Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние звуковой среды и СМИСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По свидетельству ректора Киевской консерватории, народного артиста СССР Н.К. Кондратюка, почти 90% абитуриен- тов вокального факультета имеют непо- правимо испорченный эстрадным пением, непригодный для профессионального обу- чения голосовой аппарат. Ю.Е. Юцевич Одно из основных положений детской педагогики, эмпириче- ски подмеченное и сформулированное еще ЯЛ. Коменским в его «Великой дидактике» гласит, что в уменьях ребенка не может быть ничего иного, чего ранее не было в его чувствах и ощущениях. Современными психологическими исследованиями показано, что «в онтогенезе музыкального слуха развитие его перцептивного (чувственного) компонента предшествует развитию репродуктив- ного компонента» (Тарасова, 1982а). В работе К.В. Тарасовой и Л.Ю. Князевой установлено, что если детям дошкольных лет пре- доставить возможность «сочинять музыку», то в их «сочинениях» находит отражение характер той музыки, в мире которой тот или иной ребенок воспитывался (Тарасова, Князева, 19826). Данные § 8.4.2. наглядно показывают важнейшую роль первич- ных слуховых впечатлений на формирование вокальной функции детей. Интересные исследования провел Ю.Е. Юцевич: если детям давать на уроках слушать голоса мастеров вокального искусства с высоким уровнем ВПФ и полетностью, то в их голосах также по- вышается звонкость и полетность (дети также склонны подражать и естественному свободному механизму голосообразования, свой- ственному мастерам. - В.М.). После же прослушивания программы эстрадных певцов в звучании голосов детей появилась сипота, ухудшилось качество верхних нот, наблюдалось укорочение диа- пазона (Юцевич, 19826). Детский певческий голос воспитывается не только в классе во- кального педагога; на его формирование оказывает сильное воз- действие та звуковая среда, в которой ребенок живет и разви- вается. Это пение, которое дети слышат прежде всего по радио, ТВ, в кино, дома, в театрах, на улице, у друзей на вечеринках и т.д. и т.п. Какое значение имеет эта акустическая среда на формирова- ние идеала певческого голоса у детей и на само их пение? 326 _____________________ В.П. Морозов_____________________ Для выяснения этого вопроса Ю.Е. Юцевич провел громадные в статистическом плане обследования вокально-эстетических предпоч- тений школьников 3-6 классов городов и сел Украины (более 5 тысяч опрошенных!). Предоставим ему слово: «Определяя обладателей лучших голосов, школьники республики, славящейся певческими дарованиями, назвали в 1972 году М. Пахо- менко, Д. Марьяновича, Р. Караклаич, Э. Пьеху, а в 1976 и 1978 го- дах - А. Пугачеву, С. Ротару, В. Толкунову, Л. Лещенко и т.д. Только на 38-е место поместили любители пения Н. Огренича в 1972 году, а в 1976 году - на 29 место Е. Образцову после ее побед на конкурсе им. П.И. Чайковского. Уверенно занимает место в конце пятого десятка лучших голосов Ф. Шаляпин. Полученные результаты свидетельствуют прежде всего о том, что ученики общеобразовательных школ имеют превратное представление об эстетически полноценном звучании певческого голоса, не владеют сколько-нибудь четкими критериями определения качества певческих голосов, отдают предпочтение бытовой, микрофонной манере пения перед классической вокальной школой, руководствуясь при этом такой непостоянной, но могущественной оценочной категорией, как мода. Постоянное влияние эстрадной исполнительской манеры, подра- жание таким певцам, как А. Пугачева, С. Ротару. Р. Рымбаева и т.д., ведет к закреплению ошибочных или вредных навыков голосообразо- вания и в конечном итоге - к утрате певческой перспективы. По сви- детельству ректора Киевской консерватории, народного артиста СССР Н.