Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физиологические основы целостностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В акустической части монографии (гл. 3) было показано, что голосовой аппарат работает как единое целое по принципу духово- го музыкального инструмента (§§ З.1., 3.2., 3.5.3.). При этом свя- зующим фактором, объединяющим дыхание, гортань и резонаторы в систему, является акустическая волна. Но, естественно, го- лосовой аппарат певца как живой музыкальный инструмент под- чиняется, кроме чисто механических- акустико-пневматических, еще и физиологическим закономерностям. Физиологические основы целостности голосового аппарата певца рассмотрены в главе 4. Как показано в §§ 4.8.1., 4.8.2. и 4.8.3., целост- ность голосового аппарата певца обусловливается наличием тесного функционального взаимодействия между всеми его основными час- тями (дыхательный аппарат, гортань и резонаторы). При этом впервые показано, что все силы указанного взаимо- действия, во-первых, имеют двустороннюю направленность: прямые (активные) и обратные (реактивные), а во-вторых, раз- личаются по своей природе (акустические, пневматические и реф- лекторные), т.е. имеют полимодальную природу. Целостность голосового аппарата проявляется в том, что в этой взаи- мосвязанной системе (дыхание - гортань - резонаторы) воздействие на какую-либо из ее частей немедленно отражается на работе двух других, благодаря наличию связующих факторов, т.е. системных связей. Таким образом, голосовой аппарат певца как живой музыкаль- ный инструмент устроен более сложно, чем труба или орган. В нем помимо акустических и пневматических сил взаимодействия су- ществуют чрезвычайно разнообразные силы нервно-рефлек- торных связей между дыханием, гортанью и резонаторами. Бо- лее того, даже акустические и пневматические силы в голосовом аппарате, хотя и существуют как определенные факторы взаимо- действия между его частями (§§ 4.8.1., 4.8.2., 4.8.3.), тем не менее находятся под постоянным контролем и регулирующим влиянием нервно-рефлекторных сил. Это качественно отличает работу наше- го живого музыкального инструмента от неживого механического. Регулирующая роль нервно-рефлекторных механизмов проявляет- ся, естественно, не только в работе голосового аппарата певца, но и во всех формах жизнедеятельности человека, т.е. представляет собой важнейший фактор целостности нашего организма. Конкретные фи- зиологические механизмы целостности живого организма (гомеоста- зиса) изучены в трудах наших крупнейших ученых-физиологов - И.М. Сеченова (Рефлексы головного мозга), И.П. Павлова (Учение о Искусство резонансного пения 209 высшей нервной деятельности), А.А. Ухтомского (Учение о доминанте), П.К. Анохина (Теория функциональных систем) и др. (см. об этом гл. 5). Принцип целостности голосового аппарата певца не оз- начает равнозначности всех его частей. Наоборот, каждая из частей - дыхание, гортань, резонаторы - весьма специфична как по своей роли в образовании голоса, так и по обратному воздействию на свою работу со стороны других частей. Ввиду того, что гортань по праву считается наиважнейшим органом певческого голосообразова- ния - и это общепризнано, - мы подробно остановились на ее особом положении в системе певческого голосового аппарата, а именно - на доказательстве значительной зависимости ее от работы резонаторов и дыхания, что отнюдь не общепризнано и нередко не учитывается в вокально-педагогической практике. 4.9.2. Гортань - «заминированная зона!» ...Горло певца должно всегда чувство- вать свободу и удобство и тогда резуль- таты будут всегда положительными... Но когда певец начинает ощущать, что про- должительное пение утомляет его горло, значит тут были применены неправильные методы, неправильное преподавание. Ф.И. Шаляпин Гортань должна быть свободной! И ни- каких фокусов!... МО. Рейзен «Заминированной зоной» называл гортань профессор Е.Г. Ольхов- ский- известный певец и вокальный педагог, заслуженный артист РСФСР, зав. кафедрой сольного пения Ленинградской государствен- ной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Чем вызвано такое метафорическое название, внушающее чувство опасности? Как показано в предыдущем разделе, гортань - наиболее авто- матизированная часть голосового аппарата по своему согласова- нию с воздействующими на нее силами со стороны дыхания и ре- зонаторов. Анализ акустико-физиологического поведения гортани в целостной системе показывает, что гортань в еще большей сте- пени зависит от работы дыхания и резонаторов, чем сама может повлиять на их работу (хотя и это влияние, несомненно, объектив- но существует и обнаруживается)1. Это обстоятельство служит 1 Речь идет не об акустическом эффекте, порождаемом гортанью, а о физиологическом состоянии гортани, обусловливающим ее певческую функцию. 