Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воздействия на работу гортаниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Слыша, что голос ученика начинает сла- беть, Усатое наотмашь бил ученика в грудь и кричал: «Опирайте,... вас возьми! Опирайте!». Я долго не мог понять, что это значит - «опирайте». Оказалось, на- добно было опирать звук на дыхание, кон- центрировать его. Ф.И. Шаляпин У певца может быть самый надежный слух и лучшие намерения, но если он не умеет управлять [диафрагматическим] дыханием, он будет петь нечисто или будет издавать безжизненные, жалкие звуки. Э.Карузо Итак, гортань - «заминированная зона», не терпящая никакого насилия над ней, никакого вмешательства в ее «внутренние дела», т.е. в работу голосовых связок. Что же делать? Объявить эту зону недоступной какому бы то ни было воздействию со стороны певца или педагога? Отнюдь нет! Если прямое волевое вмешательство особенно во внутрен- нюю работу гортани противопоказано, то существует много мето- дов непрямого, т.е. косвенного (опосредованного) воз- действия на ее работу. И методы эти широко используются опыт- ными вокальными педагогами в своей практике - это воздействия на гортань со стороны дыхания и резонаторов (артикуляционного аппарата). Физиологическое обоснование такого воздействия на гортань было достаточно подробно рассмотрено нами в предыду- щих разделах. Это прямые и обратные связи гортани с дыханием и резонаторами (акустические, пневматические и нервно-рефлектор- ные). Так вдыхательная установка и особенно вдыха- тельная активность диафрагмы (тонус, натяжение) во время фонационного вдоха, рекомендуемая мастерами пения (С.Я. Леме- шев, Е.В. Образцова, Дж. Барра, М. Кабалье, Л. Паваротти, - см. При- ложение 1), рефлекторно стимулирует расширение гортани, освобож- дение ее, приводит гортань в активное певческое состояние1. 1 Фонационная активность диафрагмы положительно влияет не только не гортань, но и н а р е з о н а т о р ы, т а к ж е р е ф л е к т о р н о р а с ш и р я я в с е д ы х а т е л ь н ы е п у т и и п о - лости, которые служат резонаторами. «Диафрагма, - пишет Е.В. Образцова, - находится как бы во взвешенном состоянии, но в натяжении. Чтобы понять слово натяжение, приведу пример с парашютом. Резонаторы - это купол парашюта, а кольцо, что держит стропы, - это и _________________ Искусство резонансного пения ____________ 213 Параллельно мастера пения рекомендуют ощутить полную «свободу горла», т.е. не только гортани, но и всех окологортанных мышц (Ф.И. Шаляпин, М.О. Рейзен, А.П. Иванов), шеи, подбород- ка, нижней челюсти, а также лица и даже плеч (С.Я. Лемешев, Е.В. Образцова, Т. Даль Монте, М. Френи, М. Оливьеро и др. - см. Приложение 1). Это тоже своего рода метод опосредован- ного освобождения внутренних голосовых мышц гортани, поскольку они тесно рефлекторно связаны с работой и состоянием наружных окологортанных мышц. При этом подчеркивается, что «ненапряженность» не означает полной расслабленности, дряблости, а означает эластичность, уп- ругость, готовность к действию (Е.В. Образцова). Об этом писал еще Ф. Ламперти. Иными словами, здесь, как все в искусстве пе- ния, нужно чувство меры или, как советовали древние мудре- цы, - «ничего слишком!». Оптимальная организация ротоглоточного резонатора, положе- ние языка, щек, губ, размеров и формы рта как излучателя звука, степень поднятия мягкого нёба, влияющего на ротовой резонанс и на степень подключения носового резонирования - все это важ- нейшие заботы любого профессионального певца и вокального пе- дагога для достижения наилучшего звучания певческого голоса. И вместе с тем, все эти артикуляционные, подчас довольно тонкие настройки и перестройки ротоглоточного и носового резонаторов сильнейшим образом воздействуют (акустически, пневматически и рефлекторно, как было показано в предыдущих разделах) и на ра- боту гортани и голосовых связок, и, таким образом, методы эти также по праву относятся к методам или способам опосредо- ванного воздействия на гортань. Сюда же относятся известные всем певцам приемы использова- ния разных гласных для округления, осветления звука или наобо- рот - его затемнения и т.п. (фонетический метод). Сюда же мы причислим и широко распространенный «метод зев- ка» и «полузевка», приводящий не только к расширению глотки, т.