Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Три акустико-физиологических механизмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте Воздействия резонаторов и дыхания на Гортань Несмотря на то, что в гортани имеются анатомо-физиологи- ческие механизмы для регулирования высоты и спектральных ха- рактеристик звука (за счет изменения степени натяжения голосо- вых связок с помощью черпаловидных хрящей или щито-перстене- видной мышцы, напряжения собственных мышц голосовых скла- док, регулирования плотности их смыкания и т.п.), колебательный режим голосовых связок отнюдь не автономная функция гор- тани, но в значительной степени зависимая от особенностей ра- боты резонаторов и дыхания. Рассмотрим в связи в этим, какие конкретные физиоло- гические механизмы или силы воздействуют на гортань со стороны резонаторов и дыхания. Всего существует три вида та- кого воздействия, различающегося по своей физиологической природе (рис. 64). ' Показано, что жесткость голосовых складок может изменяться в десятикратных пре- делах при разных режимах фонации (Сорокин, 1985). Искусство резонансного пения 199 Рис. 64. Схематическое изображение трех сил, воздействующих на гортань со сто- роны дыхания и резонаторов и имеющих разную физиологическую природу: аку- стическую, пневматическую и нервно- рефлекторную. Обозначение сил взаимодействия: ¦ Пн1 - пневматические прямые Пн2 - пневматические обратные Ак1 - акустические прямые Ак2 - акустические обратные HP — нервно-рефлекторные Во-первых,- это уже известное нам обратное (реактивное) акустическое воздействие резонаторов на гортань. Весьма важно, что оно осуществляется не только со стороны верхних ре- зонаторов, но и со стороны нижнего, т.е. грудного резонатора. Та- ким образом, колеблющиеся голосовые связки находятся под двойным мощным реактивным акустическим воздействием резо- наторов как сверху, так и снизу. Это сильно влияет на режим их колебаний, либо усиливая, либо ослабляя амплитуду колебаний, в зависимости от степени выраженности и фазовых соотношений ре- зонирующей звуковой волны в верхнем и нижнем резонаторах. Этот механизм ответствен за формирование в спектре певческого голоса низкой певческой форманты (см. §§ 3.2.2., 3.5.4.), связан в ощущением облегчения процесса пения, полной свободы работы гортани и как бы ее отсутствия (см. Приложение 1). Во-вторых,- это также известное нам пневматическое воздействие на гортань, т.е. дыхание, заставляющее голосовые связки колебаться. Оно также осуществляется не только со сторо- ны дыхательного аппарата, т.е. снизу, но и со стороны верхних ре- зонаторов, т.е. сверху, в процессе артикуляции, прежде всего со- гласных, например смычных М, Н, когда губы и язык практически полностью перекрывают выходное ротовое отверстие, вследствие чего в ротовой полости создается на какое-то короткое время (де- сятки мс) повышенное давление воздуха, что и отражается на ра- боте голосовых связок. Это было показано мною в специальной работе путем искусственного повышения давления в ротовой по- 200 В. П. Морозов лости певца (с помощью специального пневматического устройст- ва) во время фонации различных гласных. При этом оказалось, что частота колебаний голосовых связок при повышении давления в ротовой полости понижается, вплоть до полного прекращения ко- лебаний, в зависимости от уровня и скорости (резкости) повыше- ния внутреротового давления (рис. 65). I Рис. 65. Зависимость частоты колебаний голосовых связок (Гц) от величины искусст- венно изменяемого воздушного давления в ротовой полости (мм водн. ст.). /. //-исп. Ю.Ч.,///-исп. В.М., IV -исп. В.П. Данный феномен объясняется зависимостью частоты колебаний голосовых связок от градиента воздушного давления на уровне го- лосовой щели, т.е. разницы между величинами подсвязочного и надсвязочного давления1. 1 Указанный опыт был проведен мною с целью экспериментальной проверки известных утверждений, о якобы полной независимости частоты колебаний голосовых связок от силы подсвязочного давления, приведенных Р. Юссоном в качестве доказательства выдвинутой им нейрохроноксической теории. Искусство резонансного пения 201 Эта закономерность проявляется даже в условиях естествен- ного пения, т.