Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О «парадоксах» вокальной педагогики иСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Их психологической природе Ученые должны обладать достаточной широтой взглядов, чтобы понять, что жар- гон преподавателей пения не совсем фанта- стичен, но основан, может быть бессозна- тельно, на своеобразном комплексе все же вполне реальных физиологических факторов. У. Бартоломью Словом «парадокс», как известно, обозначается логически не- объяснимое высказывание, построенное на совмещении двух несо- вместимых понятий1. Однако отнюдь не всегда «парадокс» означа- 1 Парадокс (от греч. paradoxos- неожиданный, странный) означает: 1) неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод; 2) в логике - противоречие, полученное в результате внешне логически правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям. Наличие парадокса означает несо- стоятельность какой-либо из посылок (аксиом), используемых в данном рассуждении или теории в целом, хотя эту несостоятельность зачастую трудно обнаружить, объяснить и тем более устранить (Советский энциклопедический словарь, 1988). 278______________________ В.П. Морозов______________________ ет «ложное высказывание». Чаще всего в форме парадоксов бывает отражена какая-либо реальная закономерность философского, социального, политического, естественнонаучного или житейского характера, требующая для своего понимания определенного (боль- шего или меньшего) усилия ума. «Разум - парадоксов друг», - чи- таем мы у Пушкина и нередко встречаем его поэтические строки в форме парадоксов («...Над вымыслом слезами обольюсь», «...Я целый свет возненавидел, чтобы тебя любить сильней» и др.). Не случайно поэтому в высказываниях древних философов нередко фигурировал парадокс как средство привлечения внимания к какой- либо проблеме, стимулирования мысли при ее обсуждении, например парадокс Евбулида о переходе количества в качество, парадоксы мышления, решения тех или иных задач и т.п. Широко использовали парадокс и близкие парадоксам изречения древние ораторы (у Цицерона есть трактат под названием «Парадоксы»). Сложная психо- логическая природа актерского сценического перевоплощения нашла отражение в сочинении Д.Дидро «Парадокс об актере» (1836). Пси- хологические проблемы дирижерского творчества рассматриваются в монографии Г.Л. Ержемского «Закономерности и парадоксы дирижи- рования» (1993), а также «Psychological Paradoxes of Conducting» (1998). Высказывания типа парадоксов неоднократно встречаются в трудах многих мыслителей, писателей, поэтов, музыкантов: М. Монтеня, А. Шопенгауэра, Дж. Байрона, Фр. де Ларошфуко, Ж. де Лабрюйера, И.В. Гете, М.Ю. Лермонтова и др. «Не забывай де- лать невозможного, чтобы достичь возможного» (А. Рубинштейн); «Люди нередко стопки по слабости характера и отважны - из тру- сости» (Ларошфуко, 1990); «Слова для нас и счастье и беда: в них пользы столько ж, сколько и вреда» (Насир Хасров); «...неумеренная радость угнетает нас» (Монтень, «Опыты»); «И в горечи сердце на- ходит усладу» (Н. Гумилев). Выражение «единство противополож- ностей» известно в наши дни как диалектическая закономерность. Любопытные парадоксальные и в то же время убедительные (!) суждения встречаем мы у известных ученых-физиков: «Если бы науку с самого начала развивали такие строгие и тонкие умы, какими обла- дают некоторые современные математики, которых я очень ува- жаю, точность не позволила бы двигаться вперед» (Л. Мандель- штам). «...Точность и пунктуальность, присущая профессионалам, может скорее мешать выдвижению смелых предположений» (П. Ка- пица, цит. по: А. Сухотин. Превратности научных идей. М., 1991). О парадоксах вокальной педагогики, насколько мне известно, впервые заговорили Л.Д. Работнов, выдвинувший концепцию па- радоксального певческого дыхания (см. ниже), и Уинтроп Барто- ломью в своей статье «Парадокс вокальной педагогики», опубли- кованной в Американском акустическом журнале (Bartholomew, 1940). Бартоломью в своих научных статьях впервые описал роль ______________ Искусство резонансного пения ____________ 279 высокой певческой форманты для певческого голоса, высказал предположение о ее происхождении как резонанса небольшой над- гортанной полости, о которой мы говорили в главе 3, а также ста- рался всемерно показать важную роль широкой глотки для певца, которую он также причислял к важному резонатору пев- ческого голоса. Широкая глотка по Бартоломью «...