Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоционально образных методов вСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ Ученые должны обладать достаточной широтой взглядов, чтобы понять, что жар- гон преподавателей пения не совсем фанта- стичен, он основан, может быть бессозна- тельно, на своеобразном комплексе все же вполне реальных физиологических факторов. В. Бартоломью Как уже не раз упоминалось, широко распространенные в во- кальной педагогике эмоционально-образные методы типа «как будто» и др., которыми пользуются мастера вокального искусства 242 В.П. Морозов в своих представлениях о певческом процессе и педагоги при обу- чении молодых певцов, часто подвергаются критике как якобы «не научные», «знахарские», чуть ли не шарлатанские, одним словом, «недостойные грамотного вокального педагога». Таких мнений за последние полстолетия общения с вокалистами мне довелось дос- таточно наслышаться и даже читать. Однако в руках талантливых вокальных педагогов этот метод делает чудеса. Чем это объяс- нить? Поэтому давно назрела необходимость научного обоснова- ния эмоционально-образных методов с позиций фундаментальных академических наук - физиологии и психологии. В значительной мере это было уже сделано мною ранее (Морозов, 1965, 1967, 1977, 1983, 1994, 2000, 2001 в и др.), а также во всех предыдущих разделах данной монографии. В этом же разделе я привожу ряд специальных психофизиологических аргументов в защиту эмо- ционально-образного метода, опираясь на труды крупнейших уче- ных - академиков И.П. Павлова, П.К. Анохина, А.А. Ухтомского, Д.Н. Узнадзе, П.В. Симонова и других, а также К.С. Станиславского. О художественном и мыслительном Типах певцов Традиция парного рассмотрения мето- дов мышления восходит к эпохе антично- сти. От древнегреческих терминов aisthetikos (чувственный, схватываемый чув- ствами) и noetikos (мыслимый, познавае- мый интеллектом) можно проследить длинный путь к современным философ- ским и эстетическим концепциям. А.С. СОКОЛОВ Сказанное в предыдущем разделе не означает, что все певцы склонны к такому образному и метафорическому представлению своего голоса. Представления певца (и педагога!) о голосе и меха- низмах его образования сильно зависят от того, к какому психоло- гическому типу принадлежит данный человек: к «эмоционально- художественному» или рационалистическому, «мыслительному». Понятие «художественного» типа человека было выдвинуто академиком И.П. Павловым наряду с понятием «мыслительного» типа. Различие между данными типами Павлов видел в том, что для «мыслителя» характерно рационально-аналитическое, поэле- ментное восприятие действительности, а для «художника» - эмо- ционально-образное, целостное восприятие. Аналогичное пред- ставление было высказано еще Б. Паскалем (1623-1663). Он писал Искусство резонансного пения 243 Рис. 69. Разные люди могут совершенно по-разному эмоционально реагировать на од- но и то же событие. Это было известно еще Гиппократу (ок. 400 л. до н.э.) Он разде- лял людей по этому признаку на четыре типа (темперамента), которые художник X. Бидструп изобразил на этом рисунке: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник. Столь же существенно могут различаться по восприятию окружающего мира предста- вители и других человеческих типов: «художники» и «мыслители» (по классификации И.П. Павлова), т.е. «лирики» и «физики». 244______________________ В.П. Морозов____________________ о двух типах ума: математическом, основанном на отвлечен- ных представлениях о действительности (в котором нетрудно уз- нать «мыслителя» по Павлову) и непосредственном, для которого характерно непосредственное чувственное восприятие действительности («художник» по Павлову). «Ум сугубо матема- тический будет правильно работать... если ему заранее известны все определения и начала. В противном случае он сбивается с тол- ку и становится невыносим... А ум, познающий непосредственно, не способен терпеливо доискиваться первоначал, отвлеченных понятий, с которыми он не сталкивается в обыденной жизни и ему непривыч- ных... Математики редко бывают способны к непо- с р е д с т в е н н о м у п о з н а н и ю, а п о з н а ю щ и е н е п о с р е д - ственно - к математическому...» (Паскаль, изд. 1990). По- пытки аналогичной классификации людей в литературе можно встретить неоднократно1. Важно подчеркнуть, что «художественный» и «мыслительный» типы были выделены И.