Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О воздействии резонаторов на голосовые связкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В традиционных теориях певческого голосообразования гор- тань с голосовыми связками рассматривается как независимый ис- точник звуковых колебаний, а резонаторы лишь как преобразова- тели спектра, порождаемого гортанью. На самом же деле гортань с голосовыми связками испытывает мощнейшее влияние со стороны резонаторов, подчиняясь характеру резонансных явлений в окружающих гортань полостях-резонаторах - как верх- Искусство резонансного пения 143 них, так и нижних. Прекрасной иллюстрацией такого рода явления может служить механизм звукообразования в духовых музыкаль- ных инструментах - наиболее близкая модель работы голосового аппарата певца (Музехольд, 1925; Белявский, 1925; Fuks, 1999). Так, в фаготе возбудитель звука - полоска тростника (аналог голо- совых связок) - сам по себе способен издавать лишь один очень высокий звук. Однако под действием резонанса звуковых волн в корпусе инструмента, эта полоска тростника (возбудитель колеба- ний) сама начинает колебаться не с собственной высокой частотой, а с более низкими частотами, навязанными ей резонансом звуковых волн в корпусе инструмента, перестраиваемого музыкантом на разные тоны в процессе игры на нем. Таким обра- зом, вибратор в фаготе рабски подчинен резонансу звуко- вых волн. Это наблюдается также и в медных духовых, где роль вибратора выполняют губы трубача (весьма близкая аналогия го- лосовым связкам певца). «Ни в одной из существующих групп му- зыкальных инструментов, - пишет доктор искусствоведения, про- фессор В.А. Леонов, - резонатор не оказывает столь огромного влияния на амплитудно-частотные характеристики звука, нигде части инструмента (имеются ввиду: возбудитель звука, резонатор, дыхание музыканта. - В.М.) не имеют такой ярко выраженной сис- темной связи, как в группе духовых» (Леонов, 1993). И что для нас здесь самое важное: собственные резонансные частоты фагота в большинстве звуков диапазона инструмента со- ответствуют не основной частоте издаваемого фаготом звука, а одному из его гармонических обертонов. Таким образом, резо- натор фагота, поддерживая (усиливая) обертон, соз- дает благоприятные условия и для колебания виб- ратора с частотой основного тона, соответствую- щего данному обертону. Это положение имеет для нас принципиально важное значение, по- скольку в голосовом аппарате певца сильный резонанс в об- ласти НПФ, расположенный значительно выше час- тоты основного тона басов, баритонов и большинства звуков тенорового диапазона (ниже laв1), может поддержать и более низкую частоту колебаний голосовых связок путем не прямого усиления частоты основного тона, а усиления какого-либо из ближайших обертонов. Так, у баса НПФ (380-540 Гц), соответствующая примерно sol1- do2, при пении певцом do (130,82 Гц) поддержит эту ноту усилением третьей или четвертой гармоники от частоты данного тона, т.е. do2 144 В.П. Морозов (523,26 Гц), а при пении do1 (261,63 Гц) этот же резонанс НПФ do2 (523,26 Гц) будет соответствовать уже второй гармонике от do1. Со- вершенно понятно, что если основной тон певческого голоса перехо- дит в частотную зону НПФ, соответствующую данному типу, напри- мер верхнее теноровое do2 (523,26 Гц), то НПФ оказывает уже прямую поддержку основному тону колебаний голосовых связок певца1. Голосовые связки певца по сравнению с возбудителем звука в фаготе - пластинкой тростника - более массивны и, кроме того, обладают собственным механизмом настройки на любой тон диа- пазона певческого голоса. Профессор В.Н. Сорокин называет эту перестраиваемую гортанью частоту голосовых связок их резо- нансной частотой. Тем не менее голосовые связки также зна- чительно подвержены обратному влиянию резонанса в полостях голосового тракта, которое может быть как положительным в слу- чае их оптимальной настройки, т.е. соответствия частоте к о л е б а н и я г о л о с о в ы х с в я з о к (Ч О Т), т а к и о т р и ц а - тельным в случае несоответствия ЧОТ голосовых связок и пере- менной силы звукового давления в резонаторах. Сила же эта, как показывают даже приблизительные расчеты, весьма велика. Так, при пении forte звуковое давление достигает 100 дБ и более на расстоянии 1 м от певца; а в самом голосовом тракте, по данным Фанта, как минимум на 30-40 дБ больше, т.е. 140 дБ, что равно 200 ньютон/м2 и соответствует 0,209 г/см2. При более мощных звуках пев- ческого голоса, которые могут достигать 120 дБ, переменное звуковое давление на голосовые связки составляет уже 2,09 г/см2, т.е. весьма значительную силу, способную влиять на колебательный процесс го- лосовых связок. Каким образом? Как уже упоминалось, весьма поло- жительно, если частота резонанса соответствует частоте колебаний голосовые связок, и отрицательно, если такового соответствия нет. В первом случае связки оказываются в переменном звуковом давле- нии большой силы, которое значительно облегчает их периодиче- ское расхождение и сближение, т.