поддер- живается расслаблением мышц языка, челюсти, констрикторов глотки, что осуществляется понижением гортани и расширением глотки в стороны, как в начале зевания, или глубокого вдоха. Вме- сте с достижением правильной постановки резонатора «широ- кой глотки» певец обеспечивает получение более мощного звука, а также установления надлежащего «вибрато» и появление высокой форманты («металла» в голосе)»1. Что касается обучения, то Бартоломью, описывая с известной долей юмора образные советы вокальных педагогов (а нам это ин- тересно знать, поскольку это американские педагоги), все же оп- равдывает их как эмпирически найденные и в целом эффектив- ные методы наведения, скажем так, певца на нужные певческие ощущения и представления. В этом, как видно, и состоит по Бар- толомью, парадокс вокального обучения. У. Бартоломью: «Существует бесчисленное множество вариантов таких приемов. Один преподаватель советует учащемуся «сохранить характер звука нг» во всех гласных, другой: «петь так, чтобы голова была полна звуков». Один видный вокалист в дискуссии о тренировке мальчиков в хоре желает, чтобы «резонанс был как раз на макушке черепа», хотя он не объясняет, куда девать серое вещество мозга, что- бы обеспечить необходимое пространство для создания резонансной полости. Даже и другие образы, может быть еще более нереальные, несмотря на это, также оказываются эффективными в достижении нужных результатов, как, например, «вибрации голоса всегда должны быть испытываемы перед ртом, но не ощущаться в горле». Некото- рые типовые учебники по постановке голоса дают массу подобных примеров. Вариантов здесь много, и часто нелепых. Эти вокальные методы все же никоим образом не находятся в про- тиворечии и не являются непримиримыми ни друг с другом, ни с нау- кой, как часто думают. <...> Если педагог нашел тот образ, для которого практика показала, что он является полезным средством для сохранения широкой глотки и получения артистического типа «вибрато», то пусть он употребляет 1 С.Б. Яковенко (Яковенко, 1996) сообщает, что З.А. Долуханова в один из тяжелых пе- риодов своего творчества, когда она начала испытывать трудности голосообразования, по- знакомилась со статьей Бартоломью о важности для певцов широкой глотки как резонатора и соответствующих ощущений. Последовав советам ученого, она не только восстановила голос, но и достигла еще лучшей вокальной формы. 280 _____________________ В.П. Морозов_____________________ этот или любой из образов, какой только хочет. Но педагоги не долж- ны считать какой-либо тип образа или метод универсальным средст- вом для всех студентов. Образованный преподаватель обладает всеми типами педагогических образов, включающих все разнообразие форм, образов и оттенков, на которые мы ссылаемся, когда стараемся опи- сать качество звука. Он хорошо осведомлен обо всех искусственных приемах, полезных для изменения постановки голосового механизма. Такой преподаватель, с достаточно широкими взглядами, проанализи- рует явление и сумеет приложить соответствующие средства в каж- дом случае "вокальной болезни"» (Bartholomew, 1940). Призывая также и ученых проявить «широту взглядов» (см. эпиграф), Бартоломью тем не менее не дает в своей статье обстоя- тельного научного обоснования афоризмов вокальных педагогов. Эффективность «парадоксальных» высказываний вокальных педагогов (советов типа «как будто») побуждает нас боле внима- тельно к ним отнестись и понять причины их положительного воз- действия. Тем более, что советов таких великое множество и мно- гие из них, на первый взгляд, противоречат не только формальной логике, но и простому здравому смыслу, кажутся нелепостями (здесь я согласен с Бартоломью). В общей форме эффективность методов типа «как будто» была научно обоснована выше (см. § 5.2.) путем обращения к психофизиологическим теориям извест- ных ученых с применением таких понятий, как воображение, ус- тановка, художественный тип личности и др. Здесь же мы попы- таемся рассмотреть с позиций резонансной теории пения некоторые конкретные высказывания, советы, термины и понятия из числа общеизвестных в вокальной педагогике. • «Пойте глазами», «звук должен сочиться из глаз» и т.