Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Резонансная теория и вокальная практикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Что касается РТИП, то она и рассматривает голосовой аппарат певца как целостную систему, состоящую из трех достаточно сложно взаимодействующих между собой частей («дыхание - гор- тань - резонаторы»), с акцентом на роль резонаторов как наименее изученной части. Это основное отличие РТИП от МЭТ, прибли- жающее ее к интересам практики. Другое отличие РТИП от МЭТ (и от теории Юссона, кстати) состоит в том, что она рассматривает эту сложную целостную систему голосового аппарата с позиции не одной только науки - физиологии, а с позиций трех наук: акусти- ки, физиологии и психологии, с учетом, как уже говорилось, опыта мастеров резонансного пения (певцов и педагогов). Указанные особенности РТИП определяют ее научно- практическую направленность и позволяют надеяться, что изложенные в книге далеко не простые и не обычные в традици- онном понимании экспериментальные факты и выводы о роли ре- зонаторов во взаимодействии с дыханием и гортанью ближе к 1 Изобретение ларингоскопа, приписываемое обычно М. Гарсиа, на самом деле бы- ло, по-видимому, сделано до него, т.е. в 1829 г. англичанином Бабингтоном и приме- нялось другими исследователями, в частности немецким хирургом Гофманом в 1940 г. (Василенко, 2001). Искусство резонансного пения 293 практике вокальной педагогики, чем выводы из МЭТ, которые может извлечь для себя вокальный педагог, особенно из тех, кто согласен с мнением, например, М. Рейзена («Гортань должная быть свободной и никаких фокусов!»). Обратим теперь внимание еще на две существенные психо- л о г и ч е с к и е о с о б е н н о с т и з н а н и й в о к а л и с т а - п р а к т и к а о своем живом музыкальном инструменте и на то, в какой мере РТИП учитывает эти особенности. Монтсеррат Кабалье в интервью о технике пения (Герберт, 1997) сравнила певца с автомобилистом, поскольку певец, по ее словам, управляет своим дыханием, как автомобилист двигателем машины. Развивая эту аналогию, заметим, что автомобилист, на- пример, может совершенно не знать устройство и действие мотора, но виртуозно управлять машиной. Но автомобилист, чтобы не по- вредить машину и не совершить аварии, обязательно должен знать и уметь, как управлять своим автомобилем как целостной кон- струкцией с помощью ограниченного числа рычагов (три педали, рычаг скоростей и руль). То есть автомобилист должен знать об- щие правила управления машиной как целостной конструкци- ей, не вдаваясь в детали ее строения. Точно так же и певец, не зная детального строения гортани и других частей своего голосового аппарата (я подчеркиваю: детального), может виртуозно управ- лять им, но при одном важном условии: он обязательно должен знать общие правила управления своим голосовым аппаратом как целостной системой с помощью доступных ему естествен- ных средств («рычагов» управления). Знания же деталей строения го- лосового аппарата ему нужны лишь в той мере, в какой они помогают ему опять-таки управлять системой в целом, но не более того. Таким образом, знания певца о своем голосовом аппарате - это знания «водителя машины», а не «механика», т.е. это качест- венно иные знания, точнее субъективные образные представ- ления об объективных процессах, которые происходят в голосовом аппарате и которые подчас весьма далеки от точного описания этих анатомо-физиологических процессов. Хотя в то же время эти образные субъективные представления (как было показано выше) и возникают у певца на основе этих реальных объектив- ных акустико-физиологических процессов (мышечные, вибраци- онные ощущения и т.п.). В этой замене объективного на субъективное проявляется одно из основных психологических свойств человека как субъ- екта поведения (Брушлинский, 1996), не механически пассивно 294 _____________________ В.П. Морозов_____________________ воспринимающего объективную реальность, а активно преобра- зующего ее в образы и представления, помогающие ему лучше по- нять сущность воспринимаемых тех или иных происходящих яв- лений внешнего или внутреннего мира. Этот психологиче- ский механизм замены объективной реальности на воображае- мую, т.е. уже известный нам метод «как будто» в вокальной педа- гогике («если бы» по Станиславскому), наилучшим образом помо- гает певцу в решении главной вокально-технической задачи овла- дения резонансной техникой пения. В этом удивительном, на первый взгляд, отказе певца от объектив- ной реальности (от «протокольной правды» по Шаляпину), точнее, замене ее на воображаемую реальность, кроется разгадка многих «па- радоксов» вокальной педагогики, рассмотренных нами ранее, равно как и объяснение магического воздействия искусства талантливого певца-артиста на слушателя, заставляющего его «над вымыслом слезами обливаться» (вспомним тургеневского Якова Турка) или, наоборот, без- мерно восторгаться всему видимому и слышимому на театральной сцене. Но вернемся к технике пения в свете РТИП. Мы отметили одну важную психологическую особенность знаний певца о своем голосе, которую рассматривает и объясняет РТИП. И мы видим, что знания эти носят в основном не частный, детальный анатомо-физиологический, а общий, системный и психологический характер, т.