Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воздействия на работу гортаниСодержание книги
Поиск на нашем сайте Слыша, что голос ученика начинает сла- беть, Усатое наотмашь бил ученика в грудь и кричал: «Опирайте,... вас возьми! Опирайте!». Я долго не мог понять, что это значит - «опирайте». Оказалось, на- добно было опирать звук на дыхание, кон- центрировать его. Ф.И. Шаляпин У певца может быть самый надежный слух и лучшие намерения, но если он не умеет управлять [диафрагматическим] дыханием, он будет петь нечисто или будет издавать безжизненные, жалкие звуки. Э.Карузо Итак, гортань - «заминированная зона», не терпящая никакого насилия над ней, никакого вмешательства в ее «внутренние дела», т.е. в работу голосовых связок. Что же делать? Объявить эту зону недоступной какому бы то ни было воздействию со стороны певца или педагога? Отнюдь нет! Если прямое волевое вмешательство особенно во внутрен- нюю работу гортани противопоказано, то существует много мето- дов непрямого, т.е. косвенного (опосредованного) воз- действия на ее работу. И методы эти широко используются опыт- ными вокальными педагогами в своей практике - это воздействия на гортань со стороны дыхания и резонаторов (артикуляционного аппарата). Физиологическое обоснование такого воздействия на гортань было достаточно подробно рассмотрено нами в предыду- щих разделах. Это прямые и обратные связи гортани с дыханием и резонаторами (акустические, пневматические и нервно-рефлектор- ные). Так вдыхательная установка и особенно вдыха- тельная активность диафрагмы (тонус, натяжение) во время фонационного вдоха, рекомендуемая мастерами пения (С.Я. Леме- шев, Е.В. Образцова, Дж. Барра, М. Кабалье, Л. Паваротти, - см. При- ложение 1), рефлекторно стимулирует расширение гортани, освобож- дение ее, приводит гортань в активное певческое состояние1. 1 Фонационная активность диафрагмы положительно влияет не только не гортань, но и н а р е з о н а т о р ы, т а к ж е р е ф л е к т о р н о р а с ш и р я я в с е д ы х а т е л ь н ы е п у т и и п о - лости, которые служат резонаторами. «Диафрагма, - пишет Е.В. Образцова, - находится как бы во взвешенном состоянии, но в натяжении. Чтобы понять слово натяжение, приведу пример с парашютом. Резонаторы - это купол парашюта, а кольцо, что держит стропы, - это и _________________ Искусство резонансного пения ____________ 213 Параллельно мастера пения рекомендуют ощутить полную «свободу горла», т.е. не только гортани, но и всех окологортанных мышц (Ф.И. Шаляпин, М.О. Рейзен, А.П. Иванов), шеи, подбород- ка, нижней челюсти, а также лица и даже плеч (С.Я. Лемешев, Е.В. Образцова, Т. Даль Монте, М. Френи, М. Оливьеро и др. - см. Приложение 1). Это тоже своего рода метод опосредован- ного освобождения внутренних голосовых мышц гортани, поскольку они тесно рефлекторно связаны с работой и состоянием наружных окологортанных мышц. При этом подчеркивается, что «ненапряженность» не означает полной расслабленности, дряблости, а означает эластичность, уп- ругость, готовность к действию (Е.В. Образцова). Об этом писал еще Ф. Ламперти. Иными словами, здесь, как все в искусстве пе- ния, нужно чувство меры или, как советовали древние мудре- цы, - «ничего слишком!». Оптимальная организация ротоглоточного резонатора, положе- ние языка, щек, губ, размеров и формы рта как излучателя звука, степень поднятия мягкого нёба, влияющего на ротовой резонанс и на степень подключения носового резонирования - все это важ- нейшие заботы любого профессионального певца и вокального пе- дагога для достижения наилучшего звучания певческого голоса. И вместе с тем, все эти артикуляционные, подчас довольно тонкие настройки и перестройки ротоглоточного и носового резонаторов сильнейшим образом воздействуют (акустически, пневматически и рефлекторно, как было показано в предыдущих разделах) и на ра- боту гортани и голосовых связок, и, таким образом, методы эти также по праву относятся к методам или способам опосредо- ванного воздействия на гортань. Сюда же относятся известные всем певцам приемы использова- ния разных гласных для округления, осветления звука или наобо- рот - его затемнения и т.п. (фонетический метод). Сюда же мы причислим и широко распространенный «метод зев- ка» и «полузевка», приводящий не только к расширению глотки, т.