п. Эти явно парадоксальные советы объяснимы необходимостью добиваться высокой активности верхних резонаторов, вызывающих сильную вибрацию лицевых костей черепа и так называемых, придаточных па зух носа (гайморовой, лобной, решетчатого лабиринта и др.). Подоб ные ощущения возникают при правильно сформированном певче ском звуке и являются характерным признаком резонансного пения. К этой же категории относятся термины «маска», «высокая позиция», «головной звук» и в том числе совет «представьте в голове большое пустое место», так забавляющий далеких от понимания сути дела. Объективная резонансная основа происхождения этих терминов по казана в разделе «Индикаторная функция резонаторов» (§ 3.6.). • «Звук должен быть в носу, но в звуке не должно быть носа», «Не пой в нос, но пользуйся носом» - старинные афоризмы вокальных педагогов, подчеркивающие важную роль носовой полости как резо- Искусство резонансного пения 281 натора, участвующего в формировании высокой певческой форманты (поглощающего ненужные обертоны в предформантной области, - см. § 3.4.5.), а также в формировании ощущений «маски», «головного звука» (см. § 3.6.) и рефлекторной активизации гортани (§ 3.7.). • «Ваш голос висит на кончике носа», «Ощущайте свой го- лос под носом» (последнее выражение принадлежит И.С. Козлов- скому). «Вибрации голоса всегда должны быть испытываемы пе- ред ртом, но не ощущаться в горле» (совет американских вокаль- ных педагогов, цит. по: Bartholomew, 1940). Это ощущение описы- вает также К.С. Станиславский: «Я решил вывести звук совсем на- ружу, так чтобы даже кончик носа задребезжал от вибрации» (Станиславский, 1955). Происхождение выражений «звук под но- сом», «звук на кончике носа» имеет объективную основу и, со- гласно РТИП, связано с ощущением певцом (при резонансной тех- нике пения) пучности звуковой волны, резонирующей в ротогло- точной полости и выходящей за пределы ротоглоточного резонатора, согласно поправке на длину волны по Кавайе-Колю (см. § 2.1.). Акустико-физиологическая резонансная природа данного ощущения аналогична понятиям «звук на губах» (Дж. Барра), «близкий звук» (см. § З.1.). Рис. 72. «Нужно ощущать высокую позицию и близкий звук, как будто ваш голос ви- сит на кончике носа», - советует студенту Консерватории известный чешский певец и вокальный педагог Пшемисл Кочи (снимок 60-х годов, сделан в Лаборатории по изу- чению певческого голоса Ленинградской консерватории). 282 _____________________ В.П. Морозов___________________ • «Пейте звук», «звук на себя», «поддерживайте выдыха тельную установку» - поистине парадоксальные советы, отра жающие важнейшую психофизиологическую закономерность резонансного пения: активизацию резонансных свойств всего дыхательного тракта и работы гортани с помощью рефлекторных механизмов вдоха, прежде всего - путем вдыхательной ак тивности диафрагмы, «натяжения диафрагмы», «опоры зву ка на диафрагму» (Ф. Шаляпин, Фр. Ламперти, М. Дейша-Сио- ницкая, А. Иванов, Е. Образцова, М. Кабалье, Л. Паваротти и дру гие мастера вокального искусства, - см. §§ 4.4.-4.7.). В наших ис следованиях эти представления и ощущения певцов нашли экспе риментальное подтверждение и дополнение, поскольку было пока зано, что дыхательный аппарат (и соответственно «вдыхательная установка») является в пении не только пневматической, но и аку стической системой (см. § 4.5. - О двойной роли дыхательного ап парата в пении: «мехи» и резонатор; а также § 3.5.4. - Грудной ре зонатор...). Исключительно важная роль диафрагмы как особой вдыхательной мышцы для овладения профессиональным резо нансным пением породила бесчисленное множество эмоциональ но-образных метафорических высказываний, советов, основанных на своеобразных субъективных ощущениях вокалистов («резони рующее дыхание» и др., см. § 5.1.8. и др.). • «Парадоксальное дыхание» - термин возник в результате исследований Л.