П. Павловым как специфические че- ловеческие типы, в отличие от известных четырех гиппокра- товских типов (флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник- см. рис. 69), описанных Павловым и его последователями (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева и др.) в категориях силы, подвиж- ности и уравновешенности нервных процессов и распространяе- мых им и на мир животных. Причина эмоциональности и художественной одаренности та- ится в свойствах и строении нашего мозга. Он асимметричен: ле- вое полушарие рациональное, абстрактно-логическое и речевое - там расположены речевые центры (Брока и Вернике), а правое - эмоциональное, образное и музыкальное (Морозов, Вартанян, Га- лунов и др., 1988; Симонов, 1962, 1981; Медушевский, 1993). Дан- ное явление известно в науке под названием функциональная асимметрия головного мозга (ФАМ). Исследования ФАМ, начатые еще в 1861 г. французским антро- пологом Брока (P. Broka), а также в 1874 г. Вернике (С. Wernicke) и блестяще продолженные в наше время Роджером Сперри (R.W. Sperry), удостоенным за эти работы Нобелевской премии в 1981 г., и другими, привели к доказательству ведущей роли левого полушария мозга в обеспечении абстрактнологической и речевой вербальной функции психики (центры Брока и Вернике). Вместе с ' См., например, обзор А.С. Соколова «О типологии методов художественного мышле- ния» (1994), Э.А. Голубевой «Опыт сравнения типологий В. Освальда и И.П. Павлова в све- те различных подходов к анализу индивидуальных различий» (1994) и др. Искусство резонансного пения 245 тем целый ряд современных зарубежных и отечественных работ свидетельствует о ведущей роли правого полушария в переработке эмоционально-образной невербальной информации (см. обзоры: Морозов и др., 1988; Bryden, 1982; Kimura, 1967; Darwin, 1969). Это проявляется в частности в том, что слова человек лучше по- нимает и запоминает правым ухом, а эмоциональную интонацию - левым (левое ухо анатомически связано с правым полушарием мозга, а правое ухо - с левым полушарием). Поэтому, преоблада- ние у человека активности правого или левого полушария опреде- ляет склонность его к эмоционально-образному (художники, му- зыканты) или рационально-логическому (математики, программи- сты и др.) мышлению, т.е. принадлежность человека к художест- венному или мыслительному типу (по И.П. Павлову). Наши исследования показали, что вокалисты принадлежат в большинстве своем к художественному типу, хотя определенная их часть относится и к мыслительному (см.: Морозов, 1994). Среди музыкантов, особенно композиторов, также имеются не только «художники», но и значительная часть «мыслителей» (Соколов, 1992, 1994; Петров, Бояджиева, 1996). Последнее обстоятельство важно учитывать в вокально- педагогической практике при общении педагога с уче- ником: если студент-«художник» лучше понимает эмоционально- образный язык педагога, то студент-«мыслитель» предпочитает логическое объяснение процесса пения. «Мыслитель» должен по- нять механизм умом, а «художник» легче постигает интуитивно, через эмоциональный образ и показ. Вместе с тем, «художник» и «мыслитель» есть в каждом из лю- дей, только в разных пропорциях. Существуют люди, щедро наде- ленные как мыслительными, так и художественными способно- стями (подобно Леонардо да Винчи и др.). И это дает им большие преимущества в достижении успеха как в мыслительной, так и в художественной сферах, в частности в музыкальном искусстве. «Не одно только сердце производит прекрасное, прочувствован- ное, патетическое, страстное и чарующее, - писал А. Шёнберг. - И не один только рассудок способен создавать хорошо сконст- руированное, упорядоченное, логическое и сложное. Все, что об- ладает в искусстве высшей ценностью, обязано явить и сердце и рассудок» (Шёнберг, 1989). Таким образом, хорошо развитые эмоциональная и рациональ- ная сферы - это два крыла, на которых человек поднимается к вершинам своего творчества. Абсолютный эмоционализм или го- 246 В. П. Морозов лый рационализм мало чего стоят в искусстве, как, впрочем, и в жизни. Птицы с одним крылом не летают. Но тем не менее у ху- дожника должно преобладать эмоционально-образное начало (т.