Эмоционально образных методов в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоционально образных методов в



ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Ученые должны обладать достаточной

широтой взглядов, чтобы понять, что жар-

гон преподавателей пения не совсем фанта-

стичен, он основан, может быть бессозна-

тельно, на своеобразном комплексе все же

вполне реальных физиологических факторов.

В. Бартоломью

Как уже не раз упоминалось, широко распространенные в во-

кальной педагогике эмоционально-образные методы типа «как

будто» и др., которыми пользуются мастера вокального искусства

242 В.П. Морозов

в своих представлениях о певческом процессе и педагоги при обу-

чении молодых певцов, часто подвергаются критике как якобы «не

научные», «знахарские», чуть ли не шарлатанские, одним словом,

«недостойные грамотного вокального педагога». Таких мнений за

последние полстолетия общения с вокалистами мне довелось дос-

таточно наслышаться и даже читать. Однако в руках талантливых

вокальных педагогов этот метод делает чудеса. Чем это объяс-

нить? Поэтому давно назрела необходимость научного обоснова-

ния эмоционально-образных методов с позиций фундаментальных

академических наук - физиологии и психологии. В значительной

мере это было уже сделано мною ранее (Морозов, 1965, 1967,

1977, 1983, 1994, 2000, 2001 в и др.), а также во всех предыдущих

разделах данной монографии. В этом же разделе я привожу ряд

специальных психофизиологических аргументов в защиту эмо-

ционально-образного метода, опираясь на труды крупнейших уче-

ных - академиков И.П. Павлова, П.К. Анохина, А.А. Ухтомского,

Д.Н. Узнадзе, П.В. Симонова и других, а также К.С. Станиславского.

О художественном и мыслительном

Типах певцов

Традиция парного рассмотрения мето-

дов мышления восходит к эпохе антично-

сти. От древнегреческих терминов aisthetikos

(чувственный, схватываемый чув-

ствами) и noetikos (мыслимый, познавае-

мый интеллектом) можно проследить

длинный путь к современным философ-

ским и эстетическим концепциям.

А.С. СОКОЛОВ

Сказанное в предыдущем разделе не означает, что все певцы

склонны к такому образному и метафорическому представлению

своего голоса. Представления певца (и педагога!) о голосе и меха-

низмах его образования сильно зависят от того, к какому психоло-

гическому типу принадлежит данный человек: к «эмоционально-

художественному» или рационалистическому, «мыслительному».

Понятие «художественного» типа человека было выдвинуто

академиком И.П. Павловым наряду с понятием «мыслительного»

типа. Различие между данными типами Павлов видел в том, что

для «мыслителя» характерно рационально-аналитическое, поэле-

ментное восприятие действительности, а для «художника» - эмо-

ционально-образное, целостное восприятие. Аналогичное пред-

ставление было высказано еще Б. Паскалем (1623-1663). Он писал

Искусство резонансного пения 243

Рис. 69. Разные люди могут совершенно по-разному эмоционально реагировать на од-

но и то же событие. Это было известно еще Гиппократу (ок. 400 л. до н.э.) Он разде-

лял людей по этому признаку на четыре типа (темперамента), которые художник

X. Бидструп изобразил на этом рисунке: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.

Столь же существенно могут различаться по восприятию окружающего мира предста-

вители и других человеческих типов: «художники» и «мыслители» (по классификации

И.П. Павлова), т.е. «лирики» и «физики».

244______________________ В.П. Морозов____________________

о двух типах ума: математическом, основанном на отвлечен-

ных представлениях о действительности (в котором нетрудно уз-

нать «мыслителя» по Павлову) и непосредственном, для

которого характерно непосредственное чувственное восприятие

действительности («художник» по Павлову). «Ум сугубо матема-

тический будет правильно работать... если ему заранее известны

все определения и начала. В противном случае он сбивается с тол-

ку и становится невыносим... А ум, познающий непосредственно, не

способен терпеливо доискиваться первоначал, отвлеченных понятий,

с которыми он не сталкивается в обыденной жизни и ему непривыч-

ных... Математики редко бывают способны к непо-

с р е д с т в е н н о м у п о з н а н и ю, а п о з н а ю щ и е н е п о с р е д -

ственно - к математическому...» (Паскаль, изд. 1990). По-

пытки аналогичной классификации людей в литературе можно

встретить неоднократно1.