Д. Работнова, обнаружившего у лучших певцов неподвижность стенок грудной клетки и живота во время фонации и считавшего главной силой, поддерживающей фонацию, гладкую мускулатуру бронхов (Работнов, 1932). Последующие исследова ния показали, что объем грудной клетки певца во время фонации все же уменьшается (Сергиевский, Борисова и др.), но термин «па радоксальное фонационное дыхание» нашел, в частности, под тверждение в исследованиях Н.И. Жинкина, обнаружившего под рентгеном действительно происходящие парадоксальные движе ния диафрагмы, автоматически регулирующие уровень подсвязоч ного давления при произношении речевых звуков (Жинкин, 1958). Пропагандой парадоксального дыхания для певцов и его рентге новскими исследованиями занималась грузинский фониатр Мари на Васильевна Нозадзе. Близость понятия «парадоксальное дыха ние» по Работнову, традиционному понятию вокалистов «вдыха тельная установка» явилась причиной того, что многие певцы и педагоги до настоящего времени используют это понятие в своих представлениях о певческом дыхании. Следует все же иметь в виду, Искусство резонансного пения 283 что понятия эти не идентичны, так как Работнов отрицал, например, опору звука как реальный певческий феномен, а парадоксальное ды- хание трактовал исключительно как пневматический механизм. • «Чем выше, тем ниже», «Ставь голова на грудь, а грудь на голова» (К. Эверарди) - парадоксальные понятия, причем никем из грамотных педагогов не оспариваемые и широко употребимые в вокально-педагогической практике. Первый афоризм говорит о не обходимости сохранения и даже усиления опоры звука на диа фрагму (тоже метафора!) при пении высоких нот, а второй - о не обходимости взаимосвязи верхнего и нижнего резонаторов. Оба эти афоризма удачно объединены в «поэтическом трактате» Е.Г. Крестинского: «Если вы наверх идете, надо глубже опирать... если ж вниз идете вы, не теряйте головы» (Приложение 1). Взаи модействие верхнего и нижнего резонаторов является важнейшей основой резонансного пения, обеспечивающей у лучших певцов феноменальной силы голос и одновременно - защиту голо совых связок от перегрузок (§§ 3.4.4., 3.5.3., 3.5.4.). • «Петь надо на проценты, не трогая основного капитала». Весьма старое и распространенное изречение, напоминающее, как и многие другие афоризмы, и метафору и парадокс. Обычно трак туется как рекомендация не превышать разумный предел силы го лоса, что не вполне соответствует смыслу данного изречения. Ко гда вы сдаете деньги в банк, то получаете проценты и при доста точной сумме вложения можете жить на эти проценты, не трогая основного капитала и не работая (почему раньше это и называлось «нетрудовым доходом»). Афоризм подразумевает, что и в пении мы должны иметь некий как бы нетрудовой доход, т.е. получать добавку в силе звука, не затрачивая на это каких-либо физических усилий. Это требова- ние, на первый взгляд, и заключает в себе загадку-парадокс: от- куда взять эти проценты в голосе певца? Согласно же РТИП, такую добавку и дают певцу резонаторы, разумеется при соот- ветствующей правильной их настройке (а не в любом случае!). А поскольку усиление звука с помощью резонаторов не требует от певца каких-либо дополнительных энергетических затрат (резона- торы усиливают звук за счет повышения КПД системы, т.е. за счет превращения большей части всех энергетических затрат звукооб- разующей системы в полезную звуковую энергию: см. §§ 1.З., З.1., 3.2.), то эту «нетрудовую» добавку в силе звука за счет резонато- ров и есть основание назвать «даровой» дополнительной энер- 284 В.П. Морозов гией. Таким образом, афоризм «петь надо на проценты» в свете РТИП означает, что необходимо при минимуме физических (мы- шечных) усилий («основной капитал») получать максимум силы голоса за счет использования законов резонанса (т.