![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ЭМОЦИОНАЛЬНО ОБРАЗНЫХ МЕТОДОВ В
ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ Ученые должны обладать достаточной широтой взглядов, чтобы понять, что жар- гон преподавателей пения не совсем фанта- стичен, он основан, может быть бессозна- тельно, на своеобразном комплексе все же вполне реальных физиологических факторов. В. Бартоломью Как уже не раз упоминалось, широко распространенные в во- кальной педагогике эмоционально-образные методы типа «как будто» и др., которыми пользуются мастера вокального искусства 242 В.П. Морозов в своих представлениях о певческом процессе и педагоги при обу- чении молодых певцов, часто подвергаются критике как якобы «не научные», «знахарские», чуть ли не шарлатанские, одним словом, «недостойные грамотного вокального педагога». Таких мнений за последние полстолетия общения с вокалистами мне довелось дос- таточно наслышаться и даже читать. Однако в руках талантливых вокальных педагогов этот метод делает чудеса. Чем это объяс- нить? Поэтому давно назрела необходимость научного обоснова- ния эмоционально-образных методов с позиций фундаментальных академических наук - физиологии и психологии. В значительной мере это было уже сделано мною ранее (Морозов, 1965, 1967, 1977, 1983, 1994, 2000, 2001 в и др.), а также во всех предыдущих разделах данной монографии. В этом же разделе я привожу ряд специальных психофизиологических аргументов в защиту эмо- ционально-образного метода, опираясь на труды крупнейших уче- ных - академиков И.П. Павлова, П.К. Анохина, А.А. Ухтомского, Д.Н. Узнадзе, П.В. Симонова и других, а также К.С. Станиславского. О художественном и мыслительном Типах певцов Традиция парного рассмотрения мето- дов мышления восходит к эпохе антично- сти. От древнегреческих терминов aisthetikos (чувственный, схватываемый чув- ствами) и noetikos (мыслимый, познавае- мый интеллектом) можно проследить длинный путь к современным философ- ским и эстетическим концепциям. А.С. СОКОЛОВ Сказанное в предыдущем разделе не означает, что все певцы склонны к такому образному и метафорическому представлению своего голоса. Представления певца (и педагога!) о голосе и меха- низмах его образования сильно зависят от того, к какому психоло- гическому типу принадлежит данный человек: к «эмоционально- художественному» или рационалистическому, «мыслительному». Понятие «художественного» типа человека было выдвинуто академиком И.П. Павловым наряду с понятием «мыслительного» типа. Различие между данными типами Павлов видел в том, что для «мыслителя» характерно рационально-аналитическое, поэле- ментное восприятие действительности, а для «художника» - эмо- ционально-образное, целостное восприятие. Аналогичное пред- ставление было высказано еще Б. Паскалем (1623-1663). Он писал Искусство резонансного пения 243 Рис. 69. Разные люди могут совершенно по-разному эмоционально реагировать на од- но и то же событие. Это было известно еще Гиппократу (ок. 400 л. до н.э.) Он разде- лял людей по этому признаку на четыре типа (темперамента), которые художник X. Бидструп изобразил на этом рисунке: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник. Столь же существенно могут различаться по восприятию окружающего мира предста- вители и других человеческих типов: «художники» и «мыслители» (по классификации И.П. Павлова), т.е. «лирики» и «физики». 244______________________В.П. Морозов____________________ о двух типах ума: математическом, основанном на отвлечен- ных представлениях о действительности (в котором нетрудно уз- нать «мыслителя» по Павлову) и непосредственном, для которого характерно непосредственное чувственное восприятие действительности («художник» по Павлову). «Ум сугубо матема- тический будет правильно работать... если ему заранее известны все определения и начала. В противном случае он сбивается с тол- ку и становится невыносим... А ум, познающий непосредственно, не способен терпеливо доискиваться первоначал, отвлеченных понятий, с которыми он не сталкивается в обыденной жизни и ему непривыч- ных... Математики редко бывают способны к непо- с р е д с т в е н н о м у п о з н а н и ю , а п о з н а ю щ и е н е п о с р е д - ственно - к математическому...» (Паскаль, изд. 1990). По- пытки аналогичной классификации людей в литературе можно встретить неоднократно1. Важно подчеркнуть, что «художественный» и «мыслительный» типы были выделены И.