Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории пения (основные выводы)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологические основы вокальной педагогики практически не разработаны, несмотря на огромную роль психологии в обучении певческому искусству. В главе 5 рассмотрена роль в овладении резонансной техникой пения таких свойств психики, как эмоции, образ, воображение, ощущения и представления певца о собственном голосе и механизмах его образования, а также про- блема типологии личности певца, принадлежности его к художе- ственному или мыслительному типу. • Эмоции в пении, как было показано, выполняют двой- ную роль: 1) как средство художественной выразительности и 2) как средство воздействия на работу голосового аппарата певца. Эмоция - это ключ, которым открываются не только эсте- тические чудеса певческого голоса, чарующие слушателя (на- пример, исполнительское мастерство Ф. Шаляпина, его психоло- гически точные тембровые краски и интонации), но и вокально- технические способы их достижения. Только этим клю- чом открываются и активизируются самые глубокие эволю- ционно-древние механизмы голоса человека, в значи- тельной мере непроизвольные, которые обязательно должны быть задействованы в пении и которые обычно «спят» в каж- дом из нас, в нашей сильно рационализированной разговорной ре- 300______________________ В.П. Морозов_____________________ чи. Иными словами, эмоция в искусстве пения - это не только художественно-эстетический феномен вокального ис- кусства, но и инструмент, которым достигается чисто техни- ческое совершенство голоса, т.е. овладение резонанс- ной техникой пения. Этот вывод, представляющий несо- мненный интерес для практики обучения пению, подсказывают нам как экспериментально-теоретические исследования, так и опыт выдающихся вокальных педагогов и певцов. • Воображение. «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыс- лящим существом, ни просто человеком», - писал Д. Дидро. «Во- ображение - это способность вызывать образы» (Дидро, 1936). Современные психологические исследования показывают, что мышление человека, решение любых мыслительных и даже далеко не художественных задач, не ограничивается лишь логическими операциями, но осуществляется с участием представлений и вооб- ражения. «Логика, как известно, не претендует на полное и исчер- пывающее объяснение мышления. Полное его объяснение пред- полагает сотрудничество логики с психологией...» (Брушлинский, 1996). Когда человек стремится что-либо сделать, достичь каких- либо результатов, в его сознании возникает психологический образ того, к чему он стремится. Образ этот может иметь как ре- альные черты, так и идеализированные, нередко эмоционально ок- рашенные, созданные его воображением по аналогии с каким- либо другим предметом или явлением внешнего или внутреннего мира (сравнение, метафора, фантазия и т.п.). Возникновение в соз- нании (а также в подсознании!) образа конечного результата явля- ется важнейшим и непременным условием успешности его дости- жения, поскольку этот психологический механизм (образ во- ображаемой цели) активизирует физиологические механизмы, обеспечивающие готовность и способность человека к достиже- нию этой цели. И.П. Павлов называл это состояние рефлексом цели, А.А. Ухтомский - оперативным покоем, а также доминантой, П.К. Анохин - моделированием процесса достижения конечного результата, Д.Н. Узнадзе - установкой, Б.Ф. Ломов - антиципа- цией, т.е. предвосхищением, прогнозированием способа решения задачи. При резонансном пении воображение подготавливает голосовой аппарат для наилучшего резонирования. Поэтому «ни- чему нельзя научить того, у кого нет воображения», - считал Шаляпин. Это высказывание он относил и к способности певца создавать правдивые сценические образы. Искусство резонансного пения 301 • Вокальная терминология. Исследования показали, что эмоционально-образная вокальная терминология, изобилую щая советами типа «как будто» и нередко подвергающаяся крити ке как несоответствующая формальной логике («научно не обос нованная»), на самом деле является вполне грамотным и эффек тивным психологическим средством воздействия на работу голосового аппарата и овладения резонансным пением. «Для об разного языка искусства характерно не прямое, буквальное отра жение действительности, а метафорическое, условное. Услов ность - это одно из психологических оснований языка искусства и вместе с тем художественной правды» (Знаков, 1999). Правомоч ность образной вокальной терминологии обоснована как собст венными экспериментально-теоретическими исследованиям авто ра, так и трудами уже упоминавшихся академических ученых, а также исследованиями К.