210 _____________________ В. П. Морозов_____________________ физиологическим объяснением хорошо известного опыт- ным вокалистам факта: гортань чрезвычайно негативно р е а г и р у е т н а н е п о с р е д с т в е н н о е в т о р ж е н и е в е е р а - боту, на прямое манипулирование гортанными мышцами и осо- бенно - голосовыми связками (как средством управления певческим процессом), к чему, например, упорно призывал СП. Юдин в своем учебном пособии для певцов (см. об этом более подробно в гл. 5). Негативность такого рода вторжения в работу гортани выража- ется, во-первых, в неизбежном ухудшении акустико-эстетических качеств певческого голоса, а во-вторых, в угрозе повреждения гор- тани и голосовых связок, поскольку гортань является наиболее уязвимым звеном во взаимосвязанной триаде (дыхание- гор- тань - резонаторы). В самом деле, еще никто из певцов не сорвал диафрагму или брюшной пресс и не повредил резонаторы, хотя из- вестно, что при сильной активности (вибрации) верхних резонато- ров у певца может даже возникнуть головокружение. Но сколько же неопытных (да и не только неопытных!) певцов, не владеющих совершенной техникой голосообразования, повреждают голосовые связки, вызывая кровотечение в голосовых мышцах, гематомы, от- слойку слизистой оболочки, парезы гортанных мышц, приводящих к фонастении (слабость голоса) и даже афонии (полная потеря го- лоса)! Современная, да и не только современная фониатрическая наука в качестве основной причины такого печального явления на- зывает нерациональную певческую технику голосообра- зования (Актуальные проблемы фониатрии..., 1998; Василенко, 1975; Ермолаев, Лебедева, Морозов, 1970; Аникиева, 1985; Шам- шева, 1966; Левидов, 1939; Блюменау, 1914; Wendler, Seidner, 1977; Seidner, Wendler, 1978). В терминах нашей РТИП- профессиональные (увы нередкие!) заболевания голосового аппарата певца - есть результат грубого нарушения принципа оптимального согласования работы гортани с работой не только дыхания (на что часто указывается), но и ре- зонаторов (на что практически не указывается) и прежде всего - игнорирование, точнее, неиспользование певцом благодатной роли резонаторов как источника «даровой энергии» для голосового аппарата и защитной роли резонаторов по отношению к гортани (гл. 3). В общетеоретическом смысле это означает нарушение принципа целостности работы голосового аппарата певца. Все вышесказанное объясняет нам стремление вокальных педа- гогов и самих певцов (как правило, из числа признанных мастеров Искусство резонансного пения 2 11 вокального искусства) не вмешиваться во внутреннюю работу гор- тани (и особенно голосовых связок!), предоставив этой важнейшей области голосового аппарата как бы полную свободу действий по производству певческого голоса. Типичную позицию в этом отношении занимала известный во- кальный педагог М.В. Владимирова (ученица У.А. Мазетти, сопрано, профессор Московской консерватории, заслуженный деятель ис- кусств): «...фиксация внимания певца-учащегося, особенно начинаю- щего, на значении и тем более на ощущении работы гортани может повлечь за собой излишнее напряжение этого органа голосообразова- ния. Поэтому, занимаясь с учениками, Мария Васильевна не гово- рит о работе гортани, прекрасно понимая, какую важную роль играет этот орган в пении. ...Именно гортань учащегося обычно непосредственно реагирует на ошибки и страдает от малейшего упущения педагога. Голос певца организуется и развивается в теснейшей связи со сво- бодным ненапряженным дыханием и правильным резонированием» (цит. по: Кузьмина, 1964; см. Приложение 1). Как бы вторит М.В. Владимировой обладательница виртуозной вокальной техники, солистка «Ла Скала» Магда Оливьеро. Магда Оливьеро: «О гортани никогда не думаю и считаю это вредным. Мне кажется, самое главное - понять свою гортань: что ей удобно. Для этого нужна свобода и мягкость мышц шеи. Тогда гортань сама найдет наилучшую позицию. Я только веду звук по арке в «маску», к твердому небу, - это главное и основное». В 1988 году я и профессор Софийской консерватории Констан- тин Карапетров посетили народного артиста СССР М.О. Рейзена на его квартире и записали на магнитофон беседу с ним о технике пения (фрагмент беседы см. в Приложении 1.). Певец много и охотно говорил об ощущении резонаторов, о дыхании, а на наш вопрос об ощущении гортани и голосовых связкок он ответил весьма категорично: М. Рейзен: «Гортань, безусловно, участвует... Она подвижна, не зажата. Гортань должна быть расширена и свободна! И никаких фокусов!.. Не в горле, в резонаторе беру [fa1 и др. ноты]. Горлом нельзя. Самое страшное - горло. Горло должно быть освобождено. Оно должно быть мягким. Эта - труба. Если она сжимается, кончено! Все! Теперь много пев- цов с горловыми голосами - тенора, баритоны и басы. Это- искалеченные голоса». 212 _____________________ В.П. Морозов_____________________
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.155 (0.009 с.) |