Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В системе голосового аппаратаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В целостной системе голосового аппарата гортань с голосовы- ми связками занимает особое положение. Обычно подчеркивается ее главенствующая роль как важнейшего певческого органа, и это совершенно справедливо и очевидно. Однако рассмотрение роли гортани как составной части общей системы голосового аппарата певца выявляет и ряд других ее особенностей, так сказать, сис- темного характера. Особенности эти касаются как поведения гортани в целом (§ 4.2.), так и, главным образом, - колебательной функции голосовых связок. Подчеркнем кратко эти особенности. • Первая особенность. Как было показано выше, колебательный режим голосовых связок зависит не только от собственной работы гортани (ее внутренних и наружных мышц), определяющей сте пень натяжения голосовых связок, плотность смыкания и т.п., но и от характера воздействия со стороны дыхания и резонато ров. Эта особенность гортани, свидетельствующая о ее далеко не абсолютной самостоятельности по производству высоты, силы и тембровых характеристик голоса, была рассмотрена в §§ 3.2., 3.3., 3.4., 3.5.3., 4.8. • Вторая особенность состоит в том, что гортань расположена между резонаторами и дыхательным аппаратом, чем объясняется значительная сила воздействия на голосовые связки со сторо ны этих органов (одновременно снизу и сверху). В частности, в §§ 3.5.3., 3.5.4., 4.8.2. показано, что колебательный механизм голо совых связок существенно зависит от соотношения реактив ных (резонансных), т.е. акустических сопротивлений в верхнем и нижнем резонаторах, равно как и от разницы между надсвязоч ным и подсвязочным давлением воздуха (т.е. от градиента воз душного давления на уровне голосовой щели). Попутно еще раз подчеркнем в связи с этим разницу между реактивным резонанс ным, т.е. акустическим сопротивлением голосового тракта, и сопротивлением воздушному потоку (дыханию), т.е. пневмати- ________________ Искусство резонансного пения ____________ 205 ческим сопротивлением. Явления эти совершенно разные по своей биофизической природе, и отождествление их (о чем иногда приходится слышать и даже читать в методических работах) явля- ется совершенно неверным. • Третья особенность. Воздействие дыхания и резонаторов на голосовые связки может носить как положительный, так и от рицательный характер. Так, форсированное дыхание может легко травмировать голосовые связки, и гортань бессильна проти водействовать этому. Это пример отрицательного воздействия ды хания, о котором предупреждал еще М. Гарсиа: «Грудь имеет назна чение питать голос воздухом, но не толкать его и не выпихивать». Вдыхательная установка и особенно активность диа- фрагмы обеспечивает комфортабельность работы гортани, но не только путем оптимизации пневматических сил воздействия на гортань, но и активизации резонансных свойств голосового тракта (§§ 4.5., 4.6., 4.7.), выполняющих защитную роль по от- ношению к голосовым связкам. Но резонаторы могут также поставить гортань и в тяжелые усло- вия путем неоптимальной настройки и сонастройки верхних и ниж- них полостей. Что такое чрезмерно глубокий звук или, как иногда го- ворят, «загнанный в ноздрю» или «в затылок», или «опрокинутый», по выражению Е.А. Муравьевой (учителя И.С. Козловского), или звук «плоский», «белый», «вульгарный»? Это ведь тоже работа резонато- ров. А каким способом можно сконцентрировать звук, вывести его наружу, сделать близким и полетным? За все это ответственна опти- мальная настройка резонаторов, обеспечивающая положительное воздействие на гортань и эффективность работы голосового аппарата в целом путем повышения его КДП (§§ 3.2., 3.3.). • Четвертая особенность. Гортань по сравнению с дыхательным аппаратом и резонаторами орган достаточно маленький и вместе с тем весьма сложно устроенный, состоящий из множества мелких мышц и хрящей, с очень сложной системой иннервации, идущей из разных отделов нервной системы. Эта анатомо-физиологиче ская особенность приводит к тому, что внутренняя работа гортани чрезвычайно плохо анализируется и осознается. Мышеч ные чувства И.М. Сеченов вообще назвал «темными» ввиду их неясности, неотчетливости. Тем более это относится к работе мел ких мышечно-хрящевых образований гортани. В этом смысле работа более крупных частей артикуляционного аппарата (язык, губы, щеки, мягкое нёбо, глотка), обеспечивающих настройку верхних резонаторов, а также более крупных дыхатель- 206______________________ В.