![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностическая роль вибрато голоса
Важным диагностическим показателем является характер вибрато певческого голоса. Как уже говорилось (см. §3.4.6.), вибрато мастеров вокального искусства характеризуется четкой синусоидальной формой и хорошей ритмичностью модуляций, что на слух воспринимается как интонационная четкость и устойчи- вость звука (см. рис. 24, 25, 27). Эта закономерность иллюстриру- ется также сонограммой голоса профессора МГК П.И. Скусничен- ко, показывающего молодой неопытной певице, как спеть арпед- жио трезвучия laвмажор на гласной А (см. рис. 46). Хорошо видно четко выраженное на всех нотах и ритмичное вибрато. Повторение этого арпеджио ученицей (рис. 47) показывает явно заметную не- ритмичность вибрато, как по периодичности, так и по амплитудно- частотной модуляции. На слух это воспринимается как неуверен- ность звукообразования. Кроме того, между пением отдельных нот нет плавных переходов, а имеются как бы провалы. В результате этого линии вибрато между нотами арпеджио кру- то устремляются вниз и прерываются. На слух это воспринимается как отсутствие legato, отрывистое, несвязное звучание каждой но- ты арпеджио, на что педагог обращает внимание ученицы. 136 В. П. Морозов Рис. 46. Фрагмент урока профессора П.И. Скусниченко, показ голосом ученице ар- педжио, mil)1 мажор, гласи. А. Обозначения деталей см. на рис. 25, 27. Рис. 47. Непрофессиональная певица С.А., Повторение голосом арпеджио, спетого профессором П.И. Скусниченко. Недостатки: 1. Отсутствие легато, каждую ноту певица поет как бы отдельно. Это отражается как в неровности уровнеграммы (вверху), так и на сонограмме в виде «швов» между нота- ми. 2. Неритмичность вибрато, что создает ощущение неуверенности голосообразова- ния и интонационной неточности. Иллюстрация диагностической роли сонограммы. Причина отмеченной ритмической неустойчивости вибрато - несовершенство вокальной техники, невладение певицей резо- нансными механизмами образования вибрато, а также отсутст- вие хорошей диафрагматической опоры звука, при- дающей гортани необходимое певческое состояние- эласти- Искусство резонансного пения 137 ческую ненапряженную упругость, как это неоднократно подчер- кивал еще выдающийся итальянский вокальный педагог Франче- ско Ламперти и другие мастера вокального искусства. Ф. Ламперти: «Нужно всячески стараться, чтобы в [певческом] дыхании участвовали не одни только грудные ребра. Несоблюдение этого есть главная причина всех зол. Певец, впадающий в подобный недостаток, непременно будет испытывать непреодолимое нервное раздражение. Голос его, делаясь неуверенным и напряженным, будет производить на слушателей тяжелое впечатление, лишающее их того удовольствия, которого они вправе ожидать от сценического пения. ...Хорошо, если усилия грудобрюшной преграды (т.е. диафрагмы. - В.М.) будут поддерживаться мускулами живота, которые, в свою оче- редь, поддерживаются нижней частью тела, придающего своей крепо- стью, или лучше сказать, твердостью, гибкость и груди, и горлу». М. Олшьеро: «Все в пении делается диафрагмой». Э. Карузо: «У певца может быть самый надежный слух и лучшие на- мерения, но если он не умеет управлять [диафрагматическим] дыханием, он будет петь нечисто или будет издавать безжизненные, жалкие звуки». Помимо рассмотренных выше объективных акустических пока- зателей эстетического совершенства певческого голоса нами ис- пользуются многие другие показатели, полученные в результате исследования и сопоставления сотен спектров мужских и женских голосов разной квалификации. Несмотря на порой значительные индивидуальные различия хороших профессиональных голосов, в них есть и общие черты, которые и используются нами в целях диагностики вокальной одаренности прежде всего мо- лодых, еще не сформировавшихся певцов и тем более - желающих стать на путь профессионального вокального обучения. Эстетическим эталоном в этой работе служит нам голос вели- кого Шаляпина и других мастеров вокального искусства. Разговор о критериях вокальной одаренности мы продолжим в следующих разделах книги. Основные выводы 1. Компьютерные исследования акустических характеристик голоса, в частности касающиеся уровня и частотного положения ВПФ в спектре звука, а также характера вибрато (по сонограмме), являются весьма важным объективным показателем эсте тического совершенства голоса певца. 