Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природная одаренность и несовершеннаяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Техника - это непрофессиональный голос Низкий в среднем уровень ВПФ в голосе непрофессиональных певцов не означает, что среди этой категории (а она весьма много- численна!) нет хороших певцов с удовлетворительными и даже высокими акустическими показателями голоса. Достаточно ска- зать, что многие поступающие в консерваторию молодые вокали- сты имеют хорошие акустические характеристики голоса. Но дру- гое дело, какой ценой эти акустические свойства достигаются, какой вокальной технологией. Бывает, что молодость и сила ком- пенсируют несовершенство техники, но это не замедлит сказаться на качестве голоса даже не в ожидаемом, а в ближайшем будущем. Поэтому задача рациональной вокальной педагогики - вооружить певца совершенной техникой, при которой его хороший природ- ный голос не деградировал бы, а развивался. Путь для этого единственный - резонансная техника, кото- рой в совершенстве владеют лучшие мастера академического пе- ния. Именно она позволяет им получать максимальный акустиче- ский эффект при минимальных физических усилиях гортани и за- щищает их голосовые связки от чудовищных перегрузок при прак- тически ежедневном пении на профессиональной сцене. Запись была произведена автором этих строк на квартире певца в процессе беседы о певческой технике в присутствии профессора Сёофийской консерватории К.К. Карапетрова (21 апреля 1988 г.). Искусство резонансного пения 363 Представления молодых певцов О технике пения Ознакомившись с представлениями мастеров вокального искус- ства о вокальной технике, любопытно сопоставить их с представ- лениями такого рода у молодых певцов. В 1999 году Отдел научно-экспериментальных исследований му- зыкального искусства Московской консерватории провел анкетный опрос 87 абитуриентов-вокалистов, допущенных приемной комисси- ей к экзаменам для поступления на вокальный факультет (28 юношей и 59 девушек). В анкете содержались вопросы о том, какое значение для данного опрашиваемого певца имеют в процессе пения ощуще- ния работы дыхания, резонаторов, голосовых связок и др. В результате обработки анкетных данных было установлено следующее1. Ощущениям дыхания 88,5% опрошенных придают боль- шое и 11,5% среднее значение. По ощущениям резонаторов 52,6% абитуриентов отда- ют предпочтение верхним, 35,9%- верхним и нижним, 11,5%- нижним резонаторам (10,3% затруднились ответить). Ощущениям голосовых связок 34,5% абитуриентов не придают или придают малое значение, 6,9% затруднились отве- тить, а 58,6% (!) придают большое или среднее значение. Таким образом, представления молодых певцов о технике пения в части значимости для них в пении тех или иных певческих ощу- щений весьма существенно отличаются от представлений крупнейших мастеров вокального искусства главным образом тем, что более половины молодых певцов ориентируются в пении на ощущения работы голосовых связок. Чем можно объяснить такое различие? Представления певца о вокальной технике зависят не только от его собственных субъективных ощущений, но и от той педаго- гической среды, в которой воспитывался данный певец, на- пример от теоретических воззрений учителя (а у певца бывает не один, даже несколько учителей), от советов других певцов, полу- ченных в порядке дружеского обмена опытом (и этими советами не пренебрегали такие выдающиеся певцы, как Л. Паваротти, взявший на вооружение совет Дж. Сазерленд «петь диафрагмой», см. § 4.7.), наконец, от знаний, почерпнутых из различного рода методических руководств по пению и т.п. 1 В данной работе участвовала студентка Центра гуманитарных знаний Московской консерватории Е.Г. Беляева. 364 В. П. Морозов Поэтому хорошо, когда все эти источники информации формиру- ют у певца представления о резонансных принципах пения, ре- зонансную идеологию звукообразования. И тогда, «примеряя» эту идео- логию к своему голосовому аппарату, он будет уже сам искать свои ин- дивидуальные пути использования «даровой энергии» резонанса. И, конечно, печально, когда источники информации твердят певцу о том, что все достоинства его голоса заключаются в искус- стве манипулирования голосовой щелью. Тогда неизбежно, по не- умолимым законам психофизиологии (см. § 5.1.6.), он приходит к «идеологии горлопения»,о пагубных последствиях которого предостерегали многие выдающиеся певцы (Л. Тетрацини, Э. Ка- рузо, С.Я. Лемешев и др.), т.е. рано или поздно, как пишет Тетра- цини, горлопение приводит к потере даже самого сильного от при- роды и красивого голоса (см. Приложение 1). Отсюда вытекает практическая важность пропаганды среди молодых певцов и вокальных педагогов принципов резонанс- ной техники пения, которой в совершенстве владеют выдаю- щиеся мастера вокального искусства. ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ Научно-практическая сущность РТИП состоит в том, что она ис- ходит из практики мастеров резонансного пения, научно анализирует, изучает и объясняет их певческий опыт (методами акустики, физио- логии и психологии), выделяет основные принципы резонанс- ного пения и рекомендует их практике вокального искусства как научно обоснованный путь овладения резонансной техникой. Сведения об особенностях техники пения мастеров вокального искусства в наших исследованиях были получены разными мето- дами: 1) это высказывания самих мастеров, по имеющимся ли- тературным данным (М. Дейша-Сионицкая, А. Иванов, С. Леме- шев, Э. Карузо, Л. Паваротти и др.); 2) специально проведенные нами интервью с певцами о технике пения (М. Рейзен, И. Пет- ров, Е. Образцова, Е. Нестеренко и др.); 3) интервью на ту же тему других авторов; 4) проведенные нами акустические исследова- ния голосов мастеров с помощью специально разработанных ком- пьютерных методов, позволяющих как бы реконструировать в о к а л ь н у ю т е х н и к у п е в ц а п о е г о г о л о с у и о п р е д е л и т ь ее резонансную природу (см. § 7.4.2.); 5) проведенные нами виброметрические исследования активности резонаторов и особенностей дыхания, а также - обследование ряда психо - ______________ Искусство резонансного пения ____________ 365 логических характеристик певцов разной квалификации, вклю- чая высококвалифицированных вокалистов; 6) исследования дру- гих авторов по литературным данным и т.п.; 7) применение всех вышеназванных методов для сравнительного исследования неквалифицированных певцов и речевого типа фонации. Таким образом, при обобщении опыта мастеров вокального ис- кусства нами были изучены и сопоставлены как их субъектив- ные ощущения и представления о механизмах собствен- ного голосообразования, так и результаты объективных аку- стико-физиологических и психологических исследований. Резуль- таты всех методов исследования представлены в тексте книги, и в приложениях. Высказывания мастеров о резонансной технике при- ведены в Приложении 1. Компьютерные исследования их голо- сов - в Приложении 2 (альбом спектров). Применение указанных методов позволило нам выделить (не- смотря на безусловные индивидуальные различия певцов) ряд об- щих, характерных для мастеров особенностей их вокальной техни- ки, о которых шла речь на страницах монографии и которые мож- но обобщить в виде пяти основных принципов резо- нансного пения и соответственно- основных принципов его формирования в процессе обучения. Принципы эти следующие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.20.112 (0.009 с.) |