е. без какого-либо искусственного изменения дав- ления в ротовой полости. С помощью современных точных ком- пьютерных методов мы наблюдаем, что даже у квалифицирован- ных певцов имеет место некоторое, подчас незаметное на слух по- вышение частоты основного тона (при пении крещендо) и, наобо- рот, ее понижение при ослаблении голоса (диминуэндо). Как легко понять, явление это также обусловлено соответст- вующими изменениями подсвязочного давления, т.е. увеличением его при усилении голоса и уменьшением при ослаблении. Недаром поэтому пение данного рода вокальных упражнений - филирова- ние звука - считается достаточно трудным заданием для вокали- стов, ввиду необходимости сохранения точности интонации при ее стремлении к непроизвольным изменениям. Определенное повышение надсвязочного давления возможно и при фонации певцом гласных, особенно И и У, которые также значи- тельно сужают ротоглоточный тракт и ротовое отверстие, что, в свете вышесказанного, может влиять на режим колебаний голосовых свя- зок. Именно поэтому опытные певцы стараются эти гласные петь при достаточно широко открытом рте и не слишком поднимать язык, держать его на дне ротовой полости. Помимо стабилизирующего воз- действия на гортань, эти артикуляционные приемы способствуют вы- равниванию гласных, нивелируя их акустическую и фонетическую разнокачественность. При этом заметим, что главные певческие ме- ханизмы сглаживания гласных заключаются в другом (см. §3.3.). В-третьих, воздействие резонаторов на гортань осуществля- ется мощным нервно-рефлекторным путем, повышающим тонус голосовых связок, о чем было сказано в разделах «Индика- торная функция резонаторов» (§ 3.6.), «Активизирующая функция резонаторов» (§ 3.7.). При этом рефлексогенными зонами, воспри- нимающими вибрацию резонаторов, являются области мягкого и твердого нёба, а также подсвязочные области, содержащие множе- ство чувствительных вибро- и барорецепторов (Грачева, 1963; Husson, 1960; Юссон, 1974). Этот механизм воздействия резонаторов и дыхания на гортань осуществляется благодаря тому, что все эти три части голосового аппарата певца связаны между собой миллионами нервных воло- кон, как непосредственно, так и через центральную нервную сис- тему (по механизму условных и безусловных рефлексов). Приме- ром такого нервно-рефлекторного воздействия резонаторов на гор- тань является повышение тонуса голосовых связок в результате 7—4056 202______________________ В.П. Морозов_____________________ воздействия резонанса звуковых волн в ротовой полости, что при- водит к сильной вибрации (сотрясению) стенок ротоглоточного ре- зонатора. Вибрация тканей воспринимается чувствительными нервными окончаниями и передается в центральную нервную сис- тему, а оттуда уже идет воздействие на гортань. Это так называе- мый безусловный, т.е. непроизвольный рефлекс (как мига- ние от дуновения воздуха в глаз, одергивание руки от прикоснове- ния к горячему предмету и т.п.). Рефлексогенными зонами1 этого рефлекса являются области ротовой полости, где в результате фо- кусирования резонансных волн вибрация оказывается наиболее сильной: это твердое нёбо около корней зубов (точка Морана), дру- гие области твердого, а также мягкого нёба и задней стенки глотки (рис 54) (см. § 3.7. «Активизирующая функция резонаторов»). Важно отметить, что рефлекторные механизмы воздействия на гортань осуществляются не только с помощью рефлексогенных виброчувствительных зон, но и проприорецептивных2 реф- лекторных влияний. Этот вид воздействия на работу гортани реа- лизуется, например, при ощущении зевка или полузевка, часто ис- пользуемого в вокально-педагогической практике для приведения гортани в певческое состояние. Как справедливо пишет профессор М.С. Грачева, «этим обеспечивается рефлекторная сонастроен- ность верхних и нижних резонаторов с голосовыми связками, оп- ределяющая как начальный этап голосообразования в речи и пе- нии, так и весь процесс на его протяжении» (Грачева, 1965). Сильнейшее нервно-рефлекторное воздействие идет на гортань со стороны дыхательного аппарата. Еще И.