Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гельмгольца и современные теорииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Резонансную природу образования речевых гласных доказал еще Г. Гельмгольц (Helmholtz, 1913, 1-ое изд. 1862 г.). С этой це- лью он установил сначала, что каждый из гласных звуков характе- ризуется наличием одного или двух значительно усиленных обер- тонов, которые он назвал характеристическими тонами гласных (рис. 19). Благодаря тому, что эти тоны разные для раз- ных гласных, мы и различаем их по слуху. Примечательно, что для выделения характеристических тонов гласных Гельмгольц - гени- альный изобретатель - воспользовался, так сказать, услугами ре- зонанса: изготовил стеклянные шары-резонаторы разных размеров (см. рис. 1), которые резонировали на разные по высоте звуки. Узким концом шар вставлялся в ухо и, если он резонировал (т.е. слышался какой-либо тон), то это означало, что в данном гласном звуке имеется этот усиленный обертон. Рис. 19. «Характеристи- ческие тоны» гласных немецкой речи в нотном обозначении, выделен- ные Гельмгольцем из речевых звуков при по- мощи шаров-резонато- ров разного размера (по: Helmholtz, 1913). Резонансная теория образования речи Гельмгольца основана на доказательстве резонансного происхождения характеристических 70 ______________________ В.П. Морозов_____________________ тонов гласных в ротоглоточной полости. Согласно теории Гельм- гольца, голосовые связки дают лишь звуковую основу гласных - основной тон, определяющий высоту звука с обертонами. В рото- вой же полости образуется один или два резонатора, усиливающих характерные для каждой гласной обертоны, т.е. формируются ха- рактеристические тоны гласных. Два резонатора в ротоглоточной полости образуются, по Гельмгольцу, путем ее частичного разде- ления языком на большую и меньшую части, связанные между со- бой сужением, образуемым языком. Важно отметить, что разделе- ние ротоглоточной полости на две акустически сообщающиеся между собой части не мешает ротоглоточному каналу резониро- вать в целом и образовывать НПФ, как было показано в § 3.2.2. Каждый из этих сдвоенных резонаторов Гельмгольц рассматривал как резонатор, который усиливает обертоны в зависимости от сво- их размеров и формы (см. рис. 1, 3). Свою резонансную теорию Гельмгольц подкрепил методом мо- делирования: в 1860 г. создал «говорящую машину», представ- ляющую собой набор резонаторов разных объемов, т.е. резони- рующих на разные тоны и возбуждаемых звуком электрического зуммера (типа электрокамертона). Включая резонаторы, соответ- ствующие характеристическим тонам гласных, Гельмгольц и за- ставил свою говорящую машину «говорить», т.е. образовывать звуки разных гласных1 (рис. 20). Теория сдвоенного резонатора Гельмгольца, несмотря на свой солидный возраст, 136 лет, не утратила своего значения и в наши дни, хотя претерпела существенные дополнения и видоизменения. Так, найденные Гельмгольцем характеристические тоны гласных были названы формантами. Показано также, что в каждом гласном их не 1-2, а больше - до 4-5, из которых первостепенное 1 Тем не менее в интересах справедливости следует заметить, что попытки создания го- ворящей машины существовали задолго до изобретения Гельмгольца. В частности, в Рос- сии говорящая машина была создана чуть ли не на целое столетие раньше гельмгольцев- ской. В 1779 г. Петербургская академия наук объявила конкурс на создание аппарата для искусственного воспроизведения гласных звуков. Вскоре такой аппарат был представлен в Академию наук, а автор его, Х.А. Краценштейн, был награжден премией (Мясников, 1949). Как же была устроена говорящая машина Х.А. Краценштейна? Основу аппарата составляла искусственная гортань с искусственными голосовыми связками, т.е. эластическими язычками, колеблющимися под действием тока воздуха, на- гнетаемого мехами (чем не подтверждение миоэластической теории!). Высота основного тона «голосовых связок» регулировалась специальным зажимом. «Говорить» же, т. е. вос- производить различные гласные звуки, машина эта могла только благодаря приставляемым к ней резонаторам различного объема и формы. Резонаторы эти в виде при- чудливых банок и ваз надевались на искусственную гортань сверху. В зависимости от того, какой из резонаторов на нее надет, гортань могла «произносить» различные гласные звуки. Искусство резонансного пения 71 значение имеют первые три форманты, обозначаемые обычно сим- волами F1, F2, F3 и т.д. (см. табл. 3.). Рис. 20. «Говорящая машина» Гельмгольца состояла из набора резонаторов в виде пустотелых цилиндров разной величины (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8), имеющих крышки с ру- коятками, закрывающими «горла» резонаторов. Возбуждались резонаторы с помощью зуммеров (a1-a8), дающих звук наподобие электрического звонка (аналог звука горта- ни), работающих от электрической батареи (е1- е2) и системы, преобразующей посто- янный ток в переменный с помощью электрокамертона (b, f). Реостат (d) регулировал силу тока и, следовательно, громкость звука. Включая с помощью ручек (ml-m8) те или иные резонаторы, усиливающие разные по частоте обертоны звука зуммера (со- гласно рис. 19), Гельмгольц и заставлял машину «говорить», т.