С. Станиславского. Показано, что эмо ционально-образный метод «как будто», широко используемый в вокальной педагогике как средство активизации воображения пев ца и регулирования работы его голосового аппарата, по своей психофизиологической природе аналогичен методу предла гаемых обстоятельств, по Станиславскому («магическое если бы»), с той только разницей, что в системе Станиславского этот метод используется для регулирования сценического поведения актера, а в вокальной педагогике - для (и/для) регулирования го лосового аппарата певца с целью достижения наилучшего резони рования звука, т.е. овладения резонансной техникой пения. • Объяснение «парадоксов» вокальной педагогики. Особое внимание в главе 5 уделено объяснению с позиций психо физиологии кажущейся парадоксальности ряда высказы ваний вокалистов о певческом процессе (типа «Чем выше, тем ни же», «Гортани нет!» и т.п.), а также высказываний многих певцов и педагогов о нецелесообразности вмешательства сознания в работу гортани и голосовых связок. Невмешательство в работу гортани и го лосовых связок целесообразно по трем причинам: 1) уменьшает опас ность «зажатия» гортани по механизму идеомоторного акта, 2) не нарушает автоматизма работы голосовых связок во взаимодействии с работой дыхания и резонаторов и 3) не отвлекает внимание певца от психологической установки на активизацию резонаторов (обеспече ние «резонирующего дыхания», «близкого звука» и др.). • Средства системного воздействия. В главе 4 речь шла о прямых и косвенных методах физиологического воздействия на работу гортани, используемых в вокальной педаго- 302 _____________________ В.П. Морозов_____________________ гике. Было показано, что этот важнейший певческий орган «не любит» прямого непосредственного вторжения сознания в его ра- боту, так как этим нарушается автоматизм взаимодействия работы голосовых связок с работой дыхания и резонаторов. Но поскольку работа гортани сильно зависит от работы дыхания и резонаторов, то регулирование работы гортани возможно и даже необходимо производить через этих «посредников» - путем правильной орга- низации певческого дыхания и работы резонаторов. Иными слова- ми- не прямым, а косвенными методами воздействия. В главе 5 показано, что воздействие на работу и дыхания и резонато- ров! (см. §5.1.) эффективнее всего также производить не пря- мыми указаниями («вдохни глубже», «приподними мягкое нёбо» и т.п.), а косвенными образными методами типа «как будто»: «А дыхание берешь, как цветок нюхаешь» (Е. Образцова и др.). И эффективность этих образных косвенных методов оказывается выше, потому что они производят не местный эффект на какую-то часть системы голосового аппарата, а воздействуют сразу на всю систему в целом. Поскольку методы типа «как будто» основа- ны на представлении и воображении, то они относятся уже к психологическим средствам воздействия на работу голосового аппарата певца. Поэтому эти эмоционально-образные методы типа «как будто» мы и называем системными методами психологического воздействия на работу певческого го- лосового аппарата как целостной системы. • Типология личности певца, так же как и педагога, т.е. степень принадлежности к художественному или мыслительному типу, играет определяющую роль в предпочтениях вокалистами (певцами и педагогами) эмоционально-образных или логических форм творческого самовыражения. Большинство вокалистов - «художники», но это не означает неразвитости у них или не значимости логической сферы художественного мышления. Как считал Г. Товстоногов, в артисте должен уживаться и «моцарт» и «сальери». Величайший из художников-певцов Шаляпин неодно- кратно подчеркивал контролирующую роль сознания на сцене {«Прибавь слезу, суховато...» и т.