е. получения «процентов» с «основного капитала»). Перечисление подобных афоризмов можно было бы продол- жить, ибо их великое множество. Рождаются они подчас экспром- том (у педагога с образным художественным мышлением), и не- редко новизна особенно эффективно помогает ученику понять суть того, чего хочет добиться педагог. И, конечно же, среди этих сове- тов есть и более и менее удачные и совсем неудачные Как я уже однажды писал, один педагог советовал ученикам «как бы вы- сморкаться звуком». В этом как будто есть что-то от весьма эф- фективных советов типа: «как будто вы выдыхаете не воздух, а звук», «дышите звуком», или от замечательного совета Дж. Барра: «Дыхание в тебе должно гудеть, как гудит пламя в камине при хорошей тяге». Это яркие образы резонирующего певческого ды- хания и эстетически безупречные. Но «высморкаться звуком»?!... И эстетически и психологически - совет явно не из лучших (мягко говоря). Более того, есть советы, которые прямо стимулируют вмешательство сознания певца в работу голосовых связок, напри- мер: «Сделай края голосовых связочек острыми, как лезвия брит- вы», - слышал я у одного педагога. И ученица будет пытаться это сделать и мы наверняка услышим эти «края голосовых связочек» в звуке ее голоса, ибо представление рождает соответствующее движение, как мы знаем, а звук выдает эти движения своим тем- бром. Но мало того, есть опасение, что «края голосовых связочек» в результате таких представлений могут быстро «затупиться» (§§5.1.6., 5.2.7.). Поэтому образно-метафорический язык вокальных педагогов - это сильное оружие, которое одинаково эффективно может служить вос- питанию как резонансной техники пения, так и любой другой, даже совсем нерациональной, в зависимости от идеологической по- зиции педагога. Но замечу, что большинство общеизвестных традиционных высказываний, подчас дошедших до нас от великих певцов и педагогов далекого прошлого (примеры их и были рас- смотрены в этом разделе), все же заключает в себе в метафориче- ской форме идею резонансной техники пения как самого эф- фективного и рационального певческого голосообразования. ______________ Искусство резонансного пения ____________ 285 Парадоксы знаний о гортани • «Гортани нет!» — этот афоризм, один из самых удивитель ных, принадлежит уже к другой категории парадоксов вокальной педагогики. Если афоризмы первой категории (примеры приведены выше), несмотря на всю свою фантастичность, объяс няются объективной реальностью - сильными вибрационными или дыхательными (мышечными) ощущениями в результате активно сти резонаторов, то лозунг «гортани нет!» уже противоречит объ ективной реальности и элементарному здравому смыслу. И тем не менее такого рода утверждение также имеет научное, но уже психологическое объяснение (замена объективной реальности на воображаемую: «как будто у вас нет гортани»). С какой це лью? С целью как можно надежнее освободить гортань и голосо вые связки от каких-либо зажимов, напряжений, ненужных и опасных мышечных усилий, могущих возникнуть и неизбежно возникающих по механизму идеомоторного акта (см. § 5.1.6., 5.2.7., а также §§ 4.8.-4.10.). Таким образом, эта психологическая установка - «гортани нет» - в конечном итоге имеет целью управление вполне реаль- ными физиологическими процессами, т.е. движениями гор- танных и окологортанных мышц. • Парадокс «сужения входа в гортань». Этот феномен также принадлежит к числу научно доказанных объективных явлений (Дмитриев, 1968), имеющих принципиально важное значение в происхождении высокой певческой форманты. Благодаря сужению входа в гортань образуется небольшой надгортанный резонатор, который и является мощным усилителем обертонов, образующих ВПФ (см. § 3.2.1.). Но парадокс в том, что хороший певец субъ ективно не ощущает, а грамотный вокальный педагог не посове тует добиваться сужения входа в гортань путем каких-либо пря мых волевых усилий. Наоборот, знающие педагоги культивируют у своих учеников ощущение свободной, не зажатой гортани и даже как бы расширенной гортани (см.: С.Я. Лемешев, М.О. Рейзен, Т.Даль Монте, М. Оливьеро, Приложение 1). Наконец, ощуще ние зевка - практически признанный всеми вокально-педагоги ческий прием - также приводит к ощущению расширенной глотки (и, конечно, к опусканию гортани,- см.: Бартоломью). Где же здесь место ощущению сужения входа в гортань? Его как бы и невозможно себе представить. Но объективно оно образуется, 286______________________ В.П. Морозов____________________ как говорят рентгеновские исследования, и именно у хороших профессиональных певцов (по данным Л.