Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности высокой певческой формантыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Один из основных объективных показателей профессионально- го певческого голоса- это высокая певческая форманта. Именно ВПФ, степень ее относительной интенсивности в спектре звука (относительно других спектральных составляющих), опреде- ляет такие важнейшие эстетические и вокально-технические свой- ства певческого голоса, как звонкость и полетность, т.е. способ- ность озвучивать большие концертные залы, противостоять мас- кирующему влиянию звуков музыкального сопровождения («ре- зать оркестр», по выражению дирижеров).Это впервые было мною показано путем выделения ВПФ из голоса выдающихся певцов (см. §§3.2.1., 3.4.2., 3.4.8.4.). Рис. 77. Сравнительные спектры голоса Ф. Шаляпина и рояля. Романс М.И. Глинки «Сомнение», гласная А во в фразе «...и ж А рко с устами сольются...», слове «ж А р- ко», нота mi1. Уровень ВПФ 67,6%, средняя частота 2597,8 Гц. Как хорошо видно, спектр рояля имеет максимум в низкочастотной области (ок. 240-400 Гц) и постепен- но спадает по интенсивности к высоким частотам, а голос Шаляпина, благодаря сильно выраженной ВПФ ок. 2600 Гц, прекрасно слышится на фоне аккомпанемента. ВПФ как бы прорезает звук музыкального сопровождения. Ввиду сказанного обратим внимание прежде всего на то, в какой сте- пени выражена ВПФ в голосе мастеров - это во-первых, а во-вторых, в какой частотной области спектра она располагается. Результаты стати- стических подсчетов этих показателей представлены в таблице 9. Как видно из таблицы, средний уровень ВПФ у мастеров во- кального искусства (см. строка: «академические певцы») составляет 42,4% в мужских голосах и 27,2% в женских, т.е. намного (при- мерно в три раза!) превышает уровень ВПФ в спектрах как непро- фессиональных голосов (в которых ВПФ составляет 15,5% у муж- чин и 8,4% у женщин), так и страдных певцов (11,8%- мужские голоса, 12,3% - женские голоса). 350 В. П. Морозов Таблица 9 Средние значения относительного уровня высокой певческой форманты (ВПФ, %) и ее частотного расположения (ВПФ, Гц) в спектре голоса 1) академических, 2) эстрадных И 3) непрофессиональных певцов. Категория Певцов Число проана- Лизированных Спектров Относительный уровень ВПФ, % Частотное Расположение ВПФ (F, Гц) Академические певцы муж жен 42,4 ± 13,4 27,2 ± 7,0 2529,9 ± 160,4 3071,8 ±269,9 Непрофессио- нальные певцы муж жен 9 5 15,5 ±7,3 8,4 ± 3,9 2847,7 ± 299,9 3005,5 ±518,2 Эстрадные певцы муж жен 4 4 11,8 ±5,1 12,3 ±9,5 2812,4 ± 194,5 3489,7 ±227,8 Примечание. Наряду со средними значениями уровня ВПФ (%) и ее час- тотного расположения в спектре голоса (ВПФ, Гц) в таблице приведены средние разбросы этих показателей, т.е. общепринятые в статистических из- мерениях величины среднеквадратических отклонений от среднего (±.). Вторая важная особенность ВПФ мастеров академического пе- ния (по сравнению с непрофессиональными голосами)- это ста- б и л ь н о с т ь е е у р о в н я и ч а с т о т н о г о р а с п о л о ж е н и я в спектре голоса каждого из певцов при пении разных гласных и разных по высоте нот диапазона голоса (см. спектры Ф. Шаляпина, П. Скусниченко, Г. Димитровой, Н. Охотникова, Г. Селезнева). У неквалифицированных певцов, а также эстрадных исполнителей наблюдается значительное разнообразие уровня и частотного рас- положения ВПФ при тех же условиях (см. Приложение 2). Из таблицы 9 видно, что ВПФ мастеров (строка «академические пев- цы» располагается в спектре мужских голосов существенно ниже (2529,9 Гц), чем в женских (3071,8 Гц). В свете РТИП это означает, что резонансная система мужчин, усиливающая ВПФ (надгортанный резо- натор), имеет в целом существенно большие размеры, чем у женщин и усиливает соответственно более низкие обертоны спектра голоса. Вместе с тем в пределах мужских и женских голосов по этой же причине существуют различия по типичному частотному расположе- нию ВПФ в спектрах басов, баритонов, теноров, меццо сопрано и со- прано; чем выше тип голоса, тем выше по частотной шкале спектра располагается и ВПФ его голоса (см. рис. 78). Данная закономерность касается также и расположения в спектре НПФ. Искусство резонансного пения 351 Рис. 78. Сопоставление спектров трех певцов (баса, тенора и меццо сопрано): Нестеренко («Не пой, красавица, при мне»), Атлантов («Мама, мама!», из арии Дубровского), Образцо- ва («Ах! Это кто?!», из арии Любаши). ВПФ обозначена стрелками. Частотное расположение ВПФ и НПФ в спектре голоса опреде- ляет его тембровые качества; нежное, лиричное звучание вы- соких голосов и мужественное, драматичное - низких. Поскольку на тембр голоса, помимо частотного расположения ВПФ и НПФ, влияет и их относительный уровень, законо- мерности эти широко используются мастерами вокального искус- ства в художественно-исполнительских целях. Меняя резонансные свойства своего голосового аппарата, они достигают то