![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О воздействии резонаторов на голосовые связки
В традиционных теориях певческого голосообразования гор- тань с голосовыми связками рассматривается как независимый ис- точник звуковых колебаний, а резонаторы лишь как преобразова- тели спектра, порождаемого гортанью. На самом же деле гортань с голосовыми связками испытывает мощнейшее влияние со стороны резонаторов, подчиняясь характеру резонансных явлений в окружающих гортань полостях-резонаторах - как верх- Искусство резонансного пения 143 них, так и нижних. Прекрасной иллюстрацией такого рода явления может служить механизм звукообразования в духовых музыкаль- ных инструментах - наиболее близкая модель работы голосового аппарата певца (Музехольд, 1925; Белявский, 1925; Fuks, 1999). Так, в фаготе возбудитель звука - полоска тростника (аналог голо- совых связок) - сам по себе способен издавать лишь один очень высокий звук. Однако под действием резонанса звуковых волн в корпусе инструмента, эта полоска тростника (возбудитель колеба- ний) сама начинает колебаться не с собственной высокой частотой, а с более низкими частотами, навязанными ей резонансом звуковых волн в корпусе инструмента, перестраиваемого музыкантом на разные тоны в процессе игры на нем. Таким обра- зом, вибратор в фаготе рабски подчинен резонансу звуко- вых волн. Это наблюдается также и в медных духовых, где роль вибратора выполняют губы трубача (весьма близкая аналогия го- лосовым связкам певца). «Ни в одной из существующих групп му- зыкальных инструментов, - пишет доктор искусствоведения, про- фессор В.А. Леонов, - резонатор не оказывает столь огромного влияния на амплитудно-частотные характеристики звука, нигде части инструмента (имеются ввиду: возбудитель звука, резонатор, дыхание музыканта. - В.М.) не имеют такой ярко выраженной сис- темной связи, как в группе духовых» (Леонов, 1993). И что для нас здесь самое важное: собственные резонансные частоты фагота в большинстве звуков диапазона инструмента со- ответствуют не основной частоте издаваемого фаготом звука, а одному из его гармонических обертонов. Таким образом, резо- натор фагота, поддерживая (усиливая) обертон, соз- дает благоприятные условия и для колебания виб- ратора с частотой основного тона, соответствую- щего данному обертону. Это положение имеет для нас принципиально важное значение, по- скольку в голосовом аппарате певца сильный резонанс в об- ласти НПФ, расположенный значительно выше час- тоты основного тона басов, баритонов и большинства звуков тенорового диапазона (ниже laв1), может поддержать и более низкую частоту колебаний голосовых связок путем не прямого усиления частоты основного тона, а усиления какого-либо из ближайших обертонов. Так, у баса НПФ (380-540 Гц), соответствующая примерно sol1- do2, при пении певцом do (130,82 Гц) поддержит эту ноту усилением третьей или четвертой гармоники от частоты данного тона, т.е. do2 144 В.П. Морозов (523,26 Гц), а при пении do1 (261,63 Гц) этот же резонанс НПФ do2 (523,26 Гц) будет соответствовать уже второй гармонике от do1. Со- вершенно понятно, что если основной тон певческого голоса перехо- дит в частотную зону НПФ, соответствующую данному типу, напри- мер верхнее теноровое do2 (523,26 Гц), то НПФ оказывает уже прямую поддержку основному тону колебаний голосовых связок певца1. Голосовые связки певца по сравнению с возбудителем звука в фаготе - пластинкой тростника - более массивны и, кроме того, обладают собственным механизмом настройки на любой тон диа- пазона певческого голоса. Профессор В.Н. Сорокин называет эту перестраиваемую гортанью частоту голосовых связок их резо- нансной частотой. Тем не менее голосовые связки также зна- чительно подвержены обратному влиянию резонанса в полостях голосового тракта, которое может быть как положительным в слу- чае их оптимальной настройки, т.е. соответствия частоте к о л е б а н и я г о л о с о в ы х с в я з о к (Ч О Т ) , т а к и о т р и ц а - тельным в случае несоответствия ЧОТ голосовых связок и пере- менной силы звукового давления в резонаторах. Сила же эта, как показывают даже приблизительные расчеты, весьма велика. Так, при пении forte звуковое давление достигает 100 дБ и более на расстоянии 1 м от певца; а в самом голосовом тракте, по данным Фанта, как минимум на 30-40 дБ больше, т.е. 140 дБ, что равно 200 ньютон/м2 и соответствует 0,209 г/см2. При более мощных звуках пев- ческого голоса, которые могут достигать 120 дБ, переменное звуковое давление на голосовые связки составляет уже 2,09 г/см2, т.е. весьма значительную силу, способную влиять на колебательный процесс го- лосовых связок. Каким образом? Как уже упоминалось, весьма поло- жительно, если частота резонанса соответствует частоте колебаний голосовые связок, и отрицательно, если такового соответствия нет. В первом случае связки оказываются в переменном звуковом давле- нии большой силы, которое значительно облегчает их периодиче- ское расхождение и сближение, т.