Б. Дмитриева). Поэтому данный парадокс, так же как и все другие, в практи- ческом плане следует трактовать в пользу субъективного его описания и применения в вокальной педагогике. Иными словами, в теоретической части обучения вокалистов мы говорим, что феномен сужения входа в гортань существует как объективная реальность и что это весьма полезное акустическое приспособле- ние певческого голосового аппарата. Но при этом обязательно комментируем, что образование данного сужения происходит не путем нашего волевого усилия, т.е. зажатия гортани, а как бы само собой (подсознательно) при правильной организации певческого дыхания, опоры звука на диафрагму и оптимального положения гортани (свободной, не зажатой!), достигаемого с помощью зевка. А в практической работе с учеником о феномене сужения, так же как и о самой гортани и голосовых связках, опытный педагог ста- рается не упоминать, чтобы не вызвать у певца ненужные ассоциа- ции и мышечные дискоординации. Ибо представление (воображе- ние), как мы знаем, рождает событие (идеомоторный акт!). • Парадоксальные высказывания о гортани и голосовых связках принадлежат не только вокалистам, но и самим ученым. Парадокс в том, что ряд безусловно компетентных специалистов, подробно изучающих и знающих гортань как важнейший и слож- нейший орган певческого голосообразования, советуют говорить певцам о ее работе... поменьше. Вот мнение профессора Ф.Ф. За- седателева - одного из авторитетных ученых-ларингологов, члена- корреспондента Французской Академии наук, автора книги «На- учные основы постановки голоса» (М., 1935): «Механизм действия мышц гортани ввиду его чрезвычайной сложности до сих пор еще окончательно не изучен. Я указал выше на все своеобразие строения мышц голосовых связок, но и остальные мышцы гортани не менее сложны по своей функции, причем здесь анатомическое единство строения ни в коем случае не означает един- ства физиологических функций. Это обусловливается той особенно- стью в строении гортани, что черпаловидные хрящи, к трем сторонам основания коих прикрепляются все мышцы гортани, обладают много- образной подвижностью, и, судя по тому, какое положение они зани- мают, функции прикрепляющихся к ним мышц совершенно меняются; например, боковая перстне-черпаловидная мышца является антагони- стом самой себе - она то закрывает, то открывает голосовую щель, судя по положению в данный момент черпаловидных хрящей. Тон- дорф утверждает, что воздух, циркулирующий между связками, обла- дает способностью не только размыкать их, но и, по мере надобности, Искусство резонансного пения 287 снова закрывать голосовую щель (этот феномен носит название аэро- динамического эффекта Вернули. - В.М.). Кроме Тондорфа, и другие авторы придают большое значение аэродинамическим законам при функционировании гортани. Вот почему в многотомном руководстве Денкера (Denker, Kahler, 1928) разные авторы, пишущие по этому во- просу, расходятся в своих мнениях, а Курт Элъце (Elze, 1928), сотруд- ник этого же руководства, прекрасный знаток голосового аппарата, говорит буквально следующее: "Произвести подробный анализ действия голосового аппарата че- ловека совершенно невозможно. Если чрезвычайно трудно на трупе детально определить действие каждой мышцы (столько мнений - сколько исследователей), то в работающем механизме это уже совер- шенно немыслимо, ибо живой организм работает не только различ- ными мышцами, но путем различной иннервации в состоянии заста- вить работать или замолчать каждую отдельную частичку мышцы. И как мало могут помочь здесь анатомические знания, показывает тот факт, что при одном и том же строении гортани барана, собаки и че- ловека, баран только блеет, собака лает, ребенок кричит, взрослый че- ловек не только говорит, но и поет, - значит дело не в анатомическом строении, а в особой дифференциации центральной нервной системы; поэтому искусство пения не дело строения гортани, а мозговой функции. Вот почему, когда говоришь о действии мышц гортани, лучше всего говорить об этом поменьше"». Комментарии здесь излишни, но что же остается нам сказать о возможности «сознательного управления» работой многочислен- ных и почти микроскопических деталей гортани и голосовых свя- зок с помощью нашего «темного мышечного чувства» (термин И.