Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особая роль носового резонатора

Поиск

Звук должен быть в носу, но в звуке не

должно быть носа.

Из заветов старых педагогов

Относительно роли носовой полости как резонатора мнения

среди теоретиков вокала, равно как и среди самих певцов, тради-

ционно расходятся. Так, известный фониатр И.И. Левидов считал

носовой резонатор весьма важным в пении (Левидов, 1939), в то

время как не менее известный ученый Л.Д. Работнов (Работнов,

1932) категорически ее отрицал, основываясь на своих опытах по

закупориванию прохода в носовую полость у певцов, что, по его

мнению, не приводило к сколько-нибудь заметному изменению

тембра голоса. Метод малоубедительный, поскольку объективной

регистрации тембра (спектра) не производилось из-за отсутствия у

автора спектроанализирующей аппаратуры.

Специфика носовой полости как резонатора в том, что он пред-

ставляет собой ответвление от основного резонаторного тракта,

перекрываемое поднятием мягкого нёба. Если мягкое нёбо не пол-

ностью перекрывает вход в носовую полость, то это приводит к

изменению спектра звука голоса в зависимости от степени акусти-

ческой связи основного голосового тракта с носовой полостью

(Lindqvist-Gauffin, Sundberg, 1976). Исследования Г. Фанта (1964)

показали, что даже весьма малый проход в носовую полость - всего

0,16 см2- способен существенно изменить спектр, а следовательно,

и тембр голоса. Обнаружить столь малый проход в носовой

резонатор на рентгеновских снимках практически невозможно,

поскольку мягкое нёбо, прижимаясь к задней стенке носоглотки

по середине, может оставить две небольшие щелочки по краям, что

вполне достаточно для акустической взаимосвязи между

ротоглоточным и носовым резонаторами, подобно тому как

просверливание маленького отверстия в органной трубе или флей-

те изменяет ее акустическую настройку (значительно повышая тон

в зависимости от места отверстия по длине трубы).

Искусство резонансного пения 89

Рис. 23. Смещение вершины высокой певческой форманты в сторону высоких частот в

результате сильной назализации звука (по: Морозов, 1977).

1 - вершина ВПФ нормального гласного «А» (нота mi1); 2 - вершина ВПФ того же гласного, но

сильно назализованного (вокальный педагог П.Г. Тихонов, по просьбе автора). Остальные обо-

значения те же, что и на рис. 9.

Проведенные нами исследования спектра голоса при разной

степени назализации - от ее полного отсутствия до весьма сильной

с участием опытных профессиональных певцов и вокальных педа-

гогов - показали существенное влияние носового резонатора на

спектр голоса и его тембровые характеристики. Если значительная

назализация, явно ощутимая на слух в виде носового (гнусавость)

тембра, сильно смещала высокую певческую форманту (ВПФ) в

более высокочастотную область (с 2500 Гц до 3000 Гц) и даже

уменьшала уровень, то весьма умеренная и слабая назализация не

приводила к носовому призвуку, но зато увеличивала звон-

кость голоса (по сравнению с полным отсутствием назализа-

ции). На спектрах это выражалось в понижении предфор-

мантной ВПФ области, а т ак же в у величен ии у ровня

с а м о й В П Ф.

Таким образом, особая роль носового резонатора состоит в том,

что он является скорее не усилителем (хотя и усиливает некоторые

спектральные составляющие), а поглотителем обертонов

певческого голоса, и эта его роль при определенных условиях от-

90_______________________ В. П. Морозов______________________

нюдь не отрицательна, а положительна. Исследования показали,

что слабая, едва ощутимая певцом назализация благоприятно ска-

зывается на тембре голоса увеличением его коэффициента звонко-

сти за счет поглощения (подавления) излишних обертонов 1800—

2000 Гц, т.е. в предформантной зоне по отношению к ВПФ (Ермо-

лаев, Морозов, Парашина, 1964).

Помимо акустического эффекта умеренная назализация оказы-

вает и положительный физиологический эффект, обеспечи-

вая индикаторную функцию носового резонатора, ощуще-

ние певцом высокой позиции звука, так называемой «маски» и др.