е. уже не столько связки колеб- лют воздух, сколько резонирующий столб воздуха ко- леблет голосовые связки. Они как бы опираются на соко- леблющийся синхронно с ними столб воздуха в резонаторах. Это явление можно наблюдать в модельном опыте с усилением звука телефонного наушника, если к нему приблизить хорошо настро- енный резонатор, например цилиндр с отрегулированным уровнем во- ды, обеспечивающим максимальный резонанс (описание опыта см. §3.1.). Если в наушнике высверлить отверстие, чтобы наблюдать за 1 Об особенностях этого механизма в женских голосах см. § 3.5.5. Искусство резонансного пения ] 45 колеблющейся мембраной (для этого опыта лучше взять динамиче- ский телефон или наушник типа ТД-6), то можно заметить, как под действием резонатора, который вызывает значительное усиле- ние звука, мембрана телефонного наушника начинает колебаться со значительно большей амплитудой. Про- исходит это в результате того, что на мембрану телефона начинает дейст- вовать сильное переменное давление воздуха с частотой резонирующей в цилиндре звуковой волны. Мембрана в буквальном смысле начинает соколебаться со звуковыми колебаниями воздуха в резонаторе. Подобное явление происходит с любым возбудителем звука, кото- рому помогает резонатор, например с язычком органа (в опыте Музе- хольда, см. выше), с губами трубача в мундштуке трубы, пластинкой тростника в фаготе и, наконец, - с голосовыми связками певца. Но в последнем случае - при одном очень важном условии: окружающие голосовые связки резонаторы - верхний (ротоглоточный) и нижний (грудной)- должны быть хорошо настроены, точнее сонастроены друг с другом. А для этого, как мы уже выяснили, вовсе не нужно на- страивать их на частоту основного тона, как считали прежде, напри- мер Шевилл и Поллард или Розенов и др. (см.: Заседателев, 1935), так как угнаться за быстро изменяющейся в пении высотой звука, да еще в таких широких пределах (двухоктавный диапазон!) совершенно не- мыслимо1. Поэтому у певца дело обстоит гораздо проще - его резона- торы «не гоняются» за усилением основного тона, а хорошо усилива- ют тоны в ограниченном диапазоне частот примерно 300-600 Гц (sol1— mil»2), т.е. в области НПФ. А в этой области всегда найдется хотя бы одна или несколько гармоник от основного тона голосовых связок (или сам основной тон), которые и будут усилены. Но усиление гар- моник, как мы уже знаем, приводит также к усилению, т.е. поддержке резонатором и частоты колебаний вибратора в целом, облегчению этих колебаний и усилению звука в целом. Если же в эту область резонанса НПФ «зашел» основной тон голо- са нот re1-mi2, т.е. весь верхний диапазон мужских голосов и значи- тельная часть диапазона женских, то будет максимально усилен и ос- новной тон (что мы и наблюдаем на спектрах этих высоких звуков). Образно говоря, содружество голосовых связок с резонаторами проявляется здесь в том, что голосовые связки возбуждают резона- тор, который, усиливая во много раз амплитуду заданных голосо- выми связками колебаний, отдает часть этой усиленной звуковой энергии обратно голосовым связкам, по- ' Например, для усиления низких басовых нот (Mi) ротоглоточный резонатор (см. § 3.2.2.) должен был бы иметь длину, ровную половине длины волны (X) от частоты 82,41 Гц (что соответствует Mi), т.е. Отсюда ½.=ок. 2-х метров!, а грудной резонатор равен ¼.=ок. 1 метра! Поскольку же ротоглоточный резонатор существенно короче (.18-22 см), то и усиливает он соответственно более высокие звуки, т.е. НПФ (см. § 3.2.2.) 146 ____________________В. П. Морозов______________________ м о г а я и м с о в е р ш и т ь к о л е б а т е л ь н ы е д в и ж е н и я . Н а точном научном языке такое содружество вибратора и резонатора называется автоколебательной системой и является важ- нейшей основой устройства и работы всех духовых музыкальных инструментов (Багадуров, Гарбузов и др., 1954; Леонов, 1993) и, как мы теперь выясняем, - голосового аппарата певца тоже. Но если в духовых инструментах частоты колебаний вибратора и резонатора заранее рассчитываются и согласовываются (как, на- пример, в язычковом органе), или полностью определяются резо- натором (как в деревянных тростиевых духовых), то в голосовом аппарате певца такая сонастройка осуществляется в процессе пе- ния, что намного усложняет «игру» певца на своем живом музы- кальном инструменте. К тому же голосовые связки находятся под воздействием не одного, а двух резонаторов: верхнего - ротогло- точного и нижнего - трахеобронхиального, усиливающих, как по- казано в § 3.2.2., низкую певческую форманту (НПФ). Вышеописанные сложности резонансных процессов в голосо- вом аппарате певца являются причиной трудностей для молодых вокалистов на пути овладения ими резонансной техникой пения. Но трудности эти вполне преодолимы, как убеждает нас в этом опыт выдающихся мастеров вокального искусства и их яркие об- разные высказывания, помогающие нам понять истинные меха- низмы резонансного пения. Рассмотрение психофизиологических и вокально-педагогических аспектов этих механизмов мы продол- жим в главе 4. Важно отметить, что взаимодействие верхних и нижнего резо- наторов - это главная основа профессионального певческого голоса, обеспечивающая его силу, красоту тембра и легкость звукооб- разования, неутомимость и сценическое долголетие певца. Искусство резонансного пения 147 Грудной резонатор - |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.01 с.) |