ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Грудного резонирования у женщин



Это же положение о важности грудного резонанса относится и

к женским голосам, хотя и с учетом их специфичности, поскольку

частота основного тона у женщин в целом на октаву выше, чем у

мужчин. Поэтому при пении сопрано в верней части диапазона,

частота основного тона (ЧОТ) выходит за пределы НПФ в более

высокочастотную область. Данное обстоятельство является при-

чиной ослабления ощущений грудного резонирования у женщин в

верхнем регистре, особенно у колоратур, поскольку верхнее со-

прановое do3 .1047 Гц. Поэтому, женский голос в верхнем регистре

как бы лишается (по ощущению) поддержки грудного резонанса. Тем

не менее, надо учесть, что в грудном резонаторе, по данным Г. Фанта

(Fant et al., 1972; В.Н. Сорокин, 1982), имеется не только первый, наи-

более выраженный резонанс, соответствующий НПФ, но и второй

(1400 Гц), а также третий (2850 Гц), соответствующий области ВПФ.

Эти более высокие резонансы также могут оказывать поддерж-

ку женскому голосу на верхах. Однако по причине уменьшения

вибрационной чувствительности человека на этих высоких часто-

тах (напомним, что максимум виброчувствительности располага-

ется около 300 Гц) ощущение грудного резонирования у высоких

женских голосов в верхнем регистре существенно снижено (о чем

и говорят певицы), хотя принципиальная возможность грудного

резонирования голоса у женщин имеется, так же как и у мужчин,

на всем диапазоне голоса (см. § 3.5.4.). Вот, например, мнение на

этот счет известной солистки «Ла Скала» Магды Оливьеро:

М. Оливьеро: «Резонаторные ощущения у меня очень ярки,

сильны: все лицо, шея, лоб звенят, трясутся, часто доходит до

головокружения. Грудное резонирование подключается само,

особенно на высоких нотах форте. Тогда работает

в е с ь корпус: все вибрирует внутри, от ног до голо-

вы. Это органичная работа всего корпуса».

Естественно, говоря о важности грудного резонатора для жен-

ского голоса (так же как и для мужского), нельзя забывать и об

огромном значении верхнего резонатора, формирующего

высокую певческую форманту и обеспечивающего яркость, звон-

158 _____________________ В.П. Морозов_____________________

кость, полетность на всем диапазоне и облегчающего переход из

одного регистра в другой.

Е. Образцова: «Петь нужно в резонаторы. У нас их очень

много - и в голове, и в груди. Грудь как дека. Органный, опорный

звук. В груди озвучивается нижний регистр. Нужно, однако, знать, что

нижний регистр никогда не может быть использован

без верхнего резонатора - головного!».

Высказывания мастеров пения (см. Приложение 1) свидетельст-

вует в целом о признании важности грудного резонанса как для

мужского, так и для женского голоса, но с соблюдением двух ус-

ловий: 1)при обязательном участии верхнего резонатора и 2) с

учетом специфики типа голоса: обладатели высоких легких жен-

ских голосов с осторожностью относятся к использованию грудно-

го резонанса из опасения отяжелить звук, что может отрицательно,

по их мнению, сказаться на верхних нотах, особенно у колоратур.

Это опасение имеет, как уже говорилось, то основание, что ощу-

щение грудного резонирования на предельных верхах женского

голоса сильно ослаблено по чисто физиологическим причинам

(ослаблена вибрационная чувствительность), и поэтому субъек-

тивная мера объективного участия грудного резонирования у

мужчин и женщин может быть существенно иной.

Полностью же лишать любой голос грудного резонирования как

теоретически, так и практически представляется нецелесообразным,

противоестественным. Ибо, как удачно сказал как-то один из кино-

режиссеров: «В науке - мера, а в искусстве - чувство меры».

Заключение к разделу 3.5.

Певческие резонаторы, помимо усиления звука и облагоражи-

вания тембра, играют исключительно важную защитную роль

по отношению к голосовым связкам.

Защитная роль резонаторов проявляется как косвенно, или

опосредованно (первый и второй защитный механизмы), так и пу-

тем прямого, обратного или реактивного воздействия на колеба-

ния голосовых связок, что создает благоприятные, щадящие усло-

вия для их функционирования (третий защитный механизм). Од-

нако эффективность защитных механизмов не обеспечивается сама

собой, а зависит от оптимальной акустической сонастройки ниж-

него (грудного) и верхнего (ротоглоточного) резонаторов, что дос-

тигается путем правильной организации певческого дыхания, по-

ложения гортани и работы артикуляционного аппарата.

_________________Искусство резонансного пения _____________159

Защитная функция резонаторов не ограничивается рассмотренными

выше тремя механизмами защиты. В дальнейшем рассмотрим еще

четыре защитных механизма гортани, так или иначе связанные с

явлением резонанса и существенно дополняющие первые три вида

защиты, а именно: четвертый механизм, связанный с акти-

визирующей функцией резонаторов, пятый - с наиважнейшей

ролью диафрагмы в пении, шестой, носящий психологический

характер, и седьмой, связанный с особой ролью вибрато в пении.

Таким образом, всего существует семь механизмов резо-

нансной природы, защищающих гортань и голосовые связки от

перенапряжения и травматизма (Морозов, 2000, 2001). Описание этих

дополнительных защитных механизмов будет дано в последующих

разделах (§ ЗЛА., главах 4 и 5) и кратко сформулировано в гл. 7.

ИНДИКАТОРНАЯ ФУНКЦИЯ

Индикаторная (от англ. indicator - индикатор, указатель) функ-

ция резонаторов состоит в том, что певческие резонаторы являются

индикаторами (указателями) собственной активности.

Как уже говорилось выше и показано мною в ряде предыдущих

работ («Вокальный слух и голос», «Биофизические основы во-

кальной речи», «Тайны вокальной речи» и др.), резонанс звуковых

волн в полостях голосового тракта певца (рот, глотка, трахея и др.)

приводит к сотрясению (дрожанию, т.е. вибрации) их стенок. Дро-

жание это регистрируется с помощью специальных вибродатчиков

(§ 3.5.4.2.) и легко ощутимо, если приложить руку, например, к

грудной клетке, воспринимается многочисленными чувствитель-

ными нервными окончаниями (рецепторами), расположенными в

мышечных стенках резонаторов и особенно на их внутренней по-

верхности - в слизистой оболочке (рис. 53). Вызывая раздражение

рецепторов, сигналы вибрации передаются по чувствительным

нервам в центральную нервную систему.

Благодаря этому певец хорошо чувствует вибрацию резонато-

ров и может управлять их настройкой, т.е. стремиться так изме-

нить объем и форму резонаторов, чтобы вызвать наибольший ре-

зонанс. С помощью специального прибора фонопнеймографа (Мо-

розов, 1967, 1977) показано, что резонанс (а следовательно и виб-

рация стенок резонаторов) существенно изменяется в зависимости

от изменения певцом технических приемов пения, типа дыхания и

т.п. Таким образом, индикаторная функция резонаторов

с о з д а е т у с л о в и я д л я у п р а в л е н и я и х а к т и в н о с т ь ю .

160 В. П. Морозов

Рис. 53. Эти многочисленные овальные тельца - чувствительные нервные окончания

(рецепторы), воспринимающие вибрацию на внутренней поверхности полостей-

резонаторов певческого голоса в слизистой оболочке. Так они выглядят под микро-

скопом (по: Грачева, 1963).

Искусство резонансного пения 161





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.008 с.)