более драма- тического, то более лирического звучания голоса (см. например из- менения ВПФ Шаляпина при пении разных произведений, рис. 36). В определенной мере это, разумеется, свойственно и эстрадным певцам, но закономерность проявляется в том, что у академиче- ских певцов уровень ВПФ намного больше (в целом по группе в три раза больше!) и поэтому голос намного звонче, ярче, намного мощнее и полётнее. Он свободно, без помощи микрофона (!) «про- резает» звуковую мощь оркестрового сопровождения, а эстрадный певец, как известно, поет на сцене обязательно с микрофоном. В целом акустические исследования статистически достоверно показывают существенные отличия голоса мастеров академиче- ского пения (по особенностям ВПФ) не только от голоса непро- фессиональных, но и профессиональных эстрадных певцов. Какой основной вывод мы можем сделать из этих объек- тивных исследований акустических особенностей певческих голо- 352 _____________________ В.П. Морозов_____________________ сов у певцов разных категорий? В монографии впервые экспе- риментально-теоретически обосновано, что происхождение ВПФ в певческом голосе обусловлено резонансными механиз- мами голосообразования (§3.2.1.), вопреки существующему мне- нию о якобы ее «связочном» происхождении (Рудаков, 1963, 1964). Поэтому высокий и стабильный по частоте уровень ВПФ в голосе каждого из выдающихся певцов есть результат большой а к т и в н о с т и и с т а б и л ь н о с т и р е з о н а н с н о й с и с т е м ы и х голосового аппарата. Таким образом, высокая певческая форманта, ее большой относительный уровень и стабильное частотное поло- жение в спектре голоса мастеров вокального искусства при пении разных гласных и разных по высоте нот диапазона - это объектив- ное свидетельство резонансной природы их певческой тех- ники голосообразования. Особенности вибрато Резонансная природа техники пения у мастеров вокального ис- кусства проявляется также в высокой стабильности амплитуд- но-частотных характеристик вибрато их голоса по сравнению с нестабильными, неравномерными амплитудно-частотными харак- теристиками вибрато неквалифицированных певцов. Это хорошо иллюстрируется сравнением сонограмм (динамических спектро- грамм) голоса певцов указанных категорий (см. § 3.4.6. Теория ре- зонансного происхождения вибрато), а также проведенным нами специальным компьютерным анализом амплитудно-частотных ха- рактеристик вибрато голоса певцов разной квалификации. Таким образом, мы видим, что голоса мастеров вокального ис- кусства, несмотря на их большое тембровое разнообразие и инди- видуальные особенности, обладают рядом общих для всех масте- ров объективных акустических свойств, обусловленных ре- зонансной природой их техники голосообразования. О с н о в н ы е в ы в о д ы 1. Специализированные компьютерные исследования показали, что голоса мастеров академического пения обладают рядом об щ и х, х а р ак т е р н ы х д л я н и х а к у с т и ч е с к и х с в о й с т в. 2. Важнейшим общим и отличительным свойством голоса мас теров академического пения является большой относительный уровень ВПФ в спектре голоса: 42,4% - в среднем по группе муж ских и 27,2% - по группе женских голосов, что примерно в три раза больше, чем соответственно в мужских и женских голосах не профессиональных и эстрадных певцов. _________________ Искусство резонансного пения ____________ 353 3. ВПФ голоса мастеров академического пения хорошо сфор мирована, имеет коническую симметричную или близкую к ней форму. При пении в одинаковых условиях (например на forte) вершина ВПФ достаточно стабильна по своему уровню и час тотному расположению в спектре звука, т.е. характеризуется ам плитудно-частотной стабильностью и параметрами, типичными для каждого вида певческого голоса. 4. Доказательство резонансного происхождения ВПФ (§ 3.2.1.) дает основание полагать, что большой уровень ВПФ и ее стабильное амплитудно-частотное положение в спектре голоса мастеров академического пения в свете РТИП свидетельствует о высокой активности и стабильности их резонанс ной системы в процессе голосообразования. 5. Экспериментально-теоретические исследования показали также резонансное происхождение вибрато певческого го лоса (§ 3.4.6.), что обусловливает высокую амплитудно-частотную стабильность вибрато голоса мастеров академического пения. И наоборот- нестабильность периодичности и амплитуды вибрато неопытных и неквалифицированных певцов свидетельствуют о не сформированности у них резонансных механизмов (механический резонанс) образования вибрато. 6. Таким образом, специализированные компьютерные иссле дования акустических свойств певческого голоса позволяют как бы реконструировать особенности техники голосообразова ния и являются одним из объективных методов доказательства резо нансной природы вокальной техники мастеров академического пения. Что общего и типичного
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.21 (0.007 с.) |