Важно подчеркнуть, что «художественный» и «мыслительный»

типы были выделены И.П. Павловым как специфические че-

ловеческие типы, в отличие от известных четырех гиппокра-

товских типов (флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник- см.

рис. 69), описанных Павловым и его последователями (Б.М. Теплов,

В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева и др.) в категориях силы, подвиж-

ности и уравновешенности нервных процессов и распространяе-

мых им и на мир животных.

Причина эмоциональности и художественной одаренности та-

ится в свойствах и строении нашего мозга. Он асимметричен: ле-

вое полушарие рациональное, абстрактно-логическое и речевое -

там расположены речевые центры (Брока и Вернике), а правое -

эмоциональное, образное и музыкальное (Морозов, Вартанян, Га-

лунов и др., 1988; Симонов, 1962, 1981; Медушевский, 1993). Дан-

ное явление известно в науке под названием функциональная

асимметрия головного мозга (ФАМ).

Исследования ФАМ, начатые еще в 1861 г. французским антро-

пологом Брока (P. Broka), а также в 1874 г. Вернике (С. Wernicke)

и блестяще продолженные в наше время Роджером Сперри

(R.W. Sperry), удостоенным за эти работы Нобелевской премии в

1981 г., и другими, привели к доказательству ведущей роли левого

полушария мозга в обеспечении абстрактнологической и речевой

вербальной функции психики (центры Брока и Вернике). Вместе с

' См., например, обзор А.С. Соколова «О типологии методов художественного мышле-

ния» (1994), Э.А. Голубевой «Опыт сравнения типологий В. Освальда и И.П. Павлова в све-

те различных подходов к анализу индивидуальных различий» (1994) и др.

Искусство резонансного пения 245

тем целый ряд современных зарубежных и отечественных работ

свидетельствует о ведущей роли правого полушария в переработке

эмоционально-образной невербальной информации (см. обзоры:

Морозов и др., 1988; Bryden, 1982; Kimura, 1967; Darwin, 1969).

Это проявляется в частности в том, что слова человек лучше по-

нимает и запоминает правым ухом, а эмоциональную интонацию -

левым (левое ухо анатомически связано с правым полушарием

мозга, а правое ухо - с левым полушарием). Поэтому, преоблада-

ние у человека активности правого или левого полушария опреде-

ляет склонность его к эмоционально-образному (художники, му-

зыканты) или рационально-логическому (математики, программи-

сты и др.) мышлению, т.е. принадлежность человека к художест-

венному или мыслительному типу (по И.П. Павлову).

Наши исследования показали, что вокалисты принадлежат в

большинстве своем к художественному типу, хотя определенная

их часть относится и к мыслительному (см.: Морозов, 1994). Среди

музыкантов, особенно композиторов, также имеются не только

«художники», но и значительная часть «мыслителей» (Соколов,

1992, 1994; Петров, Бояджиева, 1996).

Последнее обстоятельство важно учитывать в вокально-

педагогической практике при общении педагога с уче-

ником: если студент-«художник» лучше понимает эмоционально-

образный язык педагога, то студент-«мыслитель» предпочитает

логическое объяснение процесса пения. «Мыслитель» должен по-

нять механизм умом, а «художник» легче постигает интуитивно,

через эмоциональный образ и показ.

Вместе с тем, «художник» и «мыслитель» есть в каждом из лю-

дей, только в разных пропорциях. Существуют люди, щедро наде-

ленные как мыслительными, так и художественными способно-

стями (подобно Леонардо да Винчи и др.). И это дает им большие

преимущества в достижении успеха как в мыслительной, так и в

художественной сферах, в частности в музыкальном искусстве.

«Не одно только сердце производит прекрасное, прочувствован-

ное, патетическое, страстное и чарующее, - писал А. Шёнберг. -

И не один только рассудок способен создавать хорошо сконст-

руированное, упорядоченное, логическое и сложное. Все, что об-

ладает в искусстве высшей ценностью, обязано явить и сердце и

рассудок» (Шёнберг, 1989).