П. Павловым как специфические че- ловеческие типы, в отличие от известных четырех гиппокра- товских типов (флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник- см. рис. 69), описанных Павловым и его последователями (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева и др.) в категориях силы, подвиж- ности и уравновешенности нервных процессов и распространяе- мых им и на мир животных. Причина эмоциональности и художественной одаренности та- ится в свойствах и строении нашего мозга. Он асимметричен: ле- вое полушарие рациональное, абстрактно-логическое и речевое - там расположены речевые центры (Брока и Вернике), а правое - эмоциональное, образное и музыкальное (Морозов, Вартанян, Га- лунов и др., 1988; Симонов, 1962, 1981; Медушевский, 1993). Дан- ное явление известно в науке под названием функциональная асимметрия головного мозга (ФАМ). Исследования ФАМ, начатые еще в 1861 г. французским антро- пологом Брока (P. Broka), а также в 1874 г. Вернике (С. Wernicke) и блестяще продолженные в наше время Роджером Сперри (R.W. Sperry), удостоенным за эти работы Нобелевской премии в 1981 г., и другими, привели к доказательству ведущей роли левого полушария мозга в обеспечении абстрактнологической и речевой вербальной функции психики (центры Брока и Вернике). Вместе с ' См., например, обзор А.С. Соколова «О типологии методов художественного мышле- ния» (1994), Э.А. Голубевой «Опыт сравнения типологий В. Освальда и И.П. Павлова в све- те различных подходов к анализу индивидуальных различий» (1994) и др. Искусство резонансного пения 245 тем целый ряд современных зарубежных и отечественных работ свидетельствует о ведущей роли правого полушария в переработке эмоционально-образной невербальной информации (см. обзоры: Морозов и др., 1988; Bryden, 1982; Kimura, 1967; Darwin, 1969). Это проявляется в частности в том, что слова человек лучше по- нимает и запоминает правым ухом, а эмоциональную интонацию - левым (левое ухо анатомически связано с правым полушарием мозга, а правое ухо - с левым полушарием). Поэтому, преоблада- ние у человека активности правого или левого полушария опреде- ляет склонность его к эмоционально-образному (художники, му- зыканты) или рационально-логическому (математики, программи- сты и др.) мышлению, т.е. принадлежность человека к художест- венному или мыслительному типу (по И.П. Павлову). Наши исследования показали, что вокалисты принадлежат в большинстве своем к художественному типу, хотя определенная их часть относится и к мыслительному (см.: Морозов, 1994). Среди музыкантов, особенно композиторов, также имеются не только «художники», но и значительная часть «мыслителей» (Соколов, 1992, 1994; Петров, Бояджиева, 1996). Последнее обстоятельство важно учитывать в вокально- педагогической практике при общении педагога с уче- ником: если студент-«художник» лучше понимает эмоционально- образный язык педагога, то студент-«мыслитель» предпочитает логическое объяснение процесса пения. «Мыслитель» должен по- нять механизм умом, а «художник» легче постигает интуитивно, через эмоциональный образ и показ. Вместе с тем, «художник» и «мыслитель» есть в каждом из лю- дей, только в разных пропорциях. Существуют люди, щедро наде- ленные как мыслительными, так и художественными способно- стями (подобно Леонардо да Винчи и др.). И это дает им большие преимущества в достижении успеха как в мыслительной, так и в художественной сферах, в частности в музыкальном искусстве. «Не одно только сердце производит прекрасное, прочувствован- ное, патетическое, страстное и чарующее, - писал А. Шёнберг. - И не один только рассудок способен создавать хорошо сконст- руированное, упорядоченное, логическое и сложное. Все, что об- ладает в искусстве высшей ценностью, обязано явить и сердце и рассудок» (Шёнберг, 1989). Таким образом, хорошо развитые эмоциональная и рациональ- ная сферы - это два крыла, на которых человек поднимается к вершинам своего творчества. Абсолютный эмоционализм или го- 246 В. П. Морозов лый рационализм мало чего стоят в искусстве, как, впрочем, и в жизни. Птицы с одним крылом не летают. Но тем не менее у ху- дожника должно преобладать эмоционально-образное начало (т.