2. Помимо этого по спектрограммам и сонограммам в свете РТИП можно судить и о совершенстве вокально-технических ме ханизмов голосообразования и прежде всего - о способности певца использовать резонансную технику пения. 5-4056 138 В.П. Морозов ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ Защитная функция певческих резонаторов проявляется в защи- те голосовых связок и гортани от чрезмерного напряжения, пере- грузок и возникновения профессиональных заболеваний. Я разде- ляю защитные механизмы на прямые, непосредственно воздей- ствующие, и косвенные, т.е. воздействующие опосредованно. Рассмотрим сначала два опосредованных механизма. Первый защитный механизм Он определяется тем, что певческие резонаторы при опреде- ленной оптимальной настройке (а не в любом случае, не будем за- бывать это важное условие!) способны в сотни раз усилить пер- вичный звук голосовых связок за счет повышения КПД голосового аппарата (т.е. без каких-либо дополнительных усилий со стороны певца; см. § 3.1., 3.2) и тем самым избавить певца от необходимо- сти перенапрягать гортань для достижения большой силы голоса. Для иллюстрации этого замечательного свойства резонаторов нами был проведен весьма наглядный модельный опыт, который может проделать каждый. В качестве источника звука возьмем электрока- мертон (но даже лучше наушник от телефона), колебания которого будем поддерживать силой тока, поступающего от генератора элек- трических колебаний (например типа ГЗ-33). Резонатором может служить стеклянный цилиндр типа мензуры (диаметром около 5 см, длиной не менее 30 см). Постепенно заполняя его водой, поднимем ее уровень настолько, чтобы возникло максимальное резонирование зву- ка электрокамертона - результат наилучшей настройки резонатора (резонатором здесь будет объем воздуха в цилиндре от поверхности воды до его краев). Если в отсутствии резонатора сила звука электро- камертона в наших опытах составляла 65 дБ, то под влиянием резона- тора она увеличилась до 90 дБ, то есть на 25 дБ! Добавка весьма су- щественная, ибо это соответствует переходу от pp к ff. При этом м ы о б нар у жива е м , ч то электрокамертон потребляет п р а к т и ч е с к и с т о л ь к о ж е э л е к т р и ч е с к о й э н е р г и и , сколько и без резонатора. В этом мы убеждаемся благодаря контрольному прибору, включенному в цепь электрокамертона. Далее приступим к самой интересной части опыта: убрав резона- тор, попытаемся достичь такой же силы звука, какую давал резонатор (90 дБ), путем одного лишь увеличения силы электрического тока, подводимого к электрокамертону от звукогенератора. В результате в нашем опыте обмотка электрокамертона перегорела, но уровень силы звука, имевший место при участии резонатора (то есть 90 дБ), так и не был достигнут!1 1 Этот наглядный опыт, эффектно доказывающий защитную роль резонаторов, может быть использован для демонстрации на лекциях по РТИП. Кроме того, он нам еще приго- дится для объяснения индикаторной функции резонаторов (§ 3.6.) Искусство резонансного пения 139 В связи с этим невольно возникает вопрос: не так ли перего- рают голосовые связки певца, когда он пытается достичь максимальной силы звука лишь путем мак- симального мышечного напряжения голосового ап- парата? По-видимому, так. Умелое использование законов резонан- са избавляет певца от этой трагедии, позволяет достичь огромной си- лы звука до 120 дБ (!), абсолютно не достижимой иными средствами, поразительной неутомимости и сверх этого обеспечивает богатство обертонового состава, индивидуальность и красоту певческого голоса. Голосовые связки у хороших певцов находятся под защитой резонаторов. Поскольку певческие резонаторы обладают чудесным свойст- вом усиливать певческий голое без какой-либо дополнительной энергии, а только лишь путем превращения большей части энерге- тических затрат певца - дыхания, мышечных усилий - в звук, у нас есть основание назвать эту добавку в силе голоса, которую дают нам резонаторы, «даровой энергией». «Резонаторы дают нашему голосу «даровую энергию». Возьмите ее, как это делают великие мастера вокального искусства», - призываю я на лекциях по резо- нансной теории пения. Слава Богу, призывы эти и разъяснения не остаются неуслышанными, и ряд моих слушателей и учеников (В.