(см.§ 3.6. и 3.7. «Индикаторная и активизирующая функции резо-

наторов»). Недаром мастера пения и опытные вокальные педагоги

используют носовые согласные М и Н (метод «мычания» и «ныча-

ния») для резонаторной настройки певческого аппарата.

Е.В. Образцова: «Я всегда пользуюсь закрытым звуком - пение М

с закрытым ртом. Если у меня отзвучивают резонаторы, то я знаю, что

я в форме. Если же не отзвучивают, я начинаю нервничать... Мне

нужно обязательно, чтобы в резонаторы попала моя переходная нота

laв. Если она в закрытом звуке попадает, если могу схватить laв закры-

тым звуком, значит голос пойдет дальше... Носовая полость - один из

главных резонаторов. Нельзя закрывать вход звука в нос, перекры-

вать. Все верхние полости должны звучать как единый резонатор».

Дж. Барра: «Если у певца разболтан голос и вокальный инстру-

мент не приобрел всех необходимых качеств: силы, выносливости, ва-

риантов тембра и техники, пластичности в пении, - то нужно упраж-

няться в «мычании». Мычать надо так, чтобы дыхание всегда захва-

тывало головные резонаторы - не глухо, а звонко, собранно - и сле-

дить за тем, чтобы гортань не двигалась на всем протяжении упраж-

нений. Такой тренировкой всегда занимался Карузо».

Э. Карузо: «Очень многие певцы ежедневно упражняются [в

пении] с закрытым ртом, и я могу подтвердить полезность этих уп-

ражнений на личном опыте. Я знаю ряд случаев, когда сильно истре-

панные (истощенные) голоса благодаря этому методу возвращались к

нормальному состоянию».

Думаю, что многие вокалисты присоединятся к этим высказы-

ваниям, равно как и к заветам старых педагогов: «Не пой в нос, но

пользуйся носом!», «Звук должен быть в носу, но в звуке не долж-

но быть носа!».

Важно отметить, что все эти рекомендации улучшают голос не

только потому, что включают носовой резонатор как акустическую

систему, но и потому (и это, пожалуй, даже самое важное!), что

обеспечивают индикаторную и активизирующие функции

резонаторов (см. §§ 3.6. и 3.7.)

_________________ Искусство резонансного пения_____________ 91

Еще одно замечание о таком высказывании: «Направлять звук

никуда не надо, он и так попадет в резонаторы, не минует их». Да,

действительно не минует, но нельзя думать, что резонаторы в лю-

бом случае только украшают звук: они могут его и испортить, ведь

неприятные «пестрые» гласные, о которых писал К.С. Станислав-

ский, - это тоже работа резонаторов! Но не организованных долж-

ным образом, не настроенных по размерам и форме. В результате и

звук в них может сильно исказиться, например приобрести непри-

ятный носовой призвук. Этот распространенный дефект - резуль-

тат чрезмерной назализации. А умеренная назализация, практиче-

ски не заметная на слух, приводит к улучшению эстетических ка-

честв певческого звука за счет поглощения ненужных (лишних)

обертонов в предформантной области спектра (перед ВПФ). В ре-

зультате ВПФ лучше, более эффективно воспринимается на слух,

коэффициент звонкости голоса повышается (Ермолаев, Морозов,

Парашина, 1964). Ибо высоту горы можно, как известно, увели-

чить не только подъемом ее вершины, но и опусканием подножия,

а ВПФ - это как бы гора обертонов, придающих певческому голосу

важнейшие эстетические свойства (звонкость, яркость, полетность)

и не будем забывать - порожденная небольшой (всего около 3 см3)

резонансной полостью, расположенной на выходе звуковой волны

из гортани.

Таким образом, эстетическая роль носового резонатора для

певца несомненна, весьма значительна, но не самодос-

таточна для формирования профессионального певческого зву-

ка: базовой его основой остается организация единой резонансной

системы, озвученного резонирующего дыхания (см. гл. 4).

Теория резонансного

Происхождения вибрато



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.192.220 (0.01 с.)