е. изменению ее резонансных свойств, но и понижению гортани. Все перечисленные выше методы, направленные на изменение объема и формы резонаторов (естественно, для получения наилучше- го звучания голоса) одновременно и параллельно и естественно, по- мимо сознания певца (!), воздействуют и на гортань, и на ее внешнее есть в пении функция диафрагмы». Любопытно, что это высказывание Е.В. Образцовой - свое- образная интерпретация для многих не ясного понятия «опора звука на диафрагму». 214 В.П.Морозов положение и работу голосовых связок. По отношению к резонато- рам певец (особенно при обучении на начальных стадиях под кон- тролем педагога) оказывает прямое и сознательное воздействие, а по отношению к гортани это воздействие оказывается уже опо- средованным,т.е. сопутствующим и неосознаваемым. То же самое с дыханием: прямым сознательным (на первых порах) воздействием на дыхательные мышцы и диафрагму мы опосредованно регулируем работу гортани. М. Оливьеро: «Все в пении делается диафрагмой». И. Корадетти: «Звукоизвлечение - это только игра дыхания». Таким образом, регуляция работы гортани осуществляется как бы автоматически помимо воли и сознания певца, заботящегося только о правильном дыхании и настройке резонаторов. При этих условиях гортань работает в режиме автоматизированного (нерв- но-рефлекторным путем) согласования с работой дыхания и резо- наторов, минуя наше сознание, и тем самым наилучшим образом обеспечивается принцип целостности. При попытках сознательно регулировать, например, плотность смыкания голосовых связок, их натяжение и т.д., т.е. напрямую вмешиваться в их работу, происходит нарушение согласованного автоматизма их работы с дыханием и резонаторами, поскольку гортань не в состоянии повлиять на работу дыхания и резонаторов в той степени, в какой эти несравненно более мощные мышечные и их нервно-рефлекторные силы могут повлиять на гортань. В ре- зультате происходит нарушение целостной слаженной системы «дыхание - гортань - резонаторы», т.е. нарушение принципа целостности в работе голосового аппарата певца. Вот почему все опытные профессиональные певцы и педагоги избегают направлять сознание певца на гортань, особенно на ее внутреннюю работу, на тончайшие механизмы вибрации голосо- вых связок. Единственно, что служит предметом внимания боль- шинства вокальных педагогов - это умеренно пониженное поло- жение гортани. Но достигается оно также не прямым указанием («Опусти гортань!»), а опосредованным «методом зевка», о чем мы уже не раз упоминали, т.е. и здесь налицо стремление мас- теров пения избежать привлечения сознания певца (особенно молодо- го и неопытного) к работе гортани. К этим психологическим аспектам РТИП и особенно принципу целостности мы еще обратимся в гл. 5. Искусство резонансного пения 215 Принцип целостности Как методологическая основа Вокальной педагогики Исходя из сказанного, можно выделить две основные категории методов педагогического воздействия на работу гор- тани (и других частей голосового аппарата певца). Первая категория - это методы прямого или местного (ло- кального) воздействия, когда сознание певца направляется на то, чтобы непосредственным мышечным усилием произвести какое- либо воздействие на работу гортани или какой-либо другой части голосового аппарата. Это советы типа: «опусти гортань», «вдохни глубже», «подними мягкое нёбо», «раздвинь ребра» и т.д. и т.п. Теория и практика говорит, что методы прямого воздействия, до- пустимые для воздействия на дыхание и резонаторы, противопока- заны для регулирования голосовых связок. Вторая категория - это методы косвенного или опосредо- ванного воздействия на ту или иную часть голосового аппарата. Эти методы, как мы выяснили, особенно предпочтительны по отно- шению к управлению положением и работой гортани, поскольку этот важнейший певческий орган крайне негативно реагирует на прямые указания или волевые воздействия (вторжения) в его работу, но спо- собен послушно выполнять волю поющего, если к нему (к гортани) обращаться через посредников, т.е. путем воздействия на дыхание или резонаторы. Весьма распространенным косвенным методом воз- действия на гортань является «метод зевка» или «полузевка», о чем говорилось в § 4.2. и 4.8. К косвенным методам воздействия на резо- наторы можно отнести и фонетический метод, с помощью которого эффективно и точно регулируются размеры и форма ротового отвер- стия, положение языка, объем глоточного резонатора и т.