П. Морозов_____________________ ных мышц (диафрагма, брюшной пресс, межреберные мышцы), сильнее подвержена сознательному контролю и регулированию, чем внутренняя работа гортани и голосовых связок. К тому же и в самих голосовых связках весьма мало чувствительных рецепторов, иначе вибрация их даже в процессе обычного разговора была бы для нас сущим наказанием ввиду сильных раздражающих ощущений. Артикуляционный аппарат (язык, щеки, губы, мягкое небо, глотка), служащий не только для пения, но и для речи, снабжен множеством чув- ствительных и двигательных нервов, связанных с центральными корко- выми отделами мозга («речедвигательный» анализатор по И. П. Павлову). Ре чь - эт о произвольный и осознаваемый процесс, связанный с мышлением и сознанием. Благодаря связи со специфическими речевы- ми нервными центрами («речедвигательный» центр Брока в левой лобной доле и речевоспринимающий центр Вернике в левой височной доле), ра- бота артикуляционного аппарата весьма точно дифференцируется и осоз- нается (мы точно можем определить, в каком положении у нас находится язык, губы, нижняя челюсть и т.п.). Это, в частности, служит основой для исправления недостатков речевых звуков в логопедии и, конечно же, ши- роко используется в вокальной педагогике. Что же касается нарушений работы голосовых связок, например при различного рода дисфониях (фо- настения, афония и др.), то врачам-фониатрам хорошо известны трудно- сти восстановления их нормальной работы по разным причинам, в том числе и по причине плохой подконтрольности нашему сознанию и воле- вому регулированию внутренней работы гортани. • Наконец, пятая особенность является результатом всех преды- дущих и состоит в том, что голосовые связки работают у певца в режиме автоматизированного (автоколебательного) и в зна- чительной степени подсознательного взаимодействия с работой дыхания и резонаторов. И наша способность к произвольному регулированию высоты, тем- бра и силы звука в пении есть не что иное, как результат сложно ско- ординированной работы всех трех частей голосового аппарата - дыха- ния, гортани и резонаторов - как единой целостной системы. Автоколебательная природа работы голосовых связок вытекает также из миоэластической теории, объясняющей их колебательную функцию как результат взаимодействия упругих сил голосовых связок с воздушным потоком из легких. Несостоятельность выдвинутой Р. Юссоном нейромоторной теории колебания голосовых связок, яко- бы происходящих под действием нервных импульсов из моторных центров мозга, была аргументирована в § 4.3. Это не означает, однако, отрицания важнейшей роли нервной системы в регулировании часто- ты колебаний голосовых связок. Но роль эта заключается не в «подер- гивании» мышц голосовых складок с частотой основного тона, как ут- верждал Юссон, а в создании таких миоэластических условий в Искусство резонансного пения 207 гортани (путем изменения силы, жесткости натяжения, плотности смыкания голосовых связок, изменения длины их вибрирующей части и т.п.), при которых гортань во взаимодействии с дыханием и резонаторами и способна издавать звуки разной высоты. Высказанное в свое время Фантом (1964) в ходе критики теории Юссона положение о роли эффекта Вернули' (в поддержку миоэла- стической теории) хорошо согласуется с новыми экспериментальными данными об участии слизистой оболочки голосовых связок в их коле- бательных движениях (Максимов, 1987). Выдвигаемое нами в рамках РТИП представление о важной ро- ли амплитудно-фазового взаимодействия резонансов в надсвязоч- ной и подсвязочной полостях голосового тракта певца, облегчаю- щего автоколебательный процесс голосовых связок (голосовые связки как бы опираются на соклолеблющийся с ними резони- рующий столб воздуха в верхнем и нижнем резонаторах), является аргументом в пользу автоколебательной природы поведения голосовых связок в пении (§§ 3.5.3., 3.5.4.). И подчеркнем еще раз весьма важное условие: автоколебательный режим голосовых связок осуществляется при обязательном взаимодействии с работой дыхания и резонаторов, оказывающих на амплитудно-частнотные характе- ристики колебаний голосовых связок значительное регулирующее воздействие, то есть фактически участвующих в формировании звуковысотных и энергетических характеристик певческого голоса. ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА ПЕВЦА И ЕГО ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ Таким образом, мы подошли к физиологическому обоснованию целостности голосового аппарата певца. Идея целостности голосового аппарата певца имеет огромное научно-практическое значение. Однако, несмотря на то, что идея целостности нередко декларируется в вокальной педагогике как некое само собой разумеющееся понятие (см. например: Аспелунд, 1952), научные обоснования ее отсутствуют. В гл. 4 и особенно в § 4.8., а также в гл. 5, впервые приводятся физиологические (и в гл. 5 - психофизиологические) обоснования принципа целостности в работе голосового аппарата певца. Эффект Вернули заключается в возникновении сил, сближающих два близко располо- женных тела, если между ними со значительной скоростью продувается струя воздуха или протекает жидкость. 208 В.П. Морозов____________________
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.255.51 (0.009 с.) |