Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы дикции и резонансное пениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Многие певцы, к сожалению, пренебре- гают хорошей дикцией; слушатели часто не понимают языка, на котором поют певцы на сцене, и довольствуются лишь тем, что знают в общих чертах содержа- ние представления... Понятно, что на хо- рошую дикцию никоим образом нельзя смотреть как на замену голоса, но лишь как на его обрамление... Э. Карузо Одна из «больных» проблем вокального искусства - низкая разборчивость певческой речи, плохая дикция, на что указывали еще Э. Карузо (в книге «Как надо петь»), известный дирижер А.Г. Пазовский («Записки дирижера», 1966), К.С. Станиславский (1955) и др. Иногда дикция столь плоха, что слушатель не может понять ни слова, пение напоминает «глокую куздру» - набор бессмыслен- ных квазислов, созданный известным языковедом Л.В. Щербой для иллюстрации синтаксических закономерностей речи. Проведенные нами исследования с помощью специально разра- ботанного метода слоговой артикуляции показали, что особенно сильно дикция певцов ухудшается при приближении к верхним нотам диапазона голоса: у мужчин до 50%, а у женщин до 20-10% (Морозов, 1977; см. рис 22). Позднее полученные нами результаты были подтверждены в работе двух американских исследователей Г. Нельсона и В. Тиффани (Nelson, Tiffany, 1980). Основная причина плохой дикции в пении - необходимость для певца одновременного решения двух трудно совместимых задач: с одной стороны, обеспечения требуемого качества певческого тем- бра, что связано со значительной стабилизацией резонаторной сис- темы (Дмитриев, 1968), а следовательно, и частотного положения основных певческих формант, а с другой - обеспечения необходи- мой фонетической разнокачественности гласных, что требует, на- Искусство резонансного пения 75 оборот, большей подвижности, больших изменений объема и фор- мы резонаторов, как в разговорной речи. Поскольку певческая установка резонаторов более стабильная, чем в речи, то певец сильно ограничен в движениях органов арти- куляции (язык, губы, глотка, гортань), они не могут производить точно такие же движения, как в речи, ибо на них лежит и другая задача- формирование необходимых качеств певческого звука (тембр, сила, кантилена, полетность). Поэтому, добиваясь певче- ских качеств голоса, певец часто теряет разборчивость вокальной речи (искажает гласные и т.п.), а стремясь обеспечить дикцию, те- ряет певческие качества, нередко прибегая к декламации вместо пения, или к «лаю», как писал Ф Ламперти (1913). Рис. 22. Зависимость разборчивости вокальной речи (дикции) от высоты основного тона голоса певца. Результаты получены методом слоговой артикуляции (по: Морозов, 1977). Средние данные: 1 - мужчины, 2 - женщины, 3 - дети. По оси абсцисс сверху - частота основного тона (Гц), снизу - соответствующая высота голоса в нотном обозначении; по оси ординат - слого- вая разборчивость вокальной речи (А %). Несмотря на указанные трудности, мастера пения - вспомним С.Я. Лемешева, Ф.И. Шаляпина и др. - преодолевают их на удив- ление легко и свободно: и певческий тембр, кантилена, сила, по- летность прекрасны и дикция отличная. Значит, решить эти две противоречивые задачи можно. А раз можно - значит нужно! Но как? И здесь опять мы обращаемся к опыту великих певцов и вы- водам из РТИП. Так, Дж. Барра убежденно твердил нашим стаже- рам одно - овладение резонансным механизмом пения, превраще- ние не только ротоглоточной полости, но всей дыхательной систе- 76 В. П. Морозов мы, включая нижние дыхательные пути, в единый резонатор, дос- тижение озвученного дыхания, совмещенного с резо- нансом, т. е. резонирующего дыхания, как он требовал (см. высказывания Барра в Приложении 1), должно, по его глубо- кому убеждению и опыту, решить все проблемы с дикцией - она будет естественной и свободной. И по свидетельству наших ста- жеров, Барра был абсолютно прав, ибо превращение всего дыха- тельного тракта в единый резонатор, освобождение гортани, ниж- ней челюсти, языка в значительной степени освобождает и артику- ляторные органы для формирования вокальной речи. И их мини- мальные движения уже обеспечивают хорошую дикцию Об этом же говорил Н. Гяуров (см. там же). 3.3.3.1. «Гласная несет согласную.... Научным доказательством справедливости такого мнения мас- теров вокального искусства является феномен переходных процессов в нашей речи. Суть в том, что информация о соглас- ном звуке содержится не только в самом его звуке, но и в окру- жающих согласный гласных (предыдущем и последующем). Это объясняется плавным переходом артикуляторных органов от одного гласного к другому через согласный звук; в каких-то близких к согласному по времени участках гласных речевые органы прини- мают такие формы, которые характерны как для произносимого гласного, так и для ближайшего согласного. Это и отражается на звучании гласного (Златоустова, Потапова, Трунин-Донской, 1986; Fant, Lindblom, 1961). Поскольку громкость гласных в пе- нии намного превышает громкость согласных, они сильно мас- кируются согласными, плохо слышатся и никакие попытки их нарочито усиливать, «выпячивать» не дадут результата, будут выглядеть неестественно. Однако феномен переходных процес- сов обеспечивает хорошее восприятие согласных слушателем, т.