К. Кондратюка почти 90% абитуриентов вокального факультета имеют непоправимо испорченный эстрадным пением, непригодный для профессионального обучения голосовой аппарат. Изложенное дает нам основание утверждать, что в организации целенаправленного руководства вокально-слуховыми рецепциями за- ключен определенный резерв работы над певческим воспитанием школьников, который заслуживает внимания и специальной разработ- ки» (Юцевич, 19826). В течение последних десяти лет (1991-2001) Отдел научно- экспериментальных исследований музыкального искусства ВЦ Московской консерватории (рук. Отдела - проф. В.П. Морозов) проводит обследование молодых вокалистов-абитуриентов МГК по многим показателям, в том числе по музыкально-эстетическим предпочтениям. Поскольку юноши и девушки (совсем недавние школьники) поступают на вокальный факультет, то, естест- венно, у них доминирует предпочтение оперно-концертного жан- ра, и в числе наиболее предпочитаемых певцов абитуриенты ука- зывают, как правило, имена представителей именно этого жанра - 9,8 балла по 10-ти балльной системе (юноши- предпочтительно мужские голоса, а девушки - женские). И здесь Ф. Шаляпин, Е. Образцова, И. Архипова, С Лемешев, М. Каллас, Л. Паваротти, Н. Гяуров и многие другие мастера занимают вполне достойные Искусство резонансного пения 327 места. Но здесь надо учитывать и так называемый фактор со- циальной желательности: ведь абитуриент пришел посту- пать в консерваторию, а не в поп-ансамбль. Наряду с этим другие вокальные жанры - эстрадное пение, народное пение, джаз, рок - получают существенно более низкие оценки (2-4 балла), и, что по- казательно, - баллы предпочтения народного пения снижаются, а предпочтения рок-музыки имеют тенденцию к росту. Объяснением служит чрезвычайно низкая популяризация средствами массовой информации лучших образцов народного пения и безудержная пропаганда везде и всюду рок-музыки. Полагаю, что анкетирова- ние современных школьников покажет примерно такую же карти- ну, как и в работе Ю.Е. Юцевича; в эстетических предпочтениях школьников нового тысячелетия явно доминирует безголосая «по- пса» и угрюмо-примитивный рок. Что можно противопоставить такой однобокости воспитатель- ного воздействия звуковой среды? Ответ, похоже, ясен всем: ра- зумное регулирование, нормализация, т.е. ликвидация однобоко- сти как в средствах массовой информации, так и в школьных про- граммах музыкального образования. Опыт показывает, что это да- ет положительные результаты. В 90-х годах под руководством Г.П. Стуловой ее диссертанткой Е.В. Александровой был проведен эксперимент по вовлечению детей 6-7 лет на уроках музыки в работу по постановке детской оперы. Несмотря на то, что опера, как известно, является сложным синтети- ческим жанром, сочетающим в себе несколько видов искусств, эта форма занятий, как раз в силу своей комплексности, оказалась для де- тей привлекательной и эффективной в плане приобщения детей к ми- ру музыкально-вокального искусства (Александрова, 1991). Крупнейший современный певец испанец Пласидо Доминго пи- шет в автобиографии, что своей любовью к музыке обязан атмосфере постоянно звучавших на его родине «народных опер» - сарсуэл, в ко- торых требовалось петь и играть. «Многие уроженцы этого края, — пишет Доминго, - даже не обладая какой-либо музыкальной подго- товкой, прекрасно справляются с ансамблевым пением, они велико- лепно держат строй в многоголосии, обладая природным гармониче- ским чутьем. <...> Как и отец, моя мать Пепита Эмбиль была звездой сарсуэлы» (Доминго, 1989). В заключение хочется снова обратится к теме § 8.4.2., а имен- но - к роли звуковой среды для формирования голоса у «братьев наших меньших». Возьмем теперь для примера лучших из перна- тых певцов - соловьев. «На истинных поклонников и ценителей прекрасного соловьиное пение производит глубокое впечатление и 328 В.П. Морозов заставляет их нередко проливать слезы умиления», - писал извест- ный естествоиспытатель К.