О «потерях» на поглощение звука




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О «потерях» на поглощение звука



В грудном резонаторе

Что касается неизбежных потерь на поглощение звуковой энер-

гии в грудном резонаторе (а они есть в любом резонаторе !), в ча-

стности потерь на сотрясение стенок грудной клетки и даже всего

тела певца (вызывающего, как говорил Б.Р. Гмыря, ощущение

«опоры голоса в ногах», или, по образному выражению В.Н. Ми-

нина, «когда даже пятка резонирует»), то потери эти обеспечивают

певцу возможность чувствовать резонанс и управлять настройкой

резонатороной системы, а кроме того, обеспечивая рефлекторное

стимулирование фонационной активности голосового аппарата

(см. индикаторная и активизирующая функции), являются отнюдь

не бесполезными, а наоборот- в высшей степени полезными и

н е о б х о д и м ы м и д л я д о с т и ж е н и я р е з о н а н с н о й т е х н и ки

пения (см. §3.6. и 3.7.).

Основные выводы

Суммируя все сказанное, мы приходим к выводам а) о ре-

альности грудного резонатора, б) его значительном воз-

действии на тембр певческого голоса и в) его мощной за-

щитной роли по отношению к голосовым связкам.

Защитная роль грудного резонатора проявляется в том, что при

его оптимальной акустической сонастройке с верхним ротоглоточ-

ным резонатором (также формирующим низкую певческую фор-

манту) создаются наиболее благоприятные щадящие условия для

колебаний голосовых связок, которые в этих условиях не столько

156 _____________________ В.П. Морозов_____________________

сами колеблют воздух, сколько сильно резонирующий столб воз-

духа колеблет их. Гортань становится как бы прозрачной для зву-

ковых волн, синхронно резонирующих в верхнем и нижнем резо-

наторах, т.е. обеспечивается хорошая акустическая связь между

этими резонаторами. В результате достигается та удивительная

легкость и непринужденность голосообразования (даже при пении

forte !), при которой певец перестает ощущать работу гортани, а

озвученное резонирующее дыхание как бы «обходит голо-

совые связки, не касается их», по выражению Дж. Барра.

Этим техника резонансного пения отличается от мучитель-

ного для певца (и слушателя, кстати) нерезонансного пения, когда

все усилия певца направлены на выжимание звука из голосовой

щели, совершающей вынужденные колебания, не поддерживаемые

резонансном окружающих полостей.

Хорошие певцы интуитивно используют эти акустические за-

коны на практике, объединяя верхние и нижние резона-

т о р ы в е д и н ы й м о щ н ы й ре з о н а т о р , ф о р м и р у ю щ и й хо р о-

шо выраженную в звуке голоса низкую певческую форманту,

составляющую основу певческого звука вплоть до предельных

верхних нот и вместе с ВПФ защищающую гортань от перегрузок

(см. в Приложении 1: А. Иванов, Г. Тиц, Е. Образцова, А. Ардер,

Дж. Лаури-Вольпи, М. Оливьеро и др.).

А. Ардер: «Максимальное использование головного резонатора

находится в связи и в зависимости от максимального использования

грудного резонатора.

При слиянии головного и грудного резонаторов на-

до особенно почувствовать, чтобы спинная часть легких ре-

зонировала до ощущения полноты и округлости (рондо)».

Дж. Лаури-Вольпи:«Воснове вокальной педагогики лежат по-

иски резонаторов, звукового эха. Поиски эти облегчаются син-

хронным с о вм е ще ние м во врем я выдоха дыхате ль -

ной и надставной труб (т.е. верхнего и нижнего резонаторов. -

В.М.). За этой материальной синхронностью стоит мгновенно вспы-

хивающее интеллектуальное вдохновение, дающее чувствовать в сло-

вах и звуках присутствие идеи и определяющее звучание обертонов

этого, если хотите, эха души».

Вывод о важности грудного резонанса сохраняет свое значение не

только при пении в низком грудном регистре, но и в верхнем голов-

ном, когда преимущество отдается верхним резонаторам. Однако без

поддержки нижнего резонатора верхний микстовый («прикрытый»)

регистр не будет совершенным ни в эстетическом (когда «поют толь-

ко глаза да брови»), ни в технологическом отношении. О взаимосвязи

Искусство резонансного пения 157

грудного и головного резонаторов см. также в Приложении 1 выска-

зывания наших крупнейших певцов и авторитетных вокальных педа-

гогов: С. Лемешева, М. Владимировой, И. Петрова, П. Лисициана,

Е. Нестеренко, Г. Тица, П. Скусниченко, А. Иванова, и др.

Об особенностях





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.007 с.)