е. функция правого полушария мозга), ибо оно окрашивает мышле- ние художника в яркие тона метафор, образов, сравнений, анало- гий (отсюда метод «как будто»). Преобладание левого полушария накладывает на творчество музыканта печать рационализма, что у композиторов, например, проявляется в специфике формы музы- кальных сочинений (Соколов, 1994; Петров, Бояджиева, 1996), а у певцов - в формальной передаче музыкальных интонаций и текста вокальных произведений. Певец должен видеть то, о чем он поет, тогда это увидит (ярко представит себе) и слушатель. Так, кстати, считал Шаляпин и сам обладал этим свойством в высшей степени. Обучение в классе оперной подготовки консерватории содействует этому (Жданов, 1996), но у певцов-рационалистов это чувство эмоционально-образного видения формируется трудно и проявля- ется тускло. К счастью, их меньшинство, но все же немало. Теофилю Готье принадлежит оригинальное определение му- зыки: «Музыка это самый дорогой вид шума». Таким образом, рационалист слышит в музыке шум, а музыкант-художник - в шуме леса - музыку (например, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и др.). Для определения художественного потенциала личности в пси- хологии разработаны тесты, главным образом на материале зри- тельного восприятия. Например, тест Роршаха представляет собой группы бесформенных пятен на листе бумаги. Мыслитель- рационалист ничего кроме этих пятен не видит, а человек художе- ственного склада личности увидит фигуры людей, животных и другие предметы окружающего мира, подобно тому как некоторые дети и взрослые «видят» это в бесформенных клубах облаков, об- ломков сучков веток в лесу и т.п. Видение этих фигур (вопреки «протокольной правде») объясняется сильно развитым вообра- жением у людей художественного склада личности Звуковые невербальные тесты такого рода в психологии практически отсутствуют. В связи с этим мною разработан тест на оценку эмоционального слуха, восполняющий ука- занный недостаток. _______________ Искусство резонансного пения ____________ 247 Эмоциональный слух певца Надо уметь петь гнев, сострадание, боль, шутку, насмешку, ласку, поцелуй, лу- кавство, смелость - словом, всю гамму чувствований. Б.В. Асафьев В связи со всем сказанным в главе 5 возникает немаловажная практическая проблема определения степени развитости у пев- ца эмоциональной сферы: к какому типу принадлежит поступаю- щий в консерваторию молодой певец- к художественному или мыслительному? Как показала практика, кратковременное знакомство приемной комиссии с абитуриентом не дает возможности определить его ти- пологию. Для этого существует ряд психологических и психофи- зиологических методик. И в числе наиболее эффективных - разра- ботанный мною метод оценки эмоционального слуха (Морозов, 1985, 1988, 1991, 1993, 1994, 1998). Если фонетический речевой слух обеспечивает способность че- ловека воспринимать словесное смысловое содержание речи, то эмоциональный слух (ЭС) - это способность к определению эмо- ционального состояния говорящего по звуку его голоса (на основе интонации, тембра и т.