Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Об акустике храмовых помещенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Теперь несколько замечаний снова о физическом резонансе, но связанном уже с акустикой храмовых помещений. Важной особенностью церковного пения, сильно влияющей на его формирование и восприятие, является особые свойства аку- стики храмов (реверберация, резонанс). В одном из рассказов В. Солоухина говорится, какое огромное эмоциональное впечатление произвел на него сильно резонирующий под куполом храма голос И.С. Козловского. Аналогичное впечатление производят также грам- записи пения в храмах Е. Нестеренко1, Б. Христова2 и других извест- ных певцов. Акустические свойства любых концертных залов явля- ются исключительно важной их характеристикой (Контюри, 1960). Певцам хорошо известно, как трудно петь в зале с плохой акусти- кой, когда голос уходит и не возвращается («как в вату»), и как легко поется в зале с хорошей акустикой. Физиологически эти яв- ления объясняются условиями слухового самоконтроля: ухудшение слышимости своего голоса непроизвольно провоцирует стремление певца усилить голос, что нередко приводит к перена- пряжению, форсированию, и как следствие, - потере вокальной позиции и переутомлению голосового аппарата. Хорошая обратная акустическая связь (слышимость собственного голоса в зале с дос- таточной реверберацией3 и резонансами), наоборот, предохраняет голос от форсирования. ' В Кафедральном соборе г. Смоленска с Московским камерным хором В. Минина, «Мелодия», 1985. 2 В храме Александра Невского в Софии, «Балкантон», 1976. Реверберация - это гулкость зала, иначе говоря, «гуляющее» по залу эхо. Ревербера- ция возникает в результате отражения звука (голоса певца, хора) от стен и потолка. Ревер- берация измеряется временем слышимости эха после прекращении звука источника (точ- нее, временем, в течение которого эхо от короткого возгласа или звукового щелчка ослаб- ляется на 60 дБ). Для измерения реверберации существуют специальные приборы - ревер- берометры. Поскольку звук распространяется с конечной скоростью (340 м/с), то понятно, что реверберация зависит 1) о т объема помещения, 2) от силы звука, порождающего эхо (певец, хор, музыкальные инструменты, стук шагов и т.п.), 3) от наличия рассеивающих звук деталей (скульптуры, колонны, барельефы), 4) от поглощения звука стенами и нахо- дящимися в зале людьми (чем больше людей и рассеивающих деталей, тем меньше ревер- берация). Практикой установлены оптимальные нормы реверберации для залов: чем больше зал, тем больше допустимое время реверберации (1,22 сек. для залов 1000 м3 и 2,24 сек. для залов 100000 м3). Например, для Колонного зала Дома союзов (объем 12500 м3) реверберация составляет 1,72 сек. при заполненном зале (при пустом зале уже 3,55 сек.). _______________ Искусство резонансного пения _________ 337 Реверберация нужна и для слушателя, т.к. придает голосу звуч- ность, «сочность», облагораживает тембр. Без реверберации голос звучит сухо, отрывисто, как-то «голо» (чем нередко «грешат» зву- козаписи, сделанные в студиях, с чрезмерно заглушённой ревербе- рацией и резонансом'). Для храмовых помещений нормы реверберации, определяемые их архитектурными особенностями и традициями, существенно больше, нежели для обычных концертных залов. Это явно слышит- ся в грамзаписях церковных песнопений, произведенных в храмах. Наряду с реверберацией большую роль в акустике храмов (и других залов) играют явления резонанса, вследствие образова- ния стоячих звуковых волн. Таким образом, гулкость храма (и любого зала) зависит как от реверберации, так и от резонансов, и явления эти при ближайшем их рассмотрении имеют общую акустическую природу2. Хорошим акустическим свойствам храмов - формированию ре- зонанса и реверберации - сильно способствует их куполооб- разная форма. Купол обладает удивительным свойством соби- рать рассеянные в зале звуковые волны, концентрировать их и снова отражать вниз, подобно тому, как рефлектор автомобильной фары отражает свет, освещая дорогу. Это явление хорошо демон- стрирует «порхающее эхо», которое можно услышать при входе в фойе Большого зала Московской консерватории. Купол настолько резко усиливает стук шагов, что вызванное им эхо многократно начинает «порхать» между полом и куполом3. Акустические свой- ства купола зависят от его конструктивных особенностей: формы кривизны поверхности, соотношения высоты и ширины, наличия на его поверхности рассеивающих деталей и т.