п. Поскольку методы косвенного воздействия основаны на сис- темных связях между различными частями голосового аппара- та (дыхание - гортань - резонаторы), то есть основание назвать данные методы методами системного воздействия. Они эффективно применяются не только по отношению к регулирова- нию работы гортани, но также других частей голосового аппарата (резонаторов, дыхания). Преимущество методов системного воздействия перед метода- ми прямого (местного) воздействия состоит в том, что системные методы воздействуют не только на ту часть голосового аппарата, на которую они направлены, но и на другие части, т.е. способны 216 _____________________ В.П. Морозов____________________ организовать и наилучшим образом подготовить для фонации не только одну часть, но и весь голосовой аппарат в целом. Таким образом, системные методы следует по праву отнести к наиболее эффективным и оптимальным методам и в общем пла- н е - к н а и б о л е е о т в е ч а ю щ и м п р и н ц и п у ц е л о с т н о с т и голосового аппарата певца. Наша отечественная вокальная школа выработала, как из- вестно, три основополагающих принципа вокальной педаго- гики: 1) единства художественного и вокально-технического развития певца, 2) постепенности и последовательности обу- чения, 3) индивидуального подхода к учащемуся. В свете приведенных исследований принцип целостности голосо- вого аппарата певца также, по сути дела, следует отнести к числу ос- новных принципов вокальной педагогики, как давно и эффективно используемый в практике опытных педагогов и певцов и получивший физиологическое обоснование в ходе разработки РТИП. В следующей главе мы перейдем к рассмотрению психологиче- ских основ РТИП и дальнейшего психологического обосно- вания принципа целостности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 4 1. Рассмотрены основные физиологические механизмы взаимо действия резонаторов с работой гортани и дыхания. 2. Анализ физиологических механизмов колебания голосовых связок показывает необоснованность нейрохронаксической теории Р. Юссона и позволяет объяснить все многообразие режимов рабо ты голосовых связок в свете РТИП, т.е. автоколебательным меха низмом на резонансной основе (§ 4.3.). 3. Исследования выявили двойную роль дыхательного ап парата в пении - как «мехов» (пневматическая роль) и как резона тора (§4.5.). В связи с этим понятие «вдыхательная уста новка» также приобретает двойной смысл, т.е. как средство регулирования: а) подсвязочного давления и параллельно б) груд ного резонанса (§ 4.6.). Исследования указывают при этом на осо бую роль диафрагмы как важнейшего регулятора резонансных свойств голосового аппарата и певческого состояния гортани (§ 4.7.). 4. Показано, что триада «дыхание - гортань - резонаторы» об разует взаимосвязанную целостную систему благодаря на личию между ее частями как прямых, так и обратных сил взаимодействия трех типов: а) акустических, б) пневматических и в) нервно-рефлекторных. Указанные шесть типов взаимодействия Искусство резонансного пения 2 17 (взаимозависимости) между работой дыхания, гортани и резонато- ров названы системными связями. 5. При этом особо подчеркивается зависимость гортани и го лосовых связок от работы как дыхания, особенно диафрагмы, так и резонаторов, объясняются причины уязвимости гортани, подверженности ее профессиональным заболеваниям и пути за щиты от перегрузок. 6. Наличие указанных взаимосвязей в системе «дыхание - гор тань - резонаторы» является физиологической основой целостности голосового аппарата певца и вместе с тем обосно ванием возможности и целесообразности использования в вокаль ной педагогике методов косвенного (опосредованного) воздейст вия на работу гортани и голосового аппарата в целом. 7. Методы косвенного, системного воздействия на голосовой аппарат и особенно на работу гортани, по сравнению с методами прямого на нее воздействия, имеют физиологически и практически доказанное преимущество, так как оказывают не местный эффект на голосовые связки (что приводит к рассогласованию системы), а влияют на всю систему голосообразования, не нарушая ее целост ности и согласованности работы в процессе пения. 8. П р и н ц и п ц е л о с т н о с т и г о л о с о в о г о а п п а р а т а п е в ц а как взаимосвязанной системы «дыхание - гортань - резонато ры», нашедший физиологическое обоснование в ходе разработ ки РТИП, ввиду его важнейшего научно-практического значе ния, следует отнести к числу основных методологических принципов вокальной педагогики. 218 В.П. Морозов
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.012 с.) |