М. Сеченова)? И при этом не нарушить ее сложнейшего взаимо- действия с работой дыхания и резонаторов? Впрочем, об этом уже говорилось в § 4.8. и 4.8. Что же касается сегодняшних научных знаний о работе гортани, то, судя по более поздним трудам многих ученых, ларингологов и фониатров (Дмитриев, 1968; Максимов, 1987; Василенко, 1975; Wendler, Seidner, 1977; Seidner, Wendler, 1978; Perello, Caballe, Guitard. 1975; Sundberg, 1987 и др.), наши представления о меха- низмах ее работы, хотя и углубились, но при этом (опять пара- докс!) возросли и разногласия относительно механизмов действия этого сложнейшего певческого органа (например, по проблеме «прикрытия» звука и др.). Поэтому осторожная сентенция К. Эльце - говорить певцам о работе гортани поменьше- сегодня не утратила своей целесооб- разности, так же как не потеряли остроты и слова известного во- кального педагога прошлых лет, автора ряда методических руко- водств по вокальной методике Генриха Панофка: «От того, что уз- наешь, какие мускулы управляют движением гортани, лучше не 288______________________ В.П. Морозов____________________ запоешь» (цит. по: Заседателев, 1935). И слова эти, произнесенные более ста лет назад, в той или иной форме можно слышать и сегодня, причем и от вокалистов самого высокого ранга (см. Приложение 1). Я привожу эти мнения ученых и практиков отнюдь не с целью оправдания устаревшей позиции эмпириков («Раньше ничего не знали о науке, но пели!»), поскольку грамотные и прогрессивные вокальные педагоги давно сами отвергли эту «идеологию кладоис- кательства» (метод «проб и ошибок») в своей работе1, но с целью подчеркнуть весьма важную сторону обсуждаемой нами пробле- м ы: о т н ю д ь н е в с е д о б ы т ы е н а у к о й з н а н и я о г о л о с о - в о м а п п а р а т е (т е м б о л е е с п е ц и а л ь н ы е з н а н и я, и н т е - ресные и нужные только для соответствующих специалистов) имеет смысл применять в вокальной педагогике как средство обу- чения. Наука очень много «знает», но немало в чем и сомневается. И это не порок науки, а основная ее движущая сила: сомнение стимулирует познание. Поэтому нужен критический отбор науч- ных знаний с учетом того, в какой мере знания эти помо- г а ю т п о н я т ь и н а у ч н о о б о с н о в а т ь п р а к т и ч е с к и е м е - тоды талантливых педагогов и певцов и, прежде всего, методы резонансного пения. А методы эти, как мы видим, не сводятся к детальному изучению строения и работы гортани, поскольку для многих выдающихся певцов и вокальных педаго- гов психологически «гортани нет» - она находится как бы в те- ни сознания. Доказывать им обратное - значит породить недо- верие к науке, а то и убежденность в ненужности ее для вокаль- ной практики. Сказанное не означает, что вокалистам вообще ничего не сле- дует говорить о гортани. Грамотный певец, тем более педагог, должен, конечно, располагать необходимым объемом этих знаний. Поэтому в теоретических учебных курсах слушатели должны получить необходимые анатомо-физиологические представления о строении гортани и работе голосовых связок в соответствии с су- 1 «Гг. преподавателей пения вообще мы разделим на две группы: на преподавателей, скептически относящихся к значению науки в области искусства пения и втихомолку про- должающих изобретать и совершенствовать свои «методы», невзирая на то, что времена ал- химии давно канули в вечность, — и гг. преподавателей, не только не чуждающихся науки, а, наоборот, старающихся популяризировать и применять к своему искусству все ценные научные открытия». Профессор М.И. Тихонов, вокальный педагог С.-Петербургской кон- серватории (Тихонов, 1907). Аналогичное мнение высказывал певец и вокальный педагог Института им. Гнесиных М.Л. Львов: «Наше время - время великих достижений в ряде наук, с которыми тесно свя- зано человеческое пение. Было бы непростительно и вредно не использовать этих достиже- ний для нашего искусства» (Львов, 1964). Искусство резонансного пения 289 ществующими научными теориями. Но сведения эти, во- первых, не должны изобиловать ненужными для певцов и дис- куссионными в науке подробностями, а во-вторых, и это глав- ное, здесь же должна быть пояснена и психологическая сто- рона проблемы гортани, объяснены причины существующего в практике вокалистов «особого мнения о гортани» и психологиче- ский смысл «парадоксальных высказываний о голосовых связках» многих мастеров вокального искусства. И, конечно же, в практи- ческой работе с учениками, как это вытекает из всего сказанного, грамотный вокальный педагог не будет акцентировать внимание певца на ощущениях и представлениях о работе гортани и голосо- вых связок. «...