Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вокального и музыкального исполнительстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одной из весьма характерных, важных и еще далеко не доста- точно изученных эстетических особенностей певческого голоса является наличие вибрато в звуке гласных (Seashore, 1936; Potter et al., 1947; Sedlacek, 1962; Kwalwasser, 1980; Sundberg, 1987). Ино- гда это явление обозначают словом вибрация (Рабинович, 1935; Левидов, 1939), что неточно, так как термином вибрация принято обозначать совсем другое явление (см. §§ 3.6., 3.7.). На слух вибрато голоса ощущается как ритмические пульсации звука, происходящие с частотой около 6-7 Гц. Любопытно, что эта 92______________________ В.П. Морозов_____________________ частота пульсаций вибрато является для слуха наиболее благо- звучной, поскольку более редкие пульсации (3-4 Гц) субъективно воспринимаются слушателями уже как качание звука, а более час- тые (8-9 Гц) - как горошек или барашек в голосе. Считается, что вибрато воспринимается слушателем как тем- бровая особенность звука (Теплое, 1947) и сильно влияет на эсте- тическую оценку звука. Звук без вибрато слушатели характеризу- ют как прямой или тупой, безжизненный и пр., в то время как звук с вибрато - живой, приятный, полетный, ласковый и т.п. Вибрато является одним из важных средств эмоциональной выразительно- сти пения (см. об этом ниже). Вибрато - важный атрибут не только художественного пения, но и музыкального исполнительства: скрипка, виолончель, духовые инструменты и др. (Володин, 1970, 1972, 1974). С акустической точки зрения, вибрато представляет собой модуляцию основных параметров звука - частоты основного тона, амплитуды и спектра, - происходящую с частотой вибрато (Морозов, 1977). Важной особенностью вибрато мастеров вокального искусства яв- ляется хорошая периодичность (ритмичность) вибрато. Эта особен- ность иллюстрируется на рис. 24 и 25. У профессиональных певцов можно наблюдать отступление от синусоидальной формы вибрато, однако без нарушения этого основного правила- четкой ритмично- сти вибрато. Для неквалифицированных вокалистов характерен аритмичный и подчас довольно хаотический характер кривой вибра- то, что на слух воспринимается как неустойчивость, неуверенность звука (рис. 26). Таким образом, характер вибрато - важнейший пока- затель совершенства вокальной техники (см. § 3.4.9.). Вибрато выполняет еще одну важную эстетическую роль - «исправ- ляет», точнее скрадывает неточности интонации. Пропеть протяжно звук без вибрато, сохранив при этом точность интонации, крайне трудно, и даже практически невозможно. Результаты такой попытки представлены на сонограмме (рис. 28). Малейшие отклонения высоты звука от задан- ной воспринимаются на слух как неуверенность и неточность интона- ции. Это происходит еще и потому, что высота звука определяется не только основным тоном, но и всеми обертонами, точнее разностью их частот, которая всегда равна в гармоническом звуке частоте основного тона (Женило, 1988,1995,1999). Таким образом, слух по всему комплек- су этих показателей очень точно отслеживает отклонение высоты звука от нормы. Наличие же хорошего вибрато, захватывающего своей час- тотной модуляцией значительные изменения ЧОТ, как бы поглощает все неточности интонации, и они становятся неощутимыми на слух. Искусство резонансного пения 93 Рис. 24. Вибрато голоса некоторых выдающихся мастеров вокального искусства, заре- гистрированное на ленте самописца Н-110. Записи получены с применением специ- альных методов электроакустической обработки звука голоса певцов (по: Морозов, 1977). 