п.). В музыкальном искусстве ЭС - это спо- собность к адекватному восприятию и интерпретации тонких эмо- циональных оттенков музыкальных звуков и певческого голоса. Подобно музыкальному слуху, ЭС бывает: пассивный и ак- тивный. В отличие от речевого слуха, центр которого располо- жен в левой височной зоне мозга (центр Вернике), центр ЭС рас- положен в правой височной области. Нарушение этой зоны (на- пример при инсульте и др.) приводит к неспособности адекватно воспринимать и узнавать знакомые мелодии, голоса, эмоциональ- ную интонацию речи и пения (Балонов, Деглин, 1976; Морозов, Вартанян, Галунов и др., 1988). Тест на эмоциональный слух ДЛЯ оценки индивидуальных и типологических различий среди людей по степени развитости ЭС автором разработаны специаль- ные психоакустические тесты, представляющие собой на- боры эмоционально окрашенных фрагментов звуковой речи, пе- ния, музыки, полученные с участием профессиональных актеров, певцов, музыкантов (Морозов, 1985, 1991, 1993, 1994; Morozov, 1996, 1998). Тест на ЭС прошел многолетние испытания по оценке 248______________________ В.П. Морозов_____________________ эмоциональной сферы людей разных возрастных и профессио- нальных категорий (Морозов, Жданов, Фетисова, 1991; Морозов, Кузнецов, Сафонова, 1994; Фетисова, 1991, 1994; Серебрякова, 1995а, 19956; Морозов, 1998 и др.). Процедура исследования ЭС позволяет с достаточно высокой степенью объективности выявить способность любого человека к адекватному восприятию эмоциональной интонации и количест- венно оценить эту способность в баллах, точнее в процентах пра- вильного определения всех прослушанных эмоционально окра- шенных фрагментов речи, пения, музыки. Преимущество подоб- ных невербальных тестов над вербальными тестами-опросниками, распространенными в психологической науке, состоит в том, что с их помощью можно получить более адекватные оценки спо- собностей и свойств обследуемых людей, в частности - развитости эмоционально-эстетической сферы у вокалистов. Среднестатистический нормальный человек обладает эмоцио- нальным слухом на 60-70 баллов. Но встречаются люди с эмоцио- нальным слухом всего лишь на 10-20 баллов, что можно характе- ризовать как эмоциональную тугоухость или даже глухоту, обна- руженную, в частности, у детей, воспитывающихся в детском доме (по исследованию А.Х. Пашиной, 1991), у лиц, страдающих алко- голизмом и наркоманией (по исследованию Е.И. Серебряковой, 1995а). В то же время, имеются обладатели сверхвысокого эмо- ционального слуха (до 90-95 баллов) среди музыкантов, дириже- ров хоров, вокалистов, ведущих артистов балета (Фетисова, 1991). Дети 1-2-го классов общеобразовательной школы имеют эмоцио- нальный слух от 26% до 73%, в среднем 45-60% (баллов). Исследования показали статистически надежную корреляцию ЭС с такой психологической характеристикой, как эмпатия, т.е. способностью к сопереживанию, эмоциональной отзывчивостью (тестируемой по опроснику Меграбяна), высокую повторяемость результатов тестирования аналогичных возрастных и профессио- нальных групп людей (Морозов, 1994), что свидетельствует о ва- лидности, надежности и прогностичности теста на ЭС. Эмоциональный слух И музыкальное творчество Музыка должна говорить языком сердца. С.В.Рахманинов В течение 14 лет (с 1988 г.) мы ежегодно проводим исследова- ния ЭС у абитуриентов-вокалистов, поступающих в Московскую Искусство резонансного пения 249 консерваторию. Рассмотрим для примера результаты сравнитель- ного исследования ЭС у людей, принадлежащих к двум различным категориям (по критерию художественный - мыслительный типы): а) у абитуриентов Московской государственной консерватории 1997 г. (91 чел. - «художники») и б) у студентов Московского го- сударственного социального университета (39 чел. - «мыслите- ли»), см. таблицу 8. Таблица 8 Сравнительные уровни эмоционального слуха (%) «художников» и «мыслителей» при восприятии разных эмоций Категория Обследован- Ных Средн. М, % ЭС к восприятию разных эмоций, % радость печаль гнев страх нейтр. к-т вар.