Таким образом, хорошо развитые эмоциональная и рациональ-

ная сферы - это два крыла, на которых человек поднимается к

вершинам своего творчества. Абсолютный эмоционализм или го-

246 В. П. Морозов

лый рационализм мало чего стоят в искусстве, как, впрочем, и в

жизни. Птицы с одним крылом не летают. Но тем не менее у ху-

дожника должно преобладать эмоционально-образное начало (т.е.

функция правого полушария мозга), ибо оно окрашивает мышле-

ние художника в яркие тона метафор, образов, сравнений, анало-

гий (отсюда метод «как будто»). Преобладание левого полушария

накладывает на творчество музыканта печать рационализма, что у

композиторов, например, проявляется в специфике формы музы-

кальных сочинений (Соколов, 1994; Петров, Бояджиева, 1996), а у

певцов - в формальной передаче музыкальных интонаций и текста

вокальных произведений. Певец должен видеть то, о чем он поет,

тогда это увидит (ярко представит себе) и слушатель. Так, кстати,

считал Шаляпин и сам обладал этим свойством в высшей степени.

Обучение в классе оперной подготовки консерватории содействует

этому (Жданов, 1996), но у певцов-рационалистов это чувство

эмоционально-образного видения формируется трудно и проявля-

ется тускло. К счастью, их меньшинство, но все же немало.

Теофилю Готье принадлежит оригинальное определение му-

зыки: «Музыка это самый дорогой вид шума». Таким образом,

рационалист слышит в музыке шум, а музыкант-художник - в

шуме леса - музыку (например, Н.А. Римский-Корсаков, П.И.

Чайковский и др.).

Для определения художественного потенциала личности в пси-

хологии разработаны тесты, главным образом на материале зри-

тельного восприятия. Например, тест Роршаха представляет собой

группы бесформенных пятен на листе бумаги. Мыслитель-

рационалист ничего кроме этих пятен не видит, а человек художе-

ственного склада личности увидит фигуры людей, животных и

другие предметы окружающего мира, подобно тому как некоторые

дети и взрослые «видят» это в бесформенных клубах облаков, об-

ломков сучков веток в лесу и т.п. Видение этих фигур (вопреки

«протокольной правде») объясняется сильно развитым вообра-

жением у людей художественного склада личности

Звуковые невербальные тесты такого рода в психологии

практически отсутствуют. В связи с этим мною разработан тест

на оценку эмоционального слуха, восполняющий ука-

занный недостаток.

_______________ Искусство резонансного пения ____________ 247

Эмоциональный слух певца

Надо уметь петь гнев, сострадание,

боль, шутку, насмешку, ласку, поцелуй, лу-

кавство, смелость - словом, всю гамму

чувствований.

Б.В. Асафьев

В связи со всем сказанным в главе 5 возникает немаловажная

практическая проблема определения степени развитости у пев-

ца эмоциональной сферы: к какому типу принадлежит поступаю-

щий в консерваторию молодой певец- к художественному или

мыслительному?

Как показала практика, кратковременное знакомство приемной

комиссии с абитуриентом не дает возможности определить его ти-

пологию. Для этого существует ряд психологических и психофи-

зиологических методик. И в числе наиболее эффективных - разра-

ботанный мною метод оценки эмоционального слуха

(Морозов, 1985, 1988, 1991, 1993, 1994, 1998).

Если фонетический речевой слух обеспечивает способность че-

ловека воспринимать словесное смысловое содержание речи, то

эмоциональный слух (ЭС) - это способность к определению эмо-

ционального состояния говорящего по звуку его голоса (на основе

интонации, тембра и т.п.). В музыкальном искусстве ЭС - это спо-

собность к адекватному восприятию и интерпретации тонких эмо-

циональных оттенков музыкальных звуков и певческого голоса.

Подобно музыкальному слуху, ЭС бывает: пассивный и ак-

тивный. В отличие от речевого слуха, центр которого располо-

жен в левой височной зоне мозга (центр Вернике), центр ЭС рас-

положен в правой височной области. Нарушение этой зоны (на-

пример при инсульте и др.) приводит к неспособности адекватно

воспринимать и узнавать знакомые мелодии, голоса, эмоциональ-

ную интонацию речи и пения (Балонов, Деглин, 1976; Морозов,

Вартанян, Галунов и др., 1988).