е. издавать гласнопо- добные звуки (Helmholtz, 1913). Одним из наиболее известных трудов по теории образования речи является работа шведского акустика Г. Фанта (Фант, 1964; Fant, 1960, 2-nd edition 1970). В нашей стране наиболее обстоятельные исследо- вания по теории речеобразования проведены доктором физико- математических наук В.Н. Сорокиным (Сорокин, 1985, 1992). 72 В. П. Морозов Рис. 21. Традиционная схема, поясняющая роль резонаторов речевого тракта в преоб- разовании спектра голосовых связок в спектр гласных. Импульсы голосовых связок (вверху слева) имеют спектр гармоник S(f), постепенно уменьшающейся амплитуды (внизу слева). Резонаторы речевого тракта настроены в каждый определенный момент звукопроизношения на усиление определенных частот спектра и ослабление других частот (Т(f) внизу в середине). В результате некоторые гармоники спектра голосовых связок усиливаются, а другие ослабляются, т.е. образуется спектр, отражающий свой- ства как голосового источника, так и резонаторов {S(f)+T(f), внизу справа). Вверху справа - схематическое изображение звуковой волны гласного звука (по: Фант, 1964). Таблица 3 Средние значения формантных частот русских гласных (по: Фант, 1964) Частота речевых формант, Гц Гласные 1-я форманта 2-я форманта 3-я форманта У 300 625 2500 О 535 780 2500 А 700 1080 2600 Е 440 1800 2550 И 240 2250 3200 Ы 300 1480 2230 Важным дополнением теории Гельмгольца является то обстоя- тельство, что форманты гласных не являются строго постоянными, но существенно изменяют свое частотное положение у разных лю- дей даже на одних и тех же гласных. Так, в женском голосе они выше по частоте на 17%, а в детском- на 25%, что вызвано осо- бенностями строения и формы речевых резонаторов у разных лю- дей. Зависит также частота речевых формант и от высоты основно- го тона голоса даже у одного и того же человека. Опознавание же Искусство резонансного пения 73 гласных при наличии такого рода изменений частоты формант ос- новано, как сейчас установлено, не столько на абсолютных значе- ниях частоты формант, сколько на относительных, т.е. на соот- ношении частот, подобно тому, как интервал квинта воспри- нимается на слух как квинта в любом звуковысотной диапазоне. Имеют большое значение также и амплитуды формант, а также динамика их частотно-амплитудного значения в процессе звуко- произношения, вследствие изменения объемов и формы речевых резонаторов при переходе от одних звуков к другим (Златоустова, Потапова, Трунин-Донской, 1986) и др. Частотные значения речевых формант в пении сущест- венно иные (Sundberg, 1987) вследствие того, что голосовой аппа- рат певца должен обеспечить прежде всего специфические качест- ва певческого тембра- высокую и низкую певческие форманты (см. § 3.2.). Поэтому встречающиеся в руководствах по пению ука- зания частот речевых формант в пении со ссылками на исследо- вания речи не являются точными; вокальная фонетика - это особая область науки и практики. Фонетические особенности Вокальных гласных Фонетическая функция певческих резонаторов проявляется прежде всего в сглаживании фонетической разнокачественно- сти гласных, звучащих в обычной разговорной речи достаточно «пестро». Если в обычной речи это нормальное явление, равно как и в народном пении, то в академическом жанре - недопустимо. На пестроту гласных в сценической речи сетовал К.С. Станиславский: «Как неприятны эти пестрые голоса, - писал он, - в которых звук А вылетает из живота, звук Е из голосовой щели, И протискивается из сдавленного горла, звук О гудит, точно в бочке, а У, Ы, Ю по- падают в такие места, из которых их никак и не вытащишь» (Ста- ниславский, 1955, с. 67). Исследования показали, что «пестрота» речевых гласных, в том числе и плохих вокальных, выражается в значительных спектральных различиях между гласными, прежде всего по уровням ВПФ и НПФ, а также средней певческой фор- манты и их частотным положениям, в то время как хорошие во- кальные гласные отличаются значительной стабилизацией этих формант по уровню и частотному положению (см. рис. 9А, Б.). Это соответственно обусловлено, как показали рентгенологические ис- следования Л.Б.Дмитриева (1968), стабильностью резонаторной 3-4056 74 ______________________ В.П. Морозов____________________ системы хороших певцов, значительно меньшими изменениями размеров и формы резонаторов в пении по сравнению с речью. Недавно нами были проведены исследования гласных Ф.И. Ша- ляпина, выделенных из исполняемых им произведений, имеющих ку- плетное строение- «Дубинушка», «Легенда о 12 разбойниках» и др. Гласные Шаляпина оказались удивительно схожими по спектру, не- смотря на очень четкую дикцию и отсутствие искажения (§ 3.4.8.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.166.87 (0.007 с.) |