е. дикцию вокальной речи. Разумеется, согласные в пении нельзя поизносить вяло и не- брежно, как это мы часто делаем в обычной речи. Ибо вяло произ- несенные согласные или совсем не произнесенные, редуцирован- ные, как называют их фонетики, мало отразятся на переходных процессах, и дикция будет плохой. Эталоном в дикции опять же служит нам искусство великого Шаляпина; прислушаемся к любому романсу или арии в его ис- полнении и поразимся, сколько чувства меры в его произношении в его согласных: ничего утрированного, нарочитого! Разве что ра- Искусство резонансного пения 77 ди художественной выразительности он подчеркнет, выделит ту или иную согласную, но с такой убедительной естественностью, что никак не назовешь это утрированием. Но и ни одной гласной не услышишь у Шаляпина произнесенной вяло и небрежно. Все согласные звучат гармонично с вокальными гласными в потоке изумительного шаляпинского бельканто, звука всегда резонансно- го, опертого на диафрагму. Вот почему прав Н. Гяуров, когда говорит, что правильно орга- н и з о в а н н ы й н а о с н о в е р е з о н а н с н о й т е х н и к и «п е в ч е - ский звук как бы несет согласные, которые должны дой- ти через оркестр далеко, до последнего ряда. Только тогда дикция будет хорошей. Не через форсированное выговаривание соглас- ных, а через верный вокальный поток гласных осуществляется четкая дикция» (см. Приложение 1). В связи с этим мне вспоминается афоризм опытных вокальных педагогов, который я слышал от старейшего Ленинградского во- кального педагога A.M. Разварина: «Гласная у хорошего певца не- сет согласную, как конь седока». О фонетическом методе Фонетический метод - широко распространенный в вокально- педагогической работе, и в целом несомненно полезный, так как помогает в определенной мере решать проблемы сглаживания вокальных гласных, избавления их от «пестроты», свойст- венной речевым гласным, от плоского, открытого звука и т.п. Суть его, как известно, состоит в придании той или иной гласной фо- нетических качеств речевых звуков: У приблизить по звучанию к О, О к А и т.п. В с связи с этим иногда можно слышать высказывания о том, что «нужно петь, как говоришь». Конечно, певческая вокальная речь должна быть естественной - это тоже ее немаловажное эстетическое качество. Но естественность певческой речи не озна- чает, что она должна быть тождественна разговорной речи как по звучанию, так и по физиологическим механизмам образования, и б о м е х а н и з м ы о б р а з о в а н и я р е ч е в ы х и в о к а л ь н ы х гласных у высококвалифицированных певцов существенно различаются. Это показано в научных исследованиях (см. § 3.3.2.) и продиктовано тем, что речевой аппарат в пении должен прежде всего звучать как эстетически совершенный музыкальный инструмент, хотя и говорящий. Однако достижение совершенного певческого звука, превращение нашего говорящего инструмента- 78 ______________________ В.П. Морозов______________________ речевого аппарата - в певческий требует мобилизации существенно иных механизмов голосообразования, отличных от речевых. Здесь я полностью солидарен с Н. Гяуровым, которого интервьюировал Л.Б. Дмитриев. - Ваша речевая установка голосового аппарата, отличается ли она от певческой? - Да, конечно, отличается! - Значит, нельзя на пение переносить речевые установки, петь, как говоришь? - Этого делать нельзя. Это может быть как результат обучения, ко гда артист-мастер уже настолько легко и естественно поет, что кажет ся, он так же легко поет, как говорит! - Я спрашивал об этом потому, что есть педагоги, которые строят на этом обучение. - Я представляю себе, что у педагогов желание ускорить процесс. Им хочется, чтобы у учеников была такая же легкость в пении, как и в речи. Но, к сожалению, до этого идет еще очень длительный и слож ный процесс работы. - Значит, сначала надо устроить звук, а потом давать слово? - Конечно! Надо сначала научить человека петь, а потом правиль ное пение уже легко связывается с естественным произношением, с четкостью речи. Человеку тогда надо только выговаривать слова на этой же базе, на этой певческой установке. Слова надо произносить на единой вокальной базе, и для слушателя это будет гораздо яснее, разборчивее. Это происходит потому, что певческий звук как бы несет согласные, которые должны дойти через оркестр далеко, до последнего ряда. Только тогда дикция будет хорошей. Не через выговаривание согласных, а через верный вокальный поток гласных осуществляется четкая дикция. Поэтому попытки добиться певческого звука чисто фонетиче- скими речевыми средствами (чистые гласные; пой, как говоришь и т.