Тест на эмоциональный слух

ДЛЯ оценки индивидуальных и типологических различий среди

людей по степени развитости ЭС автором разработаны специаль-

ные психоакустические тесты, представляющие собой на-

боры эмоционально окрашенных фрагментов звуковой речи, пе-

ния, музыки, полученные с участием профессиональных актеров,

певцов, музыкантов (Морозов, 1985, 1991, 1993, 1994; Morozov,

1996, 1998). Тест на ЭС прошел многолетние испытания по оценке

248______________________ В.П. Морозов_____________________

эмоциональной сферы людей разных возрастных и профессио-

нальных категорий (Морозов, Жданов, Фетисова, 1991; Морозов,

Кузнецов, Сафонова, 1994; Фетисова, 1991, 1994; Серебрякова,

1995а, 19956; Морозов, 1998 и др.).

Процедура исследования ЭС позволяет с достаточно высокой

степенью объективности выявить способность любого человека к

адекватному восприятию эмоциональной интонации и количест-

венно оценить эту способность в баллах, точнее в процентах пра-

вильного определения всех прослушанных эмоционально окра-

шенных фрагментов речи, пения, музыки. Преимущество подоб-

ных невербальных тестов над вербальными тестами-опросниками,

распространенными в психологической науке, состоит в том, что с

их помощью можно получить более адекватные оценки спо-

собностей и свойств обследуемых людей, в частности - развитости

эмоционально-эстетической сферы у вокалистов.

Среднестатистический нормальный человек обладает эмоцио-

нальным слухом на 60-70 баллов. Но встречаются люди с эмоцио-

нальным слухом всего лишь на 10-20 баллов, что можно характе-

ризовать как эмоциональную тугоухость или даже глухоту, обна-

руженную, в частности, у детей, воспитывающихся в детском доме

(по исследованию А.Х. Пашиной, 1991), у лиц, страдающих алко-

голизмом и наркоманией (по исследованию Е.И. Серебряковой,

1995а). В то же время, имеются обладатели сверхвысокого эмо-

ционального слуха (до 90-95 баллов) среди музыкантов, дириже-

ров хоров, вокалистов, ведущих артистов балета (Фетисова, 1991).

Дети 1-2-го классов общеобразовательной школы имеют эмоцио-

нальный слух от 26% до 73%, в среднем 45-60% (баллов).

Исследования показали статистически надежную корреляцию

ЭС с такой психологической характеристикой, как эмпатия, т.е.

способностью к сопереживанию, эмоциональной отзывчивостью

(тестируемой по опроснику Меграбяна), высокую повторяемость

результатов тестирования аналогичных возрастных и профессио-

нальных групп людей (Морозов, 1994), что свидетельствует о ва-

лидности, надежности и прогностичности теста на ЭС.

Эмоциональный слух

И музыкальное творчество

Музыка должна говорить языком сердца.

С.В.Рахманинов

В течение 14 лет (с 1988 г.) мы ежегодно проводим исследова-

ния ЭС у абитуриентов-вокалистов, поступающих в Московскую

Искусство резонансного пения 249

консерваторию. Рассмотрим для примера результаты сравнитель-

ного исследования ЭС у людей, принадлежащих к двум различным

категориям (по критерию художественный - мыслительный типы):

а) у абитуриентов Московской государственной консерватории

1997 г. (91 чел. - «художники») и б) у студентов Московского го-

сударственного социального университета (39 чел. - «мыслите-

ли»), см. таблицу 8.

Таблица 8

Сравнительные уровни эмоционального слуха (%)

«художников» и «мыслителей» при восприятии разных эмоций

Категория

Обследован-

Ных

Средн.

М, %

ЭС к восприятию

разных эмоций, %

радость печаль гнев страх нейтр. к-т

вар.%

Абит. МГК 73.4 83.3 63.9 69.2 68.9 73.3 7.2

Студ. МГСУ 67.8 79.5 64.5 53.8 62.4 75.2 13.6

Разница 5.6 4.4 -0.6 15.4 6.5 4.1 -

Результаты показывают, что представители художественного

типа личности - абитуриенты МГК - имеют в целом более высо-

кий эмоциональный слух (73,4±3,85) по сравнению с представите-

лями мыслительного типа - студентами МГСУ (67,8±4,28), а кроме

того - лучшее и более равномерное восприятие отдельных эмоций

(радость, печаль, гнев, страх).