п.). Но тем не менее и у Шаляпина и у большинства выдающихся певцов художественное начало («художественный ум», как пишет Е. Нестеренко) является доми- нирующим («сальери» подчинен «моцарту»). Проблема типологии певца имеет огромное значение в вокальной педагогике. Если учи- тель - «художник», а ученик - «мыслитель-рационалист» или на- оборот, то диалог их будет напоминать разговор глухого со еле- _______________ Искусство резонансного пения ____________ 303 пым... К счастью, и в этом случае на помощь приходит вокальное воспитание - в какой среде певец воспитывается, на какой идеоло- гии: художественно-образной, резонансной или анатомо-ларинго- логической «протокольной правде». Излишне говорить, как велика при этом роль учителя, его вокально-методологическая позиция. • Психологические показатели вокальной одаренности входят важной составной частью в разработан- ный автором на основе РТИП новый комплексный метод диагно- стики вокальной одаренности. К их числу относятся: эмоциональ- ный слух как показатель принадлежности певца к художественно- му типу, вокальный слух, новый метод оценки ладово- гармонического слуха (разработан совместно с Ю.М. Кузнецовым), латеральная асимметрия слухового восприятия эмоциональных и нейтральных звучаний (ФАМ) как один из показателей принад- лежности певца к художественному или мыслительному типу личности, традиционные психологические тесты-опросники Изар- да, Кэттэлла, Айзенка, Меграбяна и др. Психологические показатели существенно дополняют ре- зультаты акустических исследований голоса певца (см. § 3.4.9.) по разработанной автором совместно с инженерами-программис- тами новой компьютерной технологии. Высказанные в гл. 5 представления о роли воображения и соотношений объективного с субъективным в вокальном искусстве согласуются с результатами современных психологиче- ских исследований сложного субъективного мира человека и по- нимания им художественной правды: «Логика, как известно, не претендует на полное и исчерпывающее объяснение мышления. Полное его объяснение предполагает сотруд- ничество логики с психологией...»(Брушлинский, 1996). «Воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы предметы обнаружили свои истинные, характерные для них свой- ства» (Запорожец, 1986). «Любая правда субъективна, потому что основана на взгляде на объективную реальность с той точки зрения, которая выражает субъективные гипотезы, установки, цели, ценности высказываю- щего эту правду человека. <...> Важными условиями дальнейшего развития психологии понимания художественной правды является исследование закономерностей формирования правдоподобных моделей; изучение условности, метафоричности образного языка искусства» (Знаков, 1999). 304 В. П. Морозов Рис. 73 Примеры образных представ- лений певцов о механизмах «опоры звука на диафрагму» (по: Perello, Kaballe, Gutart, 1975). Образ «пружины внутри певца» часто использовался засл. деятелем искусств Г.М. Сандле- ром - руководителем хора Ленин- градского радио и Ленгосуниверсите- та. Важно отметить, что как образ «пружины», так и образ «шприца» (справа) создают представление о на- правленности «опоры звука» в н и з, что объективно физиологически при- водит к реальному вдыхатель- ному состоянию (натяжению) диа- фрагмы во время фонации. А это и необходимо для достижения резонирующего дыхания. Образ поддерживаю- щего груз человека (на рисунке слева), это фактически тот же образ «опоры» (нога- ми) вниз под действием груза, но вместе с тем это и образ эластичной поддержки «ре- зонирующего дыхания», но не выталкивания его из легких. Старый итальянский тер- мин appogiare de la voce означает поддержка голоса. В книге показано, что эта под- держка голоса («опора звука») в основе своей имеет не столько мышечные, сколько резонансные механизмы и соответствующие ощущения (см. гл. 4). Разное субъективное видение мира разными людьми прекрасно выразил поэт: Мир каждый видит В облике своем, И каждый прав -Так много смысла в нем. И.В. Гёте. Искусство резонансного пения 305 ГЛАВА 6. О ЗНАЧЕНИИ РТИП ДЛЯ СМЕЖНЫХ ВИДОВ ВОКАЛЬНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ ИСКУССТВ Основная область исследования и применения РТИП - это ака- демическое сольное пение. Именно здесь наиболее остро стоит во- прос о методах достижения профессионального вокально-техни- ческого совершенства. И именно здесь РТИП научно обосновывает и проясняет наиболее эффективные практические пути достижения этого совершенства. Однако значение РТИП и ее применение не ограничиваются областью академического сольного пения, но распространяются и на другие виды и жанры вокально-речевого искусства, где голос человека выступает