Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Не «поющие голосовые связки», а «поющие резонаторы».Содержание книги
Поиск на нашем сайте Таким образом, мастера вокального искусства в своих субъективных представлениях и ощущениях происхождение голоса связывают не с работой голосовых связок, не с голосовой щелью, не с «голосовой борьбой» («борьба» связок с дыханием) и т.п., а с акустической активностью резонаторов. Они как бы заменяют в своем сознании образ «поющей гортани» образом «поющих резонато- ров». И это не является их беспочвенной фантазией: максимальная активизация резонансной системы, сильные вибрационные раз- дражения воздухоносных полостей голосового тракта (в результа- Искусство резонансного пения 357 те резонанса в них звуковых волн) создают реальные объек- тивные основы для такого рода представления (и ощущения). Но самое главное, конечно - куда сам певец направляет свое сознание: на ощущение горла или резонаторов. Типично для мастеров ощу- щение М. Рейзена. - Марк Осипович, где вы чувствуете свой голос? В груди? В голове? -Здесь... (показывает на область между носом и ртом). Это- ре- зонатор. Я разговариваю высоким тембром голоса. Низким - только когда простужен. У меня - высокая позиция пения. -А когда вы берете верхнее fa в дуэте Фарлафа и Наины... - Да. После космического темпа арии Фарлафа я ухожу с этой но той за кулисы. Не в горле, в резонаторе беру. Горлом нельзя. Самое страшное - горло. Горло должно быть освобождено. Оно должно быть мягким. Эта - труба. Если она сжимается, кончено! Все! Теперь много певцов с горловыми голосами-те нора, баритоны и басы. Это -искалеченные голоса. - Некоторые считают, что главное в пении ощущать гортань и голосовые связки. - Гортань безусловно участвует. Она подвижна, не зажата. Гортань должна быть расширена и свободна (поет). И никаких фокусов! «Поющие» (звучащие) резонаторы - это реальность и с экспе- риментально-теоретической точки зрения. В предыдущих главах (2, 3, 4) было показано, что резонаторы в любой акустической сис- теме и в музыкальных инструментах выступают в роли согене- раторов музыкальных звуков. Поэтому образ «поющих резона- торов» у лучших певцов - явление столь же закономерное, как и их стремление избежать связочных ощущений, вытеснить из соз- нания образ «поющих голосовых связок». Об исключениях. Если выдающиеся мастера отрицают целе- сообразность «связочных» представлений о происхождении голо- са, то некоторые певцы не столь высокого класса их признают и руководствуются ими в пении. Таких певцов сегодня достаточно много и их можно встретить даже среди солистов крупных опер- ных театров. Так например, Р. Панераи (солист «Ла Скала») пред- ставлял себе, что «именно в голосовых связках родится певческий голос... и различные тембровые краски должны быть положены на основной тон, на вокально работающие голосовые связки... вот тогда и появляются резонансы...» (цит. по: Дмитриев, 2001). Таким образом, Панераи психологически отдавал приори- тет в происхождении своего голоса голосвым связкам, а резонато- рам отводил второстепенную роль простых «отзвучивателей». По- зиция, как мы видим, с точки зрения «протокольной (ларингологи- 358______________________ В.П. Морозов_____________________ ческой) правды» вроде бы и «формально законная». Но (!!) - пря- мо противоположная представлениям выдающихся певцов (и прак- тически сходится с рекомендацией С.П. Юдина, о чем мы говори- ли в гл. 5, см. § 5.1.6.). В этой связи интересно узнать, как же пел Панераи, каков у него был голос? Как заметил, слышавший его Л.Б. Дмитриев, у Панераи был «красивый центр, но как только он идет вверх, голос... зажимается, звучит слабее и не так тембристо» (Дмитриев, 2001). Это, между про- чим - типичная картина у певцов, упражняющихся в горлопении. Причину объяснил сослуживец певца по сцене «Ла Скала» П. Монтарсоло: «Панераи, которого я знаю очень хорошо, никогда не понимал, что такое настоящие верхние ноты и как их необходимо де- лать... Он все же утруждал горло. Оно не было совер- шенно свободным... Когда я начинал петь, то тоже закрывал верха, но закрывал их напряжением горла. Я никогда не пони- мал микстовой звук. Теперь я им пользуюсь как бы естественно, так как мой голос хорошо оперт. Я следую микстовому звуку, хорошо от- крывая горло, и никогда об этом специально не думаю - голос мик- стуется сам. Думать о перемене чего-то в горле сейчас для меня боль- шая ошибка. А раньше я там что-то делал, устраивал. По-моему, тот, кто думает, что в горле надо что-то делать, рискует закрыть горло! (это закон идеомоторного акта - воображение ро- ждает событие! - В.