В целом это и обеспечивает певцам способность к эмоциональ-

ной выразительности пения (активный ЭС), поскольку способ-

ность к эмоциональному слышанию (пассивный ЭС) есть необхо-

димое условие способности к воспроизведению эмоциональных

красок в пении, музыке и музыкальности вообще (Тарасова, 1982а,

1988). Подтверждение этому мы обнаружили при исследовании

ЭС, строя и ансамбля различных хоровых групп: чем выше ЭС,

тем лучше показатели музыкальности (Морозов, Кузнецов, Са-

фонова, 1994). В этом мы также убедились, проанализировав

успеваемость студентов-вокалистов по специальности в консер-

ватории за 5 лет: студенты с низким ЭС развиваются хуже и

чаще отчисляются.

Наши многолетние исследования показали закономерную связь

эмоционального слуха с принадлежностью человека к художест-

венному типу личности, в частности, к категории музыкального

250 В. П. Морозов

творчества (Художественный тип..., 1994; Морозов, 1998, 1999).

Высокий профессионализм в музыкальном творчестве немыслим

без тонко развитого ЭС. Как справедливо писал Б.М. Теплов,

«способность эмоционально отзываться на музыку должна состав-

лять как бы центр музыкальности» (Теплов, 1985). Трудно пред-

ставить себе выдающихся мастеров музыкального искусства -

композиторов и исполнителей - с низко развитым эмоциональным

слухом. Это нонсенс, если не сказать - абсурд. «Музыка должна

говорить языком сердца», - писал С.В. Рахманинов (Рахманинов,

1966), как бы вторя Теплову. Высокая эмоциональная импрессив-

ность, как известно, необходимое условие эмоциональной экс-

прессивности. Проведенные нами в последнее время специальные

исследования эмоциональной имрессивности у ведущих музыкан-

тов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайков-

ского - профессоров и докторов наук - показали у многих из них

сто-, или почти стопроцентный ЭС (по тесту Морозова).

И тем не менее наш опыт показывает, что у ряда профессио-

нальных музыкантов (даже со стажем) и тем более у поступающих

в МГК молодых абитуриентов нередки случаи весьма скромно и

низко развитого ЭС: 60-50% и даже ниже 40%. Об этом свиде-

тельствуют и гистограммы распределения абитуриентов МГК по

уровню ЭС (рис. 70).

Рис. 70. Сравнительные гистограммы распределения числа обследованных (в %) «ху-

дожников» и «мыслителей» по уровням эмоционального слуха (ЭС, %).

Обозначения: по горизонтали - уровни ЭС (%). по вертикали -число обследованных лиц (в %),

обладающих тем или иным уровнем ЭС. Графики показывают, что в коллективе «художников»

имеется значительно большее число лиц с высоким ЭС и соответственно меньшее число с низким

ЭС (Морозов, 1998).

Искусство резонансного пения 251

Причем, низкий эмоциональный слух мало изменяется при

его повторных исследованиях у некоторых абитуриентов, по-

ступающих в МГК иногда по 3-4 раза. Это свидетельствует о

генетической обусловленности ЭС, хотя несомненна и способ-

ность к его совершенствованию в процессе профессиональной

музыкальной деятельности.

Что касается психофизиологической природы ЭС, то неодно-

кратно установленная положительная связь ЭС с эмпатией, эмо-

циональностью по тесту Изарда и другими психологическими

характеристиками, свойственными представителям художествен-

ного типа личности, склоняет считать ЭС в значительной степени

природным конституционным свойством человека, хотя и подвер-

женным в определенной степени воспитательным воздействиям

окружающей среды и профессиональной деятельности. В работе

Е.П.Гусевой (1997) на обширном контингенте лиц музыкальных

профессий выявлены статистически достоверные корреляционные

связи ЭС с выраженностью личных качеств по тесту Кэттелла, от-

ражающих эмоциональность и художественность натуры человека,

общительность, импульсивность, артистичность, а также мечта-

тельность, склонность к фантазированию, богатство воображения,

свойственное творчески одаренным людям, наивность, естествен-

ность и другие черты, характерные для художественного типа

личности, и, в частности, - связь ЭС с более высокой лабильно-

стью нервной системы по показателю вызванных потенциалов

(Гусева, 1997). Природная предрасположенность к большей или

меньшей эмоциональной импрессивности определяется степенью

развитости эмоциогенных структур мозга (Бехтерева, 1980; Симо-

нов, 1981), в частности, функций правого полушария (Хомская,

1987). Этими же факторами определяется и принадлежность музы-

канта к художественному или мыслительному (рационалистиче-

скому) типу творчества.