е. уже не столько связки колеб- лют воздух, сколько резонирующий столб воздуха ко- леблет голосовые связки. Они как бы опираются на соко- леблющийся синхронно с ними столб воздуха в резонаторах. Это явление можно наблюдать в модельном опыте с усилением звука телефонного наушника, если к нему приблизить хорошо настро- енный резонатор, например цилиндр с отрегулированным уровнем во- ды, обеспечивающим максимальный резонанс (описание опыта см. §3.1.). Если в наушнике высверлить отверстие, чтобы наблюдать за 1 Об особенностях этого механизма в женских голосах см. § 3.5.5. Искусство резонансного пения ] 45 колеблющейся мембраной (для этого опыта лучше взять динамиче- ский телефон или наушник типа ТД-6), то можно заметить, как под действием резонатора, который вызывает значительное усиле- ние звука, мембрана телефонного наушника начинает колебаться со значительно большей амплитудой. Про- исходит это в результате того, что на мембрану телефона начинает дейст- вовать сильное переменное давление воздуха с частотой резонирующей в цилиндре звуковой волны. Мембрана в буквальном смысле начинает соколебаться со звуковыми колебаниями воздуха в резонаторе. Подобное явление происходит с любым возбудителем звука, кото- рому помогает резонатор, например с язычком органа (в опыте Музе- хольда, см. выше), с губами трубача в мундштуке трубы, пластинкой тростника в фаготе и, наконец, - с голосовыми связками певца. Но в последнем случае - при одном очень важном условии: окружающие голосовые связки резонаторы - верхний (ротоглоточный) и нижний (грудной)- должны быть хорошо настроены, точнее сонастроены друг с другом. А для этого, как мы уже выяснили, вовсе не нужно на- страивать их на частоту основного тона, как считали прежде, напри- мер Шевилл и Поллард или Розенов и др. (см.: Заседателев, 1935), так как угнаться за быстро изменяющейся в пении высотой звука, да еще в таких широких пределах (двухоктавный диапазон!) совершенно не- мыслимо1. Поэтому у певца дело обстоит гораздо проще - его резона- торы «не гоняются» за усилением основного тона, а хорошо усилива- ют тоны в ограниченном диапазоне частот примерно 300-600 Гц (sol1— mil»2), т.е. в области НПФ. А в этой области всегда найдется хотя бы одна или несколько гармоник от основного тона голосовых связок (или сам основной тон), которые и будут усилены. Но усиление гар- моник, как мы уже знаем, приводит также к усилению, т.е. поддержке резонатором и частоты колебаний вибратора в целом, облегчению этих колебаний и усилению звука в целом. Если же в эту область резонанса НПФ «зашел» основной тон голо- са нот re1-mi2, т.е. весь верхний диапазон мужских голосов и значи- тельная часть диапазона женских, то будет максимально усилен и ос- новной тон (что мы и наблюдаем на спектрах этих высоких звуков). Образно говоря, содружество голосовых связок с резонаторами проявляется здесь в том, что голосовые связки возбуждают резона- тор, который, усиливая во много раз амплитуду заданных голосо- выми связками колебаний, отдает часть этой усиленной звуковой энергии обратно голосовым связкам, по- ' Например, для усиления низких басовых нот (Mi) ротоглоточный резонатор (см. § 3.2.2.) должен был бы иметь длину, ровную половине длины волны (X) от частоты 82,41 Гц (что соответствует Mi), т.е. Отсюда ½.=ок. 2-х метров!, а грудной резонатор равен ¼.=ок. 1 метра! Поскольку же ротоглоточный резонатор существенно короче (.18-22 см), то и усиливает он соответственно более высокие звуки, т.е. НПФ (см. § 3.2.2.) 146 ____________________ В. П. Морозов______________________ м о г а я и м с о в е р ш и т ь к о л е б а т е л ь н ы е д в и ж е н и я. Н а точном научном языке такое содружество вибратора и резонатора называется автоколебательной системой и является важ- нейшей основой устройства и работы всех духовых музыкальных инструментов (Багадуров, Гарбузов и др., 1954; Леонов, 1993) и, как мы теперь выясняем, - голосового аппарата певца тоже. Но если в духовых инструментах частоты колебаний вибратора и резонатора заранее рассчитываются и согласовываются (как, на- пример, в язычковом органе), или полностью определяются резо- натором (как в деревянных тростиевых духовых), то в голосовом аппарате певца такая сонастройка осуществляется в процессе пе- ния, что намного усложняет «игру» певца на своем живом музы- кальном инструменте. К тому же голосовые связки находятся под воздействием не одного, а двух резонаторов: верхнего - ротогло- точного и нижнего - трахеобронхиального, усиливающих, как по- казано в § 3.2.2., низкую певческую форманту (НПФ). Вышеописанные сложности резонансных процессов в голосо- вом аппарате певца являются причиной трудностей для молодых вокалистов на пути овладения ими резонансной техникой пения. Но трудности эти вполне преодолимы, как убеждает нас в этом опыт выдающихся мастеров вокального искусства и их яркие об- разные высказывания, помогающие нам понять истинные меха- низмы резонансного пения. Рассмотрение психофизиологических и вокально-педагогических аспектов этих механизмов мы продол- жим в главе 4. Важно отметить, что взаимодействие верхних и нижнего резо- наторов - это главная основа профессионального певческого голоса, обеспечивающая его силу, красоту тембра и легкость звукооб- разования, неутомимость и сценическое долголетие певца. Искусство резонансного пения 147 Грудной резонатор -
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.108.200 (0.008 с.) |