Феномен «чистой грифельной доски». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феномен «чистой грифельной доски».



Роль импритинга

Что впервые будет внушено детям, бу-

дет ли это добро или зло, крепко внедрит-

ся в них, и последующие впечатления не

легко могут изгладить прежние, уже вко-

ренившиеся.

Я.А. Коменский

В добавление к сказанному в предыдущем разделе отметим еще

одну очень важную физиологическую особенность вокального

воспитания детей- это сильная впечатлительность их мозга.

Детскую психику справедливо сравнивают с чистой грифельной

доской: что на этой доске впервые пишется, то плохо стирается, а

то и вовсе невозможно будет стереть. Эту важнейшую особенность

детского мозга неоднократно подчеркивал выдающийся чешский

педагог, основатель дидактики Ян Амос Коменский (см. эпиграф).

Указанное свойство впечатлительности имеет общебиологиче-

скую природу и характерно не только для человека, но и для выс-

ших животных (млекопитающих, птиц). На ранних стадиях онто-

генеза (в ближайший период после рождения) свойство это из-

вестно под термином импритинг.

Один естествоиспытатель проделал любопытный опыт с певчими

птицами, который он описывает так: «Я воспитал коноплянок, взяв их

птенчиками из гнезда, с тремя жаворонками, обладающими наилуч-

шим голосом... Каждая коноплянка, вместо того чтобы петь так, как

это свойственно ее виду, целиком восприняла манеру пения своего

учителя. Когда манера пения коноплянки, обученной жаворонком,

вполне установилась, я три месяца держал ее в одной клетке с двумя

обыкновенными коноплянками; коноплянка не заимствовала у своих

новых сожительниц ни одного приема, но целиком сохранила манеру

пения жаворонка... Для успеха этого опыта птенчиков надо взять из

гнезда через день или два после того, как они вылупились из яйца.

Ибо через три-четыре недели птенцы уже усваивают себе крик своего

вида, хотя они в течение этого времени только слышали его, но ни разу

не испускали» (Дантек, 1911).

Несомненно, что благодаря значительно более высокому уров-

ню развития нервной системы человек обладает несравненно

большими возможностями в смысле изменения и совершенствова-

ния приобретенных им любых рефлексов и навыков, в том числе

вокальных. Однако закономерность здесь проявляется в том, что

чем раньше усвоен человеком какой-либо навык, тем он прочнее и

тем труднее поддается переделке с годами. Вокальным педагогам

Искусство резонансного пения 321

хорошо известно, что переучить певца, обладающего дурной ма-

нерой пения, бывает значительно труднее, чем научить правильно

петь человека, не обладающего никакими певческими навыками.

В связи с этим врач-ларинголог Императорских театров Е.Б. Блю-

менау приводит такой любопытный случай: «Рассказывают, что один

известный профессор пения брал от своих учеников двойную плату,

если они раньше уже учились у другого педагога, так как он учитывал

тот труд, который ему приходилось потратить на то, чтобы на первых

порах отучить таких учеников от дурных привычек, приобретенных

вследствие плохой школы» (Блюменау, 1914).

Таким образом, мы видим, что к безусловно социально-важной

и почетной роли детского вокального педагога, требующего от не-

го необходимой профессиональной грамотности и прежде всего -

знания возрастных закономерностей и особенностей детской голо-

совой функции,- присоединяется и большая ответствен-

ность за качество вокального обучения детей.

Иными словами, от детского вокального педагога зависит, ов-

ладеет ли ребенок основами разумного пения и элементами резо-

нансной вокальной техники, или всю жизнь, задрав зажа-

тую гортань кверху, будет выжимать из голосовой щели «бесчин-

ные вопли и неестественные крики», как читаем мы об этом у

В. Металлова (Металлов, 1915)1.

Об основных принципах развития

Резонансного пения у детей

При обучении детей необходимо, на-

сколько это возможно, предоставлять им

видимое - зрению, слышимое - слуху, ося-

заемое - осязанию, а в рассказе ничего не

говорить несообразного детскому возрас-

ту и уразумению.

Я.А. Коменский

Начну с нескольких предварительных замечаний.