в роли профессионального инструмента. Во-первых, это касается наиболее близких к академическому сольному пению видов вокального искусства: хорового пения, пе- ния современной вокальной музыки, эстрадного и народного пе- ния, актерского пения, детского пения и, несомненно, такой спе- цифической области, как церковное пение. Во-вторых, это касается всех видов речевого творчества: драматического искусства (сценической речи), речи дикторов ра- дио и ТВ, ораторской (публичной) речи политиков, а также педа- гогов, лекторов, менеджеров, церковнослужителей и др. Здесь особо следует выделить такие пограничные области между пением и речью, как актерское искусство (актер должен правильно не только говорить, но и петь), искусство пения современной музыки (например Spechstimme, Spechgesang), оперетта и т.п. Наконец, необходимо отметить значение РТИП для ряда науч- ных областей, связанных с изучением речи и голоса человека: аку- стики, физиологии и психологии речи и голоса, лингвистики, фо- нетики, ларингологии и фониатрии и др. РЕЗОНАНС И ХОРОВОЕ ПЕНИЕ В хоровом и ансамблевом пении проблема резонанса не менее важна, чем в сольном исполнении, но имеет ряд специфических особенностей. Отметим две из них. Первая особенность - в том, что певцу в хоре важно не только обеспечить резонансное звучание собственного голоса, но и согласовать его со звучанием других голосов. При этом, как пока- зали наши исследования в совместных работах с Ю.М. Кузнецо- 306 _____________________ В.П. Морозов_____________________ вым, хороший ансамбль хорового звучания, например унисона, достигается не только синхронизацией основного тона голоса хо- ристов, но и их обертонового состава (Морозов, Кузнецов, 1994, 1999; Morozov, 1996; Морозов, 1999; Кузнецов, 1996). С помощью современной компьютерной техники нами показано, что обертоновый состав певческого голоса является не строго гармо- ничным, как это трактует классическая теория со времен Гельмгольца (Helmholtz, 1913), но в определенной степени негармоничным, или, по нашей терминологии, квазигармоничным. Это происходит в результате отклонения практически любого из обертонов голоса от идеального гармонического положения (по критерию отношения частоты этого обертона к частоте основного тона) в сторону повышения или пони- жения. При этом оказалось, что данное отклонение происходит не чисто случайно, а подчиняется экспрессивным намерениям певца; обертоны занимают определенное частотное положение в спектре го- лоса при выражении разных эмоций (радость, печаль, гнев, страх или нейтрально), ладовых наклонений (минора, мажора) и др. Любопытным и очень эффектным доказательством способности певцов управлять частотным положением обертонов своего голоса яв- ляется американский Гармонический хор Дэвида Хайкса. Необыч- ность хора состоит в том, что все певцы поют только одну очень низ- кую ноту- Do (!) (частота колебаний голосовых связок 65 Гц). Одна- ко, искусно управляя своими резонаторами, певцы выделяют и усили- вают поочередно тот или иной обертон своего голоса. В результате мы слышим довольно приятные мелодии. Проанализировав спектры звучания хора, мы установили, в частности, что в конце одной из мело- дий наиболее сильно звучит двенадцатый обертон, соответствующий ноте sol2 (784 Гц), а в других случаях - обертоны более низкой частоты. Гармонический хор Дэвида Хайкса, звучание которого я демонст- рирую на лекциях по РТИП, ярко показывает возможность использо- вания фонетической функции резонаторов в интересах эстетической: образование мелодий из обертонов голоса путем синхронного управ- ления речевыми резонаторами певцами хора. Мы установили также, что далеко не все певцы способны изме- нять обертоновый состав под действием указанных причин, у не- которых обертоны не подчиняются этой закономерности или под- чиняются ей в меньшей степени, чем у других. Мы связываем эти особенности с общей музыкальностью певца и с развитостью его в о к а л ь н о г о и э м о ц и о н а л ь н о г о с л у х а. Отсюда понятно, что при пении в хоре хороший ансамбль дос- тигается далеко не просто, он зависит от звуковысотного совпаде- ния не только основных тонов голоса отдельных певцов, но и обертонов, т.