Л. Брем. Но своим чудесным вокальным мастерством соловей обладает от- нюдь не от рождения, а должен приобрести его в процессе длительного обучения. От природы у него имеется лишь более или менее выра- женная способность к обучению певческому мастерству, которая да- леко не всегда приводит к истинному совершенству. Как это имеет место и у людей, в соловьиных «консерваториях» бывают хорошие и плохие учителя и, разумеется, талантливые и бездарные ученики. «Способности подражать чужому пению у иных соловьев вовсе нет, у других же они развиваются только в старости...- писал Брем. - П л о х ие со ловьи ч аст о портят х о р о ш их, по мещенных подле них; последние подражают легким переходам, не упражня- ются в более трудных. Соловьев лучше поэтому держать отдельно от других птиц. Молодые соловьи навсегда остаются плохими певцами если только их вовремя не помещают подле старых» (хорошо поющих. - В.М.). Опыт показывает, что и соловьев при соответст- вующем обучении можно заставить «чирикать по воробьиному» (цит. по: Морозов, 1983). На основании сказанного в этом параграфе можно сделать только один вывод: пожелать нашим средствам массовой инфор- мации побольше популяризировать «соловьев» и поменьше «во- робьев» и «ворон». Это же пожелание относится и к программам ш к о л ь н о г о м у з ы к а л ь н о г о о б р а з о в а н и я. Акустические особенности Детского голоса Акустические особенности детского голоса- сила, динамиче- ский диапазон, дикция, особенности спектра - неоднократно ста- новились предметом наших исследований (Морозов, 19646, 1965, 1967, 1970, 1977). В разные годы были обследованы разные воз- растные группы детских вокальных коллективов: Дворца пионе- ров, школьников начальных классов, Хора мальчиков Ленинград- ской академической капеллы им. М.И. Глинки и др. По сравнению с голосом взрослого певца детский голос обладает уменьшенной силой, более узким динамическим и звуковысотным диапазоном, несколько сниженной дикцией, в спектре детского голоса значи- тельно слабее выражена высокая певческая форманта (ВПФ) и за- нимает более высокочастотное положение. Это хорошо иллюстри- руется на рис. 74, на котором представлены спектры голоса как взрослых профессиональных певцов (Е. Нестеренко, Е. Образцова, В. Атлантов), так и детей разной вокальной одаренности и разного возраста (Робертино Лоретти и др.). Искусство резонансного пения 329 Рис. 74. Спектры вокальных гласных известных мастеров вокального искусства и де- тей разного возраста (по: В.П. Морозов, 1977). Фото сняты при затемненном экране спектрометра СЗЧ. По горизонтали - частота спектральных составляющих (кГц); по вертикали - относительный уровень составляющих спектра (от 0 до 30 дБ). Вершина ВПФ помечена крестиком. Частота спектральных составляющих обозначена цифрами (кГц) для нижнего ряда спектров. На остальных спектрах частота спектральных состав- ляющих обозначена горизонтальными масштабами, соответствующими цифровым обозначениям на нижних спектрах. 1-Е. Нестеренко, А. в слове «на [балкон]» из «Серенады Дон Жуана» П. Чайковского (фермата в конце романса); 2-Е. Образцова, О, в слове «больно», фермата в конце романса П. Чайковского «И больно и сладко»; 3 - В. Атлантов, А, изолированная гласная (фермата) из арпеджио do мажор; 4 —Р. Лоретта, А, в слове «Лючия» из неаполитанской песни; 5 - Люда 3-ря, 13 лет, О, из песенки про лисичку; б - Юра Г-ко, 11 лет, А, в слове «ланда» из песенки про партизан; 7 - Вова Г-ун, 7 лет, О, в слове «ходит» из песенки «Ходит Ваня»; Я - Вова Г-ун, И, в слове «ищет» из песенки «Ходит Ваня»; 9 - Наташа Н-ва, 7 лет. А, в слове «устало» из песенки про солнышко. 11-4056 330 В. П. Морозов Как видно на рис. 74, у некоторых детей младшего возраста (7 лет) уровень ВПФ настолько мал, что ее вершина не обнаружива- ется на экране спектрометра (7-9). У детей более старшего возрас- та (11-13 лет), еще не вступивших, в мутационный период, ВПФ уже становится достаточно заметной (5, 6), хотя и не достигает уровня, свойственного взрослым профессиональным певцам (1-3). Наибольший уровень ВПФ среди детей был обнаружен нами у тринадцатилетнего Робертино Лоретта (4). Зависимость уровня ВПФ от возраста хорошо обнаруживается сравнением огибающих спектров, приведенных на рис. 75. На ри- сунке также хорошо