоги используют носовые согласные М и Н (метод «мычания» и «ныча- ния») для резонаторной настройки певческого аппарата. Е.В. Образцова: «Я всегда пользуюсь закрытым звуком - пение М с закрытым ртом. Если у меня отзвучивают резонаторы, то я знаю, что я в форме. Если же не отзвучивают, я начинаю нервничать... Мне нужно обязательно, чтобы в резонаторы попала моя переходная нота laв. Если она в закрытом звуке попадает, если могу схватить laв закры- тым звуком, значит голос пойдет дальше... Носовая полость - один из главных резонаторов. Нельзя закрывать вход звука в нос, перекры- вать. Все верхние полости должны звучать как единый резонатор». Дж. Барра: «Если у певца разболтан голос и вокальный инстру- мент не приобрел всех необходимых качеств: силы, выносливости, ва- риантов тембра и техники, пластичности в пении, - то нужно упраж- няться в «мычании». Мычать надо так, чтобы дыхание всегда захва- тывало головные резонаторы - не глухо, а звонко, собранно - и сле- дить за тем, чтобы гортань не двигалась на всем протяжении упраж- нений. Такой тренировкой всегда занимался Карузо». Э. Карузо: «Очень многие певцы ежедневно упражняются [в пении] с закрытым ртом, и я могу подтвердить полезность этих уп- ражнений на личном опыте. Я знаю ряд случаев, когда сильно истре- панные (истощенные) голоса благодаря этому методу возвращались к нормальному состоянию». Думаю, что многие вокалисты присоединятся к этим высказы- ваниям, равно как и к заветам старых педагогов: «Не пой в нос, но пользуйся носом!», «Звук должен быть в носу, но в звуке не долж- но быть носа!». Важно отметить, что все эти рекомендации улучшают голос не только потому, что включают носовой резонатор как акустическую систему, но и потому (и это, пожалуй, даже самое важное!), что обеспечивают индикаторную и активизирующие функции резонаторов (см. §§ 3.6. и 3.7.) _________________ Искусство резонансного пения_____________ 91 Еще одно замечание о таком высказывании: «Направлять звук никуда не надо, он и так попадет в резонаторы, не минует их». Да, действительно не минует, но нельзя думать, что резонаторы в лю- бом случае только украшают звук: они могут его и испортить, ведь неприятные «пестрые» гласные, о которых писал К.С. Станислав- ский, - это тоже работа резонаторов! Но не организованных долж- ным образом, не настроенных по размерам и форме. В результате и звук в них может сильно исказиться, например приобрести непри- ятный носовой призвук. Этот распространенный дефект - резуль- тат чрезмерной назализации. А умеренная назализация, практиче- ски не заметная на слух, приводит к улучшению эстетических ка- честв певческого звука за счет поглощения ненужных (лишних) обертонов в предформантной области спектра (перед ВПФ). В ре- зультате ВПФ лучше, более эффективно воспринимается на слух, коэффициент звонкости голоса повышается (Ермолаев, Морозов, Парашина, 1964). Ибо высоту горы можно, как известно, увели- чить не только подъемом ее вершины, но и опусканием подножия, а ВПФ - это как бы гора обертонов, придающих певческому голосу важнейшие эстетические свойства (звонкость, яркость, полетность) и не будем забывать - порожденная небольшой (всего около 3 см3) резонансной полостью, расположенной на выходе звуковой волны из гортани. Таким образом, эстетическая роль носового резонатора для певца несомненна, весьма значительна, но не самодос- таточна для формирования профессионального певческого зву- ка: базовой его основой остается организация единой резонансной системы, озвученного резонирующего дыхания (см. гл. 4). Теория резонансного Происхождения вибрато
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.192.220 (0.01 с.) |