е. обусловливается своеобразным резонансом обертонового состава голоса хористов. Надо сказать, что далеко не все хоровые коллективы обладают этим чудесным свойством, ко- Искусство резонансного пения 307 торое зависит, безусловно, как от способностей каждого из хори- стов, так и от уха и эстетического чувства дирижера (Чесноков, 1961; Чернушенко, 1983; Свешников, 1998; Ляшко, 1994 и др.). Аналогичная проблема существует и в ансамблевом пении. Практикам хорошо известно, что отнюдь не все голоса хорошо звучат в дуэтах, трио, квартетах. Причина, на наш взгляд, состоит как в индивидуальных тембровых особенностях голосов, так и в способностях разных певцов синхронизировать частотное положе- ние всех составляющих спектра своего голоса со спектром голоса партнера. Трудно поддаются такому резонансному слиянию собст- венных обертонов с обертонами хора или партнера по ансамблю го- лоса солистов, даже довольно высокого профессионального уровня. Мне как-то довелось слышать сводный хор Большого театра Сою- за ССР, который пел кантату в честь И.В. Сталина, причем с участием всех солистов (в качестве хористов). Сила звучания была огромная, но ансамбля - никакого, поскольку ярко индивидуальные тембры и сила голоса И.С. Козловского, И.О. Рейзена и других солистов поперемен- но выделяли их на фоне хора и впечатление было далеко не из луч- ших. Впрочем, винить в этом великих солистов было бы несправедли- во, так как по своему амплуа голоса их как бы нацелены технологиче- ски на то, чтобы выделиться на фоне любого мощного музыкального сопровождения («резать оркестр», по образному выражению дириже- ров). И именно это свойство весьма ценится у хороших певцов (Моро- зов, 1967, 1977). К тому же описанный случай, как можно себе пред- ставить, преследовал не только музыкальные цели... Между тем в ансамблевом пении (дуэты, трио, квартеты) мастера вокального искусства достигают прекрасных тембровых сочетаний, очевидно, путем взаимной резонансной сонастройки обертонового со- става своих голосов. Достаточно вспомнить изумительный по свой красоте дуэт «Моряки» К. Вильбоа в исполнении И.С. Козловского и М.О. Рейзена или часто звучавшие по радио в годы Великой Отечест- венной войны дуэты в исполнении В. Бунчикова и В. Нечаева и др. Способность к слиянию тембров на основе совпадения оберто- нов, безусловно, тренируемое свойство. Недаром выдающийся мастер хорового искусства А.В. Свешников говорил о пользе для солистов пения в хоре (Свешников, 1998). Вторая важнейшая особенность резонансного пения в хо- ре- это проблема контроля собственного голоса (самоконтро- ля). Она возникает ввиду значительной маскировки голоса каждо- го из хористов голосами других певцов, вследствие чего роль внутренних ощущений певцом собственного процесса голосообра- зования (вокального слуха) существенно возрастает (Морозов, 1965; см. также § 3.6.3.). 308 ______ В.П. Морозов_____________________ Поскольку резонансное пение сопровождается хорошо ощути- мой вибрацией всего голосового тракта (см. индикаторная функция резонаторов), то совершенно очевидно, что вибра- ционные резонансные ощущения обеспечивают певцу хороший контроль голоса в условиях затрудненного слухового самоконтро- ля. Разумеется, обеспечивают только в том случае, если певца специально ориентировать на эти вибрационные ощущения, раз- вивать их, а не только следить за мышечными ощущениями, что, конечно, также немаловажно. Об этом убедительно свидетельствуют специально проведенные мною лабораторные исследования (Морозов, 1977). Было показано, что способность управлять своим голосом в условиях заглушения сильным шумом (подаваемом певцу на наушники от шумового гене- ратора) практически полностью сохраняется, если ему предоставить возможность контролировать свей голос с помощью дополнительного вибрационного ощущения. Это достигалось при помощи специальной установки, преобразующей звук голоса в вибрационные раздражения, например, ладони. Опытному профессиональному певцу, использующему резо- нансный принцип голосообразования и ориентированному на ре- зонансные вибрационные ощущения собственного голоса, такие искусственные системы не нужны, поскольку он и так хорошо ощущает свой голос с помощью хорошо развитой виброчувстви- тельности. Но молодым, еще не опытным певцам они весьма по- лезны, поскольку помогают осознать роль вибрационных ощуще- ний в оптимальной настройке резонаторов. В наших исследованиях принял участие известный болгарский пе- вец, ведущий солист Софийского оперного театра Илья Иосифов, приезжавший