ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О высшей нервной деятельности



В сложных психофизиологических механизмах нашего вообра-

жения и его связи со словом помогут нам разобраться труды из-

вестных академических ученых.

Одно из основных понятий учения И.П. Павлова о высшей

нервной деятельности - это понятие условного рефлекса, ассоции-

руемого у многих с подопытной собачкой, у которой течет слюна в

ответ на выработанный условный раздражитель (звонок, метро-

ном, свет и т.п.). Но условные рефлексы в своем классическом ви-

де проявляются во множестве и у человека и, что любопытно, свя-

заны они могут быть с нашим воображением.

Например, всем знакомо ощущение вкуса лимона и выделение

слюны, если свежеразрезанный ломтик лимона положить в рот. Но

выделение слюны на лимон во рту может наступить и в отсутствии

реального лимона, только лишь при нашем воспоминании о нем или,

если кто-либо напоминает нам о лимоне, т.е. на слово «лимон».

«Представьте (вообразите), что вы положили в рот ломтик свежераз-

резанного сочного лимона, - говорю я студентам, - что вы ощущае-

те? Слюна появляется во рту?». У большинства людей на вообра-

жаемый лимон во рту слюна появляется. Если же нет, то, очевид-

но, у данного человека недостаточно развито воображение, он

не может явно представить себе ощущение лимона во рту.

Как мы видим, в данной ситуации слово «лимон» оказывается

способно заменить собой объективную реальность, т.е. при-

сутствие во рту лимона. И этот опыт прекрасно показывает, что

происходит эта замена с помощью нашего воображения. Вооб-

ражаемое событие действует так же, как и реальное.

Такого рода исследования привели Павлова к представлению о

первой и второй сигнальных системах высшей нервной

деятельности человека. Если первая сигнальная система - это ре-

Это можно сделать в Отделе научно-экспериментальных исследований музыкального

искусства Московской консерватории, тел. (095) 229-68-33, 282-55-43.

254 _____________________ В.П. Морозов____________________

акции в ответ на непосредственные реальные явления и воздейст-

вия на нас окружающей или внутренней среды (звуковые, свето-

вые, тепловые, вкусовые, болевые и т.п.), то вторая сигнальная

система- это свойство нашей психики реагировать на словес-

ное описание этих явлений и ощущений.

Тысячи самых разнообразных слов и выражений, обозначаю-

щих тысячи всевозможных предметов и явлений внешнего и внут-

реннего мира, могут точно так же вызвать у нас вкусовые, зри-

тельные, слуховые, кожно-тактильные, тепловые и, наконец, виб-

рационные ощущения и, конечно же, - эмоциональные реакции.

Могут вызвать! Но при двух непременных условиях: во-

первых, если этот предмет или явление мы когда-либо наблюда-

ли или ощущали, а во-вторых, если у нас достаточно развито

воображение, чтобы вызвать соответствующее данному явлению

или предмету ощущение. На этом элементарном (а на самом деле

достаточно сложном) психофизиологическом свойстве нашей выс-

шей нервной деятельности основаны сложнейшие процессы обучения

и научения человека всевозможным действиям и умениям, в том числе

и актерскому искусству и искусству резонансного пения.

В свете сказанного становятся совершенно убедительными и слова

Шаляпина - «Ничему нельзя научить того, у кого нет воображе-

ния», ~ сказанные им в возрасте уже за шестьдесят в 1936 г. во время

его гастролей в Китае (цит. по докладу Г.В. Мелихова в Доме-Музее

Ф.И. Шаляпина 24 мая 2001 г.).

Обратимся к примерам. Как уже говорилось, многие педагоги

для развития у певцов правильной певческой позиции и полётно-

сти голоса рекомендуют зрительно представить далекое

расстояние: «как будто вы стоите не в классе, а в очень большом

зале и вам нужно спеть так, чтобы голос хорошо был слышен в са-

мых отдаленных уголках зала» или «как будто вы поете на берегу

широкой реки и ваш голос должен быть слышен на другом берегу»

и многие другие «как будто». При этом рекомендуется добиваться

этой хорошей звучности голоса не за счет силы звука, а за счет

увеличения звонкости и полётности голоса. Подобным советом

нужные качества голоса нередко достигаются значительно эф-

фективнее, чем десятками непосредственных указаний: «не уг-

лубляй звук», «следи за дыханием», «соблюдай высокую пози-

цию», «пой близко» и т.д.

Если же у певца не ладится что-то с дыханием, то дается совет:

«Вдохни так, как будто вдыхаешь запах чудной розы».

Часто это быстрее приводит к цели, чем всякие «вдохни глубже»,

Искусство резонансного пения 255

«держи дыхание», «раздвинь ребра» и т.д. Мы говорили об уча-

стии многих органов чувств в пении. Этот же совет адресуется, ка-

залось бы, к совершенно постороннему чувству - обонянию и тем

не менее достигает результата. Почему? Ответ очень прост: когда

мы вдыхаем приятный запах, то органы дыхания ведут себя совсем

иначе, чем при вдыхании обычного и тем более неприятного запа-

ха. И.П. Павловым показано, что если в рот попадает приятная,

вкусная пища, то желудок и кишечник сразу же готовятся принять

эту пищу (происходит движение, сокоотделение и т.д.). Если же пища

невкусная, то никакой подготовки к принятию пищи в желудке не

происходит, а при очень большом отвращении к пище может даже

произойти спазм пищеварительного тракта (рвота). Вызываются эти

явления рефлексом, имеющим начало в ротовой полости.

Нетрудно представить, что подобные рефлекторные взаимоот-

ношения между начальными и последующими инстанциями суще-

ствуют не только для пищеварительного, но также и для воздухо-

носного тракта человека: вдыхание приятного запаха раздражает

нервные окончания в носовой полости и рефлекторно настраивает

нижние дыхательные пути к более глубокому вдоху и правильно-

му распределению воздуха в легких (вспомним, как легко и прият-

но дышится в пахучем сосновом бору). А это-то и важно для пра-

вильного певческого вдоха.

Таким образом, чтобы подействовать на певческое дыхание, мы

адресуемся не только к непосредственному «хозяину» легких -

мышечному чувству, но также и к зрению и даже к обонянию пев-

ца, а главное - не напрямую, путем непосредственного воздейст-

вия на эти органы чувств (что изучает физиология), а опосредо-

ванно, т.е. с помощью слова и воображения - категории чисто

психологической.

В главе 4 была обоснована целесообразность не прямого, а кос-

венного физиологического воздействия на работу гортани, в

частности с помощью дыхания. Здесь же мы приходим к выводу о

целесообразности и эффективности также косвенного, но уже

психологического воздействия на работу самого певческого

дыхания с помощью воображения. Таким образом, в объяснении

этого явления павловская физиология высшей нервной деятельно-

сти тесно смыкается с психологией. Поэтому эта пограничная об-

ласть науки и носит название психофизиологии.

256_____________________ В.П. Морозов_____________________





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.113.182 (0.01 с.)