Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воздействия на работу гортани

Поиск

Слыша, что голос ученика начинает сла-

беть, Усатое наотмашь бил ученика в

грудь и кричал: «Опирайте,... вас возьми!

Опирайте!». Я долго не мог понять, что

это значит - «опирайте». Оказалось, на-

добно было опирать звук на дыхание, кон-

центрировать его.

Ф.И. Шаляпин

У певца может быть самый надежный

слух и лучшие намерения, но если он не умеет

управлять [диафрагматическим] дыханием,

он будет петь нечисто или будет издавать

безжизненные, жалкие звуки.

Э.Карузо

Итак, гортань - «заминированная зона», не терпящая никакого

насилия над ней, никакого вмешательства в ее «внутренние дела»,

т.е. в работу голосовых связок. Что же делать? Объявить эту зону

недоступной какому бы то ни было воздействию со стороны певца

или педагога? Отнюдь нет!

Если прямое волевое вмешательство особенно во внутрен-

нюю работу гортани противопоказано, то существует много мето-

дов непрямого, т.е. косвенного (опосредованного) воз-

действия на ее работу. И методы эти широко используются опыт-

ными вокальными педагогами в своей практике - это воздействия

на гортань со стороны дыхания и резонаторов (артикуляционного

аппарата). Физиологическое обоснование такого воздействия на

гортань было достаточно подробно рассмотрено нами в предыду-

щих разделах. Это прямые и обратные связи гортани с дыханием и

резонаторами (акустические, пневматические и нервно-рефлектор-

ные). Так вдыхательная установка и особенно вдыха-

тельная активность диафрагмы (тонус, натяжение) во время

фонационного вдоха, рекомендуемая мастерами пения (С.Я. Леме-

шев, Е.В. Образцова, Дж. Барра, М. Кабалье, Л. Паваротти, - см. При-

ложение 1), рефлекторно стимулирует расширение гортани, освобож-

дение ее, приводит гортань в активное певческое состояние1.

1 Фонационная активность диафрагмы положительно влияет не только не гортань, но и

н а р е з о н а т о р ы, т а к ж е р е ф л е к т о р н о р а с ш и р я я в с е д ы х а т е л ь н ы е п у т и и п о -

лости, которые служат резонаторами. «Диафрагма, - пишет Е.В. Образцова, - находится как

бы во взвешенном состоянии, но в натяжении. Чтобы понять слово натяжение, приведу

пример с парашютом. Резонаторы - это купол парашюта, а кольцо, что держит стропы, - это и

_________________ Искусство резонансного пения ____________ 213

Параллельно мастера пения рекомендуют ощутить полную

«свободу горла», т.е. не только гортани, но и всех окологортанных

мышц (Ф.И. Шаляпин, М.О. Рейзен, А.П. Иванов), шеи, подбород-

ка, нижней челюсти, а также лица и даже плеч (С.Я. Лемешев,

Е.В. Образцова, Т. Даль Монте, М. Френи, М. Оливьеро и др. -

см. Приложение 1). Это тоже своего рода метод опосредован-

ного освобождения внутренних голосовых мышц гортани,

поскольку они тесно рефлекторно связаны с работой и состоянием

наружных окологортанных мышц.

При этом подчеркивается, что «ненапряженность» не означает

полной расслабленности, дряблости, а означает эластичность, уп-

ругость, готовность к действию (Е.В. Образцова). Об этом писал

еще Ф. Ламперти. Иными словами, здесь, как все в искусстве пе-

ния, нужно чувство меры или, как советовали древние мудре-

цы, - «ничего слишком!».

Оптимальная организация ротоглоточного резонатора, положе-

ние языка, щек, губ, размеров и формы рта как излучателя звука,

степень поднятия мягкого нёба, влияющего на ротовой резонанс и

на степень подключения носового резонирования - все это важ-

нейшие заботы любого профессионального певца и вокального пе-

дагога для достижения наилучшего звучания певческого голоса. И

вместе с тем, все эти артикуляционные, подчас довольно тонкие

настройки и перестройки ротоглоточного и носового резонаторов

сильнейшим образом воздействуют (акустически, пневматически и

рефлекторно, как было показано в предыдущих разделах) и на ра-

боту гортани и голосовых связок, и, таким образом, методы эти

также по праву относятся к методам или способам опосредо-

ванного воздействия на гортань.

Сюда же относятся известные всем певцам приемы использова-

ния разных гласных для округления, осветления звука или наобо-

рот - его затемнения и т.п. (фонетический метод).