М.) Теперь я слежу только за дыханием, беру его вниз, а также об освобождении - это очень важная вещь... Надо всегда развивать ощущения резонаторов. Очень важ- но, чтобы все наши полости лица максимально резонировали при минимальном напряжении г о р л а... Если это ощуще- ние не сохранить, то голос быстро деградирует» (Монтарсоло, 2001). В связи со сказанным, солиста «Ла Скала» Р. Панераи нельзя отнести к числу певцов, с которых следовало бы брать пример в отношении вокальной техники («Панераи - это не Титта Руффо», - заметил как бы вскользь о нем Н. Гяуров - 2001). Впрочем, также, как и с других, кто разделяет его вокально-методическую (точнее - психологическую) позицию о приоритете голосовой щели в обра- зовании певческого голоса. Я не без оснований допускаю, что «связочно-ларингологической теорией» руководствуется немало и, может быть, даже большинство современных певцов, особенно молодых, что показали наши исследования (см. ниже, § 7.4.6.). Та- ким образом, Панераи-то - это вовсе не исключение, а скорее пра- вило. А исключением здесь следует, вероятно, считать как раз то небольшое число выдающихся певцов, которые демонстрируют нам резонансную технику в ее совершенном виде. Поэтому вопрос здесь не в статистике, не в большинстве мнений о том, как п ет ь, а в то м, кому принадлежат эти Искусство резонансного пения 359 мнения, т.е. певцам какого вокально-технического уровня и со- вершенства. Иными словами, вопрос решается не количеством так или иначе поющих певцов, а их качеством1. Высказывания крупнейшего итальянского певца, солиста «Ла Скала» Дж. Лаури-Вольпи о важнейшей роли резонаторов читатель найдет на разных страницах этой книги (см. например, его высказывания о том, что является «звучащим телом» в голосовом аппарате певца - Приложение 1) А как же пел Лаури-Вольпи? «До-диезы его долетали до луны», - как писали критики, и он мог свободно на верхнем do произносить фразы (послушайте его записи!). Певшая с ним известная болгарская певица Ил- ка Попова, слышала, как Лаури-Вольпи брал mib2 (!) в арии Манрико: «Это была великолепная нота - красивая, звонкая, плотная, пробивная, законченная чудесной долгой ферматой! Весь зал в один голос закричал «браво!» и поднялся с мест, чтобы стоя рукоплескать замечательному певцу. Я, подпирая спиной одну из колонн, составлявших декорационное оформление «Аиды», думала о том, как редко звучат на земле звуки столь поразительной красоты. В это мгновение в мыслях пронеслось слово «божественно!». Другого определения для его пения в моменты творче- ских озарений мне не удалось подобрать и по сей день» (Попова, 2001). В связи со всем вышесказанным не достаточно ли нам мнений о вокальной технике таких выдающихся мастеров, как, например, С. Лемешев, Л. Тетрацини, Э. Карузо, М. Рейзен, Н. Гяуров, Е. Об- разцова, Дж. Лаури-Вольпи, чтобы сделать выбор, ориентируясь не на посредственность, а на совершенство, как запо- ведовал певцам великий Шаляпин в своем последнем интервью «Как надо петь»? (см. Приложение 1). 4. «Над вымыслом слезами обольюсь...» (образ, эмо- ции, воображение). Важнейшей особенностью высказываний мастеров о технике пения является образный метафорический ха- рактер их представлений о механизмах голосообразования, пред- почтительное использование эмоционально-образной вокальной терминологии, замена объективной реальности («протокольной правды», по выражению Шаляпина) на воображаемую реальность в представлениях о певческой технике, широкое применение в описаниях певческой техники выражений типа «как будто». Анкетный опрос ведущих вокальных педагогов Московской консерватории и других музыкальных вузов показал предпочтение ими эмоционально-образных терминов при общении с учениками по сравнению с точными научными терминами. ' Как справедливо заметил Н. Гяуров, в Италии и во всем мире работают многие тысячи вокальных педагогов и профессиональных певцов, а поют по-настоящему 5-6 выдающихся вокалистов (Гяуров, 2001). Критерий Гяурова, безусловно весьма строг, и мы, вероятно, вправе несколько расширить круг мастеров вокального искусства. 360 В.П. Морозов В главе 5 дано подробное объяснение данного феномена с позиции учения академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и системы К.С. Станиславского (его метод «предлагаемых обстоя- тельств», магическое «если бы»). Особо показано, что эффективность эмоционально-образного языка в диалоге «учитель-ученик» зависит от принадлежности одного и другого к художественному или мыслительному типу личности; если «художники» предпочи- тают эмоционально-образный язык и наглядность, то «мыслитель» прежде всего должен логически понять суть дела. Если учитель - «художник», а ученик - «мыслитель-рациона- лист» или наоборот, то диалог их будет напоминать разговор глу- хого со слепым... Но, к счастью, в каждом из нас есть и «моцарт» и «сальери». Вопрос только в том, сколько в нас «моцарта» и сколько «сальери». Хорошо, если - больше «художника» и он до- минирует. Тогда мыслительные способности будут служить худо- жественным целям, как у лучших певцов, например у Ф. Шаля- пина. Неплохо, если в натуре певца имеется