е. функция правого полушария мозга), ибо оно окрашивает мышле- ние художника в яркие тона метафор, образов, сравнений, анало- гий (отсюда метод «как будто»). Преобладание левого полушария накладывает на творчество музыканта печать рационализма, что у композиторов, например, проявляется в специфике формы музы- кальных сочинений (Соколов, 1994; Петров, Бояджиева, 1996), а у певцов - в формальной передаче музыкальных интонаций и текста вокальных произведений. Певец должен видеть то, о чем он поет, тогда это увидит (ярко представит себе) и слушатель. Так, кстати, считал Шаляпин и сам обладал этим свойством в высшей степени. Обучение в классе оперной подготовки консерватории содействует этому (Жданов, 1996), но у певцов-рационалистов это чувство эмоционально-образного видения формируется трудно и проявля- ется тускло. К счастью, их меньшинство, но все же немало. Теофилю Готье принадлежит оригинальное определение му- зыки: «Музыка это самый дорогой вид шума». Таким образом, рационалист слышит в музыке шум, а музыкант-художник - в шуме леса - музыку (например, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и др.). Для определения художественного потенциала личности в пси- хологии разработаны тесты, главным образом на материале зри- тельного восприятия. Например, тест Роршаха представляет собой группы бесформенных пятен на листе бумаги. Мыслитель- рационалист ничего кроме этих пятен не видит, а человек художе- ственного склада личности увидит фигуры людей, животных и другие предметы окружающего мира, подобно тому как некоторые дети и взрослые «видят» это в бесформенных клубах облаков, об- ломков сучков веток в лесу и т.п. Видение этих фигур (вопреки «протокольной правде») объясняется сильно развитым вообра- жением у людей художественного склада личности Звуковые невербальные тесты такого рода в психологии практически отсутствуют. В связи с этим мною разработан тест на оценку эмоционального слуха, восполняющий ука- занный недостаток. _______________ Искусство резонансного пения ____________247 Эмоциональный слух певца Надо уметь петь гнев, сострадание, боль, шутку, насмешку, ласку, поцелуй, лу- кавство, смелость - словом, всю гамму чувствований. Б.В. Асафьев В связи со всем сказанным в главе 5 возникает немаловажная практическая проблема определения степени развитости у пев- ца эмоциональной сферы: к какому типу принадлежит поступаю- щий в консерваторию молодой певец- к художественному или мыслительному? Как показала практика, кратковременное знакомство приемной комиссии с абитуриентом не дает возможности определить его ти- пологию. Для этого существует ряд психологических и психофи- зиологических методик. И в числе наиболее эффективных - разра- ботанный мною метод оценки эмоционального слуха (Морозов, 1985, 1988, 1991, 1993, 1994, 1998). Если фонетический речевой слух обеспечивает способность че- ловека воспринимать словесное смысловое содержание речи, то эмоциональный слух (ЭС) - это способность к определению эмо- ционального состояния говорящего по звуку его голоса (на основе интонации, тембра и т.