п. При этом чем выше и шире купол, тем более низкие частоты он способен кон- 1 Существуют абсолютно безэховые камеры для специальных научных целей, в кото рых приняты меры для полного устранения эха и резонансов с помощью сильных звукопо глощающих покрытий стен, потолка и даже пола. Мне приходилось работать в такой каме ре для изучения инфразвуков певческого голоса. Голос в этих звукозаглушенных камерах звучит крайне бедно, необычно тихо, и петь певцу в таких условиях чрезвычайно трудно. 2 Известно, что резонанс связан с образованием «стоячей волны», которая образуется в результате отражения бегущей волны от противоположной стенки резонатора и совпадения узлов и пучностей прямой и отраженной волны. Поэтому в помещении всегда имеет место как явление реверберации, так и резонанса. ' Порхающее эхо здесь несомненно допущено архитекторами как занимательное явле- ние. Однако столь сильная несмолкающая реверберация недопустима в концертных залах, т.к. накладываясь на последующие звуки (голоса или музыки) искажает и затрудняет вос- приятие. Поэтому и существуют нормы реверберации для разных концертных залов и сту- дий. В самом же Большом зале Московской консерватории реверберация оптимальная и зал этот по праву считается одним из лучших для звукозаписи и концертной деятельности. 338______________________ В.Л. Морозов_____________________ центрировать и отражать. Поэтому низкий бас протодьякона (да и любой голос) производит совсем иное впечатление в храме с высо- ким и широким куполом, чем в помещении с плоским потолком1. Для улучшения резонансных свойств храмов с древних времен используется не только особая форма купола, но и вмурованные в стену «голосники», т.е. особой формы пустотелые глиняные со- суды, выполняющие роль резонаторов Гельмгольца (см. гла- вы 1, 2), т.е. избирательно усиливающие необходимые звуковые частоты спектра певческого голоса. Традиция использования голос- ников-резонаторов в русских храмах, по-видимому, пришла из Гре- ции вместе с христианством. Как известно, голосники-резонаторы использовались еще в древнегреческих амфитеатрах (под открытым небом), где тысячи их размещались под сидениями зрителей, созда- вая отличную слышимость звуков со сцены (об этом, в частности упоминает народный артист СССР Алексей Иванов - в связи с важ- ной ролью резонаторов для певческого голоса, - см.: Иванов, 1963). Таким образом, мы рассмотрели ряд резонансных особенностей церковного пения, определяющих его специфические свойства об- разования и восприятия. Высоко вздымающиеся вверх купола церквей являются не только архитектурно-эстетическим отличием храмов от иных построек или символом молитвенных устремлений к Всевышнему, но и важнейшим (и сложнейшим) акустическим сооружением для усиления звучания и особого преобразования - с помощью резонанса и реверберации - как сольных, так и хоровых церковных песнопений. * * * Вокально-техническая сторона церковного пения всегда была предметом непрестанной заботы регентов (Никольский, 1916). Возрождающееся сегодня искусство церковного пения переживает пока что не лучший период своего развития. Это касается, по мне- нию церковных специалистов, многих его аспектов, в том числе - и вокально-технической стороны, которая нуждается в серьезном усовершенствовании (Асмус, 1997). В этой связи думается, что из- ложенные в книге научно-практические основы резонансного пения, берущие начало, как выясняется, в древних церковных традициях, должны быть полезны и для современных церковных певцов. 1 Как, вероятно, уже догадывается читатель, положительная роль купола храма как бы аналогична роли купола твердого неба певца в формировании его голоса (см. об этом § 3.9.) Искусство резонансного пения 339 ГЛАВА 7. ОСНОВНЫЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РТИП Резонансная теория искусства пения (РТИП) - новая психофи- зиологическая концепция профессионального певческого голосо- образования, основанная на научно-экспериментальном доказа- тельстве ведущей роли резонаторной системы голосового аппарата в формировании высоких технических и эстетических качеств го- лоса, а также на обобщении опыта выдающихся мастеров вокаль- ного искусства - певцов и вокальных педагогов, их высказываний о резонансной технике пения, о необходимости максимальной ак- тивизации резонаторной системы. РТИП объясняет возможность достижения при минимальных физических напряжениях органов голосообразования большой си- лы певческого голоса, красоты тембра, звонкости и полетности звука, высоких фонетических качеств вокальной речи - дикции, легкости и неутомимости голосообразования, долговечности про- фессиональной сценической деятельности певца. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ РТИП
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.97 (0.009 с.) |