Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В системе голосового аппарата

Поиск

В целостной системе голосового аппарата гортань с голосовы-

ми связками занимает особое положение. Обычно подчеркивается

ее главенствующая роль как важнейшего певческого органа, и это

совершенно справедливо и очевидно. Однако рассмотрение роли

гортани как составной части общей системы голосового аппарата

певца выявляет и ряд других ее особенностей, так сказать, сис-

темного характера. Особенности эти касаются как поведения

гортани в целом (§ 4.2.), так и, главным образом, - колебательной

функции голосовых связок.

Подчеркнем кратко эти особенности.

• Первая особенность. Как было показано выше, колебательный

режим голосовых связок зависит не только от собственной работы

гортани (ее внутренних и наружных мышц), определяющей сте

пень натяжения голосовых связок, плотность смыкания и т.п., но и

от характера воздействия со стороны дыхания и резонато

ров. Эта особенность гортани, свидетельствующая о ее далеко не

абсолютной самостоятельности по производству высоты, силы и

тембровых характеристик голоса, была рассмотрена в §§ 3.2., 3.3.,

3.4., 3.5.3., 4.8.

• Вторая особенность состоит в том, что гортань расположена

между резонаторами и дыхательным аппаратом, чем объясняется

значительная сила воздействия на голосовые связки со сторо

ны этих органов (одновременно снизу и сверху). В частности, в

§§ 3.5.3., 3.5.4., 4.8.2. показано, что колебательный механизм голо

совых связок существенно зависит от соотношения реактив

ных (резонансных), т.е. акустических сопротивлений в верхнем

и нижнем резонаторах, равно как и от разницы между надсвязоч

ным и подсвязочным давлением воздуха (т.е. от градиента воз

душного давления на уровне голосовой щели). Попутно еще раз

подчеркнем в связи с этим разницу между реактивным резонанс

ным, т.е. акустическим сопротивлением голосового тракта, и

сопротивлением воздушному потоку (дыханию), т.е. пневмати-

________________ Искусство резонансного пения ____________ 205

ческим сопротивлением. Явления эти совершенно разные по

своей биофизической природе, и отождествление их (о чем иногда

приходится слышать и даже читать в методических работах) явля-

ется совершенно неверным.

Третья особенность. Воздействие дыхания и резонаторов на

голосовые связки может носить как положительный, так и от

рицательный характер. Так, форсированное дыхание может

легко травмировать голосовые связки, и гортань бессильна проти

водействовать этому. Это пример отрицательного воздействия ды

хания, о котором предупреждал еще М. Гарсиа: «Грудь имеет назна

чение питать голос воздухом, но не толкать его и не выпихивать».

Вдыхательная установка и особенно активность диа-

фрагмы обеспечивает комфортабельность работы гортани, но не

только путем оптимизации пневматических сил воздействия

на гортань, но и активизации резонансных свойств голосового

тракта (§§ 4.5., 4.6., 4.7.), выполняющих защитную роль по от-

ношению к голосовым связкам.

Но резонаторы могут также поставить гортань и в тяжелые усло-

вия путем неоптимальной настройки и сонастройки верхних и ниж-

них полостей. Что такое чрезмерно глубокий звук или, как иногда го-

ворят, «загнанный в ноздрю» или «в затылок», или «опрокинутый»,

по выражению Е.А. Муравьевой (учителя И.С. Козловского), или звук

«плоский», «белый», «вульгарный»? Это ведь тоже работа резонато-

ров. А каким способом можно сконцентрировать звук, вывести его

наружу, сделать близким и полетным? За все это ответственна опти-

мальная настройка резонаторов, обеспечивающая положительное

воздействие на гортань и эффективность работы голосового аппарата

в целом путем повышения его КДП (§§ 3.2., 3.3.).

Четвертая особенность. Гортань по сравнению с дыхательным

аппаратом и резонаторами орган достаточно маленький и вместе с

тем весьма сложно устроенный, состоящий из множества мелких

мышц и хрящей, с очень сложной системой иннервации, идущей

из разных отделов нервной системы. Эта анатомо-физиологиче

ская особенность приводит к тому, что внутренняя работа гортани

чрезвычайно плохо анализируется и осознается. Мышеч

ные чувства И.М. Сеченов вообще назвал «темными» ввиду их

неясности, неотчетливости. Тем более это относится к работе мел

ких мышечно-хрящевых образований гортани.

В этом смысле работа более крупных частей артикуляционного

аппарата (язык, губы, щеки, мягкое нёбо, глотка), обеспечивающих

настройку верхних резонаторов, а также более крупных дыхатель-

206______________________ В.П. Морозов_____________________

ных мышц (диафрагма, брюшной пресс, межреберные мышцы),

сильнее подвержена сознательному контролю и регулированию,

чем внутренняя работа гортани и голосовых связок. К тому же и в

самих голосовых связках весьма мало чувствительных рецепторов,

иначе вибрация их даже в процессе обычного разговора была бы для

нас сущим наказанием ввиду сильных раздражающих ощущений.