Неоднократно показано, что принадлежность человека к музы-

кальной профессии еще не означает принадлежности его к худо-

жественному типу личности, так как среди представителей худо-

жественных профессий, включая доже известных музыкантов, есть

значительная часть, тяготеющих по комплексу показателей скорее

к мыслительному (рационалистическому), чем к художественному

типу. Художественный тип..., 1994; Голицын, Данилов, Петров,

1988; Морозов, 1994; Соколов, 1962, 1994; Петров, Бояджиева, 1996).

Рационалистический тип музыкального мышления удачно оха-

рактеризовал Лейбниц: «Музыка есть бессознательное упражнение

252 _____________________ В.П. Морозов_____________________

ума в математике», имея ввиду, что музыкальные созвучия нахо-

дятся в определенных цифровых соотношениях друг с другом по

частоте основного тона (см.: Голубев, 1997).

Сказанное не означает отрицания рационального начала в му-

зыкальном творчестве (о чем я уже говорил в § 5.9.), равно как и в

его анализе. Но для успеха в том и другом деле, вероятно, важно,

чтобы рацио и эмоцио были в необходимой мере представлены и

объединены не только в одной комнате (в виде сидящих рядом

специалистов), но и в одной голове. Проблема соотношения эмо-

ционального и рационального в художественном творчестве была

рассмотрена нами также в монографии «Искусство и наука обще-

ния: невербальная коммуникация» (М., 1998) и др.

Можно ли развить эмоциональный слух? В определенной сте-

пени можно, как показывает наш опыт сотрудничества с педагогами

(Морозов, Киселев, 1985; Морозов, Жданов, Фетисова, 1991;

Жданов, 1996). Так, занятия профессора В.Ф. Жданова в классе

оперной подготовки по специальной методике, разработанной на

основе нашего метода тестирования эмоционального слуха, уже за

полгода повышают ЭС группы студентов в среднем на 10-15%

(Жданов, 1994). Но в основном ЭС - природное свойство

человека, как доброта или суровость, мягкость или жесткость

характера. Иногда у шестилетнего ребенка ЭС бывает выше, чем у

матери, или наоборот. Проверка ЭС у детей- важный показатель

природной музыкально-художественной одаренности (куда отда-

вать ребенка: в музыкальную школу или, быть может, лучше в ма-

тематическую?). Тем более взрослый певец: если у него слабо раз-

вит ЭС, например 60% или даже 50%, что бывает у некоторых аби-

туриентов консерватории, то ему трудно найти дорогу к сердцу

слушателя и преуспеть в исполнительской деятельности, даже если

он обладает неплохим голосом. Хороший ЭС способствует не

только художественной выразительности исполнения, но и овла-

дению резонансной техникой пения, поскольку резо-

нансная техника базируется, как мы уже знаем, на специфических

эмоционально-образных представлениях певца, вызванных вибра-

ционными ощущениями.

Поэтому каждому молодому певц у, прежде чем

р е ш а т ь с я п о с в я т и т ь с е б я п е в ч е с к о й к а р ь е р е, н е -

лишне проверить свой эмоциональный (а заодно и

Искусство резонансного пения 253

вокальный) слух. Хороший ЭС нужен не только певцам, но и

музыкантам-инструменталистам, актерам, дикторам радио и ТВ и

другим представителям художественных профессий. Родителям не

мешает проверить ЭС у своего ребенка, прежде чем отдавать его в

музыкальную школу, ибо если он принадлежит не к художествен-

ному, а мыслительному типу, то занятия музыкой или пением для

него малоперспективное дело и к тому же - сущее наказание.

Учение И.П. Павлова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.193 с.)