Сюда же мы причислим и широко распространенный «метод зев-

ка» и «полузевка», приводящий не только к расширению глотки, т.е.

изменению ее резонансных свойств, но и понижению гортани.

Все перечисленные выше методы, направленные на изменение

объема и формы резонаторов (естественно, для получения наилучше-

го звучания голоса) одновременно и параллельно и естественно, по-

мимо сознания певца (!), воздействуют и на гортань, и на ее внешнее

есть в пении функция диафрагмы». Любопытно, что это высказывание Е.В. Образцовой - свое-

образная интерпретация для многих не ясного понятия «опора звука на диафрагму».

214 В.П.Морозов

положение и работу голосовых связок. По отношению к резонато-

рам певец (особенно при обучении на начальных стадиях под кон-

тролем педагога) оказывает прямое и сознательное воздействие,

а по отношению к гортани это воздействие оказывается уже опо-

средованным,т.е. сопутствующим и неосознаваемым.

То же самое с дыханием: прямым сознательным (на первых

порах) воздействием на дыхательные мышцы и диафрагму мы

опосредованно регулируем работу гортани.

М. Оливьеро: «Все в пении делается диафрагмой».

И. Корадетти: «Звукоизвлечение - это только игра дыхания».

Таким образом, регуляция работы гортани осуществляется как

бы автоматически помимо воли и сознания певца, заботящегося

только о правильном дыхании и настройке резонаторов. При этих

условиях гортань работает в режиме автоматизированного (нерв-

но-рефлекторным путем) согласования с работой дыхания и резо-

наторов, минуя наше сознание, и тем самым наилучшим образом

обеспечивается принцип целостности.

При попытках сознательно регулировать, например, плотность

смыкания голосовых связок, их натяжение и т.д., т.е. напрямую

вмешиваться в их работу, происходит нарушение согласованного

автоматизма их работы с дыханием и резонаторами, поскольку

гортань не в состоянии повлиять на работу дыхания и резонаторов

в той степени, в какой эти несравненно более мощные мышечные

и их нервно-рефлекторные силы могут повлиять на гортань. В ре-

зультате происходит нарушение целостной слаженной системы

«дыхание - гортань - резонаторы», т.е. нарушение принципа

целостности в работе голосового аппарата певца.

Вот почему все опытные профессиональные певцы и педагоги

избегают направлять сознание певца на гортань, особенно на ее

внутреннюю работу, на тончайшие механизмы вибрации голосо-

вых связок. Единственно, что служит предметом внимания боль-

шинства вокальных педагогов - это умеренно пониженное поло-

жение гортани. Но достигается оно также не прямым указанием

(«Опусти гортань!»), а опосредованным «методом зевка», о

чем мы уже не раз упоминали, т.е. и здесь налицо стремление мас-

теров пения избежать привлечения сознания певца (особенно молодо-

го и неопытного) к работе гортани. К этим психологическим аспектам

РТИП и особенно принципу целостности мы еще обратимся в гл. 5.

Искусство резонансного пения 215

Принцип целостности

Как методологическая основа

Вокальной педагогики

Исходя из сказанного, можно выделить две основные

категории методов педагогического воздействия на работу гор-

тани (и других частей голосового аппарата певца).

Первая категория - это методы прямого или местного (ло-

кального) воздействия, когда сознание певца направляется на то,

чтобы непосредственным мышечным усилием произвести какое-

либо воздействие на работу гортани или какой-либо другой части

голосового аппарата. Это советы типа: «опусти гортань», «вдохни

глубже», «подними мягкое нёбо», «раздвинь ребра» и т.д. и т.п.

Теория и практика говорит, что методы прямого воздействия, до-

пустимые для воздействия на дыхание и резонаторы, противопока-

заны для регулирования голосовых связок.

Вторая категория - это методы косвенного или опосредо-

ванного воздействия на ту или иную часть голосового аппарата.

Эти методы, как мы выяснили, особенно предпочтительны по отно-

шению к управлению положением и работой гортани, поскольку этот

важнейший певческий орган крайне негативно реагирует на прямые

указания или волевые воздействия (вторжения) в его работу, но спо-

собен послушно выполнять волю поющего, если к нему (к гортани)

обращаться через посредников, т.е. путем воздействия на дыхание

или резонаторы. Весьма распространенным косвенным методом воз-

действия на гортань является «метод зевка» или «полузевка», о чем

говорилось в § 4.2. и 4.8. К косвенным методам воздействия на резо-

наторы можно отнести и фонетический метод, с помощью которого

эффективно и точно регулируются размеры и форма ротового отвер-

стия, положение языка, объем глоточного резонатора и т.п.