е. изменению ее резонансных свойств, но и понижению гортани. Все перечисленные выше методы, направленные на изменение объема и формы резонаторов (естественно, для получения наилучше- го звучания голоса) одновременно и параллельно и естественно, по- мимо сознания певца (!), воздействуют и на гортань, и на ее внешнее есть в пении функция диафрагмы». Любопытно, что это высказывание Е.В. Образцовой - свое- образная интерпретация для многих не ясного понятия «опора звука на диафрагму». 214 В.П.Морозов положение и работу голосовых связок. По отношению к резонато- рам певец (особенно при обучении на начальных стадиях под кон- тролем педагога) оказывает прямое и сознательное воздействие, а по отношению к гортани это воздействие оказывается уже опо- средованным,т.е. сопутствующим и неосознаваемым. То же самое с дыханием: прямым сознательным (на первых порах) воздействием на дыхательные мышцы и диафрагму мы опосредованно регулируем работу гортани. М. Оливьеро: «Все в пении делается диафрагмой». И. Корадетти: «Звукоизвлечение - это только игра дыхания». Таким образом, регуляция работы гортани осуществляется как бы автоматически помимо воли и сознания певца, заботящегося только о правильном дыхании и настройке резонаторов. При этих условиях гортань работает в режиме автоматизированного (нерв- но-рефлекторным путем) согласования с работой дыхания и резо- наторов, минуя наше сознание, и тем самым наилучшим образом обеспечивается принцип целостности. При попытках сознательно регулировать, например, плотность смыкания голосовых связок, их натяжение и т.д., т.е. напрямую вмешиваться в их работу, происходит нарушение согласованного автоматизма их работы с дыханием и резонаторами, поскольку гортань не в состоянии повлиять на работу дыхания и резонаторов в той степени, в какой эти несравненно более мощные мышечные и их нервно-рефлекторные силы могут повлиять на гортань. В ре- зультате происходит нарушение целостной слаженной системы «дыхание - гортань - резонаторы», т.е. нарушение принципа целостности в работе голосового аппарата певца. Вот почему все опытные профессиональные певцы и педагоги избегают направлять сознание певца на гортань, особенно на ее внутреннюю работу, на тончайшие механизмы вибрации голосо- вых связок. Единственно, что служит предметом внимания боль- шинства вокальных педагогов - это умеренно пониженное поло- жение гортани. Но достигается оно также не прямым указанием («Опусти гортань!»), а опосредованным «методом зевка», о чем мы уже не раз упоминали, т.е. и здесь налицо стремление мас- теров пения избежать привлечения сознания певца (особенно молодо- го и неопытного) к работе гортани. К этим психологическим аспектам РТИП и особенно принципу целостности мы еще обратимся в гл. 5. Искусство резонансного пения 215 Принцип целостности Как методологическая основа Вокальной педагогики Исходя из сказанного, можно выделить две основные категории методов педагогического воздействия на работу гор- тани (и других частей голосового аппарата певца). Первая категория - это методы прямого или местного (ло- кального) воздействия, когда сознание певца направляется на то, чтобы непосредственным мышечным усилием произвести какое- либо воздействие на работу гортани или какой-либо другой части голосового аппарата. Это советы типа: «опусти гортань», «вдохни глубже», «подними мягкое нёбо», «раздвинь ребра» и т.д. и т.п. Теория и практика говорит, что методы прямого воздействия, до- пустимые для воздействия на дыхание и резонаторы, противопока- заны для регулирования голосовых связок. Вторая категория - это методы косвенного или опосредо- ванного воздействия на ту или иную часть голосового аппарата. Эти методы, как мы выяснили, особенно предпочтительны по отно- шению к управлению положением и работой гортани, поскольку этот важнейший певческий орган крайне негативно реагирует на прямые указания или волевые воздействия (вторжения) в его работу, но спо- собен послушно выполнять волю поющего, если к нему (к гортани) обращаться через посредников, т.е. путем воздействия на дыхание или резонаторы. Весьма распространенным косвенным методом воз- действия на гортань является «метод зевка» или «полузевка», о чем говорилось в § 4.2. и 4.8. К косвенным методам воздействия на резо- наторы можно отнести и фонетический метод, с помощью которого эффективно и точно регулируются размеры и форма ротового отвер- стия, положение языка, объем глоточного резонатора и т.