п.) сплошь и рядом не приводят к цели, если не будет обеспечено главное - максимальная мобилизация резонаторной системы путем ее особой певческий перестройки (достижение прежде всего ре- зонирующего певческого дыхания с обязательным уча- стием диафрагмы и др.), обусловливающей мощь и красоту голоса, при полной свободе и непринужденности работы органов артику- ляции, т.е. качества, отнюдь не обязательные в разговорной речи. В этом смысле фонетические речевые механизмы могут рассмат- риваться лишь как косметические средства, а певческая ус- тановка всей резонаторной системы -как фундамент и как бы само здание голоса. Попытки чисто речевыми фо- нетическими механизмами добиваться певческого звука без этой фундаментальной резонансной осно- Искусство резонансного пения 79 в ы п р и в е д у т л и ш ь к п о д р а ж а н и ю п е в ч е с к о м у т е м - б р у, и м и т а ц и и е г о н е с о с т о я т е л ь н ы м и с р е д с т в а м и. Так, гласная И в речевом произношении имеет форманту, близкую к ВПФ (2500 Гц). Поскольку голос от этого на И звучит заметно звонче, некоторые вокалисты берут И за основу формирования яр- кости певческого звука. Но речевая форманта И имеет совершенно другое акустико-физиологическое происхождение - это результат резонанса небольшой переднеротовой полости (меньшей части сдвоенного резонатора Гельмгольца), а в пении ВПФ, придающая голосу звонкость, образуется в результате резонанса надгортанной полости и не только на И, но и на всех других гласных. Из- лишне говорить, что ставка на фонетические качества гласной И, равно как и других (У например), с фундаментально-методоло- гической позиции не состоятельна. Это не означает полного отри- цания фонетического метода как полезного, но не более как кос- метического средства формирования певческого голоса при наличии иной (резонансной) акустико-физиологической основы профессионального певческого звука. Примечательно писал о фо- нетической косметике певческого голоса Титта Руффо (1966). Титта Руффо. Я стремился создать при помощи специфической вокальной техники подлинную палитру колоритов. При помощи опре- деленных изменений я создавал звук голоса белый; затем, затемняя его звуком более насыщенным, я доводил его до колорита, который назы- вал синим; усиливая тот же звук и округляя его, я стремился к колори- ту, который называл красным, затем к черному, т.е. к максимально темному. Чтобы добиться этой, переливающейся цветами радуги па- литры, я извлекал звуки, которые называл звуками полости рта, т. е. з в у к а м и р е ч е в ы м и, а н е в о к а л ь н ы м и. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ Эстетическая функция резонаторов состоит в том, что они придают певческому голосу приятные на слух тембровые каче- ства. Вокальная педагогика всего мира борется за эти качества всеми средствами и, в частности, путем искоренения неприят- ного на слух горлового, связочного тембра. Но так ли уж он не- приятен? Для этого надо послушать, как звучат голосовые связ- ки без резонаторов. 80______________________ В.П. Морозов_____________________ Неприличные» звуки гортани С акустической точки зрения работу го- лосовых связок нельзя трактовать по ана- логии с колеблющейся мембраной; связки только модулируют постоянный поток воздуха при выдохе, но не генерируют зву- ковых колебаний сколько-нибудь заметной интенсивности путем прямого преобразо- вания механических колебаний в звуковые. Г. Фант Звук, который рождает изолированная гортань человека, от- личается резким и очень неприятным тембром. Впервые опыты с изолированной (не живой гортанью) человека проделал не- мецкий физиолог Иоганн Мюллер (Miiller, 1840), используя ис- кусственный поддув воздуха в подсвязочное пространство и на- тяжение голосовых связок. В дальнейшем они были описаны многими исследователями (Музехольд, 1925; Левидов, 1939.). Поскольку звук в гортани образуется путем периодического про- скакивания порций воздуха из подсвязочного пространства через сомкнутые края голосовых связок, то об эстетических свойствах таких звуков говорить не приходится; по свидетельству тех, кто их слышал, они напоминают «неприличные» звуки. Поэтому эстети- ческая роль резонаторов и состоит в том, чтобы придать звукам гортани не просто приличный, но и приятный на слух тембр, т.е. облагородить их, не говоря уже о придании им фонетических свойств, т.е. формировании речевых звуков, о чем говорилось в предыдущем разделе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.16 (0.009 с.) |