Поскольку методы косвенного воздействия основаны на сис-

темных связях между различными частями голосового аппара-

та (дыхание - гортань - резонаторы), то есть основание назвать

данные методы методами системного воздействия. Они

эффективно применяются не только по отношению к регулирова-

нию работы гортани, но также других частей голосового аппарата

(резонаторов, дыхания).

Преимущество методов системного воздействия перед метода-

ми прямого (местного) воздействия состоит в том, что системные

методы воздействуют не только на ту часть голосового аппарата,

на которую они направлены, но и на другие части, т.е. способны

216 _____________________ В.П. Морозов____________________

организовать и наилучшим образом подготовить для фонации не

только одну часть, но и весь голосовой аппарат в целом.

Таким образом, системные методы следует по праву отнести к

наиболее эффективным и оптимальным методам и в общем пла-

н е - к н а и б о л е е о т в е ч а ю щ и м п р и н ц и п у ц е л о с т н о с т и

голосового аппарата певца.

Наша отечественная вокальная школа выработала, как из-

вестно, три основополагающих принципа вокальной педаго-

гики: 1) единства художественного и вокально-технического

развития певца, 2) постепенности и последовательности обу-

чения, 3) индивидуального подхода к учащемуся.

В свете приведенных исследований принцип целостности голосо-

вого аппарата певца также, по сути дела, следует отнести к числу ос-

новных принципов вокальной педагогики, как давно и эффективно

используемый в практике опытных педагогов и певцов и получивший

физиологическое обоснование в ходе разработки РТИП.

В следующей главе мы перейдем к рассмотрению психологиче-

ских основ РТИП и дальнейшего психологического обосно-

вания принципа целостности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 4

1. Рассмотрены основные физиологические механизмы взаимо

действия резонаторов с работой гортани и дыхания.

2. Анализ физиологических механизмов колебания голосовых

связок показывает необоснованность нейрохронаксической теории

Р. Юссона и позволяет объяснить все многообразие режимов рабо

ты голосовых связок в свете РТИП, т.е. автоколебательным меха

низмом на резонансной основе (§ 4.3.).

3. Исследования выявили двойную роль дыхательного ап

парата в пении - как «мехов» (пневматическая роль) и как резона

тора (§4.5.). В связи с этим понятие «вдыхательная уста

новка» также приобретает двойной смысл, т.е. как средство

регулирования: а) подсвязочного давления и параллельно б) груд

ного резонанса (§ 4.6.). Исследования указывают при этом на осо

бую роль диафрагмы как важнейшего регулятора резонансных

свойств голосового аппарата и певческого состояния гортани (§ 4.7.).

4. Показано, что триада «дыхание - гортань - резонаторы» об

разует взаимосвязанную целостную систему благодаря на

личию между ее частями как прямых, так и обратных сил

взаимодействия трех типов: а) акустических, б) пневматических и

в) нервно-рефлекторных. Указанные шесть типов взаимодействия

Искусство резонансного пения 2 17

(взаимозависимости) между работой дыхания, гортани и резонато-

ров названы системными связями.

5. При этом особо подчеркивается зависимость гортани и го

лосовых связок от работы как дыхания, особенно диафрагмы,

так и резонаторов, объясняются причины уязвимости гортани,

подверженности ее профессиональным заболеваниям и пути за

щиты от перегрузок.

6. Наличие указанных взаимосвязей в системе «дыхание - гор

тань - резонаторы» является физиологической основой

целостности голосового аппарата певца и вместе с тем обосно

ванием возможности и целесообразности использования в вокаль

ной педагогике методов косвенного (опосредованного) воздейст

вия на работу гортани и голосового аппарата в целом.

7. Методы косвенного, системного воздействия на голосовой

аппарат и особенно на работу гортани, по сравнению с методами

прямого на нее воздействия, имеют физиологически и практически

доказанное преимущество, так как оказывают не местный эффект

на голосовые связки (что приводит к рассогласованию системы), а

влияют на всю систему голосообразования, не нарушая ее целост

ности и согласованности работы в процессе пения.

8. П р и н ц и п ц е л о с т н о с т и г о л о с о в о г о а п п а р а т а п е в ц а

как взаимосвязанной системы «дыхание - гортань - резонато

ры», нашедший физиологическое обоснование в ходе разработ

ки РТИП, ввиду его важнейшего научно-практического значе

ния, следует отнести к числу основных методологических

принципов вокальной педагогики.

218 В.П. Морозов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.85 (0.01 с.)