1 - Титта Руффо, фраза из арии Риголетто; 2-М. Баттистини, эпиталама из оперы «Нерон»; 3 - Ф. Таманьо, фраза из предсмертной арии Отелло; 4 - А. Патти, колоратурные пассажи из арии Нормы; 5 - Н. Обухова, фраза из арии Далилы; б - В. Собинов, фраза из «Песни певца за сценой»; 7- С. Лемешев, фраза из песни «Когда я на почте служил ямщиком»; 8- И. Козловский, заклю- чительная фраза из «Песенки герцога»; 9- Р. Лоретта, фраза из неаполитанской песни «Санта Лючия»; 10- М. дель Монако, фраза из арии Каварадосси. Расстояние между параллельными ли- ниями ленты самописца соответствует изменению силы голоса на 5 дБ. 94 В. П. Морозов Рис. 25 Ф. Шаляпин. «Дубинушка», начало фразы «Много песен слыхал я в родной стороне...». Вверху- динамика уровня силы голоса во времени (дБ). По вертикали - частота гармоник спектра голоса. По горизонтали - время (сек.). Можно видеть, что вибрато голоса выражается в периодическом изменении (модуляции) как силы голоса (верхний график), так и частоты основного тона и всех гармоник (обертонов) с периодич- ностью ок. 6 кол./сек. Для голоса Шаляпина и других мастеров вокального искусства характерна четкая ритмичность частотных модуляций вибрато, что на слух воспринимается как интонационно четкое звучание голоса. Рис. 26. Непрофессиональная певица Б.Е. Начало песни А.Е. Варламова «Красный сара- фан». Обращает на себя внимание крайняя неравномерность частотных модуляций вибрато голоса, что на слух воспринимается как неуверенность и интонационная нечеткость его звучания. Искусство резонансного пения 95 Рис. 27. Вибрато голоса нар. арт. СССР, солиста Большого театра СССР И. Петрова (бас). Романс Гурилева «Однозвучно гремит колокольчик», начало фразы «...разго-ре- лося сердце огнем». Вверху - динамика уровня силы голоса (дБ). Внизу - сонограмма. По горизонтали - время звучания фразы (4,4 с). По вертикали - основной тон и оберто- ны голоса в виде горизонтальных волнистых линий, отражающих частоту и форму виб- рато. Амплитуды обертонов отображаются в виде степени затемнения указанных линий. Хорошо видна четкая ритмичность вибрато на всех нотах звука голоса. Рис. 28. Пример попытки пения без вибрато. Исполнитель П.В. Тот же романс. Отсутствие вибрато в основном наблюдается в начале фразы (слог «ра»), но в дальнейшем оно все же начинает проявляться, хотя и не носит характера четко выраженной ритмичности. 96 ______________________ В. П. Морозов______________________ Возникает вопрос: если частота звука вследствие вибрато ко- леблется в пределах % или даже ½ полутона, то какой же частоте этих колебаний соответствует высота звука при восприятии на слух? Очевидно, некоему среднему значению между максималь- ной и минимальной частотой модуляций вибрато. Однако, точ- ность интонации при пении с вибрато определяется не просто средним значением между максимальным и минимальным откло- нением частоты модуляций вибрато, а зависит и от самой формы вибрато. Установлено, например, что если форма вибрато такова, что большую часть времени звучит нижняя часть периодических изменений частоты вибрато, то ощущение высоты звука смещается в сторону понижения. И наоборот, преобладание по времени верх- ней части синусоиды вибрато повышает звук (Parc, 1964). На восприятие высоты звука с вибрато могут оказывать также аналогичное влияние фазовые соотношения частотного и ампли- тудного вибрато (Морозов, 1977; Kwalwasser, 1980). Наши исследования показали далее, что характер вибрато даже одного и того же певца может видоизменяться в зависимости от высоты основного тона, силы голоса, типа гласной, длительности ее звучания и ряда других факторов. Особо следует отметить, что характер вибрато изменяется в зависимости от эмо- циональной выразительности пения: при сильной эмоцио- нальной экспрессивности (при пении вокальных произведений) частота вибрато возрастает. Эмоции горя и подавленности вызы- вают урежение частоты вибрато. Меняется также форма вибрато. В этом отношении наши наблюдения полностью опровергают мнение Вудвортса (Вудвортс, 1950) о том, что вибрато якобы не может быть средством эмоциональной выразительности, поскольку присутствует в голосе певца всегда и при любых эмоциях. Вибрато действительно присутствует в голосе большую часть времени его звучания, но характер его значительно изменяется как в каче- ственном, так и в количественном отношении, что существенно влияет на тембровые свойства звука.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.121 (0.007 с.) |