Во-первых, этот краткий раздел не имеет целью детальное из-

ложение методики обучения детей резонансному пению - данному

вопросу следовало бы посвятить целую книгу. Цель раздела - все-

го лишь показать, что основные методологические прин-

ципы РТИП вполне применимы и к вокальному обучению детей,

разумеется, с учетом возраста и особенностей детской психики.

См. об этом также высказывания В.И. Сафоновой: § 8.4.1.

11-4056

322 _____________________ В.П. Морозов_____________________

Во-вторых, возможно ли вообще пытаться обучать ребенка ре-

зонансному пению? Не слишком ли это сложно и непостижимо

для детского разумения? Отвечу категорично: не только возможно,

но и необходимо! Необходимо и возможно в такой же степени, в

какой возможно обучение пению ребенка вообще (ведь это тоже не

просто, и какая-то методика должна быть применена!). А если

обучать, так уж не лучше ли сразу же стараться прививать резо-

нансные основы, чтобы впоследствии не пришлось переучи-

вать, что, как мы знаем, дорого стоит и не всегда удается. Ибо ус-

военный неверный навык искоренить крайне сложно.

В-третьих (и это чрезвычайно важно!), как обучать? Как донести

до детского понимания кредо резонансного пения, поскольку детям,

особенно младшего возраста, в силу неразвитости у них второй сиг-

нальной системы мышления, нецелесообразно пытаться объяснять

физическую сущность резонанса, как это возможно (и необходимо!)

для взрослых. Поэтому здесь на помощь приходят всевозможные и

широко распространенные в детской вокальной педагогике методы

эмоционально-образного обучения, т.е. уже известные нам методы

«как будто». Методы эти, естественно, также подбираются соот-

ветственно возрасту детей. Примеры подобных методов можно

найти в работах Е.М. Малининой (1967), Е.В.Марковой (1991),

А.Д.Демченко (2000) и многих других авторов. Но здесь самое

главное, чтобы сам педагог хорошо представлял себе сущ-

ность резонансного принципа голосообразования. Тогда он всегда

найдет нужные эмоционально-образные выражения, сравнения, ме-

тафоры, ассоциации, т.е. доступные для детей каждого детского воз-

раста методы типа «как будто». Успешно строит работу на резонанс-

ной основе в детском хоре В.И. Сафонова, как я уже упоминал ранее

(Сафонова, 1982, 1999). С этой целью ею разработан ряд образных и

методических приемов. Чрезвычайно важен так же подбор репертуара

в соответствии с возрастом и учебным заданием, что хорошо из-

вестно и практикуется в детском вокальном образовании (Бочев,

1963; Огороднов, 1972; Стулова, 1996, 1998; Попов, 1999).

Вполне понятно, что основная задача школьного и дошкольно-

го эстетического воспитания состоит в приобщении детей к пре-

красному миру музыки, пробуждении интереса к музыкальному

творчеству, формировании у детей элементарных основ музыкаль-

ной грамотности (нотной грамоты, ладового чувства и др.). И пе-

ние хорошо служит этим целям как наиболее доступный вид му-

зыкального творчества. Вместе с тем, многочисленные детские во-

кальные методики разных авторов содержат и рекомендации по

Искусство резонансного пения 323

овладению детьми навыками певческого голосообразования. Из-

лишне говорить, что методики эти построены на чрезвычайно разно-

образных методологических подходах, иногда так или иначе обосно-

ванных1, но нередко весьма случайных или дискуссионных, а то и во-

все на эмпирически сложившихся традиционных подходах.

Общий научный прогресс и развитие науки о голосе, естествен-

но, не могли не сказаться на вокальных методиках. Так было все-

гда, и ссылки вокальных педагогов на научные данные своего вре-

мени мы находим во многих руководствах по обучению пению

чуть ли не столетней давности. Это не означает, что добытые

прежней наукой факты и методики пения следует отвергнуть; мно-

гое из старого, особенно эффективные методы выдающихся педа-

гогов и певцов актуальны и сегодня. Но наука постоянно движется

вперед. И если для науки прежних лет главный интерес представляла

гортань и работа голосовых связок (как, безусловно, важная часть

певческого аппарата), то теперь накапливается все больше и больше

научных доказательств того, что работа гортани и связок настолько

сильно зависит от дыхания и резонаторов, что делать ставку в во-

кально-методической работе только на механизмы гортани и голосо-

вых связок представляется не только недостаточным, но, как это ни

парадоксально, и непродуктивным и даже вредным (см. гл. 5, 6, 7).