е. это скорее не знания, а пред- ставления певца о работе системы в целом и механизмах пения. И они могут существенно отличаться от реальных процессов в голосовом аппарате, вплоть до фантастических образов, но вме- сте с тем они основаны на этих объективно происходящих про- цессах. Это первое. Вторая, не менее важная особенность знаний и представлений певца о собственном голосе и механизмах его образования состоит в том, что он располагает чрезвычайно широким ассорти- ментом различных ощущений (мышечных, вибрационных, кож- но-тактильных и др.), идущих от различных участков голосового аппарата, от различных дыхательных мышц (межреберных, диа- фрагмы, брюшного пресса), из области шеи и гортани, артикуля- ционного аппарата, из области «маски» и даже головы, т.е. охва- тывающих всю «географию» тела певца и даже вне его (певец слышит звук своего голоса) и порождаемых совершенно разными процессами (акустическими, резонансными, вибрационными, мы- шечными напряжениями и расслаблениями, пневматическими, аэ- родинамическими и т.д. и т.п.). Искусство резонансного пения 295 Все это многообразие ощущений в зависимости от их си- лы, выраженности, взаимосочетания и направленности на них соз- нания певца способно вызвать (и неизбежно вызывает) такое же разнообразие представлений певца о механизмах образо- вания собственного голоса. И что самое важное - от того, какими из этих ощущений и представлений певец предпочтет руково- дствоваться, зависит совершенство или ущербность его вокаль- ной техники. Поэтому вторая важнейшая и также психологическая пробле- ма певца состоит в том, как из этого многообразия ощуще- ний и представлений выбрать те, которые наилучшим обра- зом помогут ему овладеть не какой-либо, а именно резонанс- ной техникой пения. На эти вопросы и отвечает РТИП, по- скольку ни МЭТ, ни теория Юссона не в состоянии на них отве- тить (Юссон в своей книге, хотя и касается певческих ощущений, но уже безо всякой связи со своей теорией). В свете РТИП безусловно предпочтительным и рекомендуемым является ориентация на вибрационные ощущения как отражаю- щие резонансные процессы в различных полостях голосового тракта (см. индикаторная функция резонаторов). В той же мере психологически нецелесообразна направленность певца на ощу- щение голосовых связок и представления о собственном голосе как результате его образования в гортани, формирование «образа поющей гортани» (см. § 5.1.6.). Невмешательство в работу гортани и голосовых связок целесообразно по трем причинам: 1) уменьша- ет опасность «зажатия» гортани по механизму идеомоторного ак- та, 2) не нарушает автоматизма работы голосовых связок во взаимодействии с работой дыхания и резонаторов и 3) не отвле- кает внимание певца от психологической установки на активи- зацию резонаторов (обеспечение «резонирующего дыхания», «близкого звука» и др.). В ответах на вопросы о предпочтительности тех или иных пев- ческих ощущений и представлений РТИП исходит из практики мастеров резонансного пения - выдающихся певцов и педагогов: 1) выделяет и обобщает их основные ощущения и представления о резонансном пении, 2) анализирует, оценивает и объясняет их эф- фективность как средств управления голосом (по сравнению со средствами, которыми пользуются неквалифицированные певцы) с позиций акустики, физиологии и психологии, сопоставляя их с ре- зультатами экспериментальных исследований певческого процес- са, и прежде всего - с объективными явлениями резонанса в го- 296 В. П. Морозов лосовом аппарате, порождающими у певца сильнейшие вибраци- онные ощущения и вызывающие своеобразные субъективные, в том числе парадоксальные представления о своем голосе и 3) в ко- нечном итоге рекомендует их широкой певческой практике для массового использования и применения (подобно тому, как наука, изучая и объясняя эффективность некоторых средств народной медицины, как бы вновь, но уже в качестве научно-обоснованных лекарственных средств, возвращает и рекомендует их практике здравоохранения). И первейшее из этих средств - благодатная и даровая энергия, которую дают певческому голосу резонаторы и которую мастера резонансного пения умеют взять и использо- вать, т.е. «петь на проценты, не тратя основного капитала» сво- его голоса и даже значительно его увеличивая. Рассмотренные психологические особенности резонансного пения сближают вокальную педагогику с искусством. Вокальная педагогика как учебная дисциплина, базирующаяся сегодня не только на эмпирических, но и научных знаниях о певческом про- цессе, в основном все же остается в значительной мере искусст- вом. И, как я уже отмечал, это прежде всего искусство понима- ния, точнее - образного представления резонансной природы певческого голоса, искусство отбора научных данных для ис- пользования их в практике, искусство интерпретации и примене- ния этих знаний в работе над воспитанием резонансной техники пения. И что примечательно - основным посредником (связующим звеном) между искусством резонансного пения и фундаменталь- ной наукой является психология, объясняющая эмоционально- образные и даже «парадоксальные» методы вокальной педаго- гики, не объяснимые ни с позиций здравого смысла, ни с пози- ций формальной логики. ______________ Искусство резонансного пения ____________ 297
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.53 (0.012 с.) |