п. Поскольку методы косвенного воздействия основаны на сис- темных связях между различными частями голосового аппара- та (дыхание - гортань - резонаторы), то есть основание назвать данные методы методами системного воздействия. Они эффективно применяются не только по отношению к регулирова- нию работы гортани, но также других частей голосового аппарата (резонаторов, дыхания). Преимущество методов системного воздействия перед метода- ми прямого (местного) воздействия состоит в том, что системные методы воздействуют не только на ту часть голосового аппарата, на которую они направлены, но и на другие части, т.е. способны 216 _____________________ В.П. Морозов____________________ организовать и наилучшим образом подготовить для фонации не только одну часть, но и весь голосовой аппарат в целом. Таким образом, системные методы следует по праву отнести к наиболее эффективным и оптимальным методам и в общем пла- н е - к н а и б о л е е о т в е ч а ю щ и м п р и н ц и п у ц е л о с т н о с т и голосового аппарата певца. Наша отечественная вокальная школа выработала, как из- вестно, три основополагающих принципа вокальной педаго- гики: 1) единства художественного и вокально-технического развития певца, 2) постепенности и последовательности обу- чения, 3) индивидуального подхода к учащемуся. В свете приведенных исследований принцип целостности голосо- вого аппарата певца также, по сути дела, следует отнести к числу ос- новных принципов вокальной педагогики, как давно и эффективно используемый в практике опытных педагогов и певцов и получивший физиологическое обоснование в ходе разработки РТИП. В следующей главе мы перейдем к рассмотрению психологиче- ских основ РТИП и дальнейшего психологического обосно- вания принципа целостности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 4 1. Рассмотрены основные физиологические механизмы взаимо действия резонаторов с работой гортани и дыхания. 2. Анализ физиологических механизмов колебания голосовых связок показывает необоснованность нейрохронаксической теории Р. Юссона и позволяет объяснить все многообразие режимов рабо ты голосовых связок в свете РТИП, т.е. автоколебательным меха низмом на резонансной основе (§ 4.3.). 3. Исследования выявили двойную роль дыхательного ап парата в пении - как «мехов» (пневматическая роль) и как резона тора (§4.5.). В связи с этим понятие «вдыхательная уста новка» также приобретает двойной смысл, т.е. как средство регулирования: а) подсвязочного давления и параллельно б) груд ного резонанса (§ 4.6.). Исследования указывают при этом на осо бую роль диафрагмы как важнейшего регулятора резонансных свойств голосового аппарата и певческого состояния гортани (§ 4.7.). 4. Показано, что триада «дыхание - гортань - резонаторы» об разует взаимосвязанную целостную систему благодаря на личию между ее частями как прямых, так и обратных сил взаимодействия трех типов: а) акустических, б) пневматических и в) нервно-рефлекторных. Указанные шесть типов взаимодействия Искусство резонансного пения 2 17 (взаимозависимости) между работой дыхания, гортани и резонато- ров названы системными связями. 5. При этом особо подчеркивается зависимость гортани и го лосовых связок от работы как дыхания, особенно диафрагмы, так и резонаторов, объясняются причины уязвимости гортани, подверженности ее профессиональным заболеваниям и пути за щиты от перегрузок. 6. Наличие указанных взаимосвязей в системе «дыхание - гор тань - резонаторы» является физиологической основой целостности голосового аппарата певца и вместе с тем обосно ванием возможности и целесообразности использования в вокаль ной педагогике методов косвенного (опосредованного) воздейст вия на работу гортани и голосового аппарата в целом. 7. Методы косвенного, системного воздействия на голосовой аппарат и особенно на работу гортани, по сравнению с методами прямого на нее воздействия, имеют физиологически и практически доказанное преимущество, так как оказывают не местный эффект на голосовые связки (что приводит к рассогласованию системы), а влияют на всю систему голосообразования, не нарушая ее целост ности и согласованности работы в процессе пения. 8. П р и н ц и п ц е л о с т н о с т и г о л о с о в о г о а п п а р а т а п е в ц а как взаимосвязанной системы «дыхание - гортань - резонато ры», нашедший физиологическое обоснование в ходе разработ ки РТИП, ввиду его важнейшего научно-практического значе ния, следует отнести к числу основных методологических принципов вокальной педагогики. 218 В.П. Морозов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.85 (0.01 с.) |