Я не анализирую здесь никаких конкретных вокально-методи-

ческих работ - их, повторяю, очень много и они очень разные по

попыткам научного или эмпирического обоснования, и тем более

не хочу кого-либо критиковать; я убежден, что любой вокальный

педагог, взявшись за перо, преисполнен самых хороших намере-

ний и добрых чувств передать другим свой положительный, как он

считает, опыт и как-то научно-концептуально его обосновать. Но

что же дает ему наука? Взгляните на полки библиотек и книжных

магазинов: за последнюю почти треть столетия после выхода кни-

ги Л.Б.Дмитриева (1968) и более ранних трудов Р. Юссона

(Husson, 1960, 1962, Юссон, 1972), а также известных вокалистам

трудов автора этих строк (Морозов, 1965, 1967, 1977), наука не дала

вокальной педагогике никаких сколько-нибудь серьезных мето-

дологических основ. Поэтому упрек надо адресовать к фундамен-

тально-теоретической науке о голосе, а не вокальной педагогике.

Творческие вокальные педагоги (а они всегда были, есть и будут!)

очень чутко следят за новыми разработками вокальной науки и

В качестве примера, как мне кажется, разностороннего обоснования детской вокаль-

ной педагогики можно назвать недавно опубликованную монографию Л.А. Венгрус (Венг-

рус, 2000), а также - работу О.О. Лебедевой (Лебедева, 2000).

324 В. П. Морозов

стремятся претворить их в практику. В этом я убеждался, читая

для них лекции по РТИП на факультете повышения квалификации

Московской консерватории в течение последних двенадцати лет.

Поэтому мне представляется, что основные принципы резо-

нансного пения, которые сформулированы в главе 7 и, конечно,

все содержание книги, доказывающее идею целесообразности вос-

питания у певца резонансных ощущений и представле-

ний, будут небесполезны и в работе детского вокального педагога

по начальному воспитанию певческих навыков у детей.

Сформулированные пять основных принципов резонансного

пения - я еще раз подчеркиваю - не выдуманы мною, а выведены

из практики талантливых певцов и педагогов и научно обос-

нованы методами акустики, физиологии и психологии. Об этом вся

эта книга и все предыдущие мои книги и статьи о певческом голосе.

Я глубоко убежден, что любой грамотный вокальный педагог, в

том числе по детскому голосу, восприняв и приняв идеологию

резонансного пения, т.е. основные его принципы, сможет

успешно претворить их в своей работе с учетом, естественно, воз-

растных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Но это

не исключает целесообразности и специальной разработки в даль-

нейшем конкретных методик развития резонансного пения у детей

для каждого возрастного периода. Важно, конечно, при этом, что-

бы все элементы резонансной техники, отраженные в основных ее

принципах, были учтены в конкретных методиках. Ибо трудно,

наверное, было бы назвать резонансной методику, если она не

предусматривает необходимости развития хотя бы начальных и

элементарных вибрационных ощущений и представлений

как отражающих степень активности резонаторов (первый прин-

цип) или хотя бы начальных навыков не форсированного, но и не

зажатого нижнереберно-диафрагмэтического дыхания, акти-

визирующего резонансные свойства голосового тракта (второй

принцип), или если будут культивироваться у ребенка связоч-

ные ощущения и представления о звукообразовании как про-

воцирующие «горлопение» (третий принцип), или если не будет

использована возможность свойственного детям эмоционально-

образного восприятия как наиболее предпочтительной

формы их обучения, конечно же, с учетом возрастных особен-

ностей применения распространенного в детской вокальной пе-

дагогике «метода как будто» (гл. 5) и, наконец, если будет на-

рушаться в работе принцип целостности голосового аппарата

певца (пятый принцип).

_________________ Искусство резонансного пения____________ 325

Об эстетическом эталоне

певческого голоса у детей:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.037 с.)