поровну и от «худож- ника» и от «мыслителя» (это смешанный тип, каким был Леонардо да Винчи). Но плохо, конечно, если при этом и «художника» и «мыслителя» в человеке мало; он вроде бы и «смешанный тип», но многого от него ожидать не приходится... Предлагаемый автором тест на «эмоциональный слух» позволяет определить психологический тип ученика и, следова- тельно, методы его обучения (гл. 5). К счастью, в любом случае на помощь приходит вокальное вос- питание - в какой среде певец воспитывается, на какой идеологии: художественно-образной, резонансной или анатомо-ларингологи- ческой «протокольной правде». Излишне говорить, как велика при этом роль учителя, его вокально-методологическая позиция. Важно отметить, что образный язык - это «обоюдоострое ору- жие», так как может эффективно служить формированию и резо- нансной техники пения, и любой другой, вплоть до самых непри- емлемых и вредных «горловых», «бездыханных» и других навыков в зависимости от методологических воззрений педагога. 5. Принцип целостности голосового аппарата певца. В высказываниях мастеров вокального искусства, приведенных в При- ложении 1, а также полученных автором в результате многолетнего общения с талантливыми певцами и вокальными педагогами, доми- нирует представление о целостности голосового аппарата. В главе 4 впервые показано, что данный принцип состоит в том, что ________________ Искусство резонансного пения ____________ 361 все части голосового аппарата - дыхание, гортань, резонаторы - тесно взаимосвязаны между собой тремя видами прямых и обратных связей: а) нервно-физиологическими, б) пневмати- ческим и в) акустическими, т.е. представляют собой единую взаи- мосвязанную систему. В результате этого воздействие на какую- либо одну из этих частей немедленно отражается на работе других, функционально связанных с ней в голосовом аппарате. Но связи эти не равнозначны. Так, например, гортань больше испытывает на себе силу воздействия со стороны дыхания и резонаторов, чем сама может на них повлиять. Гортань является наиболее уязвимым звеном в общей системе голосообразования, работает в пении в режиме ав- томатического взаимодействия с дыханием и резонаторами, и потому попытки управления певческим процессом путем манипуляций с го- лосовыми связками нарушают автоматизм работы гортани и дезорга- низуют певческий процесс. Талантливые педагоги и певцы это знают и никогда не вторгаются в работу голосовых связок, а обращаются к гортани через «посредников» (дыхание и резонаторы). «Все в пении делается диафрагмой», - говорит, например, одна из выдающихся со- листок «Ла Скала» Магда Оливьеро. Эмоционально-образный метод «как будто»- эффективнейшее средство воздействия на любую из частей голосового аппарата, и на всю систему в целом. Принцип целостности прямо или косвенно проявляется во всех предыдущих принципах резонансного пения, это наиболее общая методологическая основа стратегии и тактики вокально-педагоги- ческих методов опытных и талантливых педагогов. Резонансная техника - Это певческое долголетие Приведенные в книге примеры показывают, что совершенная резонансная техника пения обеспечивает певцу не только красоту и силу певческого голоса, но и завидное певческое долголе- тие. Наши прославленные мастера академического пения, солис- ты Большого театра- А.П.Иванов, И.С.Козловский, С.Я. Леме- шев, П.Г. Лисициан, М.О. Рейзен и др. пели на сцене Большого те- атра до трех десятилетий и более, сохраняя высокие профессио- нальные качества голоса до преклонных лет. Я сам был свидете- лем, как до предела переполненный Большой театр рукоплескал И.С. Козловскому за исполнение ариозо Ленского в день его 80- летия. На своих 90-летних юбилеях пели М.О. Рейзен и П.Г. Лиси- циан. Голос Рейзена нам даже удалось записать в 93-летнем воз- 12-4056 362 В. П. Морозов расте певца1: его ВПФ практически не утратила ни своего профес- сионального уровня (32,0%), ни частотного положения (2426,9 Гц) по сравнению с годами расцвета его певческой деятельности (см. Приложение 2, рис. 32 и 33). Зарубежные мастера резонансной техники пения также демонстри- руют свое поразительное певческое долголетие. Например, Дж. Барра восхищал своим пением в 80-летнем возрасте наших стажеров в Цен- тре усовершенствования певцов при театре «Ла Скала». Выдающийся итальянский тенор Дж. Лаури Вольпи записал арию Фердинандо из оперы Доницетти «Фаворитка» в 80-летнем возрасте, причем и здесь объективные акустические исследования не выявили сколько-нибудь существенных отклонений параметров ВФП по сравнению с записью в 42-летнем возрасте (см. Приложение 2, рис. 84 и 85). Заметим, что и наши, и зарубежные перечисленные вокаль- ные долгожители - это убежденные приверженцы резонансной техники пения, о чем весьма категорично свидетельствуют их высказывания (Приложение 1).
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.013 с.) |