Артикуляционный аппарат (язык, щеки, губы, мягкое небо, глотка),

служащий не только для пения, но и для речи, снабжен множеством чув-

ствительных и двигательных нервов, связанных с центральными корко-

выми отделами мозга («речедвигательный» анализатор по И. П. Павлову).

Ре чь - эт о произвольный и осознаваемый процесс, связанный

с мышлением и сознанием. Благодаря связи со специфическими речевы-

ми нервными центрами («речедвигательный» центр Брока в левой лобной

доле и речевоспринимающий центр Вернике в левой височной доле), ра-

бота артикуляционного аппарата весьма точно дифференцируется и осоз-

нается (мы точно можем определить, в каком положении у нас находится

язык, губы, нижняя челюсть и т.п.). Это, в частности, служит основой для

исправления недостатков речевых звуков в логопедии и, конечно же, ши-

роко используется в вокальной педагогике. Что же касается нарушений

работы голосовых связок, например при различного рода дисфониях (фо-

настения, афония и др.), то врачам-фониатрам хорошо известны трудно-

сти восстановления их нормальной работы по разным причинам, в том

числе и по причине плохой подконтрольности нашему сознанию и воле-

вому регулированию внутренней работы гортани.

• Наконец, пятая особенность является результатом всех преды-

дущих и состоит в том, что голосовые связки работают у певца в

режиме автоматизированного (автоколебательного) и в зна-

чительной степени подсознательного взаимодействия с

работой дыхания и резонаторов.

И наша способность к произвольному регулированию высоты, тем-

бра и силы звука в пении есть не что иное, как результат сложно ско-

ординированной работы всех трех частей голосового аппарата - дыха-

ния, гортани и резонаторов - как единой целостной системы.

Автоколебательная природа работы голосовых связок вытекает

также из миоэластической теории, объясняющей их колебательную

функцию как результат взаимодействия упругих сил голосовых связок

с воздушным потоком из легких. Несостоятельность выдвинутой

Р. Юссоном нейромоторной теории колебания голосовых связок, яко-

бы происходящих под действием нервных импульсов из моторных

центров мозга, была аргументирована в § 4.3. Это не означает, однако,

отрицания важнейшей роли нервной системы в регулировании часто-

ты колебаний голосовых связок. Но роль эта заключается не в «подер-

гивании» мышц голосовых складок с частотой основного тона, как ут-

верждал Юссон, а в создании таких миоэластических условий в

Искусство резонансного пения 207

гортани (путем изменения силы, жесткости натяжения, плотности

смыкания голосовых связок, изменения длины их вибрирующей части

и т.п.), при которых гортань во взаимодействии с дыханием и

резонаторами и способна издавать звуки разной высоты.

Высказанное в свое время Фантом (1964) в ходе критики теории

Юссона положение о роли эффекта Вернули' (в поддержку миоэла-

стической теории) хорошо согласуется с новыми экспериментальными

данными об участии слизистой оболочки голосовых связок в их коле-

бательных движениях (Максимов, 1987).

Выдвигаемое нами в рамках РТИП представление о важной ро-

ли амплитудно-фазового взаимодействия резонансов в надсвязоч-

ной и подсвязочной полостях голосового тракта певца, облегчаю-

щего автоколебательный процесс голосовых связок (голосовые

связки как бы опираются на соклолеблющийся с ними резони-

рующий столб воздуха в верхнем и нижнем резонаторах), является

аргументом в пользу автоколебательной природы поведения

голосовых связок в пении (§§ 3.5.3., 3.5.4.).

И подчеркнем еще раз весьма важное условие:

автоколебательный режим голосовых связок осуществляется

при обязательном взаимодействии с работой дыхания и

резонаторов, оказывающих на амплитудно-частнотные характе-

ристики колебаний голосовых связок значительное

регулирующее воздействие, то есть фактически участвующих в

формировании звуковысотных и энергетических характеристик

певческого голоса.

ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ

ГОЛОСОВОГО АППАРАТА ПЕВЦА И

ЕГО ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Таким образом, мы подошли к физиологическому

обоснованию целостности голосового аппарата певца.

Идея целостности голосового аппарата певца имеет огромное

научно-практическое значение. Однако, несмотря на то, что идея

целостности нередко декларируется в вокальной педагогике как

некое само собой разумеющееся понятие (см. например:

Аспелунд, 1952), научные обоснования ее отсутствуют. В гл. 4 и

особенно в § 4.8., а также в гл. 5, впервые приводятся

физиологические (и в гл. 5 - психофизиологические) обоснования

принципа целостности в работе голосового аппарата певца.

Эффект Вернули заключается в возникновении сил, сближающих два близко располо-

женных тела, если между ними со значительной скоростью продувается струя воздуха или

протекает жидкость.

208 В.П. Морозов____________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.255.51 (0.009 с.)