% Абит. МГК 73.4 83.3 63.9 69.2 68.9 73.3 7.2 Студ. МГСУ 67.8 79.5 64.5 53.8 62.4 75.2 13.6 Разница 5.6 4.4 -0.6 15.4 6.5 4.1 - Результаты показывают, что представители художественного типа личности - абитуриенты МГК - имеют в целом более высо- кий эмоциональный слух (73,4±3,85) по сравнению с представите- лями мыслительного типа - студентами МГСУ (67,8±4,28), а кроме того - лучшее и более равномерное восприятие отдельных эмоций (радость, печаль, гнев, страх). В целом это и обеспечивает певцам способность к эмоциональ- ной выразительности пения (активный ЭС), поскольку способ- ность к эмоциональному слышанию (пассивный ЭС) есть необхо- димое условие способности к воспроизведению эмоциональных красок в пении, музыке и музыкальности вообще (Тарасова, 1982а, 1988). Подтверждение этому мы обнаружили при исследовании ЭС, строя и ансамбля различных хоровых групп: чем выше ЭС, тем лучше показатели музыкальности (Морозов, Кузнецов, Са- фонова, 1994). В этом мы также убедились, проанализировав успеваемость студентов-вокалистов по специальности в консер- ватории за 5 лет: студенты с низким ЭС развиваются хуже и чаще отчисляются. Наши многолетние исследования показали закономерную связь эмоционального слуха с принадлежностью человека к художест- венному типу личности, в частности, к категории музыкального 250 В. П. Морозов творчества (Художественный тип..., 1994; Морозов, 1998, 1999). Высокий профессионализм в музыкальном творчестве немыслим без тонко развитого ЭС. Как справедливо писал Б.М. Теплов, «способность эмоционально отзываться на музыку должна состав- лять как бы центр музыкальности» (Теплов, 1985). Трудно пред- ставить себе выдающихся мастеров музыкального искусства - композиторов и исполнителей - с низко развитым эмоциональным слухом. Это нонсенс, если не сказать - абсурд. «Музыка должна говорить языком сердца», - писал С.В. Рахманинов (Рахманинов, 1966), как бы вторя Теплову. Высокая эмоциональная импрессив- ность, как известно, необходимое условие эмоциональной экс- прессивности. Проведенные нами в последнее время специальные исследования эмоциональной имрессивности у ведущих музыкан- тов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайков- ского - профессоров и докторов наук - показали у многих из них сто-, или почти стопроцентный ЭС (по тесту Морозова). И тем не менее наш опыт показывает, что у ряда профессио- нальных музыкантов (даже со стажем) и тем более у поступающих в МГК молодых абитуриентов нередки случаи весьма скромно и низко развитого ЭС: 60-50% и даже ниже 40%. Об этом свиде- тельствуют и гистограммы распределения абитуриентов МГК по уровню ЭС (рис. 70). Рис. 70. Сравнительные гистограммы распределения числа обследованных (в %) «ху- дожников» и «мыслителей» по уровням эмоционального слуха (ЭС, %). Обозначения: по горизонтали - уровни ЭС (%). по вертикали -число обследованных лиц (в %), обладающих тем или иным уровнем ЭС. Графики показывают, что в коллективе «художников» имеется значительно большее число лиц с высоким ЭС и соответственно меньшее число с низким ЭС (Морозов, 1998). Искусство резонансного пения 251 Причем, низкий эмоциональный слух мало изменяется при его повторных исследованиях у некоторых абитуриентов, по- ступающих в МГК иногда по 3-4 раза. Это свидетельствует о генетической обусловленности ЭС, хотя несомненна и способ- ность к его совершенствованию в процессе профессиональной музыкальной деятельности. Что касается психофизиологической природы ЭС, то неодно- кратно установленная положительная связь ЭС с эмпатией, эмо- циональностью по тесту Изарда и другими психологическими характеристиками, свойственными представителям художествен- ного типа личности, склоняет считать ЭС в значительной степени природным конституционным свойством человека, хотя и подвер- женным в определенной степени воспитательным воздействиям окружающей среды и профессиональной деятельности. В работе Е.П.