М. Сеченовым было показано, что при вдохе голосовая щель непроизвольно расширя- ется, а при выдохе несколько сужается, что наблюдается даже в опытах на животных (Сеченов, 1866). Вдох не только расширяет голосовую щель, но и расслабляет другие мышцы гортани, осво- бождая ее от излишнего напряжения. Одновременно при вдохе рефлекторно расширяются и нижние дыхательные пути - трахея, бронхи (см. § 4.6., 4.7.). Важно отметить, что эти расширения и сужения гортани и всего дыхательного тракта происходят синхронно и рефлек- торно, т.е. под действием многочисленных нервов, сокращающих или расслабляющих гортань и дыхательную мускулатуру. Физио- логически такая связь обусловливается тем, что мышцы гортани, 1 Рефлексогенные зоны - области раздражения, вызывающие те или иные рефлексы. 2 Проприорецепция - мышечная чувствительность, возникающая в результате раздра жения заложенных в мышцах проприорецепторов (тельца Паччини и др.) ________________ Искусство резонансного пения ____________ 203 трахеи и бронхов иннервируются ветвями одного итого же нерва, называемого блуждающим (n. vagus) и имеющим как двигатель- ные, так и чувствительные волокна. Следует отметить особое воздействие диафрагмы на гортань. Это объясняется ее тесной нервной связью с гортанью, поскольку диафрагмальные нервы (их два: правый и левый) берут свое начало в шейном отделе нервной системы, откуда исходят также и нервы, регулирующие работу глубоких шейных и около- гортанных мышц (Тонков, 1953; Воробьев, 1942). Таким образом, гортань находится в более тесной функциональ- ной связи с работой диафрагмы, чем даже с другими вдыхательными мышцами. Поэтому вдыхательная активность диафрагмы (вдыхательная установка) или, как говорит Е.В. Образцова, опре- деленное натяжение диафрагмы, обеспечивает не только резо- нансные свойства грудного резонатора (что было показано в § 4.6., 4.7.), но и активное певческое состояние гортани за счет освобождения ее от излишнего напряжения, и вместе с тем повышения ее резонансных свойств, что, как мы уже знаем, связа- но с формированием надгортанного резонатора. Весьма вероятно также участие диафрагмы в механизмах з е в к а. Зевание, как известно, есть результат утомления мозга и уменьшения его кислородного снабжения (вследствие недостаточной вентиляции легких при длительной обездвиженности, потере интереса к работе и т.п.). Поэтому зевание направлено прежде всего на обеспе- чение вентиляции глубоких нижних отделов легких, что и может быть обеспечено только с участием диафрагмы. При этом зевание приводит к понижению гортани, о чем хорошо известно как врачам- ларингологам (см., например, Заседателев, 1935; а также значительно более ранние фундаментальные работы Геллата, которые приводит Ф.Ф. Заседетелев и др.), так и вокальным педагогам, широко исполь- зующим этот прием в вокально-педагогической практике (состояние зевка или полузевка). Улучшение певческой активности гортани при зевке объясняется не только ее понижением, но и улучшением усло- вий работы щито-перстеневидной мышцы, сокращение которой при- водит к наклону щитовидного хряща вперед и дополнительному на- тяжению голосовых связок (дополнительно к натяжению их черпало- видными хрящами). Механизм этот связан с прикрытием при фор- мировании верхних нот диапазона певческого голоса. Помимо этого зевок приводит к существенному изменению объема и формы верхних резонаторов, расширяет глотку, понижает корень языка и т.д. Мастера пения также широко пользуются приемом зевка (см. высказывания Т. Даль Монте: § 4.2., Н. Гяурова: Приложение 1 и др.). Таким образом, мы видим, что гортань не автономна в своей рабо- те. Дыхание и резонаторы оказывают на гортань и голосовые связки 204 _____________________ В.П. Морозов_____________________ мощное воздействие, сильно видоизменяющее их работу. Мы рас- смотрели три вида такого воздействия: акустическое, пнев- матическое и рефлекторное. Эти физиологические механиз- мы являются основой опосредованного воздействия на работу горта- ни с помощью дыхания и резонаторов, что используется в вокально- педагогической практике грамотными вокальными педагогами. Гортань - особое звено
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.011 с.) |