Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория функциональных систем

Поиск

П.К. Анохина

В учении А.А. Ухтомского о доминанте заложены уже пред-

ставления о двигательной деятельности как о системном, целена-

правленном процессе, содержится физиологическое объяснение

9-4056

258______________________ В.П. Морозов_____________________

целесообразности наших действий по отношению к решению ка-

кой-либо задачи. Еще ранее такого рода системные представления

о двигательном акте были высказаны И.М. Сеченовым (Сеченов,

1952) и, конечно, И.П. Павловым в его учении о высшей нервной

деятельности. Дальнейшее развитие этих научных идей было

предпринято академиком П.К. Анохиным, который разработал

теорию функциональных систем (Анохин, 1975), а также

его учениками и последователями (проф. В.Б. Швырков, проф.

Ю.И. Александров и др.).

Функциональная система по Анохину - это определенная орга-

низация активности различных двигательных и чувствительных

элементов организма, приводящая к достижению соответствующего

полезного результата. Она формируется в процессах проб и

ошибок (генетически и в индивидуальном обучении) и подвергается

соответственному отбору. Соотношение организма со средой

представляет собой иерархию функциональных систем, услож-

нявшуюся в процессе эволюции. Согласно теории функциональ-

ных систем, поведение целенаправленно благодаря тому, что на-

правляется опережающим отражением действительно -

сти, т.е. образом желаемого результата или целью того

или иного действия. Этим определяется целесообразность и эф-

фективность наших действий, направленных на достижение каких-

либо результатов. Начало и развитие любого действия происходит

под определяющим влиянием цели и под контролем органов

чувств (мышечного чувства, осязания, слуха, зрения и др.), кото-

рые дают знать человеку (или животному), в какой степени ре-

зультат достигнут или достигается. Достигнутые реальные резуль-

таты тоже сличаются с акцептором результатов действия. Этот

контрольный процесс Анохин назвал обратной афферента-

цией (еще до того как Н. Винером и другими кибернетиками было

выдвинуто понятие «обратной связи»).

Таким образом, основное для нас в теории П.К. Анохина - это

понятие «опережающего моделирования». Это как бы образ це-

ли, к которой стремится живой организм и программа действий,

необходимых для достижения этой цели под контролем органов

чувств. В музыкальном творчестве это может быть, например, об-

раз звучания музыкального произведения, созданный творческим

воображением исполнителя.

Искусство резонансного пения 259

Так, дирижер Г.Л. Ержемский1 считает, что в процессе дирижиро-

вания он должен руководствоваться не только сиюминутным звучани-

ем оркестра в соответствии с партитурой, но и предвидеть это звуча-

ние на много тактов вперед. Более того, хороший дирижер, считает

Ержемский, должен постоянно держать в своем сознании образ

всего музыкального произведения. «Дирижер, действуя в настоя-

щем, делая выводы из прошлого, постоянно находится как бы в буду-

щем, строя целенаправленную перспективу развертывания своих

предстоящих созидательных действий. Этот парадокс пронизывает

всю его деятельность, являясь основополагающим принципом дири-

жерского исполнительства. Моделируя желаемый будущий

результат (разрядка моя- В.М.), профессиональный дирижер все-

гда стремится к целостному опережающему охвату произведения, к

развертыванию исполнительского процесса в пространстве и времени.

Подобное опережающее отражение дает ему возможность не

только регулировать «чужие» действия, но и внутренне воссоздавать

произведение, ощущая его как объемную, целостную, глубоко лично-

стную художественную конструкцию». И далее: «...система дирижи-

рования является проявлением единства образа-цели и практических

средств по ее реализации» (Ержемский, 1993).

Прекрасно сказано! И практически - о том, о чем говорит теория

Анохина и говорим мы о роли воображения певца в овладении им ре-

зонансной техникой пения.

Что касается проблемы резонансного пения, то здесь, как

мы видим, согласно теории функциональных систем, также присутст-

вует образ цели, который у певца связан с максимальной активи-

зацией резонаторов (близкий резонирующий звук, резонирующее ды-

хание) и средствами контроля достижения этой цели - вибрационны-

ми ощущениями, отражающими активность резонаторов.

Важно отметить, что в соответствии с теорией функциональных

систем осуществляются движения, направленные на достижение

не только реальных, но и воображаемых целей. Например, в

процессе разговора человек нередко жестикулирует, как бы пояс-

няя жестами, позой и мимикой возникающие в процессе разговора

воображаемые события. Поэтому реакция человека на предлагае-

мое воображаемое событие, согласно уже знакомому нам ме-

тоду «как будто», также протекает по принципу реальной функ-

циональной системы. Ибо наш метод «как будто» также создает

образ цели, правда, цели воображаемой. Но если он отражает образ

реальной цели, т.е. резонансного пения, то процесс достижения ее

1 Г.Л. Ержемский - известный дирижер симфонического оркестра, доктор психологиче-

ских наук и искусствоведения, академик академии акмеологии, автор интересной книги

(«Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика». СПб,

1993), которая, мне думается, безусловно полезна и для хоровых дирижеров.

260 В.П. Морозов

(моделирования желаемого результата) будет столь же эффектив-

ным. А если в воображаемом образе цели будут более ярко под-

черкнуты качества резонансного пения, то - еще более эффектив-

ным. Поэтому мастера вокального искусства и выбирают нередко в

качестве образа цели музыкальный инструмент, отождествляя себя,

например, с органом, тубой, виолончелью, которые и по звучанию и

по ощущению вибрации корпуса инструмента знакомы певцам и хо-

рошо демонстрируют принцип резонансного звукообразования.

Об отождествлении голосового аппарата певца с виолончелью го-

ворил и писал, например, Ф.И. Шаляпин. Известен случай, когда на

одной репетиции оперы он вышел из-за кулис и начал внимательно

вслушиваться в звучание оркестра, чем вызвал беспокойство дириже-

ра: уж не слышит ли прославленный певец неточность интонации или

еще чего-нибудь плохого? Но Шаляпин успокоил дирижера: «Я, -

сказал он, - учусь звукообразованию у виолончелей». И в самом

деле, прислушайтесь, как тягуче, кантиленно, «по виолончельно-

му» резонансно звучит его голос, например, в «Персидской песне»,

«Ноченьке» да и везде...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.81.186 (0.007 с.)