Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Грудного резонирования у женщинСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Это же положение о важности грудного резонанса относится и к женским голосам, хотя и с учетом их специфичности, поскольку частота основного тона у женщин в целом на октаву выше, чем у мужчин. Поэтому при пении сопрано в верней части диапазона, частота основного тона (ЧОТ) выходит за пределы НПФ в более высокочастотную область. Данное обстоятельство является при- чиной ослабления ощущений грудного резонирования у женщин в верхнем регистре, особенно у колоратур, поскольку верхнее со- прановое do3.1047 Гц. Поэтому, женский голос в верхнем регистре как бы лишается (по ощущению) поддержки грудного резонанса. Тем не менее, надо учесть, что в грудном резонаторе, по данным Г. Фанта (Fant et al., 1972; В.Н. Сорокин, 1982), имеется не только первый, наи- более выраженный резонанс, соответствующий НПФ, но и второй (1400 Гц), а также третий (2850 Гц), соответствующий области ВПФ. Эти более высокие резонансы также могут оказывать поддерж- ку женскому голосу на верхах. Однако по причине уменьшения вибрационной чувствительности человека на этих высоких часто- тах (напомним, что максимум виброчувствительности располага- ется около 300 Гц) ощущение грудного резонирования у высоких женских голосов в верхнем регистре существенно снижено (о чем и говорят певицы), хотя принципиальная возможность грудного резонирования голоса у женщин имеется, так же как и у мужчин, на всем диапазоне голоса (см. § 3.5.4.). Вот, например, мнение на этот счет известной солистки «Ла Скала» Магды Оливьеро: М. Оливьеро: «Резонаторные ощущения у меня очень ярки, сильны: все лицо, шея, лоб звенят, трясутся, часто доходит до головокружения. Грудное резонирование подключается само, особенно на высоких нотах форте. Тогда работает в е с ь корпус: все вибрирует внутри, от ног до голо- вы. Это органичная работа всего корпуса». Естественно, говоря о важности грудного резонатора для жен- ского голоса (так же как и для мужского), нельзя забывать и об огромном значении верхнего резонатора, формирующего высокую певческую форманту и обеспечивающего яркость, звон- 158 _____________________ В.П. Морозов_____________________ кость, полетность на всем диапазоне и облегчающего переход из одного регистра в другой. Е. Образцова: «Петь нужно в резонаторы. У нас их очень много - и в голове, и в груди. Грудь как дека. Органный, опорный звук. В груди озвучивается нижний регистр. Нужно, однако, знать, что нижний регистр никогда не может быть использован без верхнего резонатора - головного!». Высказывания мастеров пения (см. Приложение 1) свидетельст- вует в целом о признании важности грудного резонанса как для мужского, так и для женского голоса, но с соблюдением двух ус- ловий: 1)при обязательном участии верхнего резонатора и 2) с учетом специфики типа голоса: обладатели высоких легких жен- ских голосов с осторожностью относятся к использованию грудно- го резонанса из опасения отяжелить звук, что может отрицательно, по их мнению, сказаться на верхних нотах, особенно у колоратур. Это опасение имеет, как уже говорилось, то основание, что ощу- щение грудного резонирования на предельных верхах женского голоса сильно ослаблено по чисто физиологическим причинам (ослаблена вибрационная чувствительность), и поэтому субъек- тивная мера объективного участия грудного резонирования у мужчин и женщин может быть существенно иной. Полностью же лишать любой голос грудного резонирования как теоретически, так и практически представляется нецелесообразным, противоестественным. Ибо, как удачно сказал как-то один из кино- режиссеров: «В науке - мера, а в искусстве - чувство меры». Заключение к разделу 3.5. Певческие резонаторы, помимо усиления звука и облагоражи- вания тембра, играют исключительно важную защитную роль по отношению к голосовым связкам. Защитная роль резонаторов проявляется как косвенно, или опосредованно (первый и второй защитный механизмы), так и пу- тем прямого, обратного или реактивного воздействия на колеба- ния голосовых связок, что создает благоприятные, щадящие усло- вия для их функционирования (третий защитный механизм). Од- нако эффективность защитных механизмов не обеспечивается сама собой, а зависит от оптимальной акустической сонастройки ниж- него (грудного) и верхнего (ротоглоточного) резонаторов, что дос- тигается путем правильной организации певческого дыхания, по- ложения гортани и работы артикуляционного аппарата. _________________ Искусство резонансного пения _____________ 159 Защитная функция резонаторов не ограничивается рассмотренными выше тремя механизмами защиты. В дальнейшем рассмотрим еще четыре защитных механизма гортани, так или иначе связанные с явлением резонанса и существенно дополняющие первые три вида защиты, а именно: четвертый механизм, связанный с акти- визирующей функцией резонаторов, пятый - с наиважнейшей ролью диафрагмы в пении, шестой, носящий психологический характер, и седьмой, связанный с особой ролью вибрато в пении. Таким образом, всего существует семь механизмов резо- нансной природы, защищающих гортань и голосовые связки от перенапряжения и травматизма (Морозов, 2000, 2001). Описание этих дополнительных защитных механизмов будет дано в последующих разделах (§ ЗЛА., главах 4 и 5) и кратко сформулировано в гл. 7. ИНДИКАТОРНАЯ ФУНКЦИЯ Индикаторная (от англ. indicator - индикатор, указатель) функ- ция резонаторов состоит в том, что певческие резонаторы являются индикаторами (указателями) собственной активности. Как уже говорилось выше и показано мною в ряде предыдущих работ («Вокальный слух и голос», «Биофизические основы во- кальной речи», «Тайны вокальной речи» и др.), резонанс звуковых волн в полостях голосового тракта певца (рот, глотка, трахея и др.) приводит к сотрясению (дрожанию, т.е. вибрации) их стенок. Дро- жание это регистрируется с помощью специальных вибродатчиков (§ 3.5.4.2.) и легко ощутимо, если приложить руку, например, к грудной клетке, воспринимается многочисленными чувствитель- ными нервными окончаниями (рецепторами), расположенными в мышечных стенках резонаторов и особенно на их внутренней по- верхности - в слизистой оболочке (рис. 53). Вызывая раздражение рецепторов, сигналы вибрации передаются по чувствительным нервам в центральную нервную систему. Благодаря этому певец хорошо чувствует вибрацию резонато- ров и может управлять их настройкой, т.е. стремиться так изме- нить объем и форму резонаторов, чтобы вызвать наибольший ре- зонанс. С помощью специального прибора фонопнеймографа (Мо- розов, 1967, 1977) показано, что резонанс (а следовательно и виб- рация стенок резонаторов) существенно изменяется в зависимости от изменения певцом технических приемов пения, типа дыхания и т.п. Таким образом, индикаторная функция резонаторов с о з д а е т у с л о в и я д л я у п р а в л е н и я и х а к т и в н о с т ь ю. 160 В. П. Морозов Рис. 53. Эти многочисленные овальные тельца - чувствительные нервные окончания (рецепторы), воспринимающие вибрацию на внутренней поверхности полостей- резонаторов певческого голоса в слизистой оболочке. Так они выглядят под микро- скопом (по: Грачева, 1963). Искусство резонансного пения 161
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.22 (0.009 с.) |