И. Сафонова, А.Д. Демченко, Ю.М. Кузнецов, О.О. Лебедева и др.) с успехом применяют принципы РТИП на практике обучения молодых вокалистов. Второй защитный механизм Он состоит в том, что певческие резонаторы перераспределяют спектральную энергию голоса певца таким образом, что значи- тельная часть ее оказывается в зоне максимальной чувстви- тельности слуха, т.е. в области высокой певческой форманты, то есть 2500-3000 Гц (см. рис. 48). В этой зоне наш слух примерно на 10-15 дБ более чувствителен, чем к частоте 400 Гц (область НПФ). Теоретически это означает, что если одну и ту же по вели- чине энергию звука переместить из области НПФ в область ВПФ, то звук станет громче на 10-15 дБ. И наоборот, если из голоса хо- рошего певца удалить ВПФ, то он сильно потеряет в громкости, не говоря уже о том, что он утратит и эстетическую красоту звучания. Подобные опыты, проделанные мною с голосами В.А. Атлантова, Н.П. Охотникова, М. Ланца, С.Я. Лемешева и других известных певцов, показали, что голос с удаленной ВПФ теряет в громкости 10-12 дБ даже при условии, если его уравнять по силе с исходным нормальным певческим звуком данного певца. 140 В.П. Морозов Напомним, что громкость звука - это субъективное ощущение физической (акустической) силы звуковых волн. Поэтому-то гром- кость и зависит от того, в какую зону чувствительности нашего слуха попадает физическая энергия звука (Морозов, 1967). Исходя из этих опытов следует, что певцу крайне важно иметь в своем голосе необходимый уровень ВПФ. А поскольку происхожде- ние ВПФ связано с активностью верхних резонаторов, становится понятным совет выдающихся певцов и опытных педагогов: заботить- ся о том, чтобы обеспечить головной резонанс не только на верхних нотах, но и на всем диапазоне голоса, включая самые низкие ноты. Рис. 48. Сравнение усредненного спектра певческого голоса (!) и по- рогов слухового восприятия (2) по- казывает, что высокая певческая форманта (ВПФ) располагается в зоне максимума слуховой чувстви- тельности (т.е. минимума порогов слуха). Средний спектр речевых звуков (3) имеет максимум в низ- кочастотной области, т.е. не соот- ветствует максимуму слуховой чувствительности. Эта особенность обеспечивает певческому голосу значительно большую громкость и слыши- мость по сравнению с речевым звуком, в котором ВПФ отсутствует. По горизонтали - частота звука в герцах, по вертикали - относительна сила звука в децибелах. Фр. Ламперти: «Звук должен отдаваться в голову, которая для певца исполняет роль гармонической доски [резонатора] на всех сту- пенях его голоса». Е.Образцова: «Головной резонатор озвучивает весь голос тембром и является регулирующим центром на в с е х диапазонах г о л о с а . Э т о г л а в н ы й н а ш р е з о н а т о р . Б е з н е г о н а у - ч и т ь с я в л а д е т ь г о л о с о м н е в о з м о ж н о ». Дж. Барра:«Тот, кто умеет пользоваться головным резонатором, поет всю жизнь ... грудной звук стареет, а головной остается до самой старости». М. Френи: «Яна всех тонах стараюсь петь одинаково ровно, ищу возмо жно сти петь с использованием верхних резо- наторов, то есть петь «в маске». Когда я развиваю это (показывает на область «маски»), то это облегчает пение. Это особенно важно при выступлениях в тех случаях, когда певец себя не очень хо- рошо чувствует. Пение «в маске» сильно облегчает его, и певец этим как бы помогает себе в этом сам». Таким образом, помимо эстетической роли верхний резонатор, формирующий ВПФ, выполняет и важную защитную функцию. _________________Искусство резонансного пения____________ 141 Третий защитный механизм Это прямой механизм защиты голосовых связок. Он состоит в сильнейшем обратном воздействии резонаторов на ко- леблющиеся голосовые связки, что при