Все профессиональные певцы единодушно утвер- ждают, что в области гортани не должно возникать никаких ощущений, кроме слабых, рассеянных проприоцептивных ощуще- ний, иногда имеющих приятный характер, несмотря на то, что здесь создается очень большое подсвязочное давление и огромный тонус смыкания голосовых связок». С этим высказыванием Р. Юссона (1974), которое никак не связано с его нейрохронакси- ческой теорией, но вполне объяснимо с позиций РТИП и отражает существующую практику, скорее всего, французских вокальных педагогов, я полностью солидарен. Применение научных знаний в вокальной педагогике не должно быть причиной разрыва и парадоксальных противоречий между наукой и вокальной практикой, но наоборот - должно содейство- вать их взаимопони манию и сбли жению. Профессор З.А. Долуханова совершенно справедливо говорит, что «вокальная педагогика всегда останется трудным искусством, но тем не менее педагог обязан знать объективную, научно дока- занную на сегодняшний день картину верного звукообразования» (см. эпиграф). К этим золотым словам можно только добавить, что и дело применения научных знаний в вокальной педагоги- ке - это тоже своего рода искусство. Это искусство понимания прежде всего резонансной природы певческого голоса и ис- кусство отбора научных данных, помогающих понять основные, общие принципы (а не только индивидуальные особенности) резонансного пения выдающихся певцов, и, наконец, это искусст- во передать ученику, довести до его сознания и понимания именно эти основные принципы резонансного пения с вполне оправ- данной надеждой на то, что, поняв и осознав эти принципы, спо- собный ученик уже и сам в состоянии будет идти (под руково- дством своего педагога, конечно) к овладению «даровой» энергией 10-4056 290 В.П. Морозов резонанса, т.е. единственной силой, способной обеспечить певцу «пение на проценты, без затрагивания основного капитала». Возвращаясь к проблеме «парадоксов» вокальной педагогики, мы видим, что «парадоксы» эти в форме образного метафориче- ского языка вокальных педагогов на самом деле вполне научно объяснимы законами акустики, физиологии и психологии. И вместе с тем, мне думается, что очевидный дефицит знаний вокалистов о психологических механизмах управления «жи- вым музыкальным инструментом» нуждается в пополнении. Ибо знания эти не расходятся с практикой вокальной педагогики и мо- гут объяснить и «узаконить» многие эффективные ее методы, су- ществующие на полулегальном положении (т.е. на «птичьих пра- вах»), ввиду кажущегося (а на самом деле несуществующего) их противоречия с официальной наукой. Не потому ли эти эмоцио- нально-образные и метафорические афоризмы-парадоксы и слывут в обиходе вокалистов под унизительным названием (скорее про- звищем) «птичий язык»?! Одна из основных задач РТИП и состоит в том, чтобы реа- билитировать этот эмоционально-образный язык вокалистов как вполне научно обоснованный, грамотный и эффективный способ достижения главной цели вокальной педагогики - обучению моло- дых певцов единственно правильному (верному, как говорит 3.А. Долуханова) способу звукообразования -резонансной т е х н и к е п е н и я. 5.3.3. «Теория должна освещать путь практике...» Между искусством и наукой союз не только возможен, но и необходим. В. Брюсов Взаимосвязь теории и практики всегда была одной из актуаль- ных и далеко не просто решаемых проблем, в том числе и в пси- хологическом плане. Ибо далеко не все ученые стремились придавать своим теориям практическую значимость, и отнюдь не все практики склонны использовать в своей работе достижения теоретической науки. Я не отношу это только к вокальной науке и практике; это всеобщая проблема. И причины ее многообразны, хотя в основном «этому
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.110 (0.014 с.) |