заметно, что чем меньше возраст певца, тем ниже относительный уровень ВПФ в спектре его голоса и тем вы- ше по частотной шкале располагается вершина ВПФ. Так, если у взрослой певицы (20 лет) вершина ВПФ располагается в области 3000 Гц, то у девочки (12 лет) - в области 3500 Гц, а у семилетнего ребенка - в области около 4000 Гц. Рис. 75. Сравнительные спектры голоса детей разного возраста (/, 2) и взрослой певи- цы (3) показывают, что ВПФ у детей слабо выражена и смещена в более высокочас- тотную область спектра. Цифрами /, 2, 3 на спектрах обозначены вершины ВПФ вокалистов: 1-О. Б-ва, 7 лет; 2 - Л. 3-я, 12 лет; 3 — И. А-ва, 20 лет. Гласная А, на ноте 1а' (440 Гц). По горизонтали - средние частоты прозрачности полосовых 1/4-октавных фильтров спектрометра SMl/2i-3a в Гц; по вертикали- интенсивность спектральных составляющих (дБ над уровнем 1 мВ). Искусство резонансного пения 331 Низкий уровень ВПФ у детей даже высокоодаренных в вокаль- ном отношении говорит о том, что это свойство голоса не является природным, а приобретается в процессе индивидуального развития человека и связано с возрастом. Даже у такого выдающегося вока- листа среди детей, как Р. Лоретта, относительная интенсивность ВПФ не превышает 10-20%. Несмотря на то что уровень ВПФ в женских голосах и особенно в детских значительно ниже по сравнению с ее нормой в мужских голосах, женские и детские голоса кажутся на слух довольно звон- кими. Это мнимое противоречие объясняется, с одной стороны, тем, что в женском и детском голосах хорошо выражены оберто- ны, располагающиеся поблизости от ВПФ (1000-2000 Гц), кото- рые так же, как и ВПФ, придают голосу звонкость, хотя по суще- ству и не входят в ее область (рис. 75, кривые 1, 2). Этим, в част- ности, объясняется, почему при удалении ВПФ (в акустических опытах) женские и детские голоса менее теряют в звонкости, чем мужские. С другой стороны, причина звонкости женского и дет- ского голосов заключается в отсутствии низких спектральных со- ставляющих (основной тон женского и детского голосов на 1-1,5 октавы выше мужского). Таким образом, спектры женских и дет- ских гласных оказываются более узкими (упрощенными) и как бы сдвинутыми в сторону высоких частот. Это обстоятельство и явля- ется причиной большей пронзительности и звонкости женских и детских гласных даже при условии сравнительно небольшой ин- тенсивности ВПФ. Тем не менее следует подчеркнуть, что, не- смотря на сравнительно меньшую выраженность ВПФ в женских и детских голосах, последняя играет и здесь весьма существенную роль. Так, произведенное нами удаление ВПФ (в акустических опытах) из голоса известной певицы Луиз Маршалл (сопрано) пре- вратило ее голос в меццо сопрано. В процессе развития ребенка в возрасте 13-15 лет наступает так называемый мутационный период, который характеризуется рез- ким изменением звучания голоса и переходом его от характерного детского тембра к тембру взрослых (Малинина, 1967). В этот пе- риод наблюдаются нарушения голосовой функции, проявляющие- ся в укорочении диапазона голоса, смещении его вниз по частот- ной шкале, потере высоких тонов голоса, утрате звонкости, появ- лении в голосе хриплости и т.д. Проведенные нами исследования показали, что если в предмутационном периоде ВПФ выражена сравнительно хорошо (для детского возраста), то с наступлением мутации относительный уровень ВПФ значительно снижается. 332 В. П. Морозов В свете РТИП слабую выраженность ВПФ в детском голосе можно объяснить еще недостаточной сформированностью у них надгортанного резонатора, усиливающего ВПФ (см. § З.2.1.), а бо- лее высокочастотное расположение ВПФ в детском голосе - ма- лыми размерами этого резонатора в соответствии с размерами гор- тани и всего голосового тракта в целом. Уменьшенные размеры ротоглоточного резонатора у детей являются причиной того, что все речевые форманты у них также смещены в высокочастотную зону спектра примерно на 17% по сравнению со взрослыми.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.100 (0.015 с.) |