Гусевой (1997) на обширном контингенте лиц музыкальных профессий выявлены статистически достоверные корреляционные связи ЭС с выраженностью личных качеств по тесту Кэттелла, от- ражающих эмоциональность и художественность натуры человека, общительность, импульсивность, артистичность, а также мечта- тельность, склонность к фантазированию, богатство воображения, свойственное творчески одаренным людям, наивность, естествен- ность и другие черты, характерные для художественного типа личности, и, в частности, - связь ЭС с более высокой лабильно- стью нервной системы по показателю вызванных потенциалов (Гусева, 1997). Природная предрасположенность к большей или меньшей эмоциональной импрессивности определяется степенью развитости эмоциогенных структур мозга (Бехтерева, 1980; Симо- нов, 1981), в частности, функций правого полушария (Хомская, 1987). Этими же факторами определяется и принадлежность музы- канта к художественному или мыслительному (рационалистиче- скому) типу творчества. Неоднократно показано, что принадлежность человека к музы- кальной профессии еще не означает принадлежности его к худо- жественному типу личности, так как среди представителей худо- жественных профессий, включая доже известных музыкантов, есть значительная часть, тяготеющих по комплексу показателей скорее к мыслительному (рационалистическому), чем к художественному типу. Художественный тип..., 1994; Голицын, Данилов, Петров, 1988; Морозов, 1994; Соколов, 1962, 1994; Петров, Бояджиева, 1996). Рационалистический тип музыкального мышления удачно оха- рактеризовал Лейбниц: «Музыка есть бессознательное упражнение 252 _____________________ В.П. Морозов_____________________ ума в математике», имея ввиду, что музыкальные созвучия нахо- дятся в определенных цифровых соотношениях друг с другом по частоте основного тона (см.: Голубев, 1997). Сказанное не означает отрицания рационального начала в му- зыкальном творчестве (о чем я уже говорил в § 5.9.), равно как и в его анализе. Но для успеха в том и другом деле, вероятно, важно, чтобы рацио и эмоцио были в необходимой мере представлены и объединены не только в одной комнате (в виде сидящих рядом специалистов), но и в одной голове. Проблема соотношения эмо- ционального и рационального в художественном творчестве была рассмотрена нами также в монографии «Искусство и наука обще- ния: невербальная коммуникация» (М., 1998) и др. Можно ли развить эмоциональный слух? В определенной сте- пени можно, как показывает наш опыт сотрудничества с педагогами (Морозов, Киселев, 1985; Морозов, Жданов, Фетисова, 1991; Жданов, 1996). Так, занятия профессора В.Ф. Жданова в классе оперной подготовки по специальной методике, разработанной на основе нашего метода тестирования эмоционального слуха, уже за полгода повышают ЭС группы студентов в среднем на 10-15% (Жданов, 1994). Но в основном ЭС - природное свойство человека, как доброта или суровость, мягкость или жесткость характера. Иногда у шестилетнего ребенка ЭС бывает выше, чем у матери, или наоборот. Проверка ЭС у детей- важный показатель природной музыкально-художественной одаренности (куда отда- вать ребенка: в музыкальную школу или, быть может, лучше в ма- тематическую?). Тем более взрослый певец: если у него слабо раз- вит ЭС, например 60% или даже 50%, что бывает у некоторых аби- туриентов консерватории, то ему трудно найти дорогу к сердцу слушателя и преуспеть в исполнительской деятельности, даже если он обладает неплохим голосом. Хороший ЭС способствует не только художественной выразительности исполнения, но и овла- дению резонансной техникой пения, поскольку резо- нансная техника базируется, как мы уже знаем, на специфических эмоционально-образных представлениях певца, вызванных вибра- ционными ощущениями. Поэтому каждому молодому певц у, прежде чем р е ш а т ь с я п о с в я т и т ь с е б я п е в ч е с к о й к а р ь е р е, н е - лишне проверить свой эмоциональный (а заодно и Искусство резонансного пения 253 вокальный) слух. Хороший ЭС нужен не только певцам, но и музыкантам-инструменталистам, актерам, дикторам радио и ТВ и другим представителям художественных профессий. Родителям не мешает проверить ЭС у своего ребенка, прежде чем отдавать его в музыкальную школу, ибо если он принадлежит не к художествен- ному, а мыслительному типу, то занятия музыкой или пением для него малоперспективное дело и к тому же - сущее наказание. Учение И.П. Павлова
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.68.161 (0.014 с.) |