определен- ных условиях приводит к значительному облегчению ко- лебательного процесса связок. И условия эти, как мы увидим ниже, связаны уже с формированием не только ВПФ, но и НПФ. 3.5.3.1. Импеданс? Нет, лучше резонанс! Механизм обратного воздействия резонаторов голосового тракта - малоизученное явление в теории речеобразования (Сорокин, 1985, 1992) и практически не изучено в теории образования певче- ского голоса. Попытка Р. Юссона использовать математическую теорию рупора Рокара для объяснения акустических явлений в го- лосовом тракте певца не является удачной для вокалистов- практиков. Введенное Юссоном понятие импеданса - ин- формативное в научном плане, но также абсолютно непонятное и бесполезное для вокалистов, если не сказать - дезориентирующее. Почему? Да потому что импеданс означает сопротивле- ние, т.е. препятствие, а певцу психологически не понятно, зачем нужно создавать голосу какое-то препятствие, когда все опытные педагоги и певцы говорят о свободе, непринужденности голосооб- разования, необходимости устранения каких-либо препятствий для голосового потока, излучения, выведения звука в окружающее пространство. Тем более, что слово «сопротивление» всегда связа- но с неким мышечным напряжением, что ведет к зажатию дыха- ния, гортани и артикуляционных органов. В этом смысле термин «резонанс», традиционно исполь- зуемый вокалистами, психологически более адекватен пониманию сущности певческого голосообразования, поскольку резонанс голосового тракта создает весьма благоприятное реак- тивное сопротивление, облегчающее работу голосовых свя- зок. В формулу же импеданса, как упоминалось, помимо реактивной составляющей входит и активное сопротивление, т.е. потери на тре- ние звуковой волны, поглощение ее и т.п., что ни в психологическом, ни в физическом плане не является благоприятным для певца. С термином «импеданс» связано еще одно недоразумение. У хороших певцов, как уже говорилось, образуется небольшая над- гортанная полость, отделяемая от вышележащих резонансных по- лостей голосового тракта четко выраженным сужением. Полость эта, напоминаю, была обнаружена у певцов под рентгеном 142 В. П. Морозов Л.Б. Дмитриевым, а акустическая ее роль как локального р е з о н а т о р а , у с и л и в а ю щ е г о в ы с о к у ю п е в ч е с к у ю форманту, впервые экспериментально доказана мною с использо- ванием данных теории речеобразования В.Н. Сорокина (см. § 3.2.1.) Как мне довелось слышать и даже читать, многие вокалисты считают, что образование надгортанного сужения благоприятно потому, что создает якобы сопротивление подсвязочному давле- нию воздуха, т.е. импеданс в их понимании предохраняет голосо- вые связки от излишнего напора воздуха из трахеи. Это явное за- блуждение, связанное с непониманием сути резонанса как состав- ной части импеданса голосового тракта. Резонанс, как известно из теории, создает акустическое сопротивление звуковой волне, но никакого отношения к сопротивлению дыханию, т.е. воздушному потоку, звуковой резо- нанс не имеет. Природа резонанса акустическая, а не пневматическая. Поэтому-то термин «импеданс» и не пред- почтителен в вокально-педагогическом обиходе, поскольку создает (провоцирует) у многих вокалистов неверное представление о работе голосового аппарата певца. Таким образом, еще раз хочу подчеркнуть: я не против термина «импеданс» - это важное и нужное в науке понятие, но в вокально- педагогической практике лучше пользоваться традиционным, также научным, но более понятным для певцов термином «резонанс», тем более что резонанс отражает работу ре- зонаторов и любой певец может ощутить резонанс в любой точке своего тела как вибрацию (см. § 3.6). А как ощутить импеданс?! Тем более если не знаешь, что это такое. Если мы будем так неос- мотрительно засорять вокальную терминологию сложными науч- ными терминами, то воздвигнем «китайскую стену» между наукой и певческой практикой. А ведь роль науки не в том, чтобы услож- нять, а в том, чтобы упрощать понимание певцом и без того доста- точно сложной задачи по овладению резонансной техникой пения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.033 с.) |