п.). В музыкальном искусстве ЭС - это спо- собность к адекватному восприятию и интерпретации тонких эмо- циональных оттенков музыкальных звуков и певческого голоса. Подобно музыкальному слуху, ЭС бывает: пассивный и ак- тивный. В отличие от речевого слуха, центр которого располо- жен в левой височной зоне мозга (центр Вернике), центр ЭС рас- положен в правой височной области. Нарушение этой зоны (на- пример при инсульте и др.) приводит к неспособности адекватно воспринимать и узнавать знакомые мелодии, голоса, эмоциональ- ную интонацию речи и пения (Балонов, Деглин, 1976; Морозов, Вартанян, Галунов и др., 1988). Тест на эмоциональный слух ДЛЯ оценки индивидуальных и типологических различий среди людей по степени развитости ЭС автором разработаны специаль- ные психоакустические тесты, представляющие собой на- боры эмоционально окрашенных фрагментов звуковой речи, пе- ния, музыки, полученные с участием профессиональных актеров, певцов, музыкантов (Морозов, 1985, 1991, 1993, 1994; Morozov, 1996, 1998). Тест на ЭС прошел многолетние испытания по оценке 248______________________В.П. Морозов_____________________ эмоциональной сферы людей разных возрастных и профессио- нальных категорий (Морозов, Жданов, Фетисова, 1991; Морозов, Кузнецов, Сафонова, 1994; Фетисова, 1991, 1994; Серебрякова, 1995а, 19956; Морозов, 1998 и др.). Процедура исследования ЭС позволяет с достаточно высокой степенью объективности выявить способность любого человека к адекватному восприятию эмоциональной интонации и количест- венно оценить эту способность в баллах, точнее в процентах пра- вильного определения всех прослушанных эмоционально окра- шенных фрагментов речи, пения, музыки. Преимущество подоб- ных невербальных тестов над вербальными тестами-опросниками, распространенными в психологической науке, состоит в том, что с их помощью можно получить более адекватные оценки спо- собностей и свойств обследуемых людей, в частности - развитости эмоционально-эстетической сферы у вокалистов. Среднестатистический нормальный человек обладает эмоцио- нальным слухом на 60-70 баллов. Но встречаются люди с эмоцио- нальным слухом всего лишь на 10-20 баллов, что можно характе- ризовать как эмоциональную тугоухость или даже глухоту, обна- руженную, в частности, у детей, воспитывающихся в детском доме (по исследованию А.Х. Пашиной, 1991), у лиц, страдающих алко- голизмом и наркоманией (по исследованию Е.И. Серебряковой, 1995а). В то же время, имеются обладатели сверхвысокого эмо- ционального слуха (до 90-95 баллов) среди музыкантов, дириже- ров хоров, вокалистов, ведущих артистов балета (Фетисова, 1991). Дети 1-2-го классов общеобразовательной школы имеют эмоцио- нальный слух от 26% до 73%, в среднем 45-60% (баллов). Исследования показали статистически надежную корреляцию ЭС с такой психологической характеристикой, как эмпатия, т.е. способностью к сопереживанию, эмоциональной отзывчивостью (тестируемой по опроснику Меграбяна), высокую повторяемость результатов тестирования аналогичных возрастных и профессио- нальных групп людей (Морозов, 1994), что свидетельствует о ва- лидности, надежности и прогностичности теста на ЭС. Эмоциональный слух И музыкальное творчество Музыка должна говорить языком сердца. С.В.Рахманинов В течение 14 лет (с 1988 г.) мы ежегодно проводим исследова- ния ЭС у абитуриентов-вокалистов, поступающих в Московскую Искусство резонансного пения 249 консерваторию. Рассмотрим для примера результаты сравнитель- ного исследования ЭС у людей, принадлежащих к двум различным категориям (по критерию художественный - мыслительный типы): а) у абитуриентов Московской государственной консерватории 1997 г. (91 чел. - «художники») и б) у студентов Московского го- сударственного социального университета (39 чел. - «мыслите- ли»), см. таблицу 8. Таблица 8 Сравнительные уровни эмоционального слуха (%) «художников» и «мыслителей» при восприятии разных эмоций Категория Обследован- Ных Средн. М, % ЭС к восприятию разных эмоций, % радость печаль гнев страх нейтр. к-т вар.