в нашу страну для обмена опытом педагогической рабо- ты (см. Карапетров, 1988). Несмотря на заглушение сильным шумом, Илья Александрович прекрасно спел арию Рудольфа (из оперы «Боге- ма»), болгарские песни и др. с сохранением абсолютно точной инто- нации и всех характерных для него высоких профессиональных ка- честв голоса. Это позволило Иосифову сделать его прекрасная резо- нансная техника пения, хорошо развитый внутренний вибрационно- мышечный контроль собственного голоса. Эти опыты были описаны мною еще в книгах «Тайны вокальной речи» (1967) и «Биофизические основы вокальной речи» (1977); сохранились магнитофонные записи этих опытов, которые я демонстрирую на лекциях. О них пишет также профессор Софийской консерватории Константин Карапетров (1988) в послесловии к книге самого Иосифова, посвященной его творческому пути и его резонансной технике пения (Иосифов, 1988). Искусство резонансного пения 309 Возвращаясь к проблеме резонанса в хоровом пении, следует подчеркнуть, что резонансная техника пения хористов обеспечива- ет не только хороший самоконтроль, компенсируя недостаток слу- хового контроля, но обеспечивает также и значительно более вы- сокие эстетические качества хорового звучания (как считают, например, В.Н. Минин, В.А. Чернушенко, Б.Г. Тевлин и другие мастера хорового искусства). Наставляя молодых хористов на резонансный принцип голосооб- разования, В. Минин объясняет: «Звук должен иметь объем. При пе- нии резонирует голова и трахея. Иначе пение - худосочно... При без- голосий вы особенно должны активизировать резонирование груди. Поет все тело. Даже пятка резонирует!» (высказывания при проведе- нии мастер-класса на Волжских хоровых ассамблеях в Самаре 1998 г., записанные В.И. Сафоновой). К числу активных сторонников и пропагандистов резонансной теории и техники хорового пения принадлежит дирижер хора му- зыкально-педагогического факультета Московского государствен- ного педагогического университета канд. пед. наук, профессор В. Сафонова (Сафонова, 19826, 1999). Предоставим ей слово. «Будучи членом жюри многих хоровых конкурсов, я очень редко встречала хормейстеров, обращающих внимание на работу резонато- ров. Вот некоторые замечания, сделанные мною во время конкурсов: «плохое резонирование, форсировка звука; не хоровое, а массовое, бытовое пение», поют «на горле»; не озвучены резонаторы, поют «на связках»; тянут разговорную манеру звукообразования в высокую тес- ситуру; звук «на горле» и т.д. и т.п. Я - убежденная сторонница резонансной теории пения, разрабо- танной и пропагандируемой доктором биологических наук, руководи- телем Центра «Искусство и наука», профессором В.П. Морозовым. Из четырех функций резонаторов (по В.П. Морозову): эстетической, фо- нетической, энергетический и защитной для хорового певца особенно важны три последние. Они позволяют достичь большей красоты и мощности звучания коллектива без увеличения напряжения в работе голосообразующего комплекса. Хоровым певцам особенно важно овладеть эффективными прие- мами контроля за голосообразованием, особенно за качеством тембра. Этим требованиям отвечает резонаторный самоконтроль, основанный на своеобразных вибрационных ощущениях в о б л а с т я х р е з о н и р о в а н и я. Для формирования навыка вибрационного резонаторного самокон- троля я разработала упражнения, концентрирующие внимание учеников на этих ощущениях и усиливающих их. Я исполь- зовала тактильные приемы, фонетический метод, а также эмоциональ- но-образную терминологию». 310______________________ В.П. Морозов_____________________ По-настоящему резонансно звучащий хор - это большая редкость и большой праздник для истинных любителей вокально- хорового искусства. Он доставляет неизъяснимое удовольствие слуху и наполняет радостью душу. Это сильнейшее средство эмо- ционального психологического воздействия на человека широко применяется, как известно, в церковном пении. Научные исследования хорового искусства, проведенные ря- дом авторов (Думбляускайте, 1974; Сафонова, 19826, 1999; Лу- кишко, 1984; Никольская-Береговская, 1998; Ляшко, 2000; Тегп- stom, Sundberg, 1986), безусловно, интересны и намечают пути дальнейшего изучения этого чудеснейшего и популярнейшего жанра вокального искусства. Прежде всего- резонансной природы хорового звучания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.130 (0.015 с.) |