% Абит. МГК73.4 83.3 63.969.2 68.9 73.3 7.2 Студ. МГСУ67.8 79.5 64.5 53.862.4 75.2 13.6 Разница 5.6 4.4 -0.615.4 6.5 4.1- Результаты показывают, что представители художественного типа личности - абитуриенты МГК - имеют в целом более высо- кий эмоциональный слух (73,4±3,85) по сравнению с представите- лями мыслительного типа - студентами МГСУ (67,8±4,28), а кроме того - лучшее и более равномерное восприятие отдельных эмоций (радость, печаль, гнев, страх). В целом это и обеспечивает певцам способность к эмоциональ- ной выразительности пения (активный ЭС), поскольку способ- ность к эмоциональному слышанию (пассивный ЭС) есть необхо- димое условие способности к воспроизведению эмоциональных красок в пении, музыке и музыкальности вообще (Тарасова, 1982а, 1988). Подтверждение этому мы обнаружили при исследовании ЭС, строя и ансамбля различных хоровых групп: чем выше ЭС, тем лучше показатели музыкальности (Морозов, Кузнецов, Са- фонова, 1994). В этом мы также убедились, проанализировав успеваемость студентов-вокалистов по специальности в консер- ватории за 5 лет: студенты с низким ЭС развиваются хуже и чаще отчисляются. Наши многолетние исследования показали закономерную связь эмоционального слуха с принадлежностью человека к художест- венному типу личности, в частности, к категории музыкального 250 В. П. Морозов творчества (Художественный тип..., 1994; Морозов, 1998, 1999). Высокий профессионализм в музыкальном творчестве немыслим без тонко развитого ЭС. Как справедливо писал Б.М. Теплов, «способность эмоционально отзываться на музыку должна состав- лять как бы центр музыкальности» (Теплов, 1985). Трудно пред- ставить себе выдающихся мастеров музыкального искусства - композиторов и исполнителей - с низко развитым эмоциональным слухом. Это нонсенс, если не сказать - абсурд. «Музыка должна говорить языком сердца», - писал С.В. Рахманинов (Рахманинов, 1966), как бы вторя Теплову. Высокая эмоциональная импрессив- ность, как известно, необходимое условие эмоциональной экс- прессивности. Проведенные нами в последнее время специальные исследования эмоциональной имрессивности у ведущих музыкан- тов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайков- ского - профессоров и докторов наук - показали у многих из них сто-, или почти стопроцентный ЭС (по тесту Морозова). И тем не менее наш опыт показывает, что у ряда профессио- нальных музыкантов (даже со стажем) и тем более у поступающих в МГК молодых абитуриентов нередки случаи весьма скромно и низко развитого ЭС: 60-50% и даже ниже 40%. Об этом свиде- тельствуют и гистограммы распределения абитуриентов МГК по уровню ЭС (рис. 70). Рис. 70. Сравнительные гистограммы распределения числа обследованных (в %) «ху- дожников» и «мыслителей» по уровням эмоционального слуха (ЭС, %). Обозначения:по горизонтали - уровни ЭС (%). по вертикали -число обследованных лиц (в %), обладающих тем или иным уровнем ЭС. Графики показывают, что в коллективе «художников» имеется значительно большее число лиц с высоким ЭС и соответственно меньшее число с низким ЭС (Морозов, 1998). Искусство резонансного пения 251 Причем, низкий эмоциональный слух мало изменяется при его повторных исследованиях у некоторых абитуриентов, по- ступающих в МГК иногда по 3-4 раза. Это свидетельствует о генетической обусловленности ЭС, хотя несомненна и способ- ность к его совершенствованию в процессе профессиональной музыкальной деятельности. Что касается психофизиологической природы ЭС, то неодно- кратно установленная положительная связь ЭС с эмпатией, эмо- циональностью по тесту Изарда и другими психологическими характеристиками, свойственными представителям художествен- ного типа личности, склоняет считать ЭС в значительной степени природным конституционным свойством человека, хотя и подвер- женным в определенной степени воспитательным воздействиям окружающей среды и профессиональной деятельности. В работе Е.П.Гусевой (1997) на обширном контингенте лиц музыкальных профессий выявлены статистически достоверные корреляционные связи ЭС с выраженностью личных качеств по тесту Кэттелла, от- ражающих эмоциональность и художественность натуры человека, общительность, импульсивность, артистичность, а также мечта- тельность, склонность к фантазированию, богатство воображения, свойственное творчески одаренным людям, наивность, естествен- ность и другие черты, характерные для художественного типа личности, и, в частности, - связь ЭС с более высокой лабильно- стью нервной системы по показателю вызванных потенциалов (Гусева, 1997). Природная предрасположенность к большей или меньшей эмоциональной импрессивности определяется степенью развитости эмоциогенных структур мозга (Бехтерева, 1980; Симо- нов, 1981), в частности, функций правого полушария (Хомская, 1987). Этими же факторами определяется и принадлежность музы- канта к художественному или мыслительному (рационалистиче- скому) типу творчества. Неоднократно показано, что принадлежность человека к музы- кальной профессии еще не означает принадлежности его к худо- жественному типу личности, так как среди представителей худо- жественных профессий, включая доже известных музыкантов, есть значительная часть, тяготеющих по комплексу показателей скорее к мыслительному (рационалистическому), чем к художественному типу. Художественный тип..., 1994; Голицын, Данилов, Петров, 1988; Морозов, 1994; Соколов, 1962, 1994; Петров, Бояджиева, 1996). Рационалистический тип музыкального мышления удачно оха- рактеризовал Лейбниц: «Музыка есть бессознательное упражнение 252 _____________________ В.П. Морозов_____________________ ума в математике», имея ввиду, что музыкальные созвучия нахо- дятся в определенных цифровых соотношениях друг с другом по частоте основного тона (см.: Голубев, 1997). Сказанное не означает отрицания рационального начала в му- зыкальном творчестве (о чем я уже говорил в § 5.9.), равно как и в его анализе. Но для успеха в том и другом деле, вероятно, важно, чтобы рацио и эмоцио были в необходимой мере представлены и объединены не только в одной комнате (в виде сидящих рядом специалистов), но и в одной голове. Проблема соотношения эмо- ционального и рационального в художественном творчестве была рассмотрена нами также в монографии «Искусство и наука обще- ния: невербальная коммуникация» (М., 1998) и др. Можно ли развить эмоциональный слух? В определенной сте- пени можно, как показывает наш опыт сотрудничества с педагогами (Морозов, Киселев, 1985; Морозов, Жданов, Фетисова, 1991; Жданов, 1996). Так, занятия профессора В.Ф. Жданова в классе оперной подготовки по специальной методике, разработанной на основе нашего метода тестирования эмоционального слуха, уже за полгода повышают ЭС группы студентов в среднем на 10-15% (Жданов, 1994). Но в основном ЭС - природное свойство человека, как доброта или суровость, мягкость или жесткость характера. Иногда у шестилетнего ребенка ЭС бывает выше, чем у матери, или наоборот. Проверка ЭС у детей- важный показатель природной музыкально-художественной одаренности (куда отда- вать ребенка: в музыкальную школу или, быть может, лучше в ма- тематическую?). Тем более взрослый певец: если у него слабо раз- вит ЭС, например 60% или даже 50%, что бывает у некоторых аби- туриентов консерватории, то ему трудно найти дорогу к сердцу слушателя и преуспеть в исполнительской деятельности, даже если он обладает неплохим голосом. Хороший ЭС способствует не только художественной выразительности исполнения, но и овла- дению резонансной техникой пения, поскольку резо- нансная техника базируется, как мы уже знаем, на специфических эмоционально-образных представлениях певца, вызванных вибра- ционными ощущениями. Поэтому каждому молодому певц у, прежде чем р е ш а т ь с я п о с в я т и т ь с е б я п е в ч е с к о й к а р ь е р е , н е - лишне проверить свой эмоциональный (а заодно и Искусство резонансного пения 253 вокальный) слух . Хороший ЭС нужен не только певцам, но и музыкантам-инструменталистам, актерам, дикторам радио и ТВ и другим представителям художественных профессий. Родителям не мешает проверить ЭС у своего ребенка, прежде чем отдавать его в музыкальную школу, ибо если он принадлежит не к художествен- ному, а мыслительному типу, то занятия музыкой